ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

(БАКАЛАВР, СПЕЦИАЛИСТ, МАГИСТР)

 

Учебное пособие

 

 

Омск 2009

 


ББК 74.580.252.4

    В 927

Печатается по решению

Научно-методического совета

Омского государственного

Педагогического университета

 

Вишняков И.А., Баженова А.Н. Выпускная квалификационная работа студентов психолого-педагогического профиля: Учебное пособие. 3-ье издание. Переработанное и дополненное. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. – 56 с.

 

 

Данное учебное пособие призвано помочь студенту психолого-педагогического профиля сформировать основное представление о содержании и форме Выпускной Квалификационной Работы (ВКР) выпускника высшего учебного заведения. В соответствии с действующими стандартами высшего профессионального образования в настоящее время существует три вида ВКР: выпускная работа бакалавра, дипломная работа специалиста и магистерская диссертация. Они все называются ВКР в государственных документах, но к ним предъявляются различные требования. В то же время, все виды ВКР могут быть выполнены по предлагаемым в данных рекомендациях образцам (содержанию и форме). Нормы оценки работ и процедура защиты являются общими для всех видов ВКР, хотя и имеют свои особенности. Поэтому предлагаемые в учебном пособии рекомендации могут быть полезны всем тем, кто выполняет ВКР.

 

© Вишняков Игорь Августович, Баженова Анжела Нурбиевна.

© Омский государственный педагогический университет, 2007 г.


 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.
1.Общая характеристика выпускной квалификационной работы 4
1.1.Государственные требования к выпускным квали- фикационным работам (ВКР) 5
1.2.Темы и типы ВКР 10
1.3.Варианты целей ВКР 17
2.Структура ВКР 20
2.1."Введение" 20
2.2."Глава 1" как теоретическая характеристика рассматриваемого вопроса 32
2.3."Глава 2" как описание организации и проведения исследования 35
2.4."Глава 3" как изложение результатов исследования 39
2.5."Выводы" 41
2.6."Заключение" 42
2.7."Литература" 42
2.7.1.Варианты списков литературных источников 42
2.7.2.Требования к оформлению списка литературы 43
2.8.Приложения 45
3.Оформление ВКР 47
3.1.Образец титульного листа 48
4.Оценка ВКР 49
4.1.Общая характеристика и критерии оценки 49
4.2.Отзыв научного руководителя 50
4.3.Рецензия 52
5.Защита дипломной работы 55
6.Заключение или пожелания авторов 57

 


 


Общая характеристика

 выпускной квалификационной работы.

 

Выпускная квалификационная работа (в дальнейшем - ВКР) является выражением всех тех знаний, умений и навыков, которые сформировались, выработались у студента за период обучения в высшем учебном заведении. Профессиональные знания, умения и навыки студент использует при рассмотрении темы или проблемы, относящейся к сфере его профессиональной деятельности. Процесс рассмотрения, изучения, исследования темы или проблемы и его результаты излагаются в виде текста, который и является выпускной квалификационной работой. Тема ВКР определяется как личными научно-практическими интересами студента, так и научно-профессиональными интересами руководителя. Определение темы ВКР является наиболее важным действием, так как тема определяет тип ВКР, основное содержание ВКР и ее форму. Тем не менее, вне зависимости от темы выполнение ВКР подчиняется определенным требованиям.

Существуют государственные требования к ВКР, определенные в соответствующих документах Министерства образования России. Кроме этого имеются сложившиеся требования конкретной научно-педагогической школы, существующей в вузе. Вместе с государственными требованиями, требования данного вуза и определяют конкретные формы и содержания ВКР. В данном учебном пособии представлен вариант сочетания государственных требований и требований Омского государственного педагогического университета и Факультета психологии и педагогики.

