Виды контактной и внеаудиторной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТА

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте

_____________ Т.А. Кот

«____» ___________ 2015 г.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)

 

_____ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА________

Наименование дисциплины (модуля)

 

Направление подготовки:  47.03.01 - Философия

Квалификация (степень) выпускника: __ бакалавр

 

Ялта – 2015 г.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО и учебного плана по направлению 47.03.01 «Философия».
Автор канд. филос. наук , доцент Разбеглова Т.П.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры философии и социальных наук протокол № от « »        20 г. и признана соответст­вующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 47.03.01 «Философия».

Зав. кафедрой __________ Разбеглова Т.П.

Рабочая программа рассмотрена на заседании ученого совета Института ____________________ протокол № от « »       20 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению 47.03.01 «Философия».

 

Руководитель института                                    А.А. Береснев

                                                                                       

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель изучения дисциплины..…………….…...…………………………  
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ……………….……….  
3. Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с результатами освоения образовательной программы..…………………..………….…  
4. Объем дисциплин и распределения часов по видам учебной работы…  
5. Содержание дисциплины…………….……………………………  
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…….……………………..………..  
7. Фонд оценочных средств проведение промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине….…………………………………….........  
7.1. Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной                   аттестации и виды оценочных средств …………………  
7.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций ………………  
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины...  
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………….………………..  
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины ………………………………………………………………..  
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)……………………………………………...  
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………...
 

1. Цель изучения дисциплины. Основная цель изучения дисциплины "Философия искусства" заключается в том, чтобы Сформировать философский взгляд на природу и сущность искусства как важнейшего феномена духовной культуры человечества, пробудить исследовательский интерес студентов к историко-философским оценкам разнообразных сущностных составляющих искусства, раскрыть мировоззренческую, смысловую и духовную природу искусства, способствовать эстетически-творческому развитию студентов, изучению философского наследия в области философии искусства.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (бакалавриата / специалитета / магистратуры)

Дисциплина «Философия искусства» относится к вариативной части Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 47.03.01 «Философия».

С дисциплиной «Философия искусства» содержательно связаны ранее изученные дисциплины программы бакалавриата: «Философская пропедевтика», «Онтология и теория познания», «История заруюежной философии», «Культурология», «История искусства», «Философская аналитика мифа». Изучение дисциплины «Философия искусства способствует созданию философской базы для развития профессиональных компетенций студентов.

Требования к входным компетенциям:

Приступая к изучению дисциплины «Философия искусства», студенты должны иметь

Знания:

 - этапов развития мировой художественной культуры

- основной философской проблематики;

- сущности философской проблематики и специфики познавательной деятельности;

- историю зарубежной философии в основных концепциях;

Умения:

 - анализировать филсоофские идеи и положения, грамотно и самостоятельно выражать мысль;

- соотнести знания, получаемые в процессе изучения различных дисциплин;

- всесторонне оценивать явления культуры, в том числе художественной;

- владеть навыками философской культуры мышления.

Навыки:

- самостоятельной работы с литературой для поиска информации на отдельные темы, применение в практических ситуациях полученных знаний;

- логического, творческого и системного мышления;

- владения категориями философских дисциплин, умением их применять в профессиональной и межличностной деятельности;

- построение планов изложения (эссе, реферат, анализ первоисточника) материала, организации справочного аппарата и библиографии;

Изучение дисциплины «Философия искусства» должно способствовать развитию компетенций при изучении последующих дисциплин: «Основные проблемы аксиологии», «Социальная аксиология», а также прохождению всех видов практики.

3. Результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы

 

 

Коды компетен ции(й) Результаты освоения основной образовательной программы (компетенция или содержание достигнутого уровня освоения компетенции ) Результаты обучения
(ОПК-7); способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: эстетики (история эстетических учений, основные категории эстетики, эстетическое и художественное творчество)   Знать: Предмет философии искусства, основные принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; Иметь представление об основных закономерностях функционирования искусства; Основные этапы истории развития философских воззрений на искусство; Роль философии искусства в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.  Уметь: Ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития природы, общества и мышления; Понимать характерные особенности современного состояния философии искусства; Применять методы и критерии философии искусства в профессиональной деятельности; Владеть: способами формировании ценностных ориентаций в собственной профессиональной деятельности на основе изучения искусства.
(ПК-1); способностью пользоваться в процессе научно-исследовательской деятельности базовыми философскими знаниями (ПК-1);   Знать: способы ведения научной и философской дискуссии по вопросам искусства Уметь: аргументированно излагать основные положения в сфере философии искусства Владеть: методами философского анализа произведений искусства
ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности Знать: основные методы исследования в области философии искусства, основные принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; Уметь: самостоятельно исследовать с помощью философских категорий явления искусства, осваивать новые методологические подходы к изучению искусства; Владеть:

 

4. Объем дисциплины (модуля) и распределение часов по видам учебной работы

 

Всего часов

очная форма обучения заочная (очно-заочная) форма обучения Общий объем дисциплины 108   Аудиторная работа 51   в том числе:     Лекции 24   Лабораторные  --   Практические (семинарские) 27   Самостоятельная работа обучающихся 57   Контрольная работа 2   Иные виды работы ИТЗ, реферат   Виды промежуточной аттестации:  -   Зачет  -   Курсовое проектирование  -   Курсовая работа -   Экзамен 4  

 

5. Содержание дисциплины (модуля)

В таблице приводится содержание дисциплин (модулей) структурированное по разделам, с указанием отведенного на их изучение количества академических часов и видов учебных занятий

Таблица 3

Разделы дисциплины

 

№№ пп Наименование разделов дисциплины Всего часов

В том числе

      Аудиторные занятия

Из них

Самостоятельная работа
        Лекции Практические (семинарские) занятия  Лабораторные занятия  
1 Раздел 1. Философская теория искусства 36 16 8 8 - 18
2 Раздел 2. История философской мысли об искусстве 36 18 8 10   18
3 Раздел 3. Философия художественных форм 36 18 8 10 - 18

