1. Чем философия искусства отличается от эстетики? И что у них общего?
2. Сравните философию искусства и искусствоведение.
3. Сравните философию искусства и прикладные дисциплины: музыковедение, литературоведение и т.п.
4. Какие функции может выполнять философия искусства?
5. Раскройте предметную область философии искусства
Тема 7. Философия архитектуры
1. Раскройте содержание идеи исторической смены лидера в «истории искусств».
2. У кого из мыслителей встречается эта идея?
3. В какой последовательности совершается смена лидерства искусств? С какими культурно-историческими эпохами связано лидерство каждого вида искусств?
4. Дайте характеристику культуре эпохи, на какую приходится «лидерство» архитектуры.
5. Проследите мифологические корни лидерства архитектуры.
6. Раскройте особенности смыслообразования в условиях доминанты коллективного подсознания в жизнедеятельности человека.
Тема 8. Философия изобразительных форм
1. Дайте характеристику эпохе, на которую приходится «лидерство» скульптуры.
2. Раскройте переход от мифологии к философии и его связь с переходом от «золотой пропорции» к «золотому сечению». Дайте определение понятиям «золотая пропорция» и «золотое сечение».
3. Охарактеризуйте формирования представлений о прекрасном в эпоху «лидерства» скульптуры».
4. Какую роль сыграла античная скульптура в возникновении самосознания?
5. Раскройте смыслообразующие возможности статуарной скульптуры.
Тема 8. Живопись и философия
1. Дайте характеристику эпохе, на которую приходится «лидерство» живописи.
2. Раскройте смыслообразующие возможности доминирование портретной живописи.
3. Охарактеризуйте переход от «телесной антропометрии» к «лицеизмерению», проведите параллель с нарастающей «индивидуализации» духа европейской культуры.
4. Какие изменения в представлениях о человеке и боге можно обнаружить переходе от скульптуре к живописи?
5. Раскройте перенос изобразительного интереса от портретной живописи к пейзажной.
6. Каковы возможности и пределы обобщения опыта человеческого общения и самопознания средствами живописи?
Тема 9. Театр и танец в философской мысли европейской культуры
1. Дайте характеристику эпохе, на которую приходится «лидерство» театра.
2. Каковы место и роль театра в развитии европейской культуры 16-18 вв.?
3. Выделите социальные предпосылки перехода от статики к динамике.
4. Можно ли установление «лидерства» театра считать переходом «от внешнего к внутреннему»?
5. Раскройте изобразительные возможности театрального искусства: что изображается, как изображается.
6. Дайте определение категории «лицедейство»; сопоставьте её с категорией «лицеизмерения».
7. Каковы взаимоотношения театрального искусства и философии в европейской культуре 17-18 вв. в целом?
8. Какова роль драматургии в смыслообразовании эпохи в целом?
Тема 10. Философия музыкального искусства.
1. Дайте характеристику эпохе и культуре, где «лидером» становится музыкальное икусство.
2. Раскройте особенности перехода «от изображения к выражению через музыкальное переживание». От мелодии к гармонии. Музыкальная полифония.
3. Какова роль симфонического оркестра в австро-германской культуре?
4. Раскройте проявления лицедейства, правдоподобия, искренности в искусстве. К какой из этих категорий тяготеет музыкальное искусство?
5. Раскройте смыслообразующие возможности музыкального «пере-живания».
Тема 11. Литература и философия в современную эпоху
1. Дайте характеристику эпохе, на которую приходится «лидерство» литературы.
2. Раскройте содержание категории «литературоцентризм культуры».
3. Дайте характеристику литературоцентризма в европейской культуре 19 – начала 20 вв.; проследите «путь» из Англии, Франции и Германии в Россию.
4. Раскройте смыслообразующие возможности лирической поэзии.
5. Раскройте смыслообразующие возможности художественной прозы. Проведите сравнение с лирической поэзией.
6. Какую роль сыграла русская классическая литература в рождении русского национального самосознания?
Тема 18. Киноискусство в генезисе современного смыслообразования.
1. Определите время и место кинематографа в культурогенезе.
2. Дайте определение категориям «художественного замысла», «художественного вымысла» и «художественного домысла». Определите их место в кинематографическом искусстве.
3. Раскройте проблему «экранизации» литературных произведений. Возможен ли адекватный «перевод» с одного языка искусства на другой?
4. Можно ли рассматривать киноискусство как модель гармонизации социального пространства и социального времени способом моделирования возможностей социального движения?
2. Фрагменты для написания эссе с разбором:
Модуль 1.
Модуль 2.
1. «Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время». (Мэтью Арнольд).
2. «Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...». (Марк Туллий Цицерон).
3. «Одна из причин жадности, с которой читаем записки великих людей, - наше самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным человеком чем бы то ни было, мнениями, чувствами, привычками - даже слабостями и пороками. Вероятно, больше сходства нашли бы мы с мнениями, привычками и слабостями людей вовсе ничтожных, если б они оставляли нам свои произведения». (А.С. Пушкин).
4. «Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"... Есть правда — есть литература. Ремесло важно в той степени, в какой важно: начищен самовар или тусклый. Был бы чай. Был бы самовар не худой». (В. Шукшин).
5. «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту». (Б. Бертоллучи).
6. «Одним из загроможденных мест в доме отца Перри были книжные полки. Постепенно я начал понимать, что значки на страницах — это пойманные в капканы слова. Каждый мог научиться расшифровывать эти символы и, освобождая пойманные слова из капканов, снова превращать их в речь. Типографские чернила залавливали мысли в ловушки; теперь те могли вырваться на свободу не более, чем думбу из западни» (Принц Модупе)
3. Примерные темы докладов, презентаций и рефератов
Модуль 1.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.