Киевская Русь: принятие христианства. Причины и следствия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Киевская Русь: принятие христианства. Причины и следствия

Младший сын Святослава Владимир (980-1015) был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 980 г. разбил своего брата Ярополка (на Днепре возле г.Любеча) и захватил власть в Киеве. Для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу. В 980 г. он предпринял неудачную попытку унифицировать языческий культ, создав пантеон наиболее почитаемых у различных славянских племен богов во главе с Перуном. В 988 г. Владимир сделал выбор в пользу принятия христианства византийского (православного) образца.

Причины принятия христианства :

*  языческая Русь оказывалась в изоляции от христианских стран Европы, что мешало развитию международных связей и торговли;

*  расслоение общества требовало новой идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир - калька земного);

*  монотеизм (единобожие) соответствовал сущности нового единого государства;

*  поддержка православной церковью государственной монархической власти (в отличие от католицизма);

*  новая более гуманная мораль.

В 988 г. в ходе похода на византийскую крепость Корсунь (Херсонес), Владимир крестился сам и крестил княжескую дружину. По возвращении в Киев он сокрушил языческих идолов и крестил горожан. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Крещение остальной Руси носило длительный характер (на северо-востоке Руси христианство утвердилось лишь в конце XI в.), сохранялись многие суеверия и языческие обряды.

Следствия принятия христианства :

* усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси;

* укрепление княжеской власти;

* влияние на нравы и мораль, гуманизация сознания;

* сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность;

* распространение письменности, церковных рукописных книг, открытие школ при монастырях;

* расцвет различных видов искусства благодаря усилению контактов с Византией.

Принятие христианства не уничтожило пережитки языческой культуры: христианские праздники соотносились с языческими праздниками аграрного культа и этапами сельскохозяйственных работ; некоторые святые сохранили связь с языческими богами (Илья Пророк – Перун Громовержец; Власий (Василий) – покровитель скота языческий Велес; Параскева Пятница – богиня земли и плодородия Мокошь).

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко.

Культура Киевской Руси

Письменность Договор князя Олега с греками 911г., составленный на греческом и русском языках, является одним из первых памятников русской письменности. Значительно ускорило распространение образования принятие Русью христианства. Оно способствовало широкому проникновению на Русь византийской литературы и искусства. Достижения византийской культуры первоначально попадали на Русь через Болгарию, где к этому времени уже был значительный запас как переводной, так и оригинальной литературы на понятном и на Руси славянском языке. Создателями славянской азбуки считаются болгарские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие в IX в. С принятием христианства связано появление первых учебных заведений. По сообщению летописи, сразу после крещения киевлян Владимир Святой устроил школу, в которой должны были обучаться дети "лучших людей". Во времена Ярослава Мудрого в школе при Софийском соборе обучалось более 300 детей. Своеобразными школами были и монастыри. В них переписывали церковные книги и изучали греческий язык. Как правило, при монастырях существовали школы и для мирян. Грамотность была довольно широко распространена среди городского населения. Об этом свидетельствуют надписи на вещах и стенах древних зданий—граффити, а также найденные в Новгороде и некоторых других городах берестяные грамоты. Литература Литература Киевской Руси зарождается с распространением письменности. В X-XI вв. литература была в основном переводной. С греческого, древнееврейского, сирийского и других языков переводились богослужебные книги, эпические произведения, хроники и т.д. Во второй половине XI в. появляются произведения славянских авторов. Это летописи, жития святых, проповеди.Выдающимися деятелями культуры были митрополит Иларион («Слово о законе и благодати»); епископ Феодосий Печерский (автор 11 сочинений религиозного, морального, политического содержания); летописцы: Никон** (летописный свод 1073 г.), Нестор (монах, один из авторов «Повести временных лет»); Сильвестр (епископ, автор 2-й редакции «Повести временных лет»); князь Владимир Мономах («Поучение детям») Архитектура и изобразительное искусство При князе Владимире в Киеве была сооружена Десятинная церковь, при Ярославе Мудром - знаменитый Софийский собор, Золотые ворота и другие постройки. Первые каменные храмы на Руси строили византийские мастера. Лучшие византийские художники украшали новые киевские храмы мозаиками и фресками. Благодаря заботам русских князей Киев называли соперником Константинополя. У приезжих византийских зодчих и художников учились русские мастера. Их произведения соединяли высочайшие достижения византийской культуры с национальными эстетическими представлениями. МузыкаМногочисленные исторические источники (песни, былины, летописи, произведения литературы и изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком уровне музыки в Киевской Руси; многообразии музыкальных жанров и инструментов. Известна военная музыка, торжественная, праздничная, церковная. Нот у славян не было до XVI в. Однако существовали способы записи мелодий, сохранившиеся до наших дней, - знаменный и кондакарный. Знаменные и кондакарные нотации (ноты) - древнерусские безлинейные способы записи мелодий. Наиболее популярными музыкальными инструментами были трубы, бубны, гусли. При дворе князей и знатных феодалов состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты как славянского, так и византийского происхождения. В народном быту большую роль играло музыкальное искусство скоморохов - бродячих артистов. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. Основы церковной музыки были заимствованы из Византии, но впоследствии на нее оказали влияние и музыкальные традиции славян.

3 Билет Особенности развития Древнерусской культуры.Культура Киевской Руси:

