Создание денег: роль государства и банка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В создании денег и в денежном обращении большую роль играют государство и банки.

Существует закон денежного обращения, по которому рассчитывается количество денег, необходимых для обращения

Д = (Ц - ТК + ТРК - ВП) / О, где

Ц – сумма цен товаров, ТК – товары, данные в кредит, ТРК – товары, ранее проданные в кредит, срок оплаты, которых наступил, ВП – взаимопогашаемые платежи, О – средний оборот денежной единицы (зависит от оборачиваемости денежной единицы), Д – количество денег, необходимых в обращении (зависит от производства и цены единицы товара)

       Процесс создания денег.

Для этого надо рассмотреть эмиссию денег.

Эмиссия денег (создание денег) – выпуск в обращение денег, акций, облигации и других долговых обязательств.

В условиях функционирования действительный денег, т.е. при золотом обращении, эмиссия регулировалась потребностями обращения. В этом случае золотые монеты или изымались из обращения, оседали в виде сокровищ, или вновь поступали в оборот. При бумажном и кредитном обращении саморегулирование эмиссии прекратилось. Здесь границы эмиссии определяются потребностями:

1. кредитование производственного и товарного оборота;

2. покрытием дефицита государственного бюджета.

Основным эмиссионным органом во всех странах выступает Центральный банк.

Процесс выпуска в оборот дополнительных платёжных средств, их распределение по агрегатам денежной массы (М012 , М3) и дальнейший кругооборот выглядит следующим образом:

1. если прирост производства товаров и услуг в денежном выражении по сравнению с уровнем прошлого периода идет с ростом, то для обслуживания этих дополнительных товаров и услуг банк выпускает дополнительные платежные средства. Основной канал эмиссии денег – депозитно–чековая система. Эта депозитно–чековая эмиссия, которая служит основой безналичных расчетов и значит превосходит по своему объему банкнотную, производится коммерческими банками. Коммерческие банки играют важную роль в создании денег, и рост депозитов происходит путем увеличения остатков вкладов вследствие предоставления кредитов банка. Денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуду своим клиентам, и уменьшается, когда возвращают ссуды, полученные от коммерческих банков.

В условиях современной системы денежного обращения кредит является основой источника эмиссирования (выпуска) денежных знаков. Следовательно, все коммерческие банки могут создавать или уничтожать деньги, и тем самым влиять на объем денежной массы. В этом процессе есть препятствия:

а) банкиры должны найти людей, желающих взять деньги на их условиях;

б) любой банк обязан действовать в рамках ограничения налагаемого его резервами.

Выделяют понятие резервная норма. Она связана с тем, что Центральный банк устанавливает обязательные резервы, которые коммерческий банк должен хранить в виде вклада в ЦБ. Резервная норма определяется делением обязательных резервов коммерческого банка на обязательства по бессрочным вкладам. Эта резервная норма используется государством для контроля за процессом выдачи банковских ссуд.

2. в целях страхования обеспеченности и ликвидности вклада, а именно банк может выдавать новые ссуды и создавать новые деньги только в том случае, если у него есть свободные резервы (резервы, повышающие резервную норму центрального банка). Центральный банк в этом случае как бы обладает властью в зависимости от состояния экономики и как бы увеличивает или уменьшает резервы банковской системы.

Возможности банков расширяются, если процессы рассматриваются не в рамках отдельных банков, а всей системы коммерческих банков. Потому что отдельные банки могут увеличивать свободные резервы, другие уменьшать и возможно, что чеки, выпускаемые заемщиками, будут вложены в другой банк, следовательно, резервы счета, потерянные одним банком, получаются другим банком, и этот результат лежит в основе такого понятия, как денежный мультипликатор.

Денежный мультипликатор – отношение предложения денег к денежной массе, определяется величиной, обратной резервной норме, т.е. изъятию в обязательные резервы, которые происходят на каждой ступени процесса кредитования.

Денежный мультипликатор = 1 / резервная норма,    m=1/r

В этой форме обозначается максимальное количество новых кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине резервной норме. Чтобы определить максимальное количество новых денег на текущем счету, которое может быть создано банковской системой на основе любого данного количества избыточных резервов нужно умножить избыточные резервы на денежный мультипликатор.

