Из указа «О беглых крестьянах» (1597)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А которые крестьяне выбежали до нынешнего году лет за шесть, и за семь, и за десять, и больше, а те помещики и вотчин­ники, из-за кого они выбежали государю царю не бивали челом; и государь указал и бояре приговорили: тех беглых крестьян в их побеге суда не давать, и назад их, кто где жил, не вывозити.

Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за вся­ких людей, из поместий и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге давать суд и сыскивать накрепко всякими сыски, и по суду и по сыску тех беглых крестьян с женами и с детьми и со всеми животы возити назад, где кто жил.

Из указа «О холопах» (1597)

«От которых бояр полные холопы, и кабальные, и жены, и J
дети побежали, и боярам имена своих холопей, и на них крепости \
прислать в Холопий приказ записывать в книги.                     ?

Всяким людям холопьи имена и на них крепости всякие | записывать бессрочно.

В том кабальном холопстве у кого родится сын или дочь, и те их дети тем своим государям в холопы».

Документы №46-49



О положении крестьян

В Московском государстве

Вопросы и задания к документам № 46,47, 48 и 49:

1. Определите то общее, что объединяет документы разных периодов российской историй.       ,|

2. Проследите изменения в положении крестьян, произошедшие за \ столетие (с 1497 по 1607 г.).

3. Как вы объясните причины этих изменений?

64

В*______________________________________ ___


46. Судебник 1497 г .: о введении
Юрьева дня

Статья 57. О христианском отказе.

А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за кем год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года по­живет да пойдет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он весь двор платит...

47. Судебник 1550 г .: о переходах крестьян
в Юрьев день

88. А крестианом отказыватись из волости в волость из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять верст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жи­вет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы поживет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот. А за повоз имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и вели-каго князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жил, не делати. А попу пожилого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продастся] в холопи [в] полную, и он выйдет безсрочно ж, и пожилого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и вели-каго князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен.

65


48. Из сочинения Генриха Штадена *

«О Москве Ивана Грозного» (1577-1578 гг .)

...На св. Юрия осеннего крестьяне имеют свободный выход. Они живут или за великим князем, или за митрополитом, или [еще] за кем-нибудь. Если бы не это, то ни у одного крестьянина не осталось бы ни пфенинга в кармане, ни лошади с коровой в стойле. Теперь некоторые крестьяне страны имеют много денег, но этим отнюдь не хвастаются. Крестьянин хочет ухорониться (встать под защиту), чтобы ему не чинили несправедливости.

Все крестьянские деревни разделены на сохи...

Все крестьяне страны имеют в Юрьев день осенний свобод­ный выход. Они принадлежат тому, кому захотят. Кто не хотел добром переходить от земских под опричных, тех [эти последние] вывозили насильством и не по сроку. Вместе с тем увозились или сжигались [и крестьянские] дворы...

Сельские приказчики или фогты русских бояр считают всегда так, чтобы крестьяне иноземца несли всю тяжесть. Оттого по­местье иноземца пустело в день св. Юрия.

Когда пустело поместье иноземца, великий князь до трех раз давал ему другое, в котором жили бы крестьяне. Теперь же с великим трудом, и то однажды, иноземец может получить населенное крестьянами поместье. Причина: в большей своей части страна запустела...

49. Из Введения к Соборному уложению
о крестьянском выходе (1607 г .)

Лета 7115 (1607) марта в 9 день. Государь царь и великий князь Василий Иоаннович всея Руси с отцом своим святейшим Гермогеном патриархом, со всем освященным собором и со <

*Штаден Генрих— вестфалец, опричник Ивана Грозного; жил в'| Московском государстве в 1564—1576 гг. Обогатился грабежами, имел > земельные пожалования. Вернувшись в конце 70-х — начале 80-х годов в Западную Европу, разрабатывал планы немецкой и шведской интервенции в Россию.

66


своим царским синклитом, слушав доклада Поместной избы от бояр и дьяков, что переходом крестьян причинилися великие кромолы, ябеды и насилия немощным от сильных, чего де при царе Иоанне Васильевиче не было, потому что крестьяне выход имели вольный; а царь Феодор Иоаннович по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьяном заказал...