 Основой для развития древнерусской культуры стало культурное наследие восточных славян и традиции христианской культуры Византии. Фольклор представлен обрядовой поэзией (заговоры, заклинания, песни, плачи), былинами (о русских богатырях), преданиями, пословицами, поговорками, загадками, сказками. С принятием христианства развивается письменная литература, представленная житиями святых (первое - «Сказание о Борисе и Глебе»), поучениями («Поучение детям» Владимира Мономаха). Начинается летописание (древнейший летописный свод – «Повесть временных лет» (1113) - составлен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором). В архитектуре развиваются традиции деревянного зодчества, заимствуются принципы византийского каменного строительства (распространяется крестово-купольного типа храма). Первыми каменными постройками были Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Сильное византийское влияние испытывала живопись, основными видами которой были фреска (роспись по сырой штукатурке), мозаика (изображение из цветных камней, смальты и керамических фрагментов), иконопись (на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичными (темперными) красками) - Владимирская богоматерь и  Спас Нерукотворный; книжная миниатюра. Культура периода раздробленности: С XII в. возникает множество летописных центров, усиливается светская направленность и местный характер летописей. Призыв к русским князьям прекратить усобицы содержится в «Слове о полку Игореве», рассказе о неудачном походе 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. В архитектуре с XII в. типичным стал кубический храм с одной массивной главкой, меньше стал масштаб церквей, более простыми и гармоничными формы, использовалась каменная резьба на внешней поверхности стен, скромностью отличалась отделка. Формируются региональные особенности: более строгие каноны в новгородской архитектурной школе (ц. Спаса-Нередицы, Георгиевская церковь в Старой Ладоге), более парадное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (в княжение Андрея Боголюбского - Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, ц. Покрова Богородицы на р. Нерли, позже - Дмитриевский собор во Владимире, прославившийся богатством каменной резьбы). В этот период формируется русская иконописная школа.Культура Московской Руси: Восстановление и развитие русской культуры после татаро-монгольского нашествия шло в условиях борьбы с игом. Эта тема становится главной в литературеЗадонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», посвященные Куликовской битве). Становятся популярными бытовые повести и хождения (описания путешествий в святые места или чужие страны («Хождение за три моря» Афанасия Никитина)). Развивается жанр житийной литературы (повесть об Александре Невском, житие Сергия Радонежского и др.). В архитектуре ведущей становится московская школа, опиравшаяся на традиции Владимиро-Суздальского зодчества XII в. При Иване III разворачивается строительство Московского Кремля (в том числе и его современных каменных стен). Особенностью этого периода стало приглашение в Россию иностранных архитекторов, сумевших создать кремлевский комплекс с учетом национальных русских традиций. Ими возведены крупнейшие постройки Кремля - Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый), Грановитая палата. В XVI в. утверждается шатровый стиль, возродивший традиции деревянного зодчества. Его лучшие образцы – ц. Вознесения в Коломенском и ц. Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного). Выдающимися живописцами Московской Руси были Феофан Грек, Андрей РублевТроица»), Дионисий.

 

4. Становление Московского государства в 14-15 вв. Свержение татаро-монгольского ига.

Становлению Московского государства предшествовал период политической (феодальной) раздробленности- закономерный этап развития древнерусской государственности. В 30-40-е гг. XII в. удельные князья перестали признавать власть киевского князя. Русь распалась на отдельные княжества и земли. Сильнейшими среди них были: Владимиро-Суздальская (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо), Галицко-Волынская (Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславович Волынский,  его страший сын Даниил) и Новгородская земли (Святослав Ольгович, Ярослав и др). ( Новгородская земля, избежавшая разорения монголами, в первой половине ХIII в. столкнулась с агрессией шведских и немецких рыцарей. В 1240 г. новгородский князь Александр Ярославич в ходе Невской битвы разгромил шведский отряд под командованием ярла Биргера. За эту победу князя Александра нарекли Невским. 5 апреля 1242 г. новгородское войско под его командованием одержало победу над рыцарями Ливонского ордена. В ходе битвы на льду Чудского озера (т.н. Ледовое побоище) рыцари потерпели сокрушительное поражение. Это заставило крестоносцев отказаться от дальнейшей агрессии на восток ) Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится Владимиро-Суздальская земля, в которой постепенно возвышается Москва, превращаясь в центр политического объединения русских земель. Первое упоминание о Москве (1147 г.) содержится в летописи, где рассказывается о встрече Юрия Долгорукого с черниговским князем Святославом. Городок на окраине Владимиро-Суздальской земли возвышается в конце XIII — начале XIV в.

 

 

К середине XIII в. русские земли оказались в зависимости от монголо-татарских ханов. Установлению монголо-татарского ига предшествовали следующие события:1223 г. – первое столкновение Руси с монголо-татарами в битве на р. Калке, где половецкое войско и русские отряды были разбиты; конец 12371238 гг. – первый поход Батыя (внука Чингисхана) завершился взятием Рязани и Владимира, разорением Владимиро-Суздальской Руси, поражением русских войск у р. Сити. Избежал разорения лишь Великий Новгород, поскольку после падения Торжка монголо-татары повернули обратно в степи; с 1239 г. – в ходе второго похода Батыя были разорены Муром, Переяславль, Чернигов, взят Киев (1240), разгромлена Галицко-Волынская Русь.В русских землях, попавших в вассальную зависимость от Золотой Орды, монголы сохранили прежние уделы и князей, ставших теперь ханскими вассалами. Их политическая зависимость выражалась в выдаче ханом ярлыков – грамот на княжение. От князей Орда требовала содействия в сборе ежегодной дани, называемой на Руси «ордынским выходом». Для этого была проведена специальная перепись. Собирали дань баскаки, стоявшие во главе вооруженных отрядов. Утрата политической самостоятельности и постоянные материальные потери лишали Русь возможности последовательного развития. В XIV в. началось восстановление разрушенного хозяйства, росло население, возрождались города и торговля. Все это способствовало объединению, но решающие предпосылки сложились в политической сфере. Главной причиной становилось стремление к освобождению от ордынского ига. Борьба за объединение русских земель слилась с борьбой против Орды. Наибольший шанс стать центром объединения имели Московское и Тверское княжества. Эти пригодные для земледелия территории находились на перекрестке важных торговых путей, были удалены от опасных окраин, что обеспечивало приток населения, поэтому многое зависело от политики московских и тверских князей.

Со второй половины XIV в. начинается второй этап объединительного процесса, основным содержанием которого были разгром Москвой в 60 — 70-е гг. своих основных политических соперников и переход от утверждения за Москвой ее политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг нее русских земель и организации ею общенародной борьбы за свержение татаро-монгольского ига. Правители вступивших в соперничество с Москвой княжеств, не обладая достаточными собственными силами, были вынуждены искать поддержку в Орде или у Литвы. Поэтому борьба с ними московских князей приобрела характер составной части национально-освободительной борьбы и получила поддержку и влиятельной церкви, и населения, заинтересованного в государственном объединении страны.С конца 60-х гг. XIV в. началась длительная борьба между великим князем Дмитрием Ивановичем (1359 — 1389 гг.) и тверским князем Михаилом Александровичем, вступившим в союз с великим князем Литовским Ольгердом. Ко времени правления Дмитрия Ивановича Золотая Орда вступила в период ослабления и затяжных усобиц между феодальной знатью. Отношения Орды и русских княжеств становились все более напряженными. В конце 70-х гг. к власти в Орде пришел Мамай, который, приостановив начавшийся распад Орды, начал подготовку к походу на Русь. Борьба за свержение ига и обеспечение безопасности от внешней агрессии становилась важнейшим условием завершения начатого Москвой государственно-политического объединения Руси. Летом 1380 г., собрав почти все силы Орды, в которые входили также отряды наемников из генуэзских колоний в Крыму и вассальных Орде народов Северного Кавказа и Поволжья, Мамай выступил к Южным границам Рязанского княжества, где стал ожидать подхода войск Литовского князя Ягайло и Олега Рязанского. Нависшая над Русью страшная угроза подняла на борьбу с захватчиками весь русский народ. В короткий срок в Москве собрались полки и ополченцы из крестьян и ремесленников почти из всех русских земель и княжеств. 8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва – одна из крупнейших битв средневековья, которая решила судьбу государств и народов. Эта битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра — организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской. Перед смертью Дмитрий Донской передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию I (1389 — 1425 гг.), уже не спрашивая права на ярлык в Орде. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462 — 1505 гг.) и Василия III (1505 — 1533 гг.) В 1480 г. было окончательно свергнуто татаро-монгольское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре11 ноября 1480 года.

