Задача 1
Н. Королева, работавшая учительницей в школе, решила сменить профессию. Это решение не одобрил ее муж, в связи с чем супруги поссорились. Н. Королева пыталась объяснить мужу, что заработная плата в школе слишком мала, а получение специальности бухгалтера поможет в дальнейшем ей хорошо зарабатывать. К. Королев был категорически против переобучения жены. Через неделю К. Королев узнал, что, несмотря на его мнение, жена все-таки обратилась в бухгалтерскую школу. Тогда он предъявил жене требование отказаться от своего намерения. В противном случае К. Королев пригрозил ей разводом. В обоснование своей позиции он заявил, что вправе, как глава семьи, давать жене рекомендации любого характера. В результате Н. Королева, в целях сохранения семьи, отказалась от реализации своего намерения сменить профессию.
Насколько обоснована, по вашему мнению, позиция К. Королева? Раскройте право супругов на свободу выбора профессии?
Задача 2
Г. Полякова при регистрации брака с Б. Ворониным заявила, что желает носить его фамилию. Просьба была удовлетворена. Через неделю Г. Полякова, ставшая после регистрации брака Ворониной, пришла в орган загса с просьбой вернуть ей добрачную фамилию. Объяснила она это тем, что у нее самой нет никаких претензий к фамилии мужа, но ее дочь, которой исполнилось 14 лет, возражает против новой фамилии. Дело в том, что у ее дочери, рожденной в первом браке, остались плохие воспоминания об одном близком друге ее отца, у которого тоже была фамилия Воронин. Дочь Г. Поляковой понимает, что речь идет о простом совпадении фамилий, тем не мене, она не может согласиться на то, чтобы у нее и у ее матери была такая же фамилия. Как разрешить сложившуюся ситуацию?
Задача 3
Осиповы с 1990 года проживали в зарегистрированном браке. В 2005 году Осипова М. возбудила дело о разводе с Осиповым В. и одновременно просила разделить совместно нажитое имущество. За время совместной жизни Осиповы приобрели предметы домашней обстановки, дачу, рояль для жены, получившей высшее музыкальное образование. Осипов В., научный работник, обзавелся большой библиотекой по профилю его работы. На премию, полученную за хорошую работу в научно-исследовательском институте, он приобрел компьютер. Кроме того, Осипова просила признать за ней право на 2/3 пая в жилищно-строительном кооперативе и выделить ей с двумя детьми 2 комнаты площадью 30 кв.м, оставив комнату площадью 15 кв. м ответчику, а также разделить вклад в Сберегательном банке, внесенный R 1998 г. на имя Осипова В.
Осипов заявил, что считает требование жены о разделе пая и квартиры в ЖСК неосновательным, поскольку пайщиком является он. Хотя деньги внесены в кооператив в период, когда он находился в браке с Пироговой, однако пай является личной собственностью пайщика и не может быть поделен. Что касается вклада в Сберегательном банке, то он был сделан на деньги, полученные им в порядке наследования после смерти отца. Кроме того, он хотел бы забрать свою библиотеку и компьютер, поскольку они необходимы ему для работы. Осипова потребовала оставить компьютер ей и детям. Как следует разделить имущество в данной ситуации?
Задача 4
Кротова обратилась в суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи ценных бумаг (акций), ссылаясь на то, что они являлись совместной собственностью супругов и для оформления сделки требовалось нотариально удостоверенное согласие другого супруга, она же его не давала.
В исковом заявлении Кротова указала, что фиксация перехода прав на бездокументарную именную ценную бумагу путем внесения необходимых записей на счетах держателем реестра или депозитарием является регистрацией сделки в установленном законом порядке. Поэтому в силу п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации для ее совершения одним из супругов требуется нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Суд требование Кротовой удовлетворил. Обосновано ли решение суда?
Задача 5
В октябре 2005 г. гр. Мохов предъявил иск к бывшей жене Моховой Е., с требованием о признании за ним 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу пр. Мира 9 и вселение его в квартиру.
