Тема 1.3. Квалификация преступлений по признакам объективной стороны преступления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и значение объективной стороны преступления как его внешнего проявления. Обязательные и факультативные признаки объективной стороны преступлений. Роль признаков, характеризующих объективную сторону, в квалификации преступления.

Понятие преступного деяния. Формы общественно опасного деяния и их признаки. Волевой характер уголовно-правового действия и бездействия. Особенности формулировки деяния в диспозициях норм о таможенных преступлениях.

Понятие общественно опасного последствия. Классификация преступных последствий. Значение характера и размера вредных последствий для квалификации преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Причинная связь и ее уголовно-правовое значение. Условия, свидетельствующие о наличии причинной связи между общественно опасным действием (бездействием) и наступившими последствиями. Отграничение причинной связи от случайной.

Факультативные признаки объективной стороны (время, место, обстановка, способ, средства и орудия совершения преступления) как признаки, характеризующие объективную сторону преступления. Значение факультативных признаков объективной стороны для квалификации таможенных преступлений.

 

Практическое занятие «Квалификация преступлений по признакам объективной стороны преступления» – очная форма обучения

Решение практических задач по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и определения обязательных и факультативных признаков объективной стороны преступления.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.

2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) или письменного эссе по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

– «Философская, социальная и правовая характеристика деяния как признака объективной стороны преступления»;

– «Логические и правовые аспекты характеристики причинной связи как признака объективной стороны преступления»;

– «Виды общественно опасных последствий преступления и их значение для классификации и квалификации преступлений».

2. Задачи:

2.1. В ходе проведения таможенного контроля пассажиров, вылетавших из аэропорта Южно-Сахалинска в Южную Корею, в дамской сумке жительницы Сахалина Б. была обнаружена довольно крупная наличность в размере 64 300 долларов США, которая не была задекларирована в установленном законом порядке. О том, что вывозимые денежные средства, превышающие в эквиваленте 10 000 долларов США, подлежат письменному декларированию, гражданка знала, однако спешила на рейс и решила избежать формальностей. Учитывая сумму незадекларированной валюты – 54 300 долларов, действия жительницы Сахалина были квалифицированы как контрабанда наличных денежных средств, совершенная в особо крупном размере.

Имеются ли признаки объективной стороны преступления?

2.2. В 2010 году несовершеннолетний Юрий Евсюков стал членом группы молодых людей, нападавшей на граждан неславянской внешности. Вместе они договорились совершить очередное преступление. Так, в апреле 2010 года Юрий Евсюков и пятеро его соучастников, имея при себе ножи, встретились в метро с целью подыскания лиц неславянской народности. Следуя по улице Академика Арцимовича, обвиняемые увидели ранее им незнакомого мужчину, араба по национальности и приняли решение о его убийстве. Молодые люди напали на прохожего, нанесли ему множественные удары руками и ногами, а затем - не менее 27 ножевых ранений. Решив, что мужчина мертв, участники группы покинули место преступления. Однако потерпевшему удалось выжить благодаря своевременно оказанной медицинской помощи.

Установите причинно-следственную связь между деянием и последствиями.

2.3. Б. позвонил в отдел полиции и сообщил, что в аэропорту «Храброво» произойдет взрыв. Через 10 минут мужчина перезвонил еще раз, уточнив, что готовится взрыв самолета рейса Москва - Калининград. Прибывшие на место происшествия полицейские и сотрудники МЧС эвакуировали из здания всех пассажиров и персонал аэропорта. В ходе обследования здания аэропорта и прилегающей к нему территории взрывоопасных предметов, взрывных устройств и взрывчатых веществ не обнаружено. У задержанного жителя Калининграда в ходе личного досмотра изъят мобильный телефон, с помощью которого были совершены звонки.

Имеются ли признаки объективной стороны какого-либо преступления в деянии Б.?

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к практическому занятию студенту рекомендуется ознакомиться с содержанием основной литературы, а по возможности – и дополнительной, с целью определения социальной сущности и юридического значения объективной стороны преступления. При этом особое внимание необходимо обратить на значимость объективной стороны преступления при определении юридической природы того или иного преступления, отграничения преступного поведения от непреступного, разграничения преступлений и их систематизации в Особенной части УК РФ.

Изучая указанные вопросы, следует иметь в виду, что многие из них до сих пор носят дискуссионный характер в науке уголовного права, а потому в разных источниках, включая рекомендуемую литературу, могут трактоваться по-разному. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно полемических вопросов уголовной политики и др., обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства и устоявшиеся уголовно-правовые понятия и иные юридические категории.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Чем отличается деяние в форме действия от деяния в форме бездействия?