 

До татаро-монгольского нашествия - Владимиро-Суздальская Русь самая развития + Новгородская земля. Князь Северо-Восточной Руси (князь Владимирский). Монголы стали давать ярлыки нашим князьям, Тверское, Московское княжества и др - пытались заполучить ярлык. В 14 веке - два княжества - Тв и Мск - уч в полит игре. В остальных князь просто возглавлял войско, княжества были разорены. Мск и Твер - в центре - география фактор способствовал возвышению Москвы. Через Мск - значимые торговые пути, плодородные земли, политическая прозорливость московских князей(!), обычно в московской династии много детей (наследников), но московское княжество не дробилось, было цельным, один наследник(!), центр духовного возрождения - мощи митрополита в Успенском соборе.
Начало Московской династии - Даниил - 1263 1303 - младший сын Александра невского. Присоедин земли (к Мск Коломну), захватил. По завещанию ему достается Переяславск княж.
Юрий Даниилович 1303-1325 - продолжается рост княжества + Можайск - следовал политике отца. Зять хана узбека - женился на его дочери, ярлык на великое княжение владимирское. Не было наследников.
Потом мл сын Даниила - Иван 1325 1340 - КАЛИТА. Хитреееец) На Русь собирали дань баскаки - сборщики дани - в Тверь 13.. Приехали и их убили. Калита предложил помощь хану - Тверское народное восстание подавляется московскими войсками, чтобы выслужатся перед ханом. Когда Юру убили в Орде, ярлык на Великое княжение передали Тверским - ярлык у Калиты - отмена баскачества. Иван сборщик дани номер 1, подворовывал - расширял Московское княжество. 1328 - из Владимира переносится резиденция митрополита Макария. Расширяет Углич и бла-бла. Денежный мешок = Калита. Обнес Москву деревянными стенами + 3-4 каменных храма (Успенский собор). Хан заподозрил, что Калита то хитрый лис! Сыновья: Семен Гордый 40-53, Иван Красный 53-59. Умерли от чумы. Ванька младший - отец Дмитрия Донского.
ДИМКА ДОНСКОЙ! Куликовская 1380. Когда наследует трон - 9 лет. Притязания на ярлык - козлы князья . Благодаря митрополиту Алексию и московскому боярству удалось вернуть ярлык Димке. 1467-68 строительство белокаменных стен. В 1475 Димка борется с Михаилом Тверским за возвышению княжеств. Побеждает Димка - договор - Тверской Михаил признает Московского князя старшим братом. ОРДА...:( перед Кулик битвой события, разозлившие Мамая: 1) Волжская Булгария(вассал Орды) - 1373 Дмитрий Боброк Волынский на нее напал - двоюродный брат Донского - побеждает, грабит - Арапшах ><; 2) Арапшах - летом ответный поход - разорвет Новгородское княжество, привлекается для защиты москвичи - мы проиграли; 3) Бегич - нападает на Рязанское княжество, Донской встречает его на р Вожа 1378 год - победили и дань не платили---» МАМАЙ >.< негодует
8 сент 1380 сражение на реке Дон, Донской сжег все мосты, перейдя реку. Велика роль Донского и Дмитрия Волынского, Владимира Андеевича Серпуховского, западного полка из зеленой дубравы Волынского - внезапно напали на Мамая. Иго не снято. ЗНАЧЕНИЕ - ослабление ига, возрождение национального сознания, осознание возможности большой победы над татарами, признание роли Московской велико княжеской династии, закрепление за Москвой статуса великой столицы. 1382 - хан Тохтамыш разорил Москву, Донской понимал, что дела плохи, на севере собрал войска. Тохтамыш сжег Москву - 24 тыс трупов, др - в плен. Снова начинает платить дань - слабак! Ярлык остается у Дмитрия Ивановича! После - сыновья Донского - Василий старший и Юрий младший (его Звенигород). Донской пишет завещание: после смерти княжество наследует старший сын, в случае смерти Василия наследует младший Юрий, ярлык на Великое княжение Владимирское - Василию. Василий 1389-1425 + Н Новгород, Суздаль и Муром - сильно расширилось государство. Остановил Едигея. Начинает формировать новую форму взаимоотношений с Мск княжеств. После его смерти - Василий Васильевич Темный - братья выкололи глаза - 1433-53 период феодальной войны - между потомками московских князей. Василий тоже ост завещание: трон - сыну, а не брату. Юрий (его брат) говорит, что завещание отца(Донского) ВЫШЕ ---> междуусобица. Дети Юрия (Василий Косой, Дмитрий Шемяка). Василий 2 ослеплен. Одержал победу в феодальной войне, которая затормозила процесс объединения Руси, привела к экономической разрухе. 1462 умирает Василий Темный. Наследует его сын Иван 3 (1462-1505). Политика направлена на блабла... Семейный принцип престолонаследия восстановлен! При нем присоединен Великий Новгород - в следствие походов 1471-1478 - снял вечевой колокол - айайай. Стоящие на реке Угре окончание татарского владычества - 1480. Пришел хан Ахмат - стояние на реке Угре около месяца - татары ушли, дань мы больше не платили. Иван 3 - создание судебника 1497 - вводит Юрьев день 26 ноября - за неделю до и неделю после. Москва -3 РИМ. Перемещение духовенства в Москву. Присоединяется Новгород силой, пленяет вече, покоряет Новгородцев - без одобрения Москвы Новгород не мог делать какие-то движения по внешней политике. Появляется византийский герб+скипетр и держава. Окончательное объединение Руси вокруг Москвы при Василие 3 (1505-15..) - покорил Псков, Смоленск, Рязанское княжество 1521 год. UNITED РУСЬ.

