Понятие и значение субъективной стороны преступления как внутренней (психической) характеристики общественно опасного поведения лица. Признаки состава преступления, характеризующие субъективную сторону.
Понятие вины, ее социальная сущность. Интеллектуальный и волевой элементы содержания вины. Формы вины. Способы законодательного закрепления форм вины в уголовно-правовых нормах. Правовое значение установления вины и определения ее формы для решения вопроса об уголовной ответственности. Особенности определения форм вины в преступлениях, расследование которых отнесено к компетенции таможенных органов.
Понятие умысла как формы вины и его содержание. Виды умысла, предусмотренные УК РФ: прямой и косвенный умысел. Классификация видов умысла по времени его возникновения и степени определенности. Практическое значение разграничения видов умысла и юридическое значение правильного определения вида умысла.
Понятие неосторожности как формы вины, ее содержание. Виды неосторожности, предусмотренные УК РФ: легкомыслие и небрежность. Отличие преступного легкомыслия от косвенного умысла. Критерии преступной небрежности. Отличие преступной небрежности от преступного легкомыслия и невиновного причинения вреда. Условия уголовной ответственности за преступления, совершенные по неосторожности.
Невиновное причинение вреда и его виды.
Понятие, содержание и значение двойной формы вины для квалификации преступлений. Особенности уголовной ответственности за преступление, совершенное с двумя формами вины.
Понятие и уголовно-правовое значение мотива и цели преступления. Значение определения мотива и цели для квалификации таможенных преступлений.
Роль эмоций в содержании субъективной стороны преступления. Уголовно-правовое значение состояния сильного душевного волнения.
Субъективные ошибки: их виды и значение для правильной квалификации преступлений.
Семинар «Законодательное определение и проблемы установления формы вины при квалификации преступлений в сфере таможенного дела» - очная форма обучения – проводится в интерактивной форме «Круглый стол»
1. Студенты выступают с докладами по вопросам существующих в теории и правоприменительной практике проблем определения умышленной и неосторожной вины и их видов при квалификации преступлений в сфере таможенного дела, выявленным ими в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть проблемы и обосновывая свое видение путей ее разрешения.
2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.
3. В конце занятия подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) или письменного эссе по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):
1.1. «Проблемы разграничения косвенного умысла и легкомыслия».
1.2. «Невиновное причинение вреда – законодательная регламентация и проблемы практического определения».
1.3. «Особенности аффекта как уголовно значимого эмоционального состояния. Проблемы установления».
2. Задачи:
2.1. Папин, прогуливаясь в парке, обнаружил на скамье забытый кем-то портфель. Папин забрал портфель, дома он обнаружил в нем папку с документами и надписью на ней «совершенно секретно». Денег и ценных вещей в портфеле не было. Папин решил заработать на продаже секретной информации иностранной разведке. Позже он был задержан при попытке передать папку с документами агенту органов федеральной службы безопасности, выдававшему себя за дипломата одной из стран Юго-Восточной Азии. В результате оценки похищенных материалов на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, было установлено, что ни один из этих документов не содержит государственной тайны.
Определите вид ошибки. Влияет ли эта ошибка на квалификацию?
2.2. Чернов с сообщниками, желая совершить диверсию, заложил взрывное устройство вблизи Центра правительственной связи одной из южных республик. Через пару дней он расположился на холме в 5 км от Центра, нажал кнопку на пульте дистанционного управления, произошел взрыв. Взрыв оказался меньшей силы, чем он планировал: в здании были выбиты лишь отдельные стекла. В ходе расследования было установлено, что детонатор действительно сработал, а после этого взорвалась противопехотная мина, оставленная в грунте во проведения специальной операции. Основной заряд, заложенный Черновым, не сдетонировал.
2.3. Тимонин решил отомстить конкуренту по бизнесу Косову. Тимонин выстрелил в него дважды с дальнего расстояния, имея намерение убить его или причинить ему тяжкий вред здоровью, но оба раза он промахнулся.
Определите направленность умысла Тимонина. Какое влияние она оказывает на уголовную ответственность? Определите вид ошибки. Ознакомьтесь со ст. 281 УК РФ.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару
При подготовке к семинару и практическому занятию и перед выполнением заданий для самостоятельной работы по данной теме дисциплины студенту необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
Во-первых, для углубления ранее полученных знаний, их закрепления и уяснения правил уголовно-правовой квалификации по признакам субъективной стороны преступления, студенту следует определить значение каждого из признаков субъективной стороны для правильной квалификации преступления.
Во-вторых, особое внимание студенту необходимо уделить уяснению правил квалификации преступлений в условиях фактических и юридических ошибок, допущенных виновным лицом, их влиянию на уголовно-правовую оценку содеянного. Для уяснения данных правил рекомендуется ознакомиться не только с соответствующей литературой, перечень которой прилагается, но и с материалами опубликованной судебно-следственной практики, включая постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся уголовно-правовой квалификации тех или иных преступных деяний.
Контрольные вопросы для самопроверки
Дата: 2019-03-05, просмотров: 551.