2. Какое значение для квалификации имеют факультативные признаки объективной стороны?

3. Какое уголовно-правовое значение имеют последствия преступления?

4. Какие особенности имеет причинная связь в уголовном праве?

5. Назовите особенности формулировки деяния в диспозициях норм о таможенных преступлениях.

6. Определите значение характера и размера вредных последствий для квалификации преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

7. Определите значение факультативных признаков объективной стороны для квалификации таможенных преступлений.

Тема 1.4. Квалификация преступлений по признакам субъекта
преступления

Понятие субъекта преступления. Общие и специальные признаки субъекта преступления.

Понятие и уголовно-правовое значение вменяемости и невменяемости. Юридический и медицинский критерии невменяемости. Уголовная ответственность лиц, которые при совершении преступления в силу психического расстройства, не исключающего вменяемость, не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Уголовная ответственность за преступления, совершенные в состоянии физиологического и патологического опьянения.

Возрастные признаки субъекта преступления. Ответственность несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, достигших возраста уголовной ответственности. Значение возраста субъекта преступления для квалификации деяния и назначения наказания.

Понятие и признаки специального субъекта преступления. Классификация специальных субъектов. Значение признаков специального субъекта для квалификации преступления и назначения наказания. Признаки специального субъекта в преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов.

 

Семинар «Специальные признаки субъекта преступления и их значение для квалификации преступлений в сфере таможенного дела» - очная форма обучения – проводится в интерактивной форме «Круглый стол»

 

1. Студенты выступают с докладами по вопросам существующих в теории и правоприменительной практике проблем определения признаков специального субъекта для преступлений в сфере таможенного дела с учетом генезиса уголовного законодательства, выявленным ими в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть проблемы и обосновывая свое видение путей ее разрешения.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

3. В конце занятия подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) или письменного эссе по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

– «Подходы к определению признаков субъекта преступления в российском и зарубежном законодательстве».

– «Вменяемость как философская, медицинская и правовая категория».

– «Возраст уголовной ответственности – теоретические подходы к законодательному установлению и практические проблемы определения».

– «Особенности определения субъекта в преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов».

2. Задачи:

2.1. Сотрудники Домодедовской таможни при проведении таможенного контроля пассажиров, прибывших рейсом Курган-Тюбе – Москва, задержали гражданина Республики Таджикистан, который пытался ввезти в Россию свыше полутора килограммов наркотического средства. В ходе таможенного досмотра багажа – текстильного рюкзака черного цвета – был обнаружен сверток с веществом серо-белого цвета. Экспресс-анализ дал положительную реакцию на смесь наркотических веществ, включающую героин. Общий вес наркотика составил 1 кг 618 граммов. В своем объяснении пассажир пояснил, что данный рюкзак ему не принадлежит, он перевозил его по просьбе знакомого.

Кто является субъектом преступления?

2.2. Ш. совершил убийство потерпевшего при превышении пределов необходимой обороны в возрасте 15 лет 11 месяцев.

Имеется ли в его действиях состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 108 УК РФ?

2.3. В дежурную часть полиции обратилась местная жительница, которая сообщила о неожиданном исчезновении ее 17-летнего сына. Молодой человек вышел из квартиры и не вернулся. Совместно с участковыми полиции была обнаружена квартира в Калуге, где, как предполагали полицейские, незаконно удерживают пропавшего. Двери квартиры полицейским не открывали, хотя из опросов соседей было известно, что в помещении кто-то есть. В целях предотвращения преступления, сотрудниками правоохранительных органов было принято решение взломать дверь. В квартире обнаружили четверых несовершеннолетних 15-17 лет и разыскиваемого жителя Калуги, который лежал без движения, сильно избитый.

Кто будет нести уголовную ответственность в качестве субъекта преступления?

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару

Приступая к изучению актуальных вопросов уголовно-правовой квалификации по признакам субъекта преступления, подготовке к семинару и практическому занятию и выполнению соответствующих заданий для самостоятельной работы, студенту рекомендуется обратить особое внимание не только на понятие субъекта преступления, но (главным образом) на содержание и значение общих признаков субъекта преступления и классификацию специальных субъектов преступления.

Затем студенту рекомендуется сосредоточиться на усвоении значимости каждого из общих признаков субъекта преступления для правильной уголовно-правовой оценки содеянного, а также на особенностях квалификации преступлений, совершаемых специальными субъектами.

 

Контрольные вопросы для самопроверки


Дата: 2019-03-05, просмотров: 572.