Таблица 4

Темы разделов дисциплины

Раздел Номер занятия Вид занятия  Номер вида занятий Тема занятия Часы

Раздел 1. Философская теория искусства

1 Лекция 1 Тема 1. Введение. Социокультурные основания философии искусства. Теоретическое обоснование курса. Антропология искусства. Природа человека и природа искусства. Актуальность прекрасного. 2
2 Практика 1 Тема 1. Введение. Социокультурные основания философии искусства. Антропология искусства. Природа человека и природа искусства. Актуальность прекрасного. 2
3 Лекция 2 Тема 2. Философские концепции истории искусства. Логика развития искусства. Художественное произведение как форма бытия искусства 2
4 Практика 2 Тема 2. Философские концепции истории искусства. Логика развития искусства. Художественное произведение как форма бытия искусства 2
5  Лекция 3 Тема 3. Философская концепция искусства как игры 2
6 Практика 3 Тема 3. Философская концепция искусства как игры 2
7 лекция 4 Тема 4. Философская методология осмысления искусства 2
8 Практика 4 Тема 4. Философская методология осмысления искусства 2

Раздел 2. история филоосфской мысли об искусстве

9 Лекция 5 Тема 5. История философской мысли об искусстве. Античность. Философское осмысление искусства в эпоху Средневековья и Возрождения 2  
10 Практика 5 Тема 5. История философской мысли об искусстве. Античность. Философское осмысление искусства в эпоху Средневековья и Возрождения 2
11 Лекция 6 Тема 6. Философия XVII в. и Просвещения об искусстве 2
12 Практика 6 Тема 6. Философия XVII в. и Просвещения об искусстве 2
13 лекция 7 Тема 7. Проблемы искусства в немецкой классической философии. Философия романтизма о сущности и природе искусства, о художественном гении 2
14 практика 7 Тема 7. Проблемы искусства в немецкой классической философии. Философия романтизма о сущности и природе искусства, о художественном гении 2
15 лекция 8 Тема 8. . Проблемы искусства в философии ХХ в 2
16 Практика 8 Тема 8. Проблемы искусства в философии ХХ в 2

Раздел 3. Философия художественных форм

25 Лекция 9 Тема 9. Философия архитектуры.   2
26 Практика 9 Тема 9. Философия архитектуры. 2
27 лекция 10 Тема 10. Философия изобразительных искусств 2
28 Практика 10 Тема 10. Философия изобразительных искусств 2
29 лекция 11 Тема 11. Театр и танец в философской мысли европейской культуры 2
30 Практика 11 Тема 11. Театр и танец в философской мысли европейской культуры 2
  лекция 12 Тема 12. Философия музыкального искусства. Восток – Запад. 2
15 Практика 12 Тема 12. Философия музыкального искусства. Восток – Запад. 2
16 Практика 13 Тема 13. Киноискусство в генезисе современного смыслообразования. 2
17 Практика 13 Тема 13. Литература и философия искусства в современную эпоху 2
        ИТОГО аудиторных часов по дисциплине 52

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Самостоятельная работа состоит из:

1. Подготовки к семинарским занятиям

2. Подготовки эссе, докладов

3. Работы с текстами первоисточников, составление аналитического конспекта

4. Выполнения индивидуального задания аналитического характера

5. Работы с учебной и методической литературой

6. Подготовка презентаций

                       

Перечень источников

1. Аристотель. Поэтика. // Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. М.: Искусство, 1976.

2. Беpгсон А. Смех. М., 1992

3. Вольтер. Эстетика. - М., 1980.

4. Дальше Сальвадор. Дневник одного гения. - К., 1991.

5. Дидро Д. Парадокс об актере. - Киев: Искусство, 1966. - 146 с.

6. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М., 1962.

7. История красоты / под редакцией Умберто Эко; перевод с итал. А.А. Сабашниковой, И.В. Макарова, Е.Л. Кассировой, М. М. Сокольской. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. - 442 с.

8. История уродства / под редакцией Умберто Эко; перевод с итал. А.А. Сабашниковой, И.В. Макарова, Е.Л. Кассировой, М. М. Сокольской. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2007. - 456 с.

9. Кант И. Кpитика чистого pазума. Тpансцендентальная эстетика. Ч. 1. Спб., 1993

10. Кант И. Критика способности суждения. Соч. в 6 т. М., 1965. Т. 5

11. Лессинг Г. - Э. Лаоокоон, иои О границах живописи и поэзии. - М., 1957.

12. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М., 1996.

13. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М., 1998.

14. Ницше Ф. Рождения трагедии из духа музыки. / Ницше Ф. / Полное собрание произведений. - Львов: Астролябия, 2004.

15. Феллини Ф. Делать фильм / Пер. с ит. и коммент. Ф. М. Двин. М.: Искусство, 1984 - 287 с.: илл.

16. Хогарт У. О красоте. - К.: Искусство, 1978. - 224 с.

Индивидуальное творческое задание аналитического характера

Индивидуальные творческие здания (ИТЗ) посвящены философскому осмыслению проблем и идей метафизики онтологии, гносеологии и выполняются в форме реферативного исследования или проблемного задания. И та, и другая формы должны содежать творческий компонент, элементы содержательной реконструкции философского текста.

Выполнение ИТЗ имеет 2 основных направления:

1) Написание реферата или эссе на предложенную тему

2) философско-эстетический анализ текста.