Выпускная квалификационная работа по психолого-педагогическому профилю отличается тем, что как по содержанию, так и по форме находится в пространстве, соединяющем гуманитарные, естественные и социальные науки. Конкретная работа, в зависимости от темы, может расположиться ближе к любому из этих трех типов наук. В соответствии с этим расположением появится определенная специфика, как в содержании, так и в форме работы. Это составляет определенную дидактическую трудность при формировании общих рекомендаций выполнения и написания ВКР по психолого-педагогическому профилю. Прочитав пример некоторой части содержания ВКР, студент почти всегда имеет возможность представить такую ситуацию, в которой этот пример станет неудачным, или даже неподходящим. Это произойдет в том случае, если пример приведен для более естественнонаучной работы, а студент, читающий данный пример, выполняет более гуманитарную тему. Понимая это, мы тем не менее решились дать наиболее общие рекомендации для выполнения ВКР по психолого-педагогическому профилю в Омском государственном педагогическом университете. И надеемся, что предлагаемые рекомендации в любом случае будут полезны всем студентам.

1.1.Государственные требования к выпускным квалификационным работам (ВКР).

Здесь приводится фрагмент государственного положения, характеризующего требования к выпускной квалификационной работе. В особых комментариях он не нуждается.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению

«Выпускник высших учебных заведений в Российской Федерации»

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о выпускных работах и итоговых экзаменах в высших учебных заведениях Российской Федерации

 

1. Общие положения

Выполнение выпускной квалификационной работы - выпускной работы обучающегося по программе бакалавра, дипломной работы (проекта) обучающегося по программе дипломированного специалиста, магистерской диссертации обучающегося в магистратуре является обязательным заключительным этапом обучения студента на соответствующей ступени высшего профессионального образования. Исключение из этого положения может быть сделано только Министерством образования Российской Федерации.

1.1. Общие требования к содержанию, форме и цели выполнения выпускной квалификационной работы являются различными в зависимости от особенностей образовательной программы конкретного направления или специальности, ступени образования, учебного времени, выделяемого профессиональной образовательной программой на подготовку выпускной работы. Они должны соответствовать государственным образовательным стандартам в части требований к минимуму содержания, уровню подготовки выпускников и итоговой аттестации.

1.2. Конкретные требования к содержанию, объему, структуре, формам представления выпускных квалификационных работ, итогового и междисциплинарного итогового экзаменов определяются методическими указаниями, которые разрабатываются профилирующими кафедрами применительно к реализуемым ими направлениям или специальностям на основании настоящего Положения, соответствующих государственных образовательных стандартов в части требований к минимуму содержания и качеству подготовки выпускников, ведомственных нормативных документов, согласованных с Министерством образования Российской Федерации, и утверждаются Ученым советом высшего учебного заведения.

1.3. Итоговые и междисциплинарные итоговые экзамены проводятся только по дисциплинам, входящим в обязательный минимум содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых в высшем учебном заведении.

1.4. Расписание работы каждой государственной экзаменационной комиссии, согласованное с председателем комиссии, утверждается проректором по учебной работе высшего учебного заведения (руководителем структурного подразделения) по представлению декана факультета (заведующих профилирующих кафедр) и доводится до общего сведения не позднее чем за месяц до начала соответствующего аттестационного испытания.

1.5. Расписание всех видов итоговой государственной аттестации утверждается ректором высшего учебного заведения (руководителем структурного подразделения) и доводится до общего сведения не позднее, чем за месяц до начала аттестационных испытаний.

 

2. Выпускная работа бакалавра.

По своему назначению, срокам подготовки и содержанию выпускная работа бакалавра является учебно-квалификационной. Она предназначена для выявления подготовленности выпускника к продолжению образования по образовательно-профессиональной программе следующей ступени и выполнению профессиональных задач на уровне требований государственного образовательного стандарта в части, касающейся минимума содержания и качества подготовки. Выпускная работа должна быть связана с разработкой конкретных теоретических или экспериментальных вопросов, являющихся частью научно-исследовательских учебно-методических и других работ, проводимых кафедрой. По решению кафедры в качестве выпускной работы бакалавра могут быть приняты статьи, опубликованные или подготовленные лично студентом, а также научные доклады, представленные выпускником на студенческих конференциях молодых ученых и др.

