Тема 1. Введение, социо-культурные основания философии искусства. Теоретическое обоснование курса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Чем философия искусства отличается от эстетики? И что у них общего?

2. Сравните философию искусства и искусствоведение.

3. Сравните философию искусства и прикладные дисциплины: музыковедение, литературоведение и т.п.

4. Какие функции может выполнять философия искусства?

5. Раскройте предметную область философии искусства

Тема 7. Философия архитектуры

1. Раскройте содержание идеи исторической смены лидера в «истории искусств».

2. У кого из мыслителей встречается эта идея?

3. В какой последовательности совершается смена лидерства искусств? С какими культурно-историческими эпохами связано лидерство каждого вида искусств?

4. Дайте характеристику культуре эпохи, на какую приходится «лидерство» архитектуры.

5. Проследите мифологические корни лидерства архитектуры.

6. Раскройте особенности смыслообразования в условиях доминанты коллективного подсознания в жизнедеятельности человека.

Тема 8. Философия изобразительных форм

1. Дайте характеристику эпохе, на которую приходится «лидерство» скульптуры.

2. Раскройте переход от мифологии к философии и его связь с переходом от «золотой пропорции» к «золотому сечению». Дайте определение понятиям «золотая пропорция» и «золотое сечение».

3. Охарактеризуйте формирования представлений о прекрасном в эпоху «лидерства» скульптуры».

4. Какую роль сыграла античная скульптура в возникновении самосознания?

5. Раскройте смыслообразующие возможности статуарной скульптуры.

Тема 8. Живопись и философия

1. Дайте характеристику эпохе, на которую приходится «лидерство» живописи.

2. Раскройте смыслообразующие возможности доминирование портретной живописи.

3. Охарактеризуйте переход от «телесной антропометрии» к «лицеизмерению», проведите параллель с нарастающей «индивидуализации» духа европейской культуры.

4. Какие изменения в представлениях о человеке и боге можно обнаружить переходе от скульптуре к живописи?

5. Раскройте перенос изобразительного интереса от портретной живописи к пейзажной.

6. Каковы возможности и пределы обобщения опыта человеческого общения и самопознания средствами живописи?

Тема 9. Театр и танец в философской мысли европейской культуры

1. Дайте характеристику эпохе, на которую приходится «лидерство» театра.

2. Каковы место и роль театра в развитии европейской культуры 16-18 вв.?

3. Выделите социальные предпосылки перехода от статики к динамике.

4. Можно ли установление «лидерства» театра считать переходом «от внешнего к внутреннему»?

5. Раскройте изобразительные возможности театрального искусства: что изображается, как изображается.

6. Дайте определение категории «лицедейство»; сопоставьте её с категорией «лицеизмерения».

7. Каковы взаимоотношения театрального искусства и философии в европейской культуре 17-18 вв. в целом?

8. Какова роль драматургии в смыслообразовании эпохи в целом?

Тема 10. Философия музыкального искусства.

1. Дайте характеристику эпохе и культуре, где «лидером» становится музыкальное икусство.

2.  Раскройте особенности перехода «от изображения к выражению через музыкальное переживание». От мелодии к гармонии. Музыкальная полифония.

3. Какова роль симфонического оркестра в австро-германской культуре?

4. Раскройте проявления лицедейства, правдоподобия, искренности в искусстве. К какой из этих категорий тяготеет музыкальное искусство?

5.  Раскройте смыслообразующие возможности музыкального «пере-живания».

Тема 11. Литература и философия в современную эпоху

1. Дайте характеристику эпохе, на которую приходится «лидерство» литературы.

2. Раскройте содержание категории «литературоцентризм культуры».

3. Дайте характеристику литературоцентризма в европейской культуре 19 – начала 20 вв.; проследите «путь» из Англии, Франции и Германии в Россию. 

4. Раскройте смыслообразующие возможности лирической поэзии.

5. Раскройте смыслообразующие возможности художественной прозы. Проведите сравнение с лирической поэзией.

6. Какую роль сыграла русская классическая литература в рождении русского национального самосознания?

Тема 18. Киноискусство в генезисе современного смыслообразования.

1. Определите время и место кинематографа в культурогенезе.

2. Дайте определение категориям «художественного замысла», «художественного вымысла» и «художественного домысла». Определите их место в кинематографическом искусстве.

3. Раскройте проблему «экранизации» литературных произведений. Возможен ли адекватный «перевод» с одного языка искусства на другой?

4. Можно ли рассматривать киноискусство как модель гармонизации социального пространства и социального времени способом моделирования возможностей социального движения?

2. Фрагменты для написания эссе с разбором:

Модуль 1.

  1. «Скульптура – это сильная муза, но молчаливая и скрытная» (Д. Дидро)
  2. «Я чувствую потребность в том, чтобы каждое произведение искусства служило тому, чтобы выводить из равновесия, вызывать удивление и шок. По-моему, живопись не работает, если она не полностью неожиданна…» (Ж. Дюбюффе).
  3. Свет Бетховена
    В тот самый день, когда твои созвучья
    Преодолели сложный мир труда,
    Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
    Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
    И яростным охвачен вдохновеньем,
    В оркестрах гроз и трепете громов,
    Поднялся ты по облачным ступеням
    И прикоснулся к музыке миров. ( Н.Заболоцкий)
  4. «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать». (Дм. Шостакович).
  5. В действительности нет такой вещи как искусство. Есть только художники – мужчины и женщины, то есть те, кто пользуется преимуществами чудесного дара сопоставлять формы и цвета». (Э. Гомбрич)








Модуль 2.

1. «Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время». (Мэтью Арнольд).

2. «Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...». (Марк Туллий Цицерон).

3. «Одна из причин жадности, с которой читаем записки великих людей, - наше самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным человеком чем бы то ни было, мнениями, чувствами, привычками - даже слабостями и пороками. Вероятно, больше сходства нашли бы мы с мнениями, привычками и слабостями людей вовсе ничтожных, если б они оставляли нам свои произведения». (А.С. Пушкин).

4. «Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"... Есть правда — есть литература. Ремесло важно в той степени, в какой важно: начищен самовар или тусклый. Был бы чай. Был бы самовар не худой». (В. Шукшин).

5. «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту». (Б. Бертоллучи).

6. «Одним из загроможденных мест в доме отца Перри были книжные полки. Постепенно я начал понимать, что значки на страницах — это пойманные в капканы слова. Каждый мог научиться расшифровывать эти символы и, освобождая пойманные слова из капканов, снова превра­щать их в речь. Типографские чернила залавливали мысли в ловушки; теперь те могли вырваться на свободу не бо­лее, чем думбу из западни» (Принц Модупе)

 

3. Примерные темы докладов, презентаций и рефератов

Модуль 1.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.