Внешняя и внутренняя политика Александра Третьего
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правление Александра III (1881-1894) вошло в историю как эпоха «контрреформ». Считая, что реформы ослабили государственные устои, новый царь определил главные задачи правления – укрепление самодержавия, подавление революционного движения, упрочение позиций дворянства, прекращение или отмена части реформ. Главным идеологом консервативного курса стал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев. Практическая реализация нового курса свелась к следующему: «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (1881) разрешало введение в любой части страны чрезвычайного положения, которое расширяло власть государственных органов, сокращало права и свободы граждан; Введение института земских начальников (1889), которые осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами. Он укрепил позиции правительства на местах и практически восстановил права помещиков по отношению к крестьянам; Земская контрреформа (1890). Изменение имущественного ценза увеличило число гласных от помещиков, что укрепило их позиции в местных органах самоуправления. Ограничены и права земств; Городовое положение (1892) укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах. Городское самоуправление было поставлено под контроль правительства; Судебная контрреформа вносила в судопроизводство изменения консервативного характера: повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, политические дела изъяты из ведения суда присяжных, ограничены публичность и гласность заседаний; Усилился контроль над образованием и печатью. Ужесточена цензура, усилен контроль за высшими учебными заведениями и надзор за студентами, упразднена автономия университетов, выросла плата за обучение. «Циркуляр о кухаркиных детях» (1887) затруднил получение образования детьми из «низших сословий»; В области культуры, идеологии и национальных отношений делался акцент на приоритетное положение русской нации (под «русскими» тогда понимались великороссы, украинцы и белорусы). Правительство проводило политику насильственной русификации национальных окраин. Одновременно правительство приняло ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян: перевод бывших крепостных на обязательный выкуп, отмена временнообязанного положения, снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского банка, отмена подушной подати с крестьян. Регламентировались отношения рабочих и фабрикантов: были запрещены ночная работа несовершеннолетних и женщин, труд малолетних (до 12 лет), продолжительность рабочего дня ограничена 11,5 часами. Эти уступки не улучшили положения пролетариата, рабочее движение начало приобретать массовый характер.

Внешняя политика: Царствование императора Александра III во внешней политике было ознаменовано небывалым периодом мира. Великий князь Александр Михайлович (двоюродный брат Александра III) в своих мемуарах писал: «Двадцать шесть месяцев, протекших между убийством Александра II и коронацией Александра III, могли бы быть отмечены прямо магическим улучшением международного положения России».Во главе министерства иностранных дел в марте 1882 года стал Николай Гирс. Во главе многих подразделений министерства и в русских посольствах ведущих стран мира оставались опытные дипломаты горчаковской школы. Основные направления внешней политики Александра III были следующими: Укрепление влияния на Балканах;Поиск надежных союзников; Поддержание мирных отношений со всеми странами; Установление границ на юге Средней Азии; Закрепление России на новых территориях Дальнего Востока.

 

 

Культура России в 19 веке

Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения. Достижения Александра II в этой области не могли перечеркнуть даже контрреформы Александра III. Систему начального образования составляли церковно-приходские и земские, а также воскресные школы, запрещенные в 60- е годы. Количество гимназий с 1861 по 1887 г. увеличилось втрое, но указ "о кухаркиных детях" снизил число гимназистов. Кроме гимназий существовали реальные, коммерческие и другие училища. Женское среднее образование представляли 300 разнотипных школ. Большие успехи были достигнуты в высшем образовании - количество университетов к концу века достигло десяти. Университетский устав 1863 г. давал университетам почти полную автономию в самых разных областях. Но в 1884 г. правительство Александра III ввело новый реакционный устав, лишивший университеты автономии и усиливший надзор за ними. В 70-80 гг. положено начало женскому высшему образованию - открыты курсы в разных городах. Вторая половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий русской науки. Труды И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервной системы" обобщали результаты опытов, заложили основы отечественной физиологии. И.И. Мечников совместно с Н.Ф. Гамалея создал первую в России бактериологическую станцию (1886 г.), основал школу микробиологии и сравнительной патологии. Вместе с О.О. Ковалевским он заложил основы сравнительной эмбриологии. К.А. Тимирязев своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений. Величайшим открытием Д.И. Менделеева стал периодический закон химических элементов (1869 г.). А.М. Бутлеров разработал фундаментальную теорию химического строения. П.Л. Чебышев ввел в математическую науку новые понятия, основал свою школу. Среди ученых-физиков выделяется имя А.Г.Столетова, автора трудов по теории электричества и магнетизма. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта. Открытия в области техники принесли мировую известность русским ученым. Это изобретения П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, М.О. Доливо- Добровольского. А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет (1881 г.). Попов изобрел радио. Астроном Бредихин исследовал кометы. Достижения географии связаны с именами Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Миклухо-Маклая. Как и в предшествующий период, огромное место в культурной и общественно-политической жизни страны играла литература. Литературная критика в лице Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Михайловского отстаивала принципы связи литературы с жизнью. Господствующим направлением становится критический реализм. Отсутствие в России трибуны политических дискуссий вело к тому, что выражение революционных взглядов и реакция на них переносились в литературу и искусство. Во второй половине XIX в. расцвело творчество целой плеяды выдающихся мастеров: Тургенева, Гончарова, Л.Н. Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Подлинным демократизмом пронизаны произведения Некрасова - поэта, редактора журналов "Современник" и "Отечественные записки". В 80-х гг. появляются новые литературные дарования - Короленко, Чехов. Среди поэтов широко известны Майков, Полонский, Фет, А.К. Толстой. Драматургия представлена такими выдающимися творцами, как Островский, написавший около 50 пьес, и Чехов, буквально ворвавшийся на театральные подмостки в конце века. Вторая половина XIX в. стала временем бурного расцвета музыки. В 60-70 гг. развернулось творчество "могучей кучки" - композиторов Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Они творили в области симфонической, камерной, оперной музыки. Наиболее выдающиеся произведения - "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Снегурочка", "Садко", "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина.Несколько позже, в 70-х - начале 90-х гг. расцветает талант Чайковского. Оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", симфонические и камерные произведения поставили Чайковского в ряд гениев мировой культуры. Рубинштейн, выдающийся пианист, автор оперы "Демон" и вокального цикла "Персидские песни", основал первую в России Петербургскую консерваторию. В 80-е и особенно 90-е гг. появляется новое поколение композиторов - Танеев, Лядов, Глазунов. На конец века приходится расцвет творчества Рахманинова и Скрябина. Особое значение в развитии русской живописи приобрело создание в 1870- 1871 гг. "Товарищества передвижных художественных выставок", объединившего многих художников России. Наиболее известными среди них были - И.М. Крамской, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, Н.А. Ярошенко. Произведения "передвижников" отразили любовь к России, к ее народу и истории. Архитектура В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И.П. Ропет, В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев, Д.Н. Чигаров и другие создали "национальный" стиль в духе традиционного русского зодчества (Исторический музей, Городская дума и Верхние торговые ряды в Москве). В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа Спасителя в Москве, начатое в 1837 г. по проекту К.А. Тона. Наиболее выдающимися скульпторами были Антокольский и Опекушин (последнему принадлежит памятник Пушкину в Москве).