 

 






Внешняя политика Николая I

Наиболее важные стороны внешней политики в период царствования Николая I были возврат к принципам Священного союза (борьба России против революционных движений в Европе) и Восточный вопрос. Россия при Николае I участвовала в Кавказской войне (1817-1864 гг.), русско-персидской войне (1826-1828 гг.), русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), в результате которых Россия присоединила к себе восточную часть Армении, весь Кавказ, получила восточный берег Черного моря.

В период правления Николая I наиболее памятной стала Крымская война 1853-1856 годов. Россия была вынуждена воевать против Турции, Англии, Франции. В ходе осады Севастополя Николай I потерпел поражение в войне и утратил право иметь военно-морскую базу на Черном море.

Неудачная война показала отсталость России от передовых европейских стран и насколько нежизненной оказалась консервативная модернизация империи.

Николай I умер 18 февраля 1855 г. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в истории России, начиная со Смутного времени.

14. Отмена крепостного права и аграрная реформа 1860-х гг.

Реформы Александра II (1855-1881) называют «Великими» поскольку они затронули все сферы русской государственной жизни. Основные причины реформ: поражение в Крымской войне; отсталость русской армии; экономический кризис; неэффективность крепостного труда; рост крестьянских выступлений; неразвитость самоуправления; отсталость промышленности; моральное осуждение крепостного права. Отмена крепостного права стала главной реформой Александра II. В 1857 г. был учреждён Секретный (позже Главный) комитет по крестьянскому делу, при котором в 1859 г. были созданы Редакционные комиссии. 19 февраля 1861 г. император подписал два основных документа: Манифест, давший крепостным крестьянам личную свободу и гражданские права, и «Положенияо крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», содержавшие условия выкупа помещичьей земли. До заключения выкупной сделки крестьяне оставались «временнообязанными», т.е. продолжали нести повинности - барщину или оброк. Законы 1863-1866 гг. урегулировали земельное устройство государственных и удельных крестьян. Отмена крепостного права способствовала преобразованию и других сфер общественной жизни. В соответствии с общими положениями реформы крестьянину предоставлялась: бесплатно личная свобода. Помещик сохранял право на все земли, но обязан был предоставить крестьянину в пользование усадьбу с участком, а крестьянин был обязан ее выкупить. Помещик обязан был дать надел, а крестьянин был обязан этот надел принять. Освобождался не каждый крестьянин в отдельности, а всем миром, общиной. Поэтому помещики и государство имели отношения с общиной, которая выкупала земли и платила повинности. Так как у крестьян денег на выкуп не было, а помещики не хотели освобождать крестьян в долг, то посредником между помещиками и крестьянством выступало государство. Правительство единовременно оплатило помещикам 80 % выкупной суммы, а остальные 20 % внесла община, которая получила от правительства кредит под 6 % годовых сроком на 49 лет. За пользование усадьбой и наделом крестьянин должен был в течение 8 лет выполнять обязанности перед барином. Отсюда и термин: временнообязанные крестьяне. Предусматривались две формы повинности: оброк и барщина. В среднем по стране норма оброка составляла 10 р. в год, а барщина — 40 дней мужских и 30 дней женских. Размер выкупа за надел составлял такую сумму, которая, если ее положить в банк, выплачивающий 6 % годовых, давала бы помещику ежегодно сумму оброка. На эти деньги помещик мог купить сельскохозяйственные машины и нанять работников, мог вложить деньги в акции, модернизацию своего хозяйства. В среднем по стране выкуп превышал рыночную стоимость земли. 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили 34 млн. дес. земли, или 3,4 дес. на душу. Для прожиточного минимума надо было иметь от 5 до 8 дес.

 

15. Либеральные реформы 1860-70-х гг.

Земская и городская реформы: 1 января 1864 г. издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», на основе которого создавались бессословные выборные органы самоуправленияземства, состоявшие из губернских и уездных земских собраний и земских управ. Они не имели политических функций, их деятельность ограничивалась решением хозяйственных вопросов: качество дорог, народное образование, здравоохранение, своевременные поставки продовольствия, страхование, ветеринарная помощь и т.д. К концу 1870-х гг. земства были введены лишь в 35 из 59 губерний. 16 июня 1870 г. издано «Городовое положение», вводившее бессословные органы городского самоуправлениягородские думы и городские управы, которые возглавлял городской голова. Как и земства, органы городского самоуправления занимались только хозяйственными вопросами: торговля, промышленность, благоустройство города и др. Реформа затронула 509 русских городов. Судебная реформа: «Судебные уставы» 20 ноября 1864 г. вводили новые принципы судопроизводства: бессословность; независимость суда от администрации; несменяемость судей; равенство сторон перед законом; состязательность суда; гласность и открытость судебного процесса. Создавались суд присяжных (сословных представителей), адвокатура (присяжные поверенные), нотариат. Вводилось два вида судовмировой (с упрощенным судопроизводством) и коронный (окружные суды – судебные палаты - Сенат). Особые суды создавались для политических дел. Судебные уставы действовали только в 44 губерниях. Военная реформа ставила цель – модернизировать армию. Были упразднены военные поселения, созданы военные округа, началось перевооружение армии, создан паровой флот, открыты юнкерские и военные училища. Завершило реформу введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности для всех мужчин, достигших 20 лет и годных к службе. Срок службы составлял в пехоте - 6 лет (9 в запасе), на флоте - 7 лет (3 в запасе). Это позволило сократить численность армии в мирное время и быстро увеличить ее во время войны. Образовательная реформа (1863-1864) способствовала демократизации высшего, среднего (классические гимназии, реальные училища) и начального (министерские, земские, церковно-приходские, частные школы) образования. Восстановлена автономия университетов (1863), отменена предварительная цензура (1865).

