Ходили к болгарам [волжским], смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.
И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. <...>
В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе. И остановился Владимир на другой стороне города у залива на расстоянии полета
22
стрелы от города... Изнемогали в городе люди, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, буду стоять больше 3 лет».,. По совету корсунянина Анастаса Владимир перекрыл воду, которая шла по трубе в город. Владимир, услыхав это, взглянул на небо и сказал: «Если это сбудется, крещусь сам». Тотчас велел копать поперек труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались...
Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. ...Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились... После крещения привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие — в Василеве, третьи же иначе говорят...
Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры— одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его...
После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».
Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение...
Из церковного устава князя Владимира Святославича (996 г .)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот я, князь великий Василий, называемый Владимир, сын Святослава, внук Игоря
23
и блаженной Ольги, воспринял святое крещенье от греческих царей Константина и Василия и Фотия патриарха и взял первого митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, который крестил всю землю Русскую. И за тем, годами минувшими, создал церковь святую Богородицы и дал десятину к ней по всей земле Русского княжения и от всякого суда десятый грош, а из торга десятую неделю и из домов на всякий год десятое всякого стада и всякого имущества.
И после того посмотрел в греческий Номоканон и нашел в нем, что не подобает этих судов судить и тяжб князю и боярам его, ни его судьям. И посоветовался я со своей княгиней Анной и со своими детьми и дал святой Богородице и митрополиту и всем епископам... А кто посягнет на мое пожалование, с тем будет мне суд перед Богом, а митрополиту проклинать его [церковным] собором...
А вот митрополичьи люди церковные: игумен, игуменья, поп, попадья, попович, чернец, черница, дьякон, жена дьякона, просвирница, пономарь, вдова, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и все причетники церковные. Если кто [из них] совершит преступление, то судить тех митрополиту и епископам, кроме мирян.
Документ № 16
Из « Повести временных лет» :
О княжеских распрях
Вопросы и задания к документу № 16:
1. Вспомните, в чем причины описанных в летописи событий и как они назывались в истории средних веков?
2. К каким историческим последствиям привели эти события?
3. Какую нравственную оценку вы можете дать этим событиям?
В 1016 году пошел Ярослав против Святополка [своего родного брата], и остановились друг против друга по обе стороны Днепра; не смели ни те против этих, ни эти против тех начать.
24
Стояли три месяца друг против друга. Была страшная битва. Одолел Ярослав Святополка. Святополк же убежал к полякам. Ярослав сел в Киеве на столе отца и деда. Было тогда Яррславу 28 лет.
В 1018 году пришел Болеслав [король польский] с поляками вместе с Святополком против Ярослава. Ярослав собрал русь, варягов и славян и пошел против Болеслава и Святополка и победил Болеслав Ярослава. Ярослав с четырьмя мужами убежал в Новгород, а Болеслав со Святополком пошел в Киев. И сказал Болеслав: «Разведите дружину мою по городам для прокормления». И сделали так.
Святополк Окаянный сказал: «Сколько поляков по городам, избивайте их». И перебили поляков. Болеслав же бежал из Киева, захватив ценности и бояр и сестер Ярослава. Множество народу увел с собою, города занял и вернулся в свою землю. Святополк начал княжить в Киеве. И пошел Ярослав против Святополка, и бежал Святополк к печенегам.
В1019 году пришел Святополк с печенегами. Ярослав собрал множество воинов и вышел ему навстречу на Альту [реку]. Бой был жестокий, какого не было на Руси, и, за руки хватая друг друга, рубились и сходились трижды, так что по низинам кровь текла. К вечеру одолел Ярослав, а Святополк бежал.
Документ №17
Похвала Ярославу Мудрому
(из «Повести временных лет» )
Вопросы и задания к документу № 17:
1. Как автор ПВЛ относится к князю Ярославу? Что больше всего он ценит в его деятельности?
2. Что бы вы могли добавить к характеристике князя Ярослава?
3. Выберите факты, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства, его культуры.
4. Прозвище «Мудрый» князь Ярослав получил лишь в XIX в. Почему этого прозвища его не удостоили современники?
25
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.
Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. <,..> Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.
Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество Церквей и людей кре-
26
щеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными.
Документ № 18
Из «Повести временных лет» :
О киевском восстании
Вопросы и задания к документу № 18:
1. В чем причины восстания в Киеве и каковы его последствия?
2. Что такое народное вече и какую роль в управлении городом оно -играло?
3. Как вы думаете, укрепляли или ослабляли народные восстания
власть великого князя? Свое мнение обоснуйте.