Документ № 50

Из сочинения Джильса Флетчера *

«О государстве Русском»

Вопросы и задания к документу № 50:

1. Как Флетчер характеризует власть монарха и чем он свое мнение обосновывает?

2. Каково, по мнению автора, положение простого народа в России и какими фактами он это подтверждает?

3. Сформулируйте свое мнение об авторе и его сочинении.

Глава четырнадцатая.

О простом, или низшем, классе народа в России.

О состоянии низшего класса, простого народа, можно соста­вить некоторое понятие из того, что уже было сказано об образе правления, состоянии дворянства и заведывании областями и главными городами в государстве. Во-первых, о свободе их, в какой мере они ею пользуются, можно судить по тому, что они не причислены ни к какому разряду и не имеют ни голоса, ни места на соборе, или в высшем земском собрании, где утверждаются законы и публичные постановления, клонящиеся обыкновенно к угнетению простолюдинов, ибо остальные два класса, то есть дворянство и духовенство, которые имеют голос в таких собра-

* Флетчер Джильс — английский путешественник, побывал в Рос­сии в 1588—1589 гг. Возвратившись в Лондон, в 1591 г. издал книгу «О государстве Русском, или Образ правления русского царя».

67


ниях (хотя далеко не пользуются свободой, необходимой в общих совещаниях для блага всего государства, согласно со значением и правами каждого по его званию), довольствуются тем, что все бремя лежит на простолюдинах и что могут они свалить все на них. Далее, до какого рабского состояния они унижены не только в отношении к царю, но и к боярам и вообще дворянам, которые и сами не что иное, как рабы, особенно с некоторого времени, можно видеть из их просьб и других бумаг, подаваемых кому-либо из дворянства или высших правительственных лиц: здесь они сами себя называют и подписываются их холопами, то есть крепостными людьми или рабами, так точно, как, в свою очередь, дворяне признают себя холопами царя. Можно истинно сказать, что нет слуги или раба, который бы более боялся своего господина или который бы находился в большем рабстве, чем здешний простой народ, и это не только в отношении к царю, но и к его дворянству, главным чиновникам и всем военным, так что если бедный мужик встретится с кем-либо из них на большой дороге, то должен отвернуться, как бы не смея смотреть ему в лицо, и пасть ниц, ударяя головой оземь, так точно, как он преклоняется перед изображениями своих святых.

Во-вторых, что касается земель, движимого имущества и другой собственности простого народа, то все это принадлежит ему только на словах и на самом деле нисколько не ограждено от хищничества и грабежа как высших властей, так и простых дворян, чиновников и солдат. Кроме податей, пошлин, конфискаций и других публичных взысканий, налагаемых царем, простой народ подвержен такому грабежу и таким поборам от дворян, разных властей и царских посыльных по делам общественным, особен­но в так называемых ямах и богатых городах, что вам случается видеть многие деревни и города, в полмили или в целую милю длины, совершенно пустые — народ весь разбежался по другим местам от дурного с ним обращения и насилий. Так, по дороге к Москве, между Вологдой и Ярославлем (на расстоянии 180 верст, по их мерам, немного более 100 английских миль), встречается, по крайней мере, до 50 деревень, иные в полмили, другие в це­лую милю длины, совершенно оставленные, так что в них нет ни одного жителя. То же можно видеть и во всех других частях

68


государства, как рассказывают те, которые путешествовали по здешней стране более, нежели сколько дозволили мне это время или случай.

Чрезвычайные притеснения, которым подвержены бедные простолюдины, лишают их вовсе желания заниматься своими промыслами, ибо тот, кто зажиточнее, тот в большей находится опасности не только лишиться своего имущества, но и самой жизни. Если же у кого и есть какая собственность, то старается он скрыть ее, сколько может, иногда отдавая в монастырь, а иногда зарывая в землю и в лесу, как обыкновенно делают при нашествии неприятельском. Этот страх доходит до того, что весьма часто можно заметить, как они пугаются, если кто из бояр или дворян узнает о товаре, который они намерены продать. Я нередко видал, как они, разложив товар свой — меха и т. п., — все оглядывались и смотрели на двери, как люди, которые боятся, чтоб их не настиг и не захватил какой-нибудь неприятель. Когда я спросил их, почему они это делали, то узнал, что они опасались, не было ли в числе посетителей кого-нибудь из царских дворян или какого сына боярского, которые могут прийти со своими сообщниками и взять у них насильно весь товар.

