Барбаро , венецианского дворянина»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы и задания к документу № 35:

1. Выпишите в тетрадь факты о жизни москвичей в конце XV века. ~" Что больше всего поразило венецианского купца и почему?

2. Сделайте выводы о развитии хозяйства в Москве конца XV века.

3. Можно ли по приведенному фрагменту судить об отношении автора к москвичам и их жизни? Свою точку зрения подтвердите фрагментами из текста.

Изобилие в хлебе и мясе так здесь велико, что говядину про­дают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить четыре фунта мяса; семьдесят куриц стоят червонец, а гусь не более трех марок. Стужа здесь так сильна, что самые даже реки замерзают от оной. Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук; но резать их нельзя, не разогрев прежде в печи, ибо они тверды, как камень. Зато плодов здесь никаких нет, кроме небольшого количества яблок, орехов и лесных орешков!

Жители для поездок своих, в особенности продолжитель­ных, избирают преимущественно зимнее время, когда дорога от морозов сделается ровною и не представляет в пути никаких

49


неудобств, кроме одной только стужи. Поклажу свою перевозят они весьма легко на санях, которые служат у них вместо пово­зок и называются возами. Летом же никто не отваживается в дальний путь по причине большой грязи и множества мошек, порождаемых окрестными лесами, почти вовсе необитаемыми. Вина москвитяне не пьют; но делают особенного рода напиток из меда или из пшеницы, подмешивая туда хмель, который, приводя напиток в брожение, придает ему такую крепость, что им можно напиться допьяна, как вином.


ЧАСТЬ ПЯТАЯ



РОССИЯ В XVI в .

Документ № 36

Из «Записок о московских делах» С . Герберштейна *: о Великом князе Василии III

Вопросы и задания к документу № 36:

1. Выпишите в тетрадь новые понятия, которые вам встретились в документах. Поясните их.

2. Какие факты характеризуют власть великого князя Василия III?

<... > жизнь, достояние людей, мирских и духовных, вельмож и граждан, совершенно зависит от его [великого князя] воли. Нет противоречия, и все справедливо, как в делах божества: ибо русские уверены, что Великий князь есть исполнитель воли небесной. Обыкновенное слово их: так угодно Богу и государю; ведает Бог и государь. Великий государь не дает денег ни войску, ни послам и даже берет у них, что они вывозят драгоценного из чужих земель. Так князь Ярославский, возвратясь из Испании, отдал в казну все тяжелые золотые цепи, ожерелья, богатые ткани, серебряные сосуды, подаренные ему императором. Сии люди не жалуются, говоря: Великий князь возьмет, Великий князь и наградит. Не знаю, свойство ли народа требовало для России таких самовластителей или самовластители дали народу такое свойство.

* Герберштейн Сигизмунд — посол императора Священной Рим­ской империи германской нации в Москве (1517—1526 гг.). Фрагмент цитируется по: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VII, гл. III.

51


Документ № 37

Из книги «Домострой» * ( XVI в .)

Вопросы и задания к документу № 37:

1. Сформулируйте основные принципы семейной жизни по «Домо­строю».

2. Что лежало в основе воспитания юношей? Почему? Выделите те правила, которые вы считаете необходимыми и для современной молодежи, и объясните почему.

3. На основании фрагмента «Домостроя» сделайте выводы о положении женщины в России в конце XV — начале XVI в. Что вам кажется и сегодня актуальным? Почему?

4. Какую роль играл «Домострой» в жизни общества?

Казни [наказывай] сына своего от юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придает красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия.

Ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Казни сына своего из млада и порадуешься о нем в мужестве; и посреди злых похвалишься; и зависть приимут враги твои. <...>

Василия Кесарийского поучение юношам. Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших молчание, перед мудрейшим — послушание, знатным — повиновение, к равным себе и к младшим — искреннюю любовь; поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, избегать прекословия и ничего не желать, кроме чести от всех. <...>

Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие

* «Книга, называемая Домострой, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам» — свод советов и правил, опре­делявших все стороны жизни русского человека XVI века. Составлена наставником Ивана Грозного, священником Сильвестром. «Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти, о внутрисемейном устроении, об организации и веде­нии домашнего хозяйства.

52


всякое знать и самой делать. Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться. Они должны иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную.

Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не ис­полняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать. <...>

Тем, кто старше тебя, честь воздавая и кланяйся: Славы зем­ной ни в чем не желай, вечного блаженства проси у Бога, всякую скорбь и притеснение с благодарностью терпи, если обидят — не мсти, если хулят — извинись, злом за зло не воздавай, согрешаю­щих не осуждай — помни свои грехи, думай прежде всего о них. Отвергайся общения с дурными людьми, подражай живущим праведно, их деяния запечатлей в сердце своем и сам поступай также. <...>

А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, нужно за­ботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром научении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку: любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь. Наказывай детей в юнос­ти — упокоят тебя в старости твоей.

Если дочери у тебя, будь с ними строг, тем сохранишь их от греха: чтобы не посрамила лица своего, пусть в послушании ходит, а не по своей воле, а то по глупости осквернит девство свое, будет всем знающим тебя в посмешище, и осрамишься пред множеством людей. Если отдашь замуж свою дочь невинной, то великое дело сделаешь и в любом обществе похвалишься, и при конце жизни не будешь плакать о ней...

Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою; слушайте их, и повинуйтесь им по-божески во всем, и старость их чтите, и немощи их и скорби на себя берите, и благо вам будет, и долго будете жить: Если же кто злословит или

53


оскорбляет своих родителей, или клянет их, или лается, тот пред Богом грешен, а от людей проклят...




Документ № 38

Из Судебника * Ивана IV

Вопросы и задания к документу 38:

1. Сравните статьи Судебника 1497 г. (см. Документ № 33) о суде с приведенным фрагментом. Что изменилось в организации суда? Найти не менее двух отличий.

2. О чем свидетельствуют эти изменения? Укрепляло ли это закон­ность?

3. Как эти изменения характеризуют государя Ивана IV?

 

1. Суд царя и великого князя судити боярам и окольничим, и дворецким и казначеем, и дьякам; судом не дружить и не мстить никому, и посула в суде не имать.

2. А который боярин, или окольничий, или дворецкий, или казначей, или дьяк в суде посул в суде возьмет и обвинит кого не по суду: и на том взять истцов иск, а пошлины на царя и ве­ликого князя, и езд [транспорт], и пересуд взять в трое, а в пене [штраф], что государь укажет.

Документ № 39

Из «Стоглава» **: о монастырской жизни

Вопросы и задания к документу № 39:

1. Как вы думаете, почему царя так интересовали церковные дела?

* В 1550 году по приказу царя Ивана IV Васильевича был разработан новый Судебник — сборник основных законов Русского государства.

** Сборник соборных решений, поделенных на сто глав (отсюда «Стог­лав»), принятый церковным Собором с участием царя Ивана IV и пред­ставителей Боярской думы, который заседал в Москве в январе — феврале 1551 г. По названию этого документа Собор был назван Стоглавым.

54


2. Выделите в тексте явления в церковной и общественной жизни, о которых говорится в документе, и впишите их в таблицу:

 

Факты Оценка Причины

3. Сформулируйте причины развития церковного ростовщичества. К каким последствиям оно приводило? Какие меры были приняты Собором для ликвидации ростовщичества?

4. Каковы решения Собора относительно монастырских слобод? С чем это связано? К каким последствиям для жизни и занятий горожан привело это решение?

5. Выделите в тексте те отрицательные моменты в жизни церкви, на которые указывает царь. Какие меры ввел Собор для наведения порядка в церкви и достаточно ли их? Какие средства могли пред-

ложитьвы?

6. Как решения Собора характеризуют взаимоотношения государства
и церкви?

8. О монастырях и иноках.

Некоторые же стригутся [становятся монахами] покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать. А архимандриты и игу­мены некоторые также власти докупаются, да службы Божий и трапезы и братства не знает, покоят себя в кельи с гостьми. Да племянников своих вмещают в монастырь и доводят всем монастырским. А монастыри тем пустошат, а старых слуг и вкладчиков изводят.

А священники и братия бедные алчны, и жадны, и всячески непокойны, всякими нуждами одержимы. Весь покой монастыр­ский и богатство и всякое изобилие с роды, и с племянники, и с бояры, и с гостьми, и с любимыми друзи истощили.

16. О церковных и о монастырских деньгах.

Еже в росты дают: угодно ли се богови, и что писание о сем глаголет?

Божественное писание и мирянам резоимство возбраняет, нежели церквам Божиим деньги в росты давати, а хлеб в наспы, где то писано во святых правилах?

55


Отныне, по священным правилам, святителем и всем мо­настырям деньги давати по своим селам, своим крестьянам, без росту и хлеб без наспу, того для чтобы за ними крестьяне жили и села бы их были не пусты.

21. Да по грехам бесстрашие вошло в люди в церквах Божиих стоят без страха и в шапках. Якоже на торжищи, или на позори-щи, или на пиру и говор, и ропот, и смрадные словеса.