В ходе судебного разбирательства выяснилось следующее: супруги Моховы состояли в зарегистрированном браке с июня 1995 г. по февраль 2001 г. В мае 1998 г. гражданка Мохова вступила в ЖСК «ЛУЧ» с целью участия в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу пр. Мира 9. В апреле 1999 г. дом был сдан в эксплуатацию и ей была предоставлена трехкомнатная квартира в этом доме. В период с мая 1998 г. по февраль 2001г. было выплачено 2/3 паевого взноса (500 т.р.) за счет средств обоих супругов. После расторжения брака супруги разделили совместно нажитое имущество посредством заключения соглашения о разделе имущества. Однако вопрос о разделе квартиры в данном соглашении не затрагивался, поскольку паевой взнос к моменту расторжения брака не был полностью выплачен. После расторжения брака паевой взнос за квартиру был полностью погашен гр. Моховой в январе 2002 г. Решите спор.
Задача 6
Супруги Сомовы прожили в зарегистрированном браке 25 лет. У них есть несовершеннолетняя дочь Софья, 17-ти лет. За время совместной жизни они приобрели квартиру, автомобиль «Вольво», построили загородную дачу в Подмосковье. Все это время супруги жили дружно, любили и заботились друг о друге. Однажды Сомова тяжело заболела, долго лечилась, но безуспешно. В результате она стала инвалидом второй группы и вынуждена была оставить работу. Сомов же не захотел посвятить оставшиеся годы жизни своей жене и подал в суд заявление о расторжении брака и разделе общего имущества. При этом в заявлении Сомов конкретно не указал, на какую собственность он претендует.
Сомова же, в свою очередь, тоже подала встречное заявление, но попросила суд не включать в общее имущество супругов компьютер, видеотехнику, подаренные супругами их дочери Софье в честь окончания школы, а также денежный вклад в размере 20 тысяч рублей, внесенный супругами на имя дочери. Что же касается квартиры, несмотря на то, что часть денег на ее приобретение были подарены родителями мужа, Сомова за счет собственных средств произвела капитальный ремонт в квартире с евроотделкой, что существенно увеличило рыночную стоимость квартиры. Деньгами на покупку автомобиля «Вольво» Сомовой помогли ее родители, поскольку машина ей была необходима по работе. Загородную дачу супруги построили на общие средства. Какое решение должен принять суд? Каким образом будет поделено имущество Сомовых и как будут учтены интересы их несовершеннолетней дочери Софьи? Изменилось бы решение задачи, если бы на момент рассмотрения дела Сомова не была инвалидом второй группы?
Задача 7
Супруги Груздевы после рождения ребенка, по настоянию родителей, решили заключить брачный договор, в котором супруги предусмотрели следующие условия. До достижения сыном Иваном семи лет, его воспитанием и заботой о нем будет заниматься его мать, С. Груздева. После семи лет все заботы о воспитании, содержании, образовании будут возложены на его отца, П.Груздева. Мать же Ивана должна будет лишь следить за тем, чтобы он был накормлен, одет в чистую одежду, при этом она не должна вмешиваться во взаимоотношения мужа с сыном. Кроме того, в договоре указывалось, что если С.Груздева будет надлежащим образом выполнять вышеперечисленные условия, П.Груздев ежегодно будет отправлять ее на отдых за границу, а на каждый день рождения дарить драгоценности.
Супруги Груздевы предусмотрели ряд условий на случай расторжения брака: в случае расторжения брака по заявлению одного из них, сын будет проживать с другим, а супруг, с которым ребенок не проживает, обязан будет платить другому супругу алименты на содержание ребенка. Если причиной расторжения брака будет признано ненадлежащее поведение одного из супругов, то этот супруг не вправе претендовать на имущество, совместно нажитое в браке.
Дайте оценку условиям брачного договора, заключенного между супругами Груздевыми?