Примерная тематика индивидуальных творческих заданий

  1. Природа эстетического чувства и эстетической потребности.
  2. Классификация эстетических идеалов.
  3. Этапы развития эстетической теории : канонический, нормативный, концептуальный.
  4. Эстетические взгляды философов Античности.
  5. Взгляды Сократа на искусство.
  6. Платоновское понимания музыки.
  7. Аристотель: катарсис и риторика.
  8. От Плотина к трансцендентной красоте христианской истины.
  9. Защита красоты Августином Аврелием.
  10. Уродство как отсутствие эстетической реакции в Фомы Аквинского.
  11. Обновление античных традиций в эстетике Возрождения.
  12. Разум в философии, правила в искусстве XVII ст.
  13. Красота и добродетель в английской эстетике XVIIІ ст. (Локк, Беркли, Юм).
  14. Красота как соотношение и порядок : немецкая традиция эстетики (Баумгартен).
  15. Классическая немецкая эстетика (Кант, Гете, Шиллер).
  16. Романтическая философия искусства
  17. Искусство как игра сознания (Шопенгауер).
  18. Красота как триединая гармония (Гегель).
  19. Эстетические концепции ХІХ-ХХ ст.
  20. Эстетика времени модерна и постмодерную.
  21. Дионисийское и апполоническое в европейской культуре.
  22. Гламур и ужас как ведущие эстетические категории современности.
  23. Классификационные системы в искусстве.
  24. Социальные функции искусства.
  25. Социальнопсихологические характеристики гениальности.
  26. Трансцендентная природа эстетического.
  27. Онтологический статус эстетической ценности
  28. Эстетическое, этичное, религиозное - проблема соотношения.
  29. Соотношения эстетического и физиологичного в человеческой телесности
  30. Природа гениальности.
  31. Эстетический анализ политической рекламы (на примере актуальных роликов и кампаний).
  32. Эстетическая составляющая политического имиджа.

Составление глоссария

Глоссарий включает набор основных терминов, описывающих данный срез эстетической проблематики с их толкованием, выявлением взаимосвязей, взятых в исторической динамике. Подбор терминов для глоссария осуществляется в результате самостоятельного поиска студента и индивидуальных консультаций с преподавателем. В случае составления глоссария плодотворным представляется дублирование тем в рамках различных студенческих групп, которое дает возможность плодотворного синтеза, составления наиболее удачного финального варианта. Эта работа должна носить целенаправленный многолетний характер, с тем, чтобы проделать подготовительные усилия для возможного издания словаря по эстетике.

Требования к глоссарию:

-   содержательная адекватность материала;

- емкость и конкретность формулировок;

- оригинальность текста.

Возможные предметы для составления глоссария:

- Виды искусства.

- Творчество

- Художественное произведение

- Закономерности развития искусства

- Философия музыки

- Философия архитектуры

- Философия художетсвенных фрм

- Философия искусства немецкого романтизма

- Немецкая классическая философия об искусстве

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

7.1. Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной аттестации и виды оценочных средств

Результаты обучения по дисциплине, необходимые для формирования компетенции или ее части Критерии и шкала оценки результатов обучения по дисциплине Формы промежуточной аттестации Вид оценочных средств
Знать: основные философские подходы к изучению искусства, смысловое содержание основных вилов искусства, основные философкие концепции искусства Уметь: демонстрировать понимание философских основание искусства, выражать мысль об искусстве. Самостоятельно осуществлять философский анализ произведения искусства. Вести дискуссию по вопросам философско-эстетического анализа искусства Владеть: методологией философского анализа произведений искусства; тезнологией философско-эстетического анализа произведений искусства методикой выбора и применения философских методов исследования; навыками изучения и освоения новых сфер философско-эстетической деятельности; приемами самостоятельного осуществления научного исследования. Критерии - уровень освоения учебного материала; - умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - сформированность общеучебных умений; - умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; - обоснованность и четкость изложения ответа; - оформление материала в соответствии с требованиями; - умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное; - умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия; - умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий; - умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее. Шкала оценки результатов Оценки «отлично» заслуживает магистрант, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной кафедрой. Как правило, отличная оценка выставляется магистрантам,  усвоившим взаимосвязь основных понятий курса, их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала, знающим точки зрения различных авторов, умеющим их анализировать и высказывать собственные правильные суждения. Оценка «хорошо» выставляется магистрантам, обнаружившим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, усвоившим основную литературу, рекомендованную кафедрой. Этой оценки, как правило, заслуживают магистранты, демонстрирующие систематический характер знаний по дисциплине и способные к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. На «удовлетворительно» оцениваются ответы студентов, показавших знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется магистрантам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что магистрант обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством преподавателя. Оценка «неудовлетворительно» выставляется магистрантам, обнаружившим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают ответы студентов, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, когда студент не понимает существа излагаемых им вопросов, что свидетельствует о том, что магистрант не может дальше продолжать обучение или приступать к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.   Экзамен Тесты; вопросы; доклады, эссе, дискуссии, терминологичсеские диктант, аналитический конспект, выполнение ИТЗ. Экзаменационные вопросы

Примеры оценочных средств для проведения текущей аттестации

Контрольные вопросы к темам:

Тема 11. Литература и философия в современную эпоху

1. Дайте характеристику эпохе, на которую приходится «лидерство» литературы.

2. Раскройте содержание категории «литературоцентризм культуры».

3. Дайте характеристику литературоцентризма в европейской культуре 19 – начала 20 вв.; проследите «путь» из Англии, Франции и Германии в Россию. 

4. Раскройте смыслообразующие возможности лирической поэзии.

5. Раскройте смыслообразующие возможности художественной прозы. Проведите сравнение с лирической поэзией.

6. Какую роль сыграла русская классическая литература в рождении русского национального самосознания?

Тема 18. Киноискусство в генезисе современного смыслообразования.

1. Определите время и место кинематографа в культурогенезе.

2. Дайте определение категориям «художественного замысла», «художественного вымысла» и «художественного домысла». Определите их место в кинематографическом искусстве.

3. Раскройте проблему «экранизации» литературных произведений. Возможен ли адекватный «перевод» с одного языка искусства на другой?

4. Можно ли рассматривать киноискусство как модель гармонизации социального пространства и социального времени способом моделирования возможностей социального движения?

2. Фрагменты для написания эссе с разбором:

Модуль 1.

  1. «Скульптура – это сильная муза, но молчаливая и скрытная» (Д. Дидро)
  2. «Я чувствую потребность в том, чтобы каждое произведение искусства служило тому, чтобы выводить из равновесия, вызывать удивление и шок. По-моему, живопись не работает, если она не полностью неожиданна…» (Ж. Дюбюффе).
  3. Свет Бетховена
    В тот самый день, когда твои созвучья
    Преодолели сложный мир труда,
    Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
    Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
    И яростным охвачен вдохновеньем,
    В оркестрах гроз и трепете громов,
    Поднялся ты по облачным ступеням
    И прикоснулся к музыке миров. ( Н.Заболоцкий)
  4. «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать». (Дм. Шостакович).
  5. В действительности нет такой вещи как искусство. Есть только художники – мужчины и женщины, то есть те, кто пользуется преимуществами чудесного дара сопоставлять формы и цвета». (Э. Гомбрич)








Модуль 2.