22. И пастыри и овцы вкупе заблудиша и погибоша. А попы в церкви всегда пьяны и без страха стоят и бранятся и всякие речи неподобные всегда из уст их исходят. Попы же в церквах бьются и дерутся промеж себя, а в монастырях такое же бесчиние творится.

Митрополия повелела избирати протопопов священников искусных добрых и житием непорочным. Дозирать по все дни по всем церквам священников и дьяконов, чтобы у них было сполна чинно и немятежно.

98. О монастырских слободах.

Слободам всем новым тянуть с государскими людьми во вся­кое тягло и с судом. А новых слобод не ставить и дворов многих в старых слободах не прибавлять. А с посаду вперед городских людей в слободы не называти и не принимати, разве казаков нетяглых людей.

Царь и великий князь Иван Васильевич Всея Руси приго­ворил со отцем своим Макарием митрополитом Всея Руси и со своим собором: что впредь архиепископам и епископам, и мо­настырям вотчин без царева ведома и доклада не покупать ни у кого, а князьям и детям боярским, и всяким людям вотчину без доклада им не продати же: а кто купит или продаст и у тех, кто купит, деньги пропали, а у продавца вотчина, а взять вотчину на государя и великого князя безденежно.

56






Словарь

резоимство — ростовщичество

наспы — обязанность вернуть хлеб с излишком

слобода — поселение

тягло — повинность в пользу государства

Документ № 40

Из «Никоновской летописи» :

О кормлениях

Вопросы и задания к документу № 40:

Вспомните, что такое кормление? О каких последствиях кормлений

идет речь в летописном рассказе?

Определите причины таких последствий системы кормлений.

В чем смысл изменений управления на местах? Какие обязанности

царь возложил на своих управляющих?

Обоснуйте результаты изменения системы местного управления.

Лета 1555 года. Приговорил царь и великий князь Иван Ва­сильевич о кормлениях и о службе всем.

И вниде [вошел] в слух благочестивому царю, что многие грады и волости пусты учинились, наместники и волостели изо многих лет, презрев страх Божий и государские уставы, много злокозненных на них дел учиниша, и не быша им пастыри и учители, но сотворишася им гонители и разорители.

Повелел царь и государь во городах и волостях разчинить [установить] старосты и сротские со страшным и грозным за­прещением заповедь положити, чтобы рассуждали в разбоях и татьбе.

На грады и волости положити оброки по их промыслам и по землям, те оброки збирать в царскую казну свою дьякам; а бояр, детей боярских и всех воинов достоит [наградит] по отечеству и по дородству, а в городовых в четвертый год, а иных в третий год денежным жалованьем.

57



Документ № 41

Из «Книги о великом

и могущественном царе» Р . Ченслера *:

О царе Иване IV Грозном

Вопросы и задания к документу № 41:

1. Определите характер отношения к России автора. Как вы думаете, почему автор книги называет Ивана IV князем?

2. В чем состояли главные различия в положении и бытовых условиях -царя и русских воинов? Определите причины различий.

3. Почему жалованье платили только иностранцам? Как влияло от­сутствие жалованья на государственные дела?

4. Как сказывался на боевой готовности войска такой порядок служ­бы?

5. Все ли могли служить в войске? К каким последствиям это при­водило?

6. Кто такие стрельцы и почему только им платили жалованье?

Сам Князь [Иоан ГУ] одевается богато, выше всякой меры; его шатер покрывается золотой и серебряной парчой, до того усыпанной драгоценными каменьями, что чудно смотреть.

Я думаю, что под солнцем нет людей, способных к такой суровой жизни, какую ведут русские. Простой солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо иного над головой; обычная их защи­та от непогоды — войлок. Каждый должен добыть и привезти провизию для себя и своей лошади на месяц или два; сам он питается водой и овсяной мукой, смешанной вместе, лошадь его ест зелень и ветки.

Исключая иностранцев, князь не платит никому жалованья; воины из его областей служат на собственный счет, исключая, что стрельцам он дает жалованье на порох и пули. В его землях никто не получает ни гроша жалованья. Если же кто-нибудь заслужит перед ним, то князь жалует ему поместье или кусок

* Ченслер Ричард — английский путешественник, участник экспе­диции, искавшей северный проход в Азию, приплыл в Архангельск. В 1553—1554 гг. побывал в Москве, получил от Ивана Грозного право ведения англо-русской торговли.

58


земли, за что получивший обязан быть всегда наготове явиться с таким числом людей, какое укажет князь.


Документ № 42

Дата: 2019-03-05, просмотров: 468.