Задача 8
Составьте проект брачного договора на следующих условиях: имущество, принадлежавшее каждому из супругов до брака, и прибыль от этого имущества считаются собственностью того супруга, на чье имя оно оформлено, при расторжении брака оно не подлежит разделу. Движимое имущество, приобретенное во время брака, является общей долевой собственностью супругов, но их доли в этом имуществе должны определяться, а пропорционально вкладу каждого в его приобретение. Сформулируйте пункт договора, исключающий споры относительно изменения размера долей. Недвижимое имущество, приобретенное во время брака, будет принадлежать супругам на праве раздельной собственности, а драгоценности, приобретенные во время брака, будут принадлежать тому из супругов, который ими пользовался. Придумайте любые дополнительные условия брачного договора (не менее двух).
Задача 9
Супруги Ивановы расторгли брак в 2003 г. В соответствии с заключенным брачным договором Иванов А. был обязан содержать жену в течение 5 лет после расторжения брака, предоставляя ей средства на содержание в размере 10 т.р. ежемесячно. По истечении двух лет после расторжения брака Иванова А. уволили в связи сокращением штата сотрудников. Кроме того, в результате дорожно-транспортного происшествия, виновником которого он оказался, на него была возложена гражданско-правовая ответственность по возмещению причиненного им вреда имуществу и здоровью потерпевшего. Сам Иванов А. в результате аварии стал инвалидом 3 группы. Будучи не в состоянии предоставлять бывшей жене содержание в предусмотренном соглашением размере, он известил ее о том, что больше не сможет выплачивать ей деньги. К письму он приложил справку ВТЭК и решение суда о возмещении причиненного им вреда. Однако бывшая супруга Иванова сказала, что ее не интересует, откуда он возьмет деньги на ее содержание. В любом случае, на изменение размера содержания она не согласна, и, поскольку такая обязанность предусмотрена брачным договором, Иванов А. должен ее исполнять.
Могло ли быть включено в брачный договор условие о содержании одним супругом своего бывшего трудоспособного супруга, не являющегося нуждающимся? Как следует поступить Иванову А. в данной ситуации?
Задача 10
Супруги Котовы расторгли брак и разделили совместно нажитое имущество в июле 2005 г. Однако в сентябре 2005 г. Котова заявила требование о передаче ей земельного участка в п. Тимирязево с условием выплаты компенсации Котову в размере стоимости участка. Котов возражал против данного требования, утверждая, что земельный участок является его личной собственностью. Данный земельный участок был выделен Котову, с учетом семейного положения, для ведения садово-огороднического хозяйства с возможностью строительства в 1996 г. администрацией Томского района бесплатно. В октябре 1996 г. Котову выдано свидетельство о праве собственности на землю, и он является собственником спорного земельного участка. Котова же считала, что данный земельный участок принадлежит им с Котовым на праве совместной собственности, поскольку земельный участок выделялся с учетом членов семьи. Она просила передать участок ей, поскольку Котову он не нужен и он не работал на нем.
Решите спор.
Практическое занятие№4
Тема: «Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы: «Родительские права. Усыновление»»
План:
1.Повторение основных вопросов темы.
2. Работа над заданием.
3. Анализ практической работы.
4. Работа по исправлению ошибок, недочетов.
Цель занятия:
Закрепление лекционного материала по наиболее важным темам и вопросам семейных правоотношений, развитие у студентов навыков логического мышления в данной области знаний; развитие умения работать с учебной и научной литературой, нормативными материалами. Практическое занятие способствует более глубокому изучению содержания семьи и семейно-брачных отношений, повышению уровня правовой культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятия обрабатываются умения применять полученные теоретические знания при столкновении с различными юридическими и политическими ситуациями.
Методические рекомендации:
Перед практическим занятием студентам следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, внесенными на повторение, досконально изучить лекционный материал, предполагаемую учебную, научную и методическую литературу, необходимые нормативно-правовые акты. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой. Особое внимание нужно уделить первоисточникам (монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, средствам массовой информации).
Студент должен не только воспроизводить сумму полученных знаний, по заданной теме, но и творчески переосмыслять существующие в современности подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 768.