2.1.Выпускная работа бакалавра должна являться результатом разработок, в которых выпускник принимал непосредственное участие. При этом в выпускной работе или в отзыве на нее организации, где проводились указанные исследования, должен быть отражен личный вклад автора в используемые в работе результаты.

2.2.Выпускная работа бакалавра выполняется на 4-м году обучения (8-й академический семестр). Затраты времени на подготовку выпускной работы бакалавра определяются учебным планом образовательного направления в объеме не менее 300 часов.

2.3.Тематика выпускной работы бакалавра определяется в соответствии с перечнем общепрофессиональных и специальных дисциплин государственного образовательного стандарта в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки соответствующего направления. Темы выпускной работы бакалавра разрабатываются профилирующей кафедрой и утверждаются заведующим кафедрой.

2.4.При выполнении выпускной работы кафедрой назначается научный руководитель работы из числа преподавателей или научных сотрудников кафедры. По предложению руководителя выпускной работы в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам выпускной работы из числа научно-педагогических сотрудников других кафедр (факультетов) вуза и организаций.

2.5.Выпускная работа представляется в Государственную аттестационную комиссию не позднее, чем за 2 недели до назначенного срока защиты. Для проведения защиты комиссия назначает одного рецензента из научно-педагогических сотрудников кафедры. При необходимости в качестве рецензентов могут привлекаться сотрудники других кафедр факультета. На выпускную работу рецензент представляет в комиссию письменный отзыв.

2.6.Защита выпускной работы бакалавра осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. Продолжительность защиты выпускной работы, как правило, не должна превышать 45 минут, причем на доклад выпускника отводится не более 15 минут (если это не противоречит соответствующему государственному образовательному стандарту в части требований к итоговой аттестации выпускников).

3. Дипломная работа (проект)

3.1. Выпускная работа дипломированного специалиста - дипломная работа (проект) представляет собой квалификационную работу и имеет своей целью выяснение подготовленности выпускника для самостоятельного выполнения профессиональных задач в производственных, научно-исследовательских, образовательных организациях, государственных структурах и других сферах деятельности в соответствии с полученной специальностью (специализацией).

3.2. Дипломная работа (проект) специалиста должна представлять собой законченное исследование, связанное с разработкой опытно-конструкторских, технологических, прикладных (научно-производственных), учебно-педагогических и других производственных задач в соответствующей профессиональной области. По решению профилирующей кафедры в качестве выпускной работы могут быть приняты опубликованные статьи в центральных научных журналах и научные доклады на международных, республиканских и отраслевых конференциях, в которых излагаются новые научно-исследовательские или научно-прикладные результаты, полученные лично автором.

3.3. Дипломная работа (проект) специалиста выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных выпускником в течение всего срока обучения. При этом тема дипломной работы определяется перечнем специальных и общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки по соответствующей специальности.

3.4. Выпускная работа специалиста выполняется в течение последнего семестра после завершения академической программы обучения. Время, отводимое на подготовку дипломной работы, определяется учебным планом специальности, разработанным на основе соответствующего государственного образовательного стандарта в части требований к государственной итоговой аттестации, в объеме 400-700 часов (из расчета 54 часа в неделю).

3.5. Темы выпускных работ специалиста разрабатываются соответствующей профилирующей кафедрой и утверждаются заведующим кафедрой. Обучающийся имеет право выбрать тему выпускной работы (проекта) или предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

3.6. При выполнении дипломной работы (проекта) решением кафедры назначается научный руководитель работы из числа преподавателей или научных сотрудников кафедры, утверждаемый деканом факультета. По предложению руководителя выпускной работы в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам выпускной работы из числа научно-педагогических сотрудников других кафедр (факультетов) вуза или сторонних организаций. Руководителями выпускной работы могут быть также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других учреждений и предприятий, как правило, тех, где проходила преддипломная практика обучающегося.