В 1068 году пришли иноплеменники на Русскую землю, по
ловцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли
им навстречу на Альту. Побежали русские князья, и победили
их половцы. Киевляне прибежали и устроили вече на торгу, и
обратившись князю, сказали: «Вот половцы рассыпались по
всей земле, выдай, князь, оружие и коней, мы еще побьемся с
ними». Изяслав этого не послушал. Люди закричали и пошли
к темнице, где сидел Всеслав [Двоюродный племянник Изяс-
лава]. Изяслав, видя это, вместе со Всеволодом побежал со
двора, люди освободили Всеслава из темницы. Двор княжеский
они разграбили. Изяслав бежал в Польшу. В Киеве в это время
сидел Всеслав. /
В 1069 году пошел Изяслав с Болеславом [королем польским] против Всеслава. Всеслав ночью, тайком от киевлян, бежал.
Изяслав впереди себя послал сына своего Мстислава в Киев. Мстислав, придя, изрубил киевлян, которые освободили Всеслава, в количестве 70 человек, а других ослепил; иных же погубил без вины, не разузнав о них. И сел Изяслав на столе своем, а сына своего Мстислава посадил в Полоцке [на место выгнанного Всеслава].
27
Документ № 19
Из «Русской правды»
Вопросы и задания к документу № 19:
1. Что означало появление «Русской правды» и для чего она была необходима?
2. Заполните таблицу.
Какие факты свидетельствуют Что указывает
об укреплении княжеской на сохранившиеся общинные
власти? порядки?
3. Подумайте, почему за один вид преступления полагались различные размеры штрафов?
4. Что вы можете сказать о размерах хозяйства князя и боярина? Чей труд в них использовался?
5. Изложите, как вы себе представляете процедуру суда в XI—XII вв. Как вы думаете, о чем свидетельствуют испытания железом и водой, принесение клятвы?
6. Какие виды рабства указывает «Русская правда»? Подумайте, были ли другие виды рабства?
Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а [члены верви] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен.
Если вервь начнет платить дикую виру, то ей предоставляется отсрочка на несколько лет, потому что им приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна платить только 40 гривен, а самому убийце, внося свою часть в уплачиваемые вервью 40 гривен.
За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.
За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.
А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича — 5 гривен. Также и за боярских.
28
За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен.
Если кого-либо обвинят в убийстве, то для своего оправдания он должен выставить семь свидетелей; если подозреваемый в убийстве будет варягом [или другим иноземцем], то ему достаточно двух свидетелей.
Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию железом.
Если же сумма иска меньше двух гривен, то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.
За украденного коня платить 3 гривны.
Если кто испортит бортную, или перепашет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен платить 12 гривен.
Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток князю заточить его; так поступить и с тем, кто двор подожжет.
Если закуп убежит от господина [не расплатившись с ним за ссуду], то становится полным холопом;
А [за убийство] холопа или робы виры нет;
Холопство обельное троякого вида: если кто купит [поступающего в холопы] в присутствии свидетелей;
А второе холопство: кто женится на рабе без договора [с ее владельцем], а если с договором, то как договорились, так и будет. 1 А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники [господина] без договора с ним.
Словарь
вервь — славянская община
вира — денежный взнос в пользу князя за убийство свободного
человека гривна — денежная единица, 204 г серебра или золота людин — свободный сельчанин или горожанин
29
дикая вира — вира, уплачиваемая всеми членами верви (дикая — от дивий — общий)
тиун — княжеский или боярский приказчик, управитель
тиун огнищный — управитель дома
сельский тиун — управитель всеми селами, сельскохозяйственными угодьями
пахотный тиун — управитель пахотными работами
рядович — человек, отдавшийся в кабалу по договору
смердий холоп — раб, выполняющий работу общинника — смерда
роба — рабыня — служанка
бортная — приспособление для сбора меда диких пчел
закуп — смерд, находящийся в зависимости от господина за ссуду
холопство обельное — полное рабство
Документ № 20
Из «Повести временных лет» :
О съезде князей
Вопросы и задания к документу № 20:
1. Найдите в тексте объяснение причин сбора князей на съезд.
2. Оцените решения съезда по их последствиям.
3. Удалось ли князьям прекратить междоусобицы? Если нет, то почему?
В 1097 году пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславович, и Давьщ Святославич, и брат его Олег, и съехались в Любече для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая. А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и охранять Русскую землю и пусть каждый владеет отчиной своей». И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого покусится, против того — крест честный и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси.
30
Документ № 21
Дата: 2019-03-05, просмотров: 316.