 

 

Культура России в 19 веке

Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения. Достижения Александра II в этой области не могли перечеркнуть даже контрреформы Александра III. Систему начального образования составляли церковно-приходские и земские, а также воскресные школы, запрещенные в 60- е годы. Количество гимназий с 1861 по 1887 г. увеличилось втрое, но указ "о кухаркиных детях" снизил число гимназистов. Кроме гимназий существовали реальные, коммерческие и другие училища. Женское среднее образование представляли 300 разнотипных школ. Большие успехи были достигнуты в высшем образовании - количество университетов к концу века достигло десяти. Университетский устав 1863 г. давал университетам почти полную автономию в самых разных областях. Но в 1884 г. правительство Александра III ввело новый реакционный устав, лишивший университеты автономии и усиливший надзор за ними. В 70-80 гг. положено начало женскому высшему образованию - открыты курсы в разных городах. Вторая половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий русской науки. Труды И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервной системы" обобщали результаты опытов, заложили основы отечественной физиологии. И.И. Мечников совместно с Н.Ф. Гамалея создал первую в России бактериологическую станцию (1886 г.), основал школу микробиологии и сравнительной патологии. Вместе с О.О. Ковалевским он заложил основы сравнительной эмбриологии. К.А. Тимирязев своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений. Величайшим открытием Д.И. Менделеева стал периодический закон химических элементов (1869 г.). А.М. Бутлеров разработал фундаментальную теорию химического строения. П.Л. Чебышев ввел в математическую науку новые понятия, основал свою школу. Среди ученых-физиков выделяется имя А.Г.Столетова, автора трудов по теории электричества и магнетизма. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта. Открытия в области техники принесли мировую известность русским ученым. Это изобретения П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, М.О. Доливо- Добровольского. А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет (1881 г.). Попов изобрел радио. Астроном Бредихин исследовал кометы. Достижения географии связаны с именами Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Миклухо-Маклая. Как и в предшествующий период, огромное место в культурной и общественно-политической жизни страны играла литература. Литературная критика в лице Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Михайловского отстаивала принципы связи литературы с жизнью. Господствующим направлением становится критический реализм. Отсутствие в России трибуны политических дискуссий вело к тому, что выражение революционных взглядов и реакция на них переносились в литературу и искусство. Во второй половине XIX в. расцвело творчество целой плеяды выдающихся мастеров: Тургенева, Гончарова, Л.Н. Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Подлинным демократизмом пронизаны произведения Некрасова - поэта, редактора журналов "Современник" и "Отечественные записки". В 80-х гг. появляются новые литературные дарования - Короленко, Чехов. Среди поэтов широко известны Майков, Полонский, Фет, А.К. Толстой. Драматургия представлена такими выдающимися творцами, как Островский, написавший около 50 пьес, и Чехов, буквально ворвавшийся на театральные подмостки в конце века. Вторая половина XIX в. стала временем бурного расцвета музыки. В 60-70 гг. развернулось творчество "могучей кучки" - композиторов Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Они творили в области симфонической, камерной, оперной музыки. Наиболее выдающиеся произведения - "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Снегурочка", "Садко", "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина.Несколько позже, в 70-х - начале 90-х гг. расцветает талант Чайковского. Оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", симфонические и камерные произведения поставили Чайковского в ряд гениев мировой культуры. Рубинштейн, выдающийся пианист, автор оперы "Демон" и вокального цикла "Персидские песни", основал первую в России Петербургскую консерваторию. В 80-е и особенно 90-е гг. появляется новое поколение композиторов - Танеев, Лядов, Глазунов. На конец века приходится расцвет творчества Рахманинова и Скрябина. Особое значение в развитии русской живописи приобрело создание в 1870- 1871 гг. "Товарищества передвижных художественных выставок", объединившего многих художников России. Наиболее известными среди них были - И.М. Крамской, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, Н.А. Ярошенко. Произведения "передвижников" отразили любовь к России, к ее народу и истории. Архитектура В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И.П. Ропет, В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев, Д.Н. Чигаров и другие создали "национальный" стиль в духе традиционного русского зодчества (Исторический музей, Городская дума и Верхние торговые ряды в Москве). В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа Спасителя в Москве, начатое в 1837 г. по проекту К.А. Тона. Наиболее выдающимися скульпторами были Антокольский и Опекушин (последнему принадлежит памятник Пушкину в Москве).

Культура России в 1-й пол. XIX в.Данный период — «золотой век» русской культуры, обусловленный творческим осмыслением западной культуры и духовным климатом времен «просвещенного абсолютизма».Образование. При Александре I открыто 5 новых университетов, они получили автономию, которая была отменена при Николае I. Реорганизуется система среднего и начального образования.Литература. Н. М. Карамзин, представитель сентиментализма, много сделал для взаимного сближения литературного и разговорного языка. А. С. Пушкин создал современный литературный язык. В духе романтизма писали Жуковский, ранний Пушкин, К. Н. Батюшков, М. Ю. Лермонтов. Основы реализма заложили А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов. Поэты-философы — Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев. Мастера басенного жанра — И. А. Крылов, И. И. Дмитриев.Живопись. Мастера портрета — В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, жанровой живописи — П. А. Федотов, монументальной живописи — К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни.В архитектуре — господство позднего классицизма (ампир). Известны творения А. А. Монферрана (Исаакиевский собор), А. Н. Воронихина (Казанский собор), О. И. Бове (Большой театр), А. Д. Захарова (здание Адмиралтейства).Шедевры скульптуры — «Укротители коней» И. А. Клодта, памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, Барклаю-де-Толли и Кутузову Б. И. Орловского (в Петербурге).Создатель русской школы классической музыки — М. И. Глинка. Мастера романса — Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Е. Варламов, А. А. Алябьев.Возрастает роль театра. Известнейшие артисты —М. С. Щепкин, Е. С. Семенова, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин.Наука. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн первыми в России совершили кругосветное плавание. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли Антарктиду, Г. И. Невельской — пролив между Сахалином и Азией.Русская культура 2-й пол. XIX в.Образование. При Александре II созданы женские гимназии и женские курсы с университетской программой. Университеты вновь получили автономию. Созданы земские училища. При Александре III большинство женских курсов закрыто, автономия университетов ограничена. Зато выросло число церковноприходских школ.Наука. И. П. Павлов разработал учение об условных рефлексах, И. М. Сеченов — о рефлексах головного мозга. И. И. Мечников создал основы российской микробиологии, К. А. Тимирязев — физиологии растений.Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Видными математиками были С. В. Ковалевская, П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов. П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин изобрели электрическую лампочку, А. С. Попов — радио.Важные географические открытия сделали Н. М. Пржевальский, О. А. Фед-ченко, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай.Творили видные философы — В. С. Соловьёв, Н. Я. Данилевский, Н. Ф. Фёдоров, К. Н. Леонтьев, историки — С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, Н. И. Кареев, Н. И. Костомаров.Литература. Ведущим направлением в ней становится критический реализм. Крупнейшие представители: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, В. Г. Короленко. Видные поэты — Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов.Живопись. Крупнейшее объединение — Союз передвижных выставок («передвижники» выступали за отражение в живописи жизненных реалий): И. Н. Крамской (портретист), В. Г. Перов (жанровая живопись), И. И. Шишкин (пейзажист), В. И. Суриков (историческая живопись), И. Е. Репин. Виднейший баталист—В. В. Верещагин. Русскую тему воплощал в живописи В. М. Васнецов.Музыка. Крупнейшее объединение композиторов — «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин). Вершиной русской музыки стало творчество П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского.