1. «Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время». (Мэтью Арнольд).

2. «Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...». (Марк Туллий Цицерон).

3. «Одна из причин жадности, с которой читаем записки великих людей, - наше самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным человеком чем бы то ни было, мнениями, чувствами, привычками - даже слабостями и пороками. Вероятно, больше сходства нашли бы мы с мнениями, привычками и слабостями людей вовсе ничтожных, если б они оставляли нам свои произведения». (А.С. Пушкин).

4. «Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"... Есть правда — есть литература. Ремесло важно в той степени, в какой важно: начищен самовар или тусклый. Был бы чай. Был бы самовар не худой». (В. Шукшин).

5. «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту». (Б. Бертоллучи).

6. «Одним из загроможденных мест в доме отца Перри были книжные полки. Постепенно я начал понимать, что значки на страницах — это пойманные в капканы слова. Каждый мог научиться расшифровывать эти символы и, освобождая пойманные слова из капканов, снова превра­щать их в речь. Типографские чернила залавливали мысли в ловушки; теперь те могли вырваться на свободу не бо­лее, чем думбу из западни» (Принц Модупе)

 

3. Примерные темы докладов, презентаций и рефератов

Модуль 1.

Тема 8. Скульптура

  1. Умозрительность и чувственно-наглядные характеристики мышления в античной культуре.
  2. Смыслообразы в искусстве присредиземноморья.
  3. Пространственно-телесные характеристики гармонии социальных отношений в античности.

Модуль 1.

Гармония, Красота, Филогенез, Онтогенез, Смысл, Значение, Образ, Изображение, Выражение, Эстетика, Прекрасное, Безобразное, Возвышенное, Низменное, Трагическое, Комическое, Античность, Символ, Обобщение,

Модуль 2.

Воплощение, Отчуждение, Видимость, Антропогенез, Зеркальность, Монструозность, Аллегория, Синкретизм, Топос, Хронос, Социальное пространство, Социальное время, Социальное движение, Ритм, Мелодия, Психогенез, Социализация, Демонизм, Олицетворение, Ирония, Субъект, Объект, Переживание, Лицедейство,

Модуль 3.

Вдохновение, Замысел, Вымысел, Домысел, Персонификация, Вочеловечевание, Исповедальность, Сущность, Видимость, Кажимость, Субъективность, Объективность, Опредмечивание, Индивидуализация, Мифология, Настроение.

 

5. Вопросы для мозгового штурма:

  1. Какое социальное воздействие на повседневную жизнь человека оказывает кинематограф и телевидение?
  2. Какой кинематографический герой может стать «героем нашего времени»?
  3. Какие ещё аспекты изучения искусства могут быть оформлены в отдельные дисциплины?

6. Вопросы для контрольных работ

Модуль 1.

  1. Каковы параметры красоты в античной культуре?
  2. Что такое онтогенез и филогенез и какова их взаимосвязь в философии искусства?
  3. Феномен эстафеты доминирования (или лидерства) искусств.

Модуль 2.

  1. Раскройте эру доминирования живописи как эру замысла («за-мысла»).
  2. Автопортрет и автопортретность.
  3. Сопоставьте Демоническое в театральном и музыкальном искусстве.
  4. Музыка как «дионисическое» искусство.

Модуль 3.

  1. Литературоцентризм русской культуры 19-начала 20 вв.
  2. Эра литературного вымысла в истории европейского смыслообразования.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (вопросы к экзамену):

  1. Возникновение искусства.
  2. Философия искусства.
  3. Эстафета доминирования искусств.
  4. Архитектурный этап смыслообразования.
  5. Социокультура как доминирующий фактор в античном смыслообразовании.
  6. Духовнообразующее лидерство живописи.
  7. Театральная фаза европейского смыслообразования.
  8. Феномен музыкального искусства.
  9. Феномен литературы (поэзия, проза).
  10. Кино- и телеискусство. Экранная культура.
  11. Эстетическая антропология.
  12. Смысл и назначение философии искусства. Ее отличительные особенности.

Образовательные технологии.

Для реализации различных видов учебной работы используются традиционные образовательные технологии (проведение лекций, семинарских занятий с опросом, тестирование, контрольные работы и эссе с разбором фрагментов из классических философских трудов, рефераты, доклады и терминологические диктанты), так и основанные на использовании информационных технологий: трансляция учебных фильмов, видеороликов, разработка презентаций.

Вопросы к итоговому контролю (экзамен)

1. Предмет, методология и проблематика философии искусства.

2. Возникновение искусства. Первобытное искусство.

3. Эстетизм мифа и эстетизм логоса. Эстетическая природа философии как эстетики бытия.

4. Платон: понимание сущего. Прекрасное как идея и прекрасное как вещь. Постижение истинно прекрасного как анамнезис.

5. Платон: понимание искусства. Искусство как познание и как делание. Проблема мимезиса как методологическая проблема теории творчества.

6. Социальный статус искусства. Идеальное произведение искусства (по Платону).

7. Аристотель: теория искусства. Мимезис и классификация искусств. Катарсис.

8. Аврелий Августин: Бог как Совершенство. Лестница красоты. Значение искусства в богопознании.

9. Проблема образа в византийской эстетике как «неподобного подобия» божественного совершенства.

10. Символическое содержание искусства.

11. Образное содержание искусства.

12. И.Кант: Аналитика прекрасного. Аналитика возвышенного. Искусство и учение о гении.

13. Г.В.Ф.Гегель: исторические формы искусства.

14. Г.В.Ф.Гегель: логический подход к искусству (диалектика формы и содержания).

15. Немецкая философская эстетическая традиция и немецкий романтизм: проблема взаимосвязи.

16. Искусство как свободная теургия. Софиология и учение о духовно-прекрасном.

