Тест: Как создать идеальную команду?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выберите основные отличительные признаки управленческой команды:

1. В команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом.

2. В команде один за всех и все за одного.

3. Все члены команды — единомышленники.

4. В команде важны вертикальные связи и формальные правила ее жизни.

5. Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу. Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям. Принятие индивидуальности друг друга.

6. Команда включает оптимальный состав по распределению ролей: генераторы — критики-организаторы.

7. В команде господствует культ буквы, а не мысли.

8. В команде полноценная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма.

9. В команде преобладает мотивация к достижению цели и готовность к риску.

10. В команде присутствует культ власти. Авторитет утверждается по должности, а не по заслугам.

11. Члены команды хорошо сотрудничают друг с другом. Умеют выслушивать мнения друг друга, готовы к компромиссу.

Эффективную команду характеризуют утверждения под номерами 2, 3,

5, 6, 8, 9, 11.

 

4. Темы рефератов по данному разделу:

1. Модели управления изменениями

2. Этапы управления организационными изменениями

3. Управление организационными изменениями: мониторинг и контроль

4. Экспертное и процессное консультирование при проведении изменений

5. Командные формы участия в проводимых изменениях в организации

6. Лидерство как стиль проведения организационных изменений

7. Роль руководителя при проведении организационных изменений

8. Компетентность руководителей для проведения изменений

9. Причины сопротивления персонала организационным изменениям

10. Роль менеджера по персоналу в управлении организационными изменениями.

 

Тест для самоконтроля

 

1. Причина организационных изменений – это:

А) недовольство персонала организации;

Б) внешние факторы влияния; В) старение организации;

Г) конкуренция.

 

2. Жизненный цикл организации - это:

А) предсказуемое состояние в деятельности и поведении организации; период, проживаемый организацией в рамках однотипных ценностных.

Б) определенная последовательность предсказуемых состояний в течение длительного времени существования организации.

 

3. Образуйте пары из нижеследующих понятий:

 

рост через креативность кризис автономии

 

рост через директивное руководство кризис волокиты

 

рост через делегирование кризис лидерства

 

рост через координацию кризис контроля

 

рост через сотрудничество кризис психологической пресыщенности

 

4. Основные параметры, учитываемые в модели Л. Грейнера:

А) возраст организации; размер организации; этапы эволюции; этапы революции; темпы роста отрасли.

Б) рост через креативность; рост через директивное руководство; рост через делегирование; рост через координацию; рост через сотрудничество.

 

5. Стадии жизненного цикла по И.Адизесу:

А) зарождение; младенчество; давай-давай; юность; расцвет; стабилизация; аристократизм; ранняя бюрократизация; бюрократизация; умирание.

Б) рост через креативность; рост через директивное руководство; рост через делегирование; рост через координацию; рост через сотрудничество.

В) этап «Тусовка»; этап «Механизация»; этап «Внутреннее предпринимательство»; этап «Управление качеством».

 

6. Сотрудник, который в категоричной форме отвергает нововведение - это:

А) «болото»;

Б) «оппонент»;

В) «союзник»;

Г) «шпион»; Д) «резервист».

 

7. Образуйте пары из нижеследующих понятий:

 

А) размораживание укрепление приверженности персонала изменениям

 

Б) изменение информирование о планируемом изменении

 

В) замораживание осуществление и мониторинг изменения

 

 


Глава 10.Деловая этика и социальная ответственность организации

 

Деловая этика

 

В настоящее время проблемы деловой этики и социальной ответственности бизнеса находятся в эпицентре внимания ученых-исследователей и предпринимателей, теоретиков и практиков бизнеса. Обязательное изучение этой темы предусмотрено в экономических вузах и ведущих школах бизнеса. При заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятивных органов немаловажную роль играет этическая репутация организации.

Деловая этика – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета – ритуализированные внешние нормы поведения.[80]

Понятие деловой этики первоначально складывалось еще в средние века в торговле. В купеческой среде возникло понятие «этичного ведения дел», отражающее репутацию торговца и моральную сторону его деятельности. Кроме того, параллельно складывался институт меценатства, как форма социальной ответственности собственников-предпринимателей. При этом, лишь в конце XIX – начале XX веков получило распространение широкое движение за этичность и социальную ответственность бизнеса. Под влиянием воззрений крупнейших бизнесменов того времени сформировалась так называемая «доктрина капиталистической благотворительности», согласно которой корпорации были обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Так, например, занимавшийся производством стали Эндрю Карнеги вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера. «Доктрина капиталистической благатворительности» нашла свое отражение в работе Э.Карнеги «Евангелие процветания», опубликованной в 1900 г.

В развитых западных странах восприятие обществом деловой этики за XX столетие прошло через три этапа: [81] управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX века): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого» капитализма);

попечительское управление (начиная с 1930-х годов): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;

социальное управление (начиная с 1960х-70х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц).