 

Киевская Русь: принятие христианства. Причины и следствия

Младший сын Святослава Владимир (980-1015) был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 980 г. разбил своего брата Ярополка (на Днепре возле г.Любеча) и захватил власть в Киеве. Для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу. В 980 г. он предпринял неудачную попытку унифицировать языческий культ, создав пантеон наиболее почитаемых у различных славянских племен богов во главе с Перуном. В 988 г. Владимир сделал выбор в пользу принятия христианства византийского (православного) образца.

Причины принятия христианства :

*  языческая Русь оказывалась в изоляции от христианских стран Европы, что мешало развитию международных связей и торговли;

*  расслоение общества требовало новой идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир - калька земного);

*  монотеизм (единобожие) соответствовал сущности нового единого государства;

*  поддержка православной церковью государственной монархической власти (в отличие от католицизма);

*  новая более гуманная мораль.

В 988 г. в ходе похода на византийскую крепость Корсунь (Херсонес), Владимир крестился сам и крестил княжескую дружину. По возвращении в Киев он сокрушил языческих идолов и крестил горожан. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Крещение остальной Руси носило длительный характер (на северо-востоке Руси христианство утвердилось лишь в конце XI в.), сохранялись многие суеверия и языческие обряды.

Следствия принятия христианства :

* усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси;

* укрепление княжеской власти;

* влияние на нравы и мораль, гуманизация сознания;

* сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность;

* распространение письменности, церковных рукописных книг, открытие школ при монастырях;

* расцвет различных видов искусства благодаря усилению контактов с Византией.

Принятие христианства не уничтожило пережитки языческой культуры: христианские праздники соотносились с языческими праздниками аграрного культа и этапами сельскохозяйственных работ; некоторые святые сохранили связь с языческими богами (Илья Пророк – Перун Громовержец; Власий (Василий) – покровитель скота языческий Велес; Параскева Пятница – богиня земли и плодородия Мокошь).

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко.

Культура Киевской Руси

Письменность Договор князя Олега с греками 911г., составленный на греческом и русском языках, является одним из первых памятников русской письменности. Значительно ускорило распространение образования принятие Русью христианства. Оно способствовало широкому проникновению на Русь византийской литературы и искусства. Достижения византийской культуры первоначально попадали на Русь через Болгарию, где к этому времени уже был значительный запас как переводной, так и оригинальной литературы на понятном и на Руси славянском языке. Создателями славянской азбуки считаются болгарские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие в IX в. С принятием христианства связано появление первых учебных заведений. По сообщению летописи, сразу после крещения киевлян Владимир Святой устроил школу, в которой должны были обучаться дети "лучших людей". Во времена Ярослава Мудрого в школе при Софийском соборе обучалось более 300 детей. Своеобразными школами были и монастыри. В них переписывали церковные книги и изучали греческий язык. Как правило, при монастырях существовали школы и для мирян. Грамотность была довольно широко распространена среди городского населения. Об этом свидетельствуют надписи на вещах и стенах древних зданий—граффити, а также найденные в Новгороде и некоторых других городах берестяные грамоты. Литература Литература Киевской Руси зарождается с распространением письменности. В X-XI вв. литература была в основном переводной. С греческого, древнееврейского, сирийского и других языков переводились богослужебные книги, эпические произведения, хроники и т.д. Во второй половине XI в. появляются произведения славянских авторов. Это летописи, жития святых, проповеди.Выдающимися деятелями культуры были митрополит Иларион («Слово о законе и благодати»); епископ Феодосий Печерский (автор 11 сочинений религиозного, морального, политического содержания); летописцы: Никон** (летописный свод 1073 г.), Нестор (монах, один из авторов «Повести временных лет»); Сильвестр (епископ, автор 2-й редакции «Повести временных лет»); князь Владимир Мономах («Поучение детям») Архитектура и изобразительное искусство При князе Владимире в Киеве была сооружена Десятинная церковь, при Ярославе Мудром - знаменитый Софийский собор, Золотые ворота и другие постройки. Первые каменные храмы на Руси строили византийские мастера. Лучшие византийские художники украшали новые киевские храмы мозаиками и фресками. Благодаря заботам русских князей Киев называли соперником Константинополя. У приезжих византийских зодчих и художников учились русские мастера. Их произведения соединяли высочайшие достижения византийской культуры с национальными эстетическими представлениями. МузыкаМногочисленные исторические источники (песни, былины, летописи, произведения литературы и изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком уровне музыки в Киевской Руси; многообразии музыкальных жанров и инструментов. Известна военная музыка, торжественная, праздничная, церковная. Нот у славян не было до XVI в. Однако существовали способы записи мелодий, сохранившиеся до наших дней, - знаменный и кондакарный. Знаменные и кондакарные нотации (ноты) - древнерусские безлинейные способы записи мелодий. Наиболее популярными музыкальными инструментами были трубы, бубны, гусли. При дворе князей и знатных феодалов состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты как славянского, так и византийского происхождения. В народном быту большую роль играло музыкальное искусство скоморохов - бродячих артистов. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. Основы церковной музыки были заимствованы из Византии, но впоследствии на нее оказали влияние и музыкальные традиции славян.

3 Билет Особенности развития Древнерусской культуры.Культура Киевской Руси:

 Основой для развития древнерусской культуры стало культурное наследие восточных славян и традиции христианской культуры Византии. Фольклор представлен обрядовой поэзией (заговоры, заклинания, песни, плачи), былинами (о русских богатырях), преданиями, пословицами, поговорками, загадками, сказками. С принятием христианства развивается письменная литература, представленная житиями святых (первое - «Сказание о Борисе и Глебе»), поучениями («Поучение детям» Владимира Мономаха). Начинается летописание (древнейший летописный свод – «Повесть временных лет» (1113) - составлен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором). В архитектуре развиваются традиции деревянного зодчества, заимствуются принципы византийского каменного строительства (распространяется крестово-купольного типа храма). Первыми каменными постройками были Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Сильное византийское влияние испытывала живопись, основными видами которой были фреска (роспись по сырой штукатурке), мозаика (изображение из цветных камней, смальты и керамических фрагментов), иконопись (на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичными (темперными) красками) - Владимирская богоматерь и  Спас Нерукотворный; книжная миниатюра. Культура периода раздробленности: С XII в. возникает множество летописных центров, усиливается светская направленность и местный характер летописей. Призыв к русским князьям прекратить усобицы содержится в «Слове о полку Игореве», рассказе о неудачном походе 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. В архитектуре с XII в. типичным стал кубический храм с одной массивной главкой, меньше стал масштаб церквей, более простыми и гармоничными формы, использовалась каменная резьба на внешней поверхности стен, скромностью отличалась отделка. Формируются региональные особенности: более строгие каноны в новгородской архитектурной школе (ц. Спаса-Нередицы, Георгиевская церковь в Старой Ладоге), более парадное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (в княжение Андрея Боголюбского - Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, ц. Покрова Богородицы на р. Нерли, позже - Дмитриевский собор во Владимире, прославившийся богатством каменной резьбы). В этот период формируется русская иконописная школа.Культура Московской Руси: Восстановление и развитие русской культуры после татаро-монгольского нашествия шло в условиях борьбы с игом. Эта тема становится главной в литературеЗадонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», посвященные Куликовской битве). Становятся популярными бытовые повести и хождения (описания путешествий в святые места или чужие страны («Хождение за три моря» Афанасия Никитина)). Развивается жанр житийной литературы (повесть об Александре Невском, житие Сергия Радонежского и др.). В архитектуре ведущей становится московская школа, опиравшаяся на традиции Владимиро-Суздальского зодчества XII в. При Иване III разворачивается строительство Московского Кремля (в том числе и его современных каменных стен). Особенностью этого периода стало приглашение в Россию иностранных архитекторов, сумевших создать кремлевский комплекс с учетом национальных русских традиций. Ими возведены крупнейшие постройки Кремля - Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый), Грановитая палата. В XVI в. утверждается шатровый стиль, возродивший традиции деревянного зодчества. Его лучшие образцы – ц. Вознесения в Коломенском и ц. Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного). Выдающимися живописцами Московской Руси были Феофан Грек, Андрей РублевТроица»), Дионисий.

 

4. Становление Московского государства в 14-15 вв. Свержение татаро-монгольского ига.

Становлению Московского государства предшествовал период политической (феодальной) раздробленности- закономерный этап развития древнерусской государственности. В 30-40-е гг. XII в. удельные князья перестали признавать власть киевского князя. Русь распалась на отдельные княжества и земли. Сильнейшими среди них были: Владимиро-Суздальская (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо), Галицко-Волынская (Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславович Волынский,  его страший сын Даниил) и Новгородская земли (Святослав Ольгович, Ярослав и др). ( Новгородская земля, избежавшая разорения монголами, в первой половине ХIII в. столкнулась с агрессией шведских и немецких рыцарей. В 1240 г. новгородский князь Александр Ярославич в ходе Невской битвы разгромил шведский отряд под командованием ярла Биргера. За эту победу князя Александра нарекли Невским. 5 апреля 1242 г. новгородское войско под его командованием одержало победу над рыцарями Ливонского ордена. В ходе битвы на льду Чудского озера (т.н. Ледовое побоище) рыцари потерпели сокрушительное поражение. Это заставило крестоносцев отказаться от дальнейшей агрессии на восток ) Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится Владимиро-Суздальская земля, в которой постепенно возвышается Москва, превращаясь в центр политического объединения русских земель. Первое упоминание о Москве (1147 г.) содержится в летописи, где рассказывается о встрече Юрия Долгорукого с черниговским князем Святославом. Городок на окраине Владимиро-Суздальской земли возвышается в конце XIII — начале XIV в.

 

 

К середине XIII в. русские земли оказались в зависимости от монголо-татарских ханов. Установлению монголо-татарского ига предшествовали следующие события:1223 г. – первое столкновение Руси с монголо-татарами в битве на р. Калке, где половецкое войско и русские отряды были разбиты; конец 12371238 гг. – первый поход Батыя (внука Чингисхана) завершился взятием Рязани и Владимира, разорением Владимиро-Суздальской Руси, поражением русских войск у р. Сити. Избежал разорения лишь Великий Новгород, поскольку после падения Торжка монголо-татары повернули обратно в степи; с 1239 г. – в ходе второго похода Батыя были разорены Муром, Переяславль, Чернигов, взят Киев (1240), разгромлена Галицко-Волынская Русь.В русских землях, попавших в вассальную зависимость от Золотой Орды, монголы сохранили прежние уделы и князей, ставших теперь ханскими вассалами. Их политическая зависимость выражалась в выдаче ханом ярлыков – грамот на княжение. От князей Орда требовала содействия в сборе ежегодной дани, называемой на Руси «ордынским выходом». Для этого была проведена специальная перепись. Собирали дань баскаки, стоявшие во главе вооруженных отрядов. Утрата политической самостоятельности и постоянные материальные потери лишали Русь возможности последовательного развития. В XIV в. началось восстановление разрушенного хозяйства, росло население, возрождались города и торговля. Все это способствовало объединению, но решающие предпосылки сложились в политической сфере. Главной причиной становилось стремление к освобождению от ордынского ига. Борьба за объединение русских земель слилась с борьбой против Орды. Наибольший шанс стать центром объединения имели Московское и Тверское княжества. Эти пригодные для земледелия территории находились на перекрестке важных торговых путей, были удалены от опасных окраин, что обеспечивало приток населения, поэтому многое зависело от политики московских и тверских князей.

Со второй половины XIV в. начинается второй этап объединительного процесса, основным содержанием которого были разгром Москвой в 60 — 70-е гг. своих основных политических соперников и переход от утверждения за Москвой ее политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг нее русских земель и организации ею общенародной борьбы за свержение татаро-монгольского ига. Правители вступивших в соперничество с Москвой княжеств, не обладая достаточными собственными силами, были вынуждены искать поддержку в Орде или у Литвы. Поэтому борьба с ними московских князей приобрела характер составной части национально-освободительной борьбы и получила поддержку и влиятельной церкви, и населения, заинтересованного в государственном объединении страны.С конца 60-х гг. XIV в. началась длительная борьба между великим князем Дмитрием Ивановичем (1359 — 1389 гг.) и тверским князем Михаилом Александровичем, вступившим в союз с великим князем Литовским Ольгердом. Ко времени правления Дмитрия Ивановича Золотая Орда вступила в период ослабления и затяжных усобиц между феодальной знатью. Отношения Орды и русских княжеств становились все более напряженными. В конце 70-х гг. к власти в Орде пришел Мамай, который, приостановив начавшийся распад Орды, начал подготовку к походу на Русь. Борьба за свержение ига и обеспечение безопасности от внешней агрессии становилась важнейшим условием завершения начатого Москвой государственно-политического объединения Руси. Летом 1380 г., собрав почти все силы Орды, в которые входили также отряды наемников из генуэзских колоний в Крыму и вассальных Орде народов Северного Кавказа и Поволжья, Мамай выступил к Южным границам Рязанского княжества, где стал ожидать подхода войск Литовского князя Ягайло и Олега Рязанского. Нависшая над Русью страшная угроза подняла на борьбу с захватчиками весь русский народ. В короткий срок в Москве собрались полки и ополченцы из крестьян и ремесленников почти из всех русских земель и княжеств. 8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва – одна из крупнейших битв средневековья, которая решила судьбу государств и народов. Эта битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра — организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской. Перед смертью Дмитрий Донской передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию I (1389 — 1425 гг.), уже не спрашивая права на ярлык в Орде. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462 — 1505 гг.) и Василия III (1505 — 1533 гг.) В 1480 г. было окончательно свергнуто татаро-монгольское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре11 ноября 1480 года.