Вот почему народ, хотя вообще способный ко всякому труду, предается лени и пьянству, не заботясь ни о чем, кроме дневного пропитания. От того же происходит, что товаров, свойственных России (как было сказано выше — воск, сало, кожи, лен, конопля и проч.), производится и вывозится за границу гораздо меньше, чем раньше, ибо народ, стесненный и лишаемый всего, что при­обретает, теряет всякую охоту к работе.


ЧАСТЬ ШЕСТАЯ










РОССИЯ В XVII в .

Документ № 51

Из сочинения Исаака Массы * «Краткое известие о Московии в начале XVII века» : о правлении Бориса Годунова

Вопросы и задания к документу №51:

1. Проанализируйте и оцените действия Б. Годунова и его правитель­ства с политической и нравственной позиций.

2. Оцените поведение приказных, духовенства.

 

3. Сопоставьте меры по борьбе с голодом с числом жертв и сделайте > выводы.

4. К каким последствиям привел голод 1602-1603 гг.?

Гибло множество в неизъяснимых муках голода. Москва заразилась бы смрадом гниющих тел, если бы царь не велел на свое иждивение, хоронить их, истощая казну и для мертвых. В два года и четыре месяца было схоронено 127 000 трупов. Пишут, что в одной Москве умерло тогда 500 000 человек, а в селах и в других областях еще несравненно более, от голода и холода.<...>

Царь Борис от доброго усердия повелел раздавать милостыню во многих местах города Москвы, но это не помогало. Приказные, назначенные для раздачи милостыни, были воры, каковыми все

* Исаак Масса (1587—1633) — голландский географ и купец, посещал Москву в составе торговых делегаций в 1601—1609 гг.

70


они по большей части бывают в этой стране. И, сверх того, они посылали своих племянников, племянниц и других родственников в те дома, где раздавали милостыню, в разодранных платьях, слов­но они были нищи и наги, и раздавали им деньги, а также своим потаскухам, плутам и лизоблюдам, которые также приходили, как нищие, ничего не имеющие, а всех истинно бедствующих, страждущих и нищих давили в толпе или прогоняли дубинами и палками от дверей. И все эти бедные, калеки, слепые, которые не могли ни ходить, ни слышать, ни видеть, умирали, как скот, на улицах! Если же кому-нибудь удавалось получить милостыню, то ее крали негодяи стражники, которые были приставлены смотреть за этим. Я сам видел богатых дьяков, приходивших за милостынею в нищенской одежде.

На дорогах было множество разбойников и убийц, а где их не было, там голодные волки разрывали на части людей; также повсюду тяжелые болезни и моровое поветрие. Одним словом, бедствия были несказанно велики, и Божия кара была так уди­вительна, что ее никто надлежащим образом не мог постичь. Однако люди становились чем дальше, тем хуже, вдавались в разбой и грабежи все более, ожесточились и впали в такое коснение, какого еще никогда не было на свете. Дороговизна хлеба продолжалась четыре года, почти до 1605 года. Меж тем в неко­торых местностях распространилось моровое поветрие, а затем началась удивительная междоусобная война, самая удивительная от начала света.

По многим причинам, которые понятны умным людям, было бы очень худо, если бы поляки овладели страною. Если бы они завоевали ее и снова посадили на престол какого-ни­будь царя Димитрия, то они не удержались бы там и одного года, ибо Москвитяне и русские, отличаясь самостоятель­ностью и упрямством, которым они превосходят евреев, снова перебили бы всех поляков, а Московия лишилась бы защитников и была бы совершенно разорена. Всемогущий Бог да сохранит ее.

71




Документ № 52

Из «Летописной книги» И . М . Катырева - Ростовского *: описание внешности и нравов московских царей

1.

2. 3.

Вопросы и задания к документу № 52:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 480.