3.7. Выполнение выпускником очной и очно-заочной формы обучения дипломной работы (проекта), как правило, осуществляется непосредственно в вузе с предоставлением ему рабочего места, лабораторного оборудования и технических средств, необходимых для работы. При необходимости по решению выпускающей кафедры дипломная работа (проект) может выполняться в других научных и проектно-конструкторских учреждениях, на предприятиях и в организациях.

3.8. Дипломная работа представляется в Государственную аттестационную комиссию не менее чем за 2 недели до назначенного срока ее защиты.

3.9. Для проведения защиты дипломной работы заведующий выпускающей кафедры назначает рецензента из числа научно-педагогических сотрудников или высококвалифицированных специалистов образовательных, научно-исследовательских, производственных и других учреждений и организаций при необходимости в качестве рецензента могут привлекаться сотрудники смежных кафедр факультета (вуза). По итогам рассмотрения диссертации рецензент представляет в комиссию письменный отзыв.

3.10. Защита дипломной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. Продолжительность защиты, как правило, не должна превышать 45 минут, причем на доклад выпускника отводится не более 20 минут

(если это не противоречит соответствующему государственному образовательному стандарту в части требований к итоговой аттестации выпускников).

 

4. Магистерская диссертация

4.1. Выпускная работа обучающегося в магистратуре магистерская диссертация представляет собой научно-квалификационную работу, выполняемую на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в течение всего срока обучения в вузе (6 лет) по выбранному направлению подготовки высшего профессионального образования. Она предназначена для выявления подготовленности магистранта к научно-исследовательской либо научно-педагогической работе или продолжению образования в аспирантуре.

4.2. Магистерская диссертация должна являться итогом научно-исследовательской и (или) научно-педагогической работы магистранта, связанной с разработкой конкретных теоретических задач, учебно-методических материалов, научно-производственных и научно-педагогических задач прикладного характера, опытно-конструкторских проектов творческих проблем, определяемых спецификой образовательного направления. По решению выпускающей кафедры в качестве выпускной работы могут быть приняты опубликованные статьи в центральных научных журналах и научные доклады на международных, республиканских и отраслевых конференциях, в которых излагаются новые научно-исследовательские результаты, полученные лично автором.

4.3. Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, определяется учебным планом магистратуры, разработанным на основе соответствующего государственного образовательного стандарта в части требований к государственной итоговой аттестации, и составляет не менее 50% общего времени обучения в магистратуре.

4.4. Темы магистерских диссертаций разрабатываются выпускающей кафедрой и утверждаются Ученым советом факультета. Магистрант может предложить для подготовки выпускной работы собственную тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

4.5. Руководитель магистерской диссертации назначается приказом проректора по учебной работе (декана факультета) по представлению выпускающей кафедры. В качестве руководителя магистерской диссертации могут назначаться профессора и доценты (доктора или кандидаты наук) выпускающей кафедры, родственных кафедр (факультетов) данного или других вузов, доктора и кандидаты наук научных и научно-производственных учреждений, а также высококвалифицированные специалисты государственных, общественно-политических и творческих организаций.

4.6. В случае если выпускная работа магистра имеет междисциплинарный характер или связана частично или полностью с тематикой организации, где проходила научно-исследовательская работа магистранта выпускающей кафедре предоставляется право приглашать научных консультантов по отдельным разделам выпускной работы. В качестве консультантов могут приглашаться научно-педагогические сотрудники смежных кафедр (факультетов), других высших учебных заведений, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты научных, научно-производственных, проектно-конструкторских учреждений и других государственных организаций.

4.7. Работа над магистерской диссертацией выполняется обучающимся непосредственно на выпускающей кафедре с предоставлением ему рабочего места, необходимого оборудования и технических средств или в научных, научно-производственных и других организациях, с которыми было связано выполнение научно-исследовательской работы магистранта.

Темы и типы ВКР

 

Наиболее важным шагом в процессе работы над ВКР является определение темы выпускной работы.