 

До татаро-монгольского нашествия - Владимиро-Суздальская Русь самая развития + Новгородская земля. Князь Северо-Восточной Руси (князь Владимирский). Монголы стали давать ярлыки нашим князьям, Тверское, Московское княжества и др - пытались заполучить ярлык. В 14 веке - два княжества - Тв и Мск - уч в полит игре. В остальных князь просто возглавлял войско, княжества были разорены. Мск и Твер - в центре - география фактор способствовал возвышению Москвы. Через Мск - значимые торговые пути, плодородные земли, политическая прозорливость московских князей(!), обычно в московской династии много детей (наследников), но московское княжество не дробилось, было цельным, один наследник(!), центр духовного возрождения - мощи митрополита в Успенском соборе.
Начало Московской династии - Даниил - 1263 1303 - младший сын Александра невского. Присоедин земли (к Мск Коломну), захватил. По завещанию ему достается Переяславск княж.
Юрий Даниилович 1303-1325 - продолжается рост княжества + Можайск - следовал политике отца. Зять хана узбека - женился на его дочери, ярлык на великое княжение владимирское. Не было наследников.
Потом мл сын Даниила - Иван 1325 1340 - КАЛИТА. Хитреееец) На Русь собирали дань баскаки - сборщики дани - в Тверь 13.. Приехали и их убили. Калита предложил помощь хану - Тверское народное восстание подавляется московскими войсками, чтобы выслужатся перед ханом. Когда Юру убили в Орде, ярлык на Великое княжение передали Тверским - ярлык у Калиты - отмена баскачества. Иван сборщик дани номер 1, подворовывал - расширял Московское княжество. 1328 - из Владимира переносится резиденция митрополита Макария. Расширяет Углич и бла-бла. Денежный мешок = Калита. Обнес Москву деревянными стенами + 3-4 каменных храма (Успенский собор). Хан заподозрил, что Калита то хитрый лис! Сыновья: Семен Гордый 40-53, Иван Красный 53-59. Умерли от чумы. Ванька младший - отец Дмитрия Донского.
ДИМКА ДОНСКОЙ! Куликовская 1380. Когда наследует трон - 9 лет. Притязания на ярлык - козлы князья . Благодаря митрополиту Алексию и московскому боярству удалось вернуть ярлык Димке. 1467-68 строительство белокаменных стен. В 1475 Димка борется с Михаилом Тверским за возвышению княжеств. Побеждает Димка - договор - Тверской Михаил признает Московского князя старшим братом. ОРДА...:( перед Кулик битвой события, разозлившие Мамая: 1) Волжская Булгария(вассал Орды) - 1373 Дмитрий Боброк Волынский на нее напал - двоюродный брат Донского - побеждает, грабит - Арапшах ><; 2) Арапшах - летом ответный поход - разорвет Новгородское княжество, привлекается для защиты москвичи - мы проиграли; 3) Бегич - нападает на Рязанское княжество, Донской встречает его на р Вожа 1378 год - победили и дань не платили---» МАМАЙ >.< негодует
8 сент 1380 сражение на реке Дон, Донской сжег все мосты, перейдя реку. Велика роль Донского и Дмитрия Волынского, Владимира Андеевича Серпуховского, западного полка из зеленой дубравы Волынского - внезапно напали на Мамая. Иго не снято. ЗНАЧЕНИЕ - ослабление ига, возрождение национального сознания, осознание возможности большой победы над татарами, признание роли Московской велико княжеской династии, закрепление за Москвой статуса великой столицы. 1382 - хан Тохтамыш разорил Москву, Донской понимал, что дела плохи, на севере собрал войска. Тохтамыш сжег Москву - 24 тыс трупов, др - в плен. Снова начинает платить дань - слабак! Ярлык остается у Дмитрия Ивановича! После - сыновья Донского - Василий старший и Юрий младший (его Звенигород). Донской пишет завещание: после смерти княжество наследует старший сын, в случае смерти Василия наследует младший Юрий, ярлык на Великое княжение Владимирское - Василию. Василий 1389-1425 + Н Новгород, Суздаль и Муром - сильно расширилось государство. Остановил Едигея. Начинает формировать новую форму взаимоотношений с Мск княжеств. После его смерти - Василий Васильевич Темный - братья выкололи глаза - 1433-53 период феодальной войны - между потомками московских князей. Василий тоже ост завещание: трон - сыну, а не брату. Юрий (его брат) говорит, что завещание отца(Донского) ВЫШЕ ---> междуусобица. Дети Юрия (Василий Косой, Дмитрий Шемяка). Василий 2 ослеплен. Одержал победу в феодальной войне, которая затормозила процесс объединения Руси, привела к экономической разрухе. 1462 умирает Василий Темный. Наследует его сын Иван 3 (1462-1505). Политика направлена на блабла... Семейный принцип престолонаследия восстановлен! При нем присоединен Великий Новгород - в следствие походов 1471-1478 - снял вечевой колокол - айайай. Стоящие на реке Угре окончание татарского владычества - 1480. Пришел хан Ахмат - стояние на реке Угре около месяца - татары ушли, дань мы больше не платили. Иван 3 - создание судебника 1497 - вводит Юрьев день 26 ноября - за неделю до и неделю после. Москва -3 РИМ. Перемещение духовенства в Москву. Присоединяется Новгород силой, пленяет вече, покоряет Новгородцев - без одобрения Москвы Новгород не мог делать какие-то движения по внешней политике. Появляется византийский герб+скипетр и держава. Окончательное объединение Руси вокруг Москвы при Василие 3 (1505-15..) - покорил Псков, Смоленск, Рязанское княжество 1521 год. UNITED РУСЬ.

 

 






Дата: 2019-03-05, просмотров: 189.