Культура России в 1-й пол. XIX в.Данный период — «золотой век» русской культуры, обусловленный творческим осмыслением западной культуры и духовным климатом времен «просвещенного абсолютизма».Образование. При Александре I открыто 5 новых университетов, они получили автономию, которая была отменена при Николае I. Реорганизуется система среднего и начального образования.Литература. Н. М. Карамзин, представитель сентиментализма, много сделал для взаимного сближения литературного и разговорного языка. А. С. Пушкин создал современный литературный язык. В духе романтизма писали Жуковский, ранний Пушкин, К. Н. Батюшков, М. Ю. Лермонтов. Основы реализма заложили А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов. Поэты-философы — Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев. Мастера басенного жанра — И. А. Крылов, И. И. Дмитриев.Живопись. Мастера портрета — В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, жанровой живописи — П. А. Федотов, монументальной живописи — К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни.В архитектуре — господство позднего классицизма (ампир). Известны творения А. А. Монферрана (Исаакиевский собор), А. Н. Воронихина (Казанский собор), О. И. Бове (Большой театр), А. Д. Захарова (здание Адмиралтейства).Шедевры скульптуры — «Укротители коней» И. А. Клодта, памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, Барклаю-де-Толли и Кутузову Б. И. Орловского (в Петербурге).Создатель русской школы классической музыки — М. И. Глинка. Мастера романса — Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Е. Варламов, А. А. Алябьев.Возрастает роль театра. Известнейшие артисты —М. С. Щепкин, Е. С. Семенова, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин.Наука. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн первыми в России совершили кругосветное плавание. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли Антарктиду, Г. И. Невельской — пролив между Сахалином и Азией.Русская культура 2-й пол. XIX в.Образование. При Александре II созданы женские гимназии и женские курсы с университетской программой. Университеты вновь получили автономию. Созданы земские училища. При Александре III большинство женских курсов закрыто, автономия университетов ограничена. Зато выросло число церковноприходских школ.Наука. И. П. Павлов разработал учение об условных рефлексах, И. М. Сеченов — о рефлексах головного мозга. И. И. Мечников создал основы российской микробиологии, К. А. Тимирязев — физиологии растений.Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Видными математиками были С. В. Ковалевская, П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов. П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин изобрели электрическую лампочку, А. С. Попов — радио.Важные географические открытия сделали Н. М. Пржевальский, О. А. Фед-ченко, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай.Творили видные философы — В. С. Соловьёв, Н. Я. Данилевский, Н. Ф. Фёдоров, К. Н. Леонтьев, историки — С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, Н. И. Кареев, Н. И. Костомаров.Литература. Ведущим направлением в ней становится критический реализм. Крупнейшие представители: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, В. Г. Короленко. Видные поэты — Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов.Живопись. Крупнейшее объединение — Союз передвижных выставок («передвижники» выступали за отражение в живописи жизненных реалий): И. Н. Крамской (портретист), В. Г. Перов (жанровая живопись), И. И. Шишкин (пейзажист), В. И. Суриков (историческая живопись), И. Е. Репин. Виднейший баталист—В. В. Верещагин. Русскую тему воплощал в живописи В. М. Васнецов.Музыка. Крупнейшее объединение композиторов — «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин). Вершиной русской музыки стало творчество П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 219.