Выпускающая кафедра ежегодно предлагает для выбора студентам список тем ВКР, формируя его в соответствии с научными и практическими интересами преподавателей, а также, учитывая тематику курсовых работ, которая может разрабатываться и на уровне выпускных работ. При определении темы выпускной работы конкретного студента могут учитываться и его личные интересы.

Формулировка темы ВКР согласуется студентом совместно с преподавателем в начале учебного года (сентябрь-октябрь) выпускного курса. После этого студент не имеет права самостоятельно менять тему ВКР.

Выполнение студентом работы по самостоятельно определенной теме рассматривается как невыполнение ВКР и оценивается «неудовлетворительно» научным руководителем. С текстом такой работы студент не допускается к защите ВКР.

Каждая тема ВКР предполагает, что для ее раскрытия необходимо:

- сформулировать цель работы (исследования) как желаемый результат, который Вы пытаетесь получить совершая все свои действия по исследованию выбранной темы;

- определить объект работы (исследования) – вид, направление, раздел профессиональной деятельности специалиста, который объективно существует и является средством решения существующих проблем для специалиста;

- определить предмет работы (исследования) – аспект рассмотрения объекта, содержание действий специалиста, позволяющих решить проблему его профессиональной деятельности;

- сформулировать гипотезу работы (исследования) – то есть предположение о том, какие действия, какая последовательность действий профессионала (психолога и педагога) и как повлияет на достижение им цели своей деятельности;

- определить эмпирическую базу (основу) – состав и количество тех людей, которые будут подвергаться обследованию в процессе выполнения работы.

Сформулированные и определенные цель, объект, предмет и гипотеза работы определят те виды исследовательских и практических действий или деятельностей, которые должен совершить студент, чтобы выполнить ВКР. Эти действия и деятельности могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от цели, объекта и предмета изучения.

►Обратите внимание!

Например. Тема "Индивидуальное консультирование как вид профессиональной деятельности социального педагога или психолога" может выполняться в нескольких направлениях:

1 направление: Изучение освоенности навыков индивидуального консультирования студентами психолого-педагогических специальностей. Объект изучения - индивидуальное консультирование. Предмет изучения - навык консультирования. Эмпирическая база – студенты факультета психологии и педагогики педвуза. Действия автора ВКР - создать условия, в которых проявится навык консультирования у студентов (то есть студент будет консультировать реального клиента, а не рассказывать про это), и определить степень его сформированности с помощью специального диагностического средства.

2 направление: Изучение эффективных технологий индивидуального консультирования, используемых практикующими психологами. Объект изучения - индивидуальное консультирование. Предмет изучения - технологии консультирования. Эмпирическая база - практикующие психологи. Действия автора ВКР - на основе анализа литературы выделить эффективные технологии консультирования, зафиксировать (например, пронаблюдать) использование данных технологий у необходимого числа практикующих педагогов и психологов (12-17 чел.) с достоверным числом клиентов (12-17 чел.).

3 направление: Изучение влияния индивидуального консультирования на последующее поведение клиента. Объект изучения - индивидуальное консультирование. Предмет исследования - взаимодействие консультирования и поведения. Эмпирическая база - клиенты консультанта. Действия автора ВКР - зафиксировать поведение клиента до консультирования (практически невозможно это сделать достоверно до обращения к консультанту), зафиксировать поведение клиента после консультирования (сделать это очень трудно, если не ходить за клиентом по пятам несколько недель), по заданным критериям определить разницу в поведении.

4 направление: Изучение использования эффективных технологий индивидуального консультирования студентом в период педагогической практики и влияние их на поведение клиента. Объект изучения - индивидуальное консультирование. Предметы изучения - навыки студента, технологии консультирования, поведение клиента. Эмпирическая база - студенты, клиенты. Действия автора ВКР - смотри все действия в предыдущих трех вариантах. Их нужно выполнить все!

►Обратите внимание!

Дата: 2019-03-05, просмотров: 185.