Из «Первого послания князя Андрея
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курбского * Ивану Грозному»

Вопросы и задания к документу № 42:

В чем обвиняет Курбский царя Ивана Грозного? На какие факты опирается автор письма?

Какими штрихами этот документ дополняет известную вам харак­теристику Курбского?

Какие аргументы выдвигает Курбский? Привлекая знания по ис­тории, подтвердите или опровергните утверждения князя.

Царю пресветлому, в православии богом прославленному, ныне же из-за грехов наших против бога и православия обратив­шемуся. Умный поймет, что совесть у него прокаженная и что такого не сыщешь и среди безбожных народов. Не позволял я себе говорить об этом; из-за изгнания горького из земли твоей и из-за многих горестей теперь постараюсь кратко сказать тебе.

За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, богом данных тебе, различным смертям предал? За что победоносную и святую кровь их в церквах божьих, во владыческих торжествах пролил и их мученическою кровью обагрил церковные пороги? И на доброжелателей твоих, душу за тебя полагающих, неслы­ханные мучения, и гонения, и смерть замыслил и, обвинив без вины православных в измене, чародействе и в ином неподобном, тщетно пытался белое за черное и сладкое за горькое выдать! В чем провинились перед тобою, о царь, чем прогневали тебя, хрис-

* Курбский Андрей Михайлович (1528-1583) —русский князь, гос. деятель, писатель, переводчик. Опасаясь «неправедной» опалы Ивана IV Грозного, бежал в Литву (1564), член рады Речи Посполитой, участник войны с Россией. Написал мемуарный памфлет «История о великом князе Мос­ковском» и 3 обличительных послания «лютому самодержцу».

59


тианский заступник? Не могущественные ли царства разорили и мужественных и храбрых, тех, у кого предки наши в рабстве были, во всем тебе подвластными сделали? Не их ли усилиями неприступные немецкие города были даны тебе Богом?

То ли нам, бедным, воздал, всячески губя нас? Или думаешь, что ты бессмертен, царь? Или скверной ересью увлечен так, что не хочешь уже предстать перед неподкупным судьей, богоначальным ИисусоМ, который будет судить мир по правде, и являешься прегордым мучителем и истязаешь людей, не доказав их вины? Он есть — Христос мой, сидящий на престоле херувимском по правую руку от Вышнего Судии, — судья между мною и тобою.

Какого только зла и гонения от тебя не претерпел! Каких бед, напастей не навлек на меня, каких поклепов не возвел на меня! Не могу перечислить по порядку всех моих бед, исходивших от тебя, из-за множества их и еще потому, что душа моя была объ­ята горестью. Но в конце концов скажу все: всего лишился и из страны бежал, напрасно принужденный тобою. Не умилостивил тебя, не умолил многослезным рыданием, не исходатайствовал у тебя никакой милости архиерейским чинам. И воздал ты мне злом за добро и за любовь мою — непримиримой ненавистью. Кровь моя, как вода, пролитая за тебя, вопиет к господу моему. Бог свидетель, что совесть свою обличителем и свидетелем себе поставил, искал и мысленно передумал все и не знаю, не нашел, чем пред тобой согрешил. Впереди войска твоего не один раз ходил и никакого бесчестья тебе не приносил, но радостные победы с помощью ангела-заступника во славу тебе добывал и никогда войска твои спиной к чужим не поворачивал, но лишь победы преславные добывал во славу тебе. И это не год, не два, а много лет трудился с терпением, в поте лица и всегда отечество мое защищал; родительницу мою и жену мою мало видел, всегда в походах против врагов твоих в дальних городах, терпя нужду и болезни — тому господь мой, Иисус Христос, свидетель. Изранен во многих битвах с врагами, и тело мое изъязвлено многими ра­нами. Но тебе, о царь, все это ни во что, непримиримую ярость и жгучую ненависть, как печь пышущую, являешь нам. <...>

Не думай, царь, не представляй мысленно, что мы, убитые, заточенные и изгнанные тобою без вины, уже погибли. Не радуй-

60


ся этому, мнимой силой хвалясь: убитые тобою, стоя у престола господня, просят отмщения; заточенные же и несправедливо изгнанные в другие края, взываем мы к богу день и ночь. Злом похваляешься в гордости своей в этой временной и быстротекущей жизни, замышляя на христиан мучительные кары, надругаясь даже над иночеством и попирая его, согласуешь это со льсте­цами и прихлебателями, согласными с тобой во всем боярами, губителями души твоей и тела, которые толкают тебя на распутс­тво, и действуешь против своих детей хуже Кроновых жрецов. Послание это, слезами омытое, велю положить с собою в гроб, идя на суд с тобою бога моего Иисуса Христа. Аминь. Писано в Вольмере, граде государя моего, короля Августа Сигизмунда, который помогает мне, кроме бога; милостью его государевой, надеюсь, буду обласкан и утешен в моих скорбях.

Читал в Священном писании, что будет пущен губитель на род человеческий, богоборный антихрист, зачатый в блуде: ныне же видел сановника, всем известного, рожденного в блудодеянии, шепчущего ложь на ухо царю и льющего кровь христианскую, как воду, и погубившего уже сильных и благородных в Израи­ле, — пособника антихриста. Не годится, о царь, таким потакать! В законе Господнем сказано: «Моавитянин, и аммонитянин, и выродок до десятого колена в церковь не входят».



Документ № 43

Дата: 2019-03-05, просмотров: 223.