Вопросы и задания к документу № 35:
1. Выпишите в тетрадь факты о жизни москвичей в конце XV века. ~" Что больше всего поразило венецианского купца и почему?
2. Сделайте выводы о развитии хозяйства в Москве конца XV века.
3. Можно ли по приведенному фрагменту судить об отношении автора к москвичам и их жизни? Свою точку зрения подтвердите фрагментами из текста.
Изобилие в хлебе и мясе так здесь велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить четыре фунта мяса; семьдесят куриц стоят червонец, а гусь не более трех марок. Стужа здесь так сильна, что самые даже реки замерзают от оной. Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук; но резать их нельзя, не разогрев прежде в печи, ибо они тверды, как камень. Зато плодов здесь никаких нет, кроме небольшого количества яблок, орехов и лесных орешков!
Жители для поездок своих, в особенности продолжительных, избирают преимущественно зимнее время, когда дорога от морозов сделается ровною и не представляет в пути никаких
49
неудобств, кроме одной только стужи. Поклажу свою перевозят они весьма легко на санях, которые служат у них вместо повозок и называются возами. Летом же никто не отваживается в дальний путь по причине большой грязи и множества мошек, порождаемых окрестными лесами, почти вовсе необитаемыми. Вина москвитяне не пьют; но делают особенного рода напиток из меда или из пшеницы, подмешивая туда хмель, который, приводя напиток в брожение, придает ему такую крепость, что им можно напиться допьяна, как вином.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
РОССИЯ В XVI в .
Документ № 36
Из «Записок о московских делах» С . Герберштейна *: о Великом князе Василии III
Вопросы и задания к документу № 36:
1. Выпишите в тетрадь новые понятия, которые вам встретились в документах. Поясните их.
2. Какие факты характеризуют власть великого князя Василия III?
<... > жизнь, достояние людей, мирских и духовных, вельмож и граждан, совершенно зависит от его [великого князя] воли. Нет противоречия, и все справедливо, как в делах божества: ибо русские уверены, что Великий князь есть исполнитель воли небесной. Обыкновенное слово их: так угодно Богу и государю; ведает Бог и государь. Великий государь не дает денег ни войску, ни послам и даже берет у них, что они вывозят драгоценного из чужих земель. Так князь Ярославский, возвратясь из Испании, отдал в казну все тяжелые золотые цепи, ожерелья, богатые ткани, серебряные сосуды, подаренные ему императором. Сии люди не жалуются, говоря: Великий князь возьмет, Великий князь и наградит. Не знаю, свойство ли народа требовало для России таких самовластителей или самовластители дали народу такое свойство.
* Герберштейн Сигизмунд — посол императора Священной Римской империи германской нации в Москве (1517—1526 гг.). Фрагмент цитируется по: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VII, гл. III.
51
Документ № 37
Из книги «Домострой» * ( XVI в .)
Вопросы и задания к документу № 37:
1. Сформулируйте основные принципы семейной жизни по «Домострою».
2. Что лежало в основе воспитания юношей? Почему? Выделите те правила, которые вы считаете необходимыми и для современной молодежи, и объясните почему.
3. На основании фрагмента «Домостроя» сделайте выводы о положении женщины в России в конце XV — начале XVI в. Что вам кажется и сегодня актуальным? Почему?
4. Какую роль играл «Домострой» в жизни общества?
Казни [наказывай] сына своего от юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придает красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия.
Ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Казни сына своего из млада и порадуешься о нем в мужестве; и посреди злых похвалишься; и зависть приимут враги твои. <...>
Василия Кесарийского поучение юношам. Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших молчание, перед мудрейшим — послушание, знатным — повиновение, к равным себе и к младшим — искреннюю любовь; поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, избегать прекословия и ничего не желать, кроме чести от всех. <...>
Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие
* «Книга, называемая Домострой, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам» — свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI века. Составлена наставником Ивана Грозного, священником Сильвестром. «Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти, о внутрисемейном устроении, об организации и ведении домашнего хозяйства.
52
всякое знать и самой делать. Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться. Они должны иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную.
Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать. <...>
Тем, кто старше тебя, честь воздавая и кланяйся: Славы земной ни в чем не желай, вечного блаженства проси у Бога, всякую скорбь и притеснение с благодарностью терпи, если обидят — не мсти, если хулят — извинись, злом за зло не воздавай, согрешающих не осуждай — помни свои грехи, думай прежде всего о них. Отвергайся общения с дурными людьми, подражай живущим праведно, их деяния запечатлей в сердце своем и сам поступай также. <...>
А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, нужно заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром научении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку: любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей.