В нашей стране можно выделить пять этапов становления этических воззрений в XX веке: [82]

традиционный капиталистический (до 1917г.): меценатство и попечительство считались «хорошим тоном» в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;

прямое государственное регулирование (1920-е годы): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;

плановая социалистическая ответственность (1930-е-1980-е годы): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы, а также предписывался план на будущее – невыполнение плана каралось государством; • «дикий российский капитализм» (1990-е): приоритет отдан получению краткосрочной экономической выгоды любыми средствами, программы социальной ответственности часто принимали характер «прикрытия» незаконных операций;

локальное попечительство (с 2000 года): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.

Выделяют четыре уровня в системе регулирования деловой этики в организации: [83]

этические принципы (императивы), доминирующие во внешней для организации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе;

нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников организации (например, корпоративный этический кодекс);

коллективы сотрудников компании, чья деятельность определяется моральным климатом организации (здесь многое определяется моральнопсихологическими стереотипами и авторитетом морального лидера);

индивидуальные мотивы сотрудников компании, побуждающие их к моральной деятельности, подчиненной их нравственным идеалам и чувству долга.

В последние годы в странах Запада большое внимание уделяется не только проблемам социальной ответственности и этичности организаций в целом, но и проблемам повышения социально ответственного поведения персонала этих организаций.

Наиболее распространенными способами повышения этичности поведения персонала являются:

Разработка этических нормативов – задокументированных положений, отражающих корпоративную культуру и описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. Примером таких документов может послужить «этический кодекс компании», «заповеди основателя», миссия и девизы компании.

Создание комитетов по этике. В состав таких комитетов могут входить руководители и собственники компании, представители общественных организаций, которые формируют основные этические положения для компании, сопоставляют желаемое состояние с действительным и выносят авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.

Проведение социальных ревизий. Программы социальной ответственности организаций обычно документируются и декларируются перед широкой общественностью. Для формирования отчетов приглашаются представители внешних независимых организации и СМИ.

Обучение сотрудников этичному поведению. Для повышения общей культуры и этичности поведения сотрудников, организации могут направлять их на специализированные курсы и программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Личный пример руководителя. Лидер и команда топов, как центральные носители культуры, личным примером показывают те организационные ценности и те моральные нормы и ценности, которых нужно придерживаться. Личный пример высоконравственного поведения руководителей побуждает сотрудников следовать новым этическим нормам.

Особым разделом этики бизнеса является деловой этикет. Этикет представляет собой установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Он включает в себя детально разработанную систему правил учтивости, описывает формы знакомства, приветствия и прощания, выражения благодарности и сочувствия, правила ведения переговоров, основы культурного поведения за столом, формы поздравлений, уместность преподнесения тех или иных подарков и т.д.

Правила делового этикета являются общепринятыми в международном деловом общении, хотя и имеют некоторые национальные и корпоративные особенности. В организации этикет во многом определяется культурой взаимоотношений, традициями и стилем руководства. Примером правил делового этикета могут быть шесть заповедей Джен Ягер: [84]

Делайте все вовремя! Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Прийти вовремя - иногда значит прийти не слишком рано, не раньше своего начальства. Главное в вашем дневном расписании – прийти вовремя утром. Если вдруг случится так, что вам необходимо задержаться, и вы знаете об этом заранее, позвоните в офис, и пусть секретарь или кто-нибудь из начальства обязательно будет в курсе дела. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, советуют добавлять лишних 25% на тот срок, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения данной работы. Вспомните закон Мерфи: все дела занимают больше времени, чем вам кажется, а все помехи, какие могут возникнуть, обязательно возникают. Так что выделяйте время с запасом на те трудности, что поддаются прогнозированию.

Не болтайте лишнего! Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.

Будьте любезны, доброжелательны и приветливы! Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно. Кому нравится работать с людьми брюзгливыми, подозрительными и капризными? Достичь вершины вам позволит только дружелюбное отношение к окружающим. Если все вокруг твердят, что вы умеете понравиться, значит, вы на верном пути. Один из важных элементов воспитанности и доброжелательности – искусство сказать то, что нужно. Вам надо придерживаться того же принципа в своих поступках, а они отражаются в ваших речах.

Думайте о других, а не только о себе! Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы; покажите, что цените соображения и опыт других людей.

Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

Одевайтесь как положено! Самый главный принцип, о котором ни в коем случае не следует забывать, – прежде всего, вы должны стремиться вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения – в контингент работников вашего уровня. Некоторые специалисты советуют одеваться на работу так, как вам хочется, а не «как положено», но этому совету лучше не следовать. На каких бы ролях ни находились вы в фирме сейчас, вам надо «вписаться», но при этом вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, тщательно подбирать аксессуары от туфель до галстуков.

Говорите и пишите правильно! Что значит правильно пользоваться устным и письменным словом? Это значит, что все произносимое, а равно написанное вами: будь то внутренние записки или любые письма, отправляемые за пределы фирмы, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные должны быть переданы без ошибок. Следите за тем, чтобы никогда употреблять бранных слов: может случиться, что разговор, на ваш взгляд, совершенно приватный, на горе вам невольно услышит человек, от мнения которого зависит вся ваша карьера. Если по каким-либо причинам вы повторяете скверные слова, употребленные третьим лицом, – в качестве цитаты или при разборе какой-то ситуации, – не произносите самого бранного слова.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 1162.