17. Философия космизма и ее эстетические аспекты. (Н.Ф.Федоров, К.Малевич, В.Кандинский).

18. Подход к явлениям искусства в философии жизни и феноменологии (В. Дильтей, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер).

19. Философско-эстетические взгляды Ф.Ницше.

20. Принципы классификации искусств по Канту.

21. Учение романтиков и Шеллинга о гении. Прекрасное и возвышенное.

22. Художественное произведение как форма бытия искусства. Концепция художественного произведения.

23. Философия и искусство в постижении существования: подход экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

24. Эстетика постмодернизма.

25. Палитра современного искусства.

26. Основные признаки модернизма в искусстве.

27. Авангардизм в искусстве.

28. Основные виды искусства позднего модернизма: поп-арт, инсталляция, хепенинг, перформанс.

29. Эстетика и искусство в тоталитарном обществе.

30. Три «смерти» в современной культуре: смерть Бога, смерть человека (субъекта) и смерть автора.

31. Эстетический принцип «жизни» произведения после «смерти» автора.

32. История смерти автора у Р.Барта (Малларме, Валери, Пруст, современная лингвистика). Скриптор вместо автора.

33. Инверсия древнегреческого мимесиса у Р.Барта. «Смерть» критика вместе со «смертью» автора.

34. Концептуальное искусство.

35. Главные признаки маргинального искусства.

36. Классический инструментарий художника: метафора, катарсис, сублимация и его ревизия в маргинальном искусстве.

37. Искусство и игра.

38. Синестезия и виды искусства.

39. Понятие свободной игры рассудка и воображения. Автономия эстетического.

40. Искусство как мимесис.

41. Структура и специфика творческого процесса.

42. Социальные функции искусства.

43. Апполоническое и дионисийское в искусстве.

44. Искусство как социальный и духовный феномен.

45. Проблема канонов красоты и определения ее стандартов. Трансцендентальное измерение красоты.

46. Иерархия художественной одаренности.

47. Концепции происхождения искусства.

48. Психологический механизм художественного восприятия.

49. Символический язык искусства : образ, символ, архетип.

50. Проблема истины в искусстве и творчестве.

7.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Разделы дисциплины Результаты изучения разделов дисциплин (знать, уметь, владеть) Критерии и шкала оценки результатов изучения разделов дисциплин Вид текущей аттестации Вид оценочных средств
Раздел 1. Философская теория искусства Знать: основные концепции философии искусства. Философскую методологию осмысления искусства Уметь: демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри филсофско-эстетической мысли; осваивать и использовать философские методы профессионального исследования искусства; самостоятельно осваивать новые сферы деятельности. Владеть: культурой научного профессионального мышления; технологией философского анализа; методикой выбора и применения базовых методов исследования; навыками изучения и освоения новых сфер философско-эстетической деятельности в области искусства. Результаты оценки теоретических знаний оцениваются по или четырехбаль ной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). – устный опрос (собеседование, индивидуальный опрос, доклад); – контрольная работа; – письменная практическая работа; – тестирование. - аналитический конспект. • Тесты. • Контрольная работа. • контрольные задания • терминологический опрос • реферат • презентация • вопросы для мозгового штурма    
Раздел 2. Философия художественных форм   Знать: философское содержание форм искусства. Историческую последовательность возникновения и развития форм искусства Уметь: осмысливать и выражать философское содержание форм искусства; критически использовать методы современной философии в области искусства; оценивать качество исследований в контексте философско-эстических норм художественной деятельности; самостоятельно осуществлять научное исследование. Владеть: навыками философского анализа произведения искусства и проведения исследования;  приемами самостоятельного осуществления философско-эстетического исследования; навыками ведения дискуссии в области философии искусства. Результаты оценки теоретических знаний оцениваются по четырехбальной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). – устный опрос (фронтальная беседа, индивидуальный опрос, доклад); – контрольная работа; – письменная практическая работа; – тестирование. - аналитический конспект. • Тесты. • Контрольная работа. • контрольные задания • терминологический опрос • реферат • презентация Экзамен

Итоговая оценка работы студента по дисциплине выставляется в ходе зачета; носит комплексный характер и складывается из следующих составляющих: активная работа на практических и лекционных занятиях; успешное выполнение заданий промежуточного контроля (тестирование); собеседование на зачете, отражающее уровень теоретических знаний и практических умений студента. При этом принимаются во внимание следующие критерии и показатели:

Лекционные занятия:

1. Посещаемость

2. Наличие и содержание конспектов лекций

3. Активность, внимательность

4. Культура поведения

Практические занятия:

1. Посещаемость

2. Готовность к занятию (тетрадь, задачник, чертежные инструменты)

3. Активность, внимательность

4. Своевременное выполнение самостоятельной работы

5. Своевременное выполнение работы

6. Оформление работы

7. Качество выполнения заданий (отсутствие ошибок, оригинальность)

8. Качество оформления таблиц (аккуратность, грамотность)

Творческие формы работы:

1. Своевременное выполнение работы (в соответствии с установленным графиком)

2. Оформление работы

3. Качество выполнения (оригинальность, самостоятельность мысли)

4. Логика изложения

5. Качество схем, таблиц, графиков (при необходимости).

Распределение баллов

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Всего

Вид учебной деятельности

Экзамен

2 семестр

Лекции Практические Самостоятельная работа Всего
5 40 45 90 10 100

Примеры используемых интерактивных методов

Примерные темы презентации, дискуссии, обсуждения:

Модуль 1-3:

Вариант 1. Выступления студентов с рефератами с последующим обсуждением: Классификация эстетических идеалов.

Вариант 2. Презентация на тему: Защита красоты Августином Аврелиєм.

Вариант 3. Дискуссия по вопросу: Красота как триединая гармония (Гегель).

.

Примерная тематика круглого стола:

Модуль 1.. Природа эстетического чувства и эстетической потребности.

Модуль 2.  Классификационные системы в искусстве

Итоговый. Искусство как игра сознания (Шопенгауер).

Вопросы для мозгового штурма:

Тема 1.

- Какова природа эстетического?

- Субъективное и объективное в эстетике?

- Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого (Новалис)

Тема 12.

- Эстетическое есть только то, что мы воспринимаем, или же в нем есть что-то еще?

- Можно ли утверждать, что существуют законы восприятия?

- Существует ли эстетическое пространство и время?

Примерные темы для работы в малых группах (полемических дуэлей).

Тема 1.

        Художественное объективно - художественное субъективно

Тема 3.

       Безобразное и прекрасное в искусстве – альтернатива или инверсия?

Тема 9.

       Кант: искусство должно быть содержательно – Допускается бессодержательное искусство, обладающее высокой ценностью.

Тема 12.

       Художественный метод предшествует творчеству – Художественный метод рождается в творчестве

 

  Вид учебных занятий в соответствии с пунктом          4 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины по видам учебных занятий
Лекция Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса проводится систематическое изложение современных научных материалов. В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования студент делает необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, своими словами, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращения слов, что ускоряет запись Вопросы, возникшие в ходе лекции, рекомендуется записывать на полях и после окончания лекции обратиться за разъяснением к преподавателю. Студенту необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к экзамену, контрольным тестам, коллоквиумам, при выполнении самостоятельных заданий. Целесообразно не только прослушать лекции по дисциплине, но и самостоятельно проработать их содержание (особое внимание обратить на те иллюстративные примеры и теоретические вопросы, которые выносятся на зачеты и экзамены). Материал проработать так, чтобы запомнить термины, ведущие понятия темы, уметь раскрыть их содержание.  
Практические занятия Для подготовки к практическим занятиям необходимо тщательно изучить теоретический материал, разобрать соответствующие практические задания из лекционного материала так, чтобы быть готовым к поиску и обоснованию способов решения задач.  
Тесты Тестовые проверочные работы дают возможность за минимальный промежуток времени осуществить полный контроль за усвоением учебного материала по указанным темам. Ориентировочное время выполнения тестовых работ – 20-25 минут. Выполняя тестовые задания, следует указать номер задания и букву правильного ответа (возможно обоснование выбора данного ответа). Правильный ответ в заданиях оценивается двумя баллами. Для выставления оценок за выполнение тестовых проверочных работ рекомендуется шкала оценивания.  
Глоссарий Глоссарий включает набор основных терминов, описывающих данный срез эстетической проблематики с их толкованием, выявлением взаимосвязей, взятых в исторической динамике. Подбор терминов для глоссария осуществляется в результате самостоятельного поиска студента и индивидуальных консультаций с преподавателем. В случае составления глоссария плодотворным представляется дублирование тем в рамках различных студенческих групп, которое дает возможность плодотворного синтеза, составления наиболее удачного финального варианта. Эта работа должна носить целенаправленный многолетний характер, с тем, чтобы проделать подготовительные усилия для возможного издания словаря по эстетике.  
Аналитический конспект Аналитический конспект, пишется в ручную в отдельной тетради. Тексты для конспектирования выбираются их классического философского наследия по согласованию с преподавателем  
Экзамен Форма промежуточной аттестации, озватываюшая весь материал курса. На экзамене магистрант должен проявить степень сформированноти компетенций, свободу владения материалом, способность мыслить и выражать мысль.  

 

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

а)    основная учебная литература:

1. Гуревич П. С. Эстетика: Учебное пособие - М.: КноРус, 2013. – 454 с.

2. Никитина И.П Эстетика: Учебник для бакалавров - 2-е изд.,перераб. и доп. ("Бакалавр. Базовый курс"). М.: Юрайт, 2013. – 676 с.

3. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие - М.: КноРус, 2013. – 444 с.

4. Пиотровский М.Б., Беззубова О.В., Дриккер А.С. Философия музея: Учебное пособие - ("Высшее образование: Магистратура"). – М.: ИНФРА-М, 2014. – 192 с.

б)    дополнительная учебная литература:

  1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1995.
  2. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

3. Басин Е. Я. Философская эстетика и психология искусства : учеб. пособие / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. - М. : Гардарики, 2007. - 287 с

  1. Бинкли Т.. Против эстетики // Эстетика и теория искусства. Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. ‑ М., 2007. Стр. 272- 294.
  2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.:, 2005. - 556 с.
  3. Гилберт К. Э., Кун Г. История эстетика / Под. общ.ред. В.П. Сальниковая. - Спб.: Алетейя, 2000.
  4. Банфи А. Философия искусства. М., 1989.
  5. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и проблемы ренессансного творческого мышления. М., 1991.
  6. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
  7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
  8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  9. Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977.
  10. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI--ХVII вв. М., 1992.
  11. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. Апологеты и Блаженный Августин. М., 1995.
  12. Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981.
  13. Вельфлин В. Истолкование искусства. М., 1992.
  14. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб., 1997.
  15. Вещь в искусстве. М., 1986.
  16. Виппер Б. Г. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
  17. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986.
  18. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  19. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1991.
  20. Грэм Г. Философия искусства. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. – 256 с.
  21. Грякалов А. А. Структурализм в эстетике. Л., 1989.
  22. Гулыга А. В. Принципы эстетики. М., 1987.
  23. Декарт Рене. Трактат «Compendium musices» // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.2 М.: Искусство, 1967. С. 213-215Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю. М., 1991.
  24. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
  25. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.
  26. Какабадзе З. Феномен искусства. Тбилиси, 1980.
  27. Карасев Л.В. Философия смеха. М., 1995.
  28. Кормин Н. Я. Онтология эстетического. М., 1992.
  29. Крюковский Н. И. Основные эстетические категории. М., 1974.
  30. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1994.
  31. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.
  32. Лосев А. Ф. История античной эстетики.
  33. Лосев А. Ф. История эстетических учений // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
  34. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
  35. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.
  36. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  37. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. Пятая антиномия. // Эстетика и теория искусства. Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. ‑ М., 2007. Стр. 240-242.
  38. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
  39. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., 1986. Т. 1.
  40. Малинин А. Ф. Эстетические концепции модернизма. М., 1984.
  41. Михайлов А. В. Языки культуры. Раздел II. М., 1997.
  42. Модернизм. Сборник статей. М., 1980.
  43. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.
  44. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
  45. Проблемы романтизма. М., 1971.
  46. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительское восприятие. М., 1994.
  47. Топоров В. Н. Вещь в антропоцентрической перспективе // Aequinox. М.,1990.
  48. Феноменология искусства. М., 1996.
  49. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
  50. Хиллер, Б. Стиль ХХ века. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. – 240 с.
  51. Шестаков В.П. Эстетические категории. М., 1983.
  52. . Эпохи. Стили. Направления. Памятники исторической мысли: Сб. ст. – М.: , 2007. –558 с.