Если дочери у тебя, будь с ними строг, тем сохранишь их от греха: чтобы не посрамила лица своего, пусть в послушании ходит, а не по своей воле, а то по глупости осквернит девство свое, будет всем знающим тебя в посмешище, и осрамишься пред множеством людей. Если отдашь замуж свою дочь невинной, то великое дело сделаешь и в любом обществе похвалишься, и при конце жизни не будешь плакать о ней...
Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою; слушайте их, и повинуйтесь им по-божески во всем, и старость их чтите, и немощи их и скорби на себя берите, и благо вам будет, и долго будете жить: Если же кто злословит или
53
оскорбляет своих родителей, или клянет их, или лается, тот пред Богом грешен, а от людей проклят...
Документ № 38
Из Судебника * Ивана IV
Вопросы и задания к документу № 38:
1. Сравните статьи Судебника 1497 г. (см. Документ № 33) о суде с приведенным фрагментом. Что изменилось в организации суда? Найти не менее двух отличий.
2. О чем свидетельствуют эти изменения? Укрепляло ли это законность?
3. Как эти изменения характеризуют государя Ивана IV?
1. Суд царя и великого князя судити боярам и окольничим, и дворецким и казначеем, и дьякам; судом не дружить и не мстить никому, и посула в суде не имать.
2. А который боярин, или окольничий, или дворецкий, или казначей, или дьяк в суде посул в суде возьмет и обвинит кого не по суду: и на том взять истцов иск, а пошлины на царя и великого князя, и езд [транспорт], и пересуд взять в трое, а в пене [штраф], что государь укажет.
Документ № 39
Из «Стоглава» **: о монастырской жизни
Вопросы и задания к документу № 39:
1. Как вы думаете, почему царя так интересовали церковные дела?
* В 1550 году по приказу царя Ивана IV Васильевича был разработан новый Судебник — сборник основных законов Русского государства.
** Сборник соборных решений, поделенных на сто глав (отсюда «Стоглав»), принятый церковным Собором с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, который заседал в Москве в январе — феврале 1551 г. По названию этого документа Собор был назван Стоглавым.
54
2. Выделите в тексте явления в церковной и общественной жизни, о которых говорится в документе, и впишите их в таблицу:
Факты | Оценка | Причины |
3. Сформулируйте причины развития церковного ростовщичества. К каким последствиям оно приводило? Какие меры были приняты Собором для ликвидации ростовщичества?
4. Каковы решения Собора относительно монастырских слобод? С чем это связано? К каким последствиям для жизни и занятий горожан привело это решение?
5. Выделите в тексте те отрицательные моменты в жизни церкви, на которые указывает царь. Какие меры ввел Собор для наведения порядка в церкви и достаточно ли их? Какие средства могли пред-
ложитьвы?
6. Как решения Собора характеризуют взаимоотношения государства
и церкви?
8. О монастырях и иноках.
Некоторые же стригутся [становятся монахами] покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать. А архимандриты и игумены некоторые также власти докупаются, да службы Божий и трапезы и братства не знает, покоят себя в кельи с гостьми. Да племянников своих вмещают в монастырь и доводят всем монастырским. А монастыри тем пустошат, а старых слуг и вкладчиков изводят.
А священники и братия бедные алчны, и жадны, и всячески непокойны, всякими нуждами одержимы. Весь покой монастырский и богатство и всякое изобилие с роды, и с племянники, и с бояры, и с гостьми, и с любимыми друзи истощили.
16. О церковных и о монастырских деньгах.
Еже в росты дают: угодно ли се богови, и что писание о сем глаголет?
Божественное писание и мирянам резоимство возбраняет, нежели церквам Божиим деньги в росты давати, а хлеб в наспы, где то писано во святых правилах?
55
Отныне, по священным правилам, святителем и всем монастырям деньги давати по своим селам, своим крестьянам, без росту и хлеб без наспу, того для чтобы за ними крестьяне жили и села бы их были не пусты.
21. Да по грехам бесстрашие вошло в люди в церквах Божиих стоят без страха и в шапках. Якоже на торжищи, или на позори-щи, или на пиру и говор, и ропот, и смрадные словеса.
