Мономаха ( XII в .)
Вопросы и задания к документу № 21:
1. Выделите в тексте нравственные принципы, которые Владимир Мономах хочет привить своим детям; от чего он их предостерегает?
2. Только ли своих детей поучал Владимир Мономах?
3. Актуальны ли сегодня нравственные установки Владимира Мономаха? Свой ответ поясните.
4. Можно ли по данному фрагменту составить представление о самом князе Владимире Мономахе? Если да, то каково оно?
А теперь, поведаю вам, дети мои, о труде своем, который нес я в разъездах и на охоте с 13 лет. Миров я заключил с половецкими князьями без одного 20.
В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не потворствуйте ни питью, ни еде, ни сну; и сторожевую охрану сами наряжайте и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте, а оружия снимать с себя не торопитесь.
Лжи остерегайтесь, пьянства и блуда, от того ведь душа погибает и тело.
Не давайте отрокам ни своим, ни чужим причинять вреда жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите, накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный ли, или посол, если не можете почтить его дарами, — то пищей и питьем.
Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран. Ценность всему [злому] мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
РУСЬ УДЕЛЬНАЯ . XII — XIII вв .
Документ № 22
Из новгородских берестяных грамот *
Вопросы и задания к документу № 22:
1. Что такое береста? Определите причины возникновения грамот на бересте.
2. Найдите ответ на вопрос: каким образом сохранились берестяные грамоты?
3. На основании текстов определите социальную принадлежность авторов грамот.
4. На основании берестяных грамот сделайте выводы о развитии русского общества в XI-XIV вв.
( XII в.): Поклон от Ефрема к брату моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься?
( XIII в.): От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж.
( XIII в.)' Поклон от 1ригория к матери. Дай 30 гривен. Войта и сына подвергли пытке после суда о воровстве.
( XIV в.): От Жилы к Чудину. Дай (отдай) рубль Андрею. Если же не дашь, то весь позор, который из-за этого рубля мне доведется принять, ляжет на тебя.
* В XX веке при раскопках в древнем Новгороде ученые обнаружили множество берестяных грамот — основного средства общения между новгородцами того времени. В слоях XI века найдено 7 грамот, в слоях XII века их оказалось 50, в XIII веке в землю было брошено 99 грамот, в XIV веке - 164, в XV веке —74.
32
Документ № 23
Первое летописное свидетельство о Москве ( из «Ипатьевской летописи» XIII - XIV вв .)
Вопросы и задания к документу № 23:
1. Можно ли считать указанную дату временем основания Москвы? Почему?
2. Почему князь Юрий выбрал для встречи князей Москву? Для ответа используйте карту атласа.
3. Используя знания по истории и данный фрагмент, составьте характеристику князя Юрия Долгорукого
В1147 году. Пошел Юрий [сын Владимира Мономаха, прозванный Долгоруким] воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу [Черниговскому князю Святославу Ольговичу] послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь [литовское племя] вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных.
И прислал к нему Юрий со словами: «Приди ко мне, брате, в Москов». Святослав поехал к нему с сыном Олегом и с небольшой дружиной и взял с собой Владимира Святославича [князя Рязанского].
И было веселье. Юрий устроил обед силен, и сотворил честь великую им, и дал Святославу дары многие.
Документ № 24
Из материалов археологических раскопок *
Вопросы и задания к документу № 24:
1. В чем особенность данного источника? Определите его отличие от предыдущих.
* Археологические раскопки проводились в московском районе За-рядье и в Кремле в 1945—1951 гг. Был вскрыт культурный слой XI века.
33
2. Какие находки характеризуют быт, а какие занятия древних москвичей?
3. На какие международные связи Москвы указывают находки археологов?
4. Назовите признаки, по которым определяется поселение людей как город.
5. Какой вывод о времени основания Москвы как города можно сделать на основании археологических данных?
Археологические раскопки в Зарядье вскрыли в культурном слое, относящемся к XI веку:
—остатки деревянных построек;
—предметы быта: гирьки, весы, керамические сосуды, и чем ближе к территории Кремля, число предметов увеличивается;
—найдены остатки рвов и валов;
—водоотводные каналы;
—много инструментов: наковальни, молотки, клещи, гончарный круг, шило.
В самом Кремле:
—клады арабских монет IX века;
—меч дамасской стали немецкого мастера Цицелина;
—Западноевропейский денарий X—XI веков;
—предметы из Херсонеса; украшения из Киева, Любеча, свинцовая печать из Киева XI века;
—самшитовый гребень с Кавказа.
Документ № 25
Договор Новгорода с князем Ярославом '
Вопросы и задания к документу № 25:
1. Охарактеризуйте положение и права князя в Новгороде. Свои выводы обоснуйте.
2. Кто прав в этой ситуации: новгородцы или князь?
* Цитируется по книге Н. М. Карамзина «История государства Российского».
34
3. Как называется такая форма управления обществом?
4. Какие сведения о жизни и занятиях новгородцев можно извлечь из приведенного документа?
Князь Ярослав!
Требуем, чтобы ты, подобно предкам твоим и родителю, утвердил крестным целованием священный обет править Новым городом по древнему обычаю, брать одни дары с наших областей, поручать оные только новгородским, а не княжеским чиновникам, не избирать их без согласия посадника и без вины не сменять тех, которые определены новгородцами.
В Бежицах ни тебе, ни княгине, ни боярам, ни дворянам твоим сёл не иметь, не покупать и не принимать в дар, равно как и в других владениях Новгорода.
В Русу можешь ты, князь, ездить осенью, не летом. Целуй же святой крест не через посредников, но сам. Мы клянемся тебе, господину князю.
Документ № 26
Из «Истории монгалов» Плано Карпини *
(сер. XIII в.)
Вопросы и задания к документу № 26:
1. Выберите из текста приемы ведения боя монголами.
2. Какие из этих приемов характерны именно для кочевых народов и почему?
3. Какие факты, приведенные в тексте, отражают Нравы и обычаи монголов?
4. Сделайте выводы о причинах побед монголов.
* Карпини Джованни Плано делъ (1182— 1252) — итальянский монах-францисканец, архиепископ Антиварийский, посланник папы римского Иннокентия IV к монгольским ханам. По результатам своего длительного путешествия написал для папы отчет, который известен в русском переводе как «История монгалов, именуемых нами татарами».
35
Глава 6
Дата: 2019-03-05, просмотров: 528.