Хрестоматии, энциклопедии:

  1. Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. М., 1987.
  2. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.
  3. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах/ под ред. В.С. Степина. М., 2000-2001.
  4. Пави П. Словарь театра. М., 1991.
  5. Эстетика и теория искусства ХХ века: Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. – М.: Прогресс-Традиция, 2008. – 688 с.
  6. Эстетика Ренессанса. Антология. М., 1981. Т. 1--2.
  7. Эстетика. Словарь. М., 1989.
  8. 10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Для студентов с нарушением зрения:

Адаптированная форма предоставления учебной информации:

- крупный шрифт (16-18 пунктов);

- аудионоситель (кассета, диск) с записью лекционного материала, заданиями к семинарским и практическим занятиям, указаниями к самостоятельной работе, контрольные вопросы;

- электронный вариант на дисковом накопителе и наличие компьютера с программой невизуального доступа к информации (программ-синтезаторов речи) – JAWS 8.0, NVDA;

- использование специальных возможностей компьютерной техники: видеоувеличитель, компьютерная лупа и прочее;

- использование диктофона как способа конспектирования.

Для студентов с нарушением слуха:

Адаптированная форма предоставления учебной информации:

- наличие электронного варианта учебного материала на дисковом накопителе (лекции, задания к семинарским, практическим занятиям, контрольные вопросы, задания к самостоятельной работе);

- наличие разнообразного наглядного материала по темам курса: схемы, диаграммы, рисунки, компьютерных презентаций и прочее;

- наличие видеоинформации и видеоматериалов, сопровождающихся текстовой бегущей строкой или сурдопереводом;

- наличие звукоусиливающей аппаратуры для приема-передачи учебной информации в доступных формах (акустический усилитель и колонки);

- наличие комплекта контрольных заданий для ответа по выбору студента: устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере.

Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата:

Адаптированная форма предоставления учебной информации:

- наличие альтернативных форм передачи учебного материала: комплекты электронныхи распечатанных учебныхматериалов дисциплины, аудио- и видео-материалы;       

- наличие наглядного материала по темам курса: схемы, диаграммы, рисунки, компьютерных презентаций и прочее;

- использование студентами в учебном процессе специальных возможностей операционной системы Windows (экранная клавиатура);

- наличие комплекта контрольных заданий для ответа по выбору студента устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТА

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте

_____________ Т.А. Кот

«____» ___________ 2015 г.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)

 

_____ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА________

Наименование дисциплины (модуля)

 

Направление подготовки:  47.03.01 - Философия

Квалификация (степень) выпускника: __ бакалавр

 

Ялта – 2015 г.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО и учебного плана по направлению 47.03.01 «Философия».
Автор канд. филос. наук , доцент Разбеглова Т.П.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры философии и социальных наук протокол № от « »        20 г. и признана соответст­вующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 47.03.01 «Философия».

Зав. кафедрой __________ Разбеглова Т.П.

Рабочая программа рассмотрена на заседании ученого совета Института ____________________ протокол № от « »       20 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению 47.03.01 «Философия».

 

Руководитель института                                    А.А. Береснев

                                                                                       

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель изучения дисциплины..…………….…...…………………………  
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ……………….……….  
3. Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с результатами освоения образовательной программы..…………………..………….…  
4. Объем дисциплин и распределения часов по видам учебной работы…  
5. Содержание дисциплины…………….……………………………  
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…….……………………..………..  
7. Фонд оценочных средств проведение промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине….…………………………………….........  
7.1. Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной                   аттестации и виды оценочных средств …………………  
7.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций ………………  
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины...  
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………….………………..  
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины ………………………………………………………………..  
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)……………………………………………...  
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………...
 

1. Цель изучения дисциплины. Основная цель изучения дисциплины "Философия искусства" заключается в том, чтобы Сформировать философский взгляд на природу и сущность искусства как важнейшего феномена духовной культуры человечества, пробудить исследовательский интерес студентов к историко-философским оценкам разнообразных сущностных составляющих искусства, раскрыть мировоззренческую, смысловую и духовную природу искусства, способствовать эстетически-творческому развитию студентов, изучению философского наследия в области философии искусства.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (бакалавриата / специалитета / магистратуры)

Дисциплина «Философия искусства» относится к вариативной части Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 47.03.01 «Философия».

С дисциплиной «Философия искусства» содержательно связаны ранее изученные дисциплины программы бакалавриата: «Философская пропедевтика», «Онтология и теория познания», «История заруюежной философии», «Культурология», «История искусства», «Философская аналитика мифа». Изучение дисциплины «Философия искусства способствует созданию философской базы для развития профессиональных компетенций студентов.

Требования к входным компетенциям:

Приступая к изучению дисциплины «Философия искусства», студенты должны иметь

Знания:

 - этапов развития мировой художественной культуры

- основной философской проблематики;

- сущности философской проблематики и специфики познавательной деятельности;

- историю зарубежной философии в основных концепциях;

Умения:

 - анализировать филсоофские идеи и положения, грамотно и самостоятельно выражать мысль;

- соотнести знания, получаемые в процессе изучения различных дисциплин;

- всесторонне оценивать явления культуры, в том числе художественной;

- владеть навыками философской культуры мышления.

Навыки:

- самостоятельной работы с литературой для поиска информации на отдельные темы, применение в практических ситуациях полученных знаний;

- логического, творческого и системного мышления;

- владения категориями философских дисциплин, умением их применять в профессиональной и межличностной деятельности;

- построение планов изложения (эссе, реферат, анализ первоисточника) материала, организации справочного аппарата и библиографии;

Изучение дисциплины «Философия искусства» должно способствовать развитию компетенций при изучении последующих дисциплин: «Основные проблемы аксиологии», «Социальная аксиология», а также прохождению всех видов практики.

3. Результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы

 

 

Коды компетен ции(й) Результаты освоения основной образовательной программы (компетенция или содержание достигнутого уровня освоения компетенции ) Результаты обучения
(ОПК-7); способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: эстетики (история эстетических учений, основные категории эстетики, эстетическое и художественное творчество)   Знать: Предмет философии искусства, основные принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; Иметь представление об основных закономерностях функционирования искусства; Основные этапы истории развития философских воззрений на искусство; Роль философии искусства в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.  Уметь: Ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития природы, общества и мышления; Понимать характерные особенности современного состояния философии искусства; Применять методы и критерии философии искусства в профессиональной деятельности; Владеть: способами формировании ценностных ориентаций в собственной профессиональной деятельности на основе изучения искусства.
(ПК-1); способностью пользоваться в процессе научно-исследовательской деятельности базовыми философскими знаниями (ПК-1);   Знать: способы ведения научной и философской дискуссии по вопросам искусства Уметь: аргументированно излагать основные положения в сфере философии искусства Владеть: методами философского анализа произведений искусства
ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности Знать: основные методы исследования в области философии искусства, основные принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; Уметь: самостоятельно исследовать с помощью философских категорий явления искусства, осваивать новые методологические подходы к изучению искусства; Владеть:

 

4. Объем дисциплины (модуля) и распределение часов по видам учебной работы

 

Виды контактной и внеаудиторной работы

Всего часов

очная форма обучения заочная (очно-заочная) форма обучения Общий объем дисциплины 108   Аудиторная работа 51   в том числе:     Лекции 24   Лабораторные  --   Практические (семинарские) 27   Самостоятельная работа обучающихся 57   Контрольная работа 2   Иные виды работы ИТЗ, реферат   Виды промежуточной аттестации:  -   Зачет  -   Курсовое проектирование  -   Курсовая работа -   Экзамен 4  

 

5. Содержание дисциплины (модуля)

В таблице приводится содержание дисциплин (модулей) структурированное по разделам, с указанием отведенного на их изучение количества академических часов и видов учебных занятий

Таблица 3

Разделы дисциплины

 

№№ пп Наименование разделов дисциплины Всего часов

В том числе

      Аудиторные занятия

Из них

Самостоятельная работа
        Лекции Практические (семинарские) занятия  Лабораторные занятия  
1 Раздел 1. Философская теория искусства 36 16 8 8 - 18
2 Раздел 2. История философской мысли об искусстве 36 18 8 10   18
3 Раздел 3. Философия художественных форм 36 18 8 10 - 18

Таблица 4

Темы разделов дисциплины

Раздел Номер занятия Вид занятия  Номер вида занятий Тема занятия Часы

Раздел 1. Философская теория искусства

1 Лекция 1 Тема 1. Введение. Социокультурные основания философии искусства. Теоретическое обоснование курса. Антропология искусства. Природа человека и природа искусства. Актуальность прекрасного. 2
2 Практика 1 Тема 1. Введение. Социокультурные основания философии искусства. Антропология искусства. Природа человека и природа искусства. Актуальность прекрасного. 2
3 Лекция 2 Тема 2. Философские концепции истории искусства. Логика развития искусства. Художественное произведение как форма бытия искусства 2
4 Практика 2 Тема 2. Философские концепции истории искусства. Логика развития искусства. Художественное произведение как форма бытия искусства 2
5  Лекция 3 Тема 3. Философская концепция искусства как игры 2
6 Практика 3 Тема 3. Философская концепция искусства как игры 2
7 лекция 4 Тема 4. Философская методология осмысления искусства 2
8 Практика 4 Тема 4. Философская методология осмысления искусства 2

Раздел 2. история филоосфской мысли об искусстве

9 Лекция 5 Тема 5. История философской мысли об искусстве. Античность. Философское осмысление искусства в эпоху Средневековья и Возрождения 2  
10 Практика 5 Тема 5. История философской мысли об искусстве. Античность. Философское осмысление искусства в эпоху Средневековья и Возрождения 2
11 Лекция 6 Тема 6. Философия XVII в. и Просвещения об искусстве 2
12 Практика 6 Тема 6. Философия XVII в. и Просвещения об искусстве 2
13 лекция 7 Тема 7. Проблемы искусства в немецкой классической философии. Философия романтизма о сущности и природе искусства, о художественном гении 2
14 практика 7 Тема 7. Проблемы искусства в немецкой классической философии. Философия романтизма о сущности и природе искусства, о художественном гении 2
15 лекция 8 Тема 8. . Проблемы искусства в философии ХХ в 2
16 Практика 8 Тема 8. Проблемы искусства в философии ХХ в 2

Раздел 3. Философия художественных форм

25 Лекция 9 Тема 9. Философия архитектуры.   2
26 Практика 9 Тема 9. Философия архитектуры. 2
27 лекция 10 Тема 10. Философия изобразительных искусств 2
28 Практика 10 Тема 10. Философия изобразительных искусств 2
29 лекция 11 Тема 11. Театр и танец в философской мысли европейской культуры 2
30 Практика 11 Тема 11. Театр и танец в философской мысли европейской культуры 2
  лекция 12 Тема 12. Философия музыкального искусства. Восток – Запад. 2
15 Практика 12 Тема 12. Философия музыкального искусства. Восток – Запад. 2
16 Практика 13 Тема 13. Киноискусство в генезисе современного смыслообразования. 2
17 Практика 13 Тема 13. Литература и философия искусства в современную эпоху 2
        ИТОГО аудиторных часов по дисциплине 52

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Самостоятельная работа состоит из:

1. Подготовки к семинарским занятиям

2. Подготовки эссе, докладов

3. Работы с текстами первоисточников, составление аналитического конспекта

4. Выполнения индивидуального задания аналитического характера

5. Работы с учебной и методической литературой

6. Подготовка презентаций

                       

Дата: 2019-03-05, просмотров: 236.