22. И пастыри и овцы вкупе заблудиша и погибоша. А попы в церкви всегда пьяны и без страха стоят и бранятся и всякие речи неподобные всегда из уст их исходят. Попы же в церквах бьются и дерутся промеж себя, а в монастырях такое же бесчиние творится.
Митрополия повелела избирати протопопов священников искусных добрых и житием непорочным. Дозирать по все дни по всем церквам священников и дьяконов, чтобы у них было сполна чинно и немятежно.
98. О монастырских слободах.
Слободам всем новым тянуть с государскими людьми во всякое тягло и с судом. А новых слобод не ставить и дворов многих в старых слободах не прибавлять. А с посаду вперед городских людей в слободы не называти и не принимати, разве казаков нетяглых людей.
Царь и великий князь Иван Васильевич Всея Руси приговорил со отцем своим Макарием митрополитом Всея Руси и со своим собором: что впредь архиепископам и епископам, и монастырям вотчин без царева ведома и доклада не покупать ни у кого, а князьям и детям боярским, и всяким людям вотчину без доклада им не продати же: а кто купит или продаст и у тех, кто купит, деньги пропали, а у продавца вотчина, а взять вотчину на государя и великого князя безденежно.
56
Словарь
резоимство — ростовщичество
наспы — обязанность вернуть хлеб с излишком
слобода — поселение
тягло — повинность в пользу государства
Документ № 40
Из «Никоновской летописи» :
О кормлениях
Вопросы и задания к документу № 40:
Вспомните, что такое кормление? О каких последствиях кормлений
идет речь в летописном рассказе?
Определите причины таких последствий системы кормлений.
В чем смысл изменений управления на местах? Какие обязанности
царь возложил на своих управляющих?
Обоснуйте результаты изменения системы местного управления.
Лета 1555 года. Приговорил царь и великий князь Иван Васильевич о кормлениях и о службе всем.
И вниде [вошел] в слух благочестивому царю, что многие грады и волости пусты учинились, наместники и волостели изо многих лет, презрев страх Божий и государские уставы, много злокозненных на них дел учиниша, и не быша им пастыри и учители, но сотворишася им гонители и разорители.
Повелел царь и государь во городах и волостях разчинить [установить] старосты и сротские со страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтобы рассуждали в разбоях и татьбе.
На грады и волости положити оброки по их промыслам и по землям, те оброки збирать в царскую казну свою дьякам; а бояр, детей боярских и всех воинов достоит [наградит] по отечеству и по дородству, а в городовых в четвертый год, а иных в третий год денежным жалованьем.
57
Документ № 41
Из «Книги о великом
и могущественном царе» Р . Ченслера *:
О царе Иване IV Грозном
Вопросы и задания к документу № 41:
1. Определите характер отношения к России автора. Как вы думаете, почему автор книги называет Ивана IV князем?
2. В чем состояли главные различия в положении и бытовых условиях -царя и русских воинов? Определите причины различий.
3. Почему жалованье платили только иностранцам? Как влияло отсутствие жалованья на государственные дела?
4. Как сказывался на боевой готовности войска такой порядок службы?
5. Все ли могли служить в войске? К каким последствиям это приводило?
6. Кто такие стрельцы и почему только им платили жалованье?
Сам Князь [Иоан ГУ] одевается богато, выше всякой меры; его шатер покрывается золотой и серебряной парчой, до того усыпанной драгоценными каменьями, что чудно смотреть.
Я думаю, что под солнцем нет людей, способных к такой суровой жизни, какую ведут русские. Простой солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо иного над головой; обычная их защита от непогоды — войлок. Каждый должен добыть и привезти провизию для себя и своей лошади на месяц или два; сам он питается водой и овсяной мукой, смешанной вместе, лошадь его ест зелень и ветки.
Исключая иностранцев, князь не платит никому жалованья; воины из его областей служат на собственный счет, исключая, что стрельцам он дает жалованье на порох и пули. В его землях никто не получает ни гроша жалованья. Если же кто-нибудь заслужит перед ним, то князь жалует ему поместье или кусок
* Ченслер Ричард — английский путешественник, участник экспедиции, искавшей северный проход в Азию, приплыл в Архангельск. В 1553—1554 гг. побывал в Москве, получил от Ивана Грозного право ведения англо-русской торговли.
58
земли, за что получивший обязан быть всегда наготове явиться с таким числом людей, какое укажет князь.
Документ № 42
Дата: 2019-03-05, просмотров: 459.