М= m* e, где m – денежный мультипликатор, e – избыточные резервы банков.

Готовность банков давать ссуду циклически меняется: возрастает в росте экономики и при депрессии падает. Если банки могут способствовать чрезмерному совокупному спросу и нагнетанию инфляции при росте экономики, то при спаде происходит сдерживание совокупного спроса. Происходит снижение предложения ссуды.

Выделяют сеньоранж, связанную с эмиссией денег.

Сеньоранж – это прибыль казначейства какой – либо страны при выпуске денег.

– это разница между номинальной стоимостью денег (монет) и стоимостью их физического производства.

4. Центральный банк и его функции в экономике. Банковская система государства

Денежное обращение предполагает регулирование. Оно предусматривает:

1. определение денежной массы на данный период;

2. направление потока движения денежной массы в народное хозяйство по его отраслям и сферам;

3. мероприятия по поддержанию устойчивости денежного обращения и повышения покупательной способности денег. В итоге, государство должно обеспечивать соответствие количества денег действительным потребностям обращения. Снабжение деньгами и поддержание устойчивости денег осуществляется центральный банк. Почти во всех странах центральный банк принадлежит государству, а там, где не принадлежит (США), его действия определяется законами правительства:

а) эмитирует банкноты, казначейские билеты, различные монеты. При этом он должен выпускать дополнительные платежные средства при наличии прироста товаров и услуг по сравнению с предыдущим. Центральный банк является государственным, но не подчиняется решениям правительства, абсолютно самостоятелен;

б) он руководит деятельностью коммерческих банков, т.е. выпускает необходимый инструктивный, регулирует работу.

Основополагающая функция – обеспечение развития экономики при стабилизации денежного обращения.

Центральный банк применяет следующие инструменты:

1. операции на открытом рынке. Это основной рабочий инструмент регулирования денежного обращения. Покупая и продавая операции на открытом рынке, Центральный банк может увеличить или сократить предложение денег. Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, то на резервные счета коммерческих банков поступают дополнительные суммы. Возрастает дополнительная способность коммерческих банков кредитовать своих клиентов. Весь этот процесс дополняется тем, что Центральный банк может обязать коммерческие банки приобретать ценные бумаги. Мощным средством воздействия на денежную массу является становление резервной нормы.

2. изменение резервной нормы.

3. изменение учетной ставки. Центральный банк устанавливает учетную ставку – ставку рефинансирования. Ставка рефинансирования – ставка, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам.

Кроме основных инструментов Центральный банк принимает и другие меры: лицензирование коммерческих банков, становление важнейших экономических нормативов (минимальный размер уставного фонда, предельное соотношение между резервом собственных средств коммерческих банков и суммой их активов).

Выделяют 2 направления денежной политики:

1. политика дешевых денег. Задача: сделать кредит дешевым, легко доступным. Она реализуется, когда экономическая ситуация характеризуется ростом безработицы и снижением цен. Цель: увеличить предложение денег, чтобы способствовать поглощению свободных ресурсов. Меры: покупка ценных бумаг на открытом рынке, снижение резервной нормы, уменьшение учетной ставки;

2. политика дорогих денег. Применяется тогда, когда в экономике такая ситуация, что изменение расходов приводит экономику к инфляционной спирали. Цель: ограничить предложение денег, чтобы снизить расходы и сдержать давление инфляции. Меры: Центральный банк продает государственные облигации на открытом рынке, увеличивает норму, поднимает учетную ставку.

Тема: Финансовая система

  1. Финансы и их сущность
  2. Государственный бюджет, его структура. Дефицит и профицит
  3. Кредит, его сущность и формы
  4. Налоги. Виды налогов

 

Финансы и их сущность

       Любая экономика предполагает наличие финансов, которые определяются двояко.

Финансы (лат. «доход», «платеж») – это система, сложившаяся в обществе, по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения СОП, ВНП и НД.

       – это экономические отношения между субъектами хозяйствования и населением страны, которые возникают в процессе распределения и перераспределения национального продукта в стоимостном выражении, и создание и использование на этой основе денежных фондов, которые необходимы для удовлетворения потребностей общества.

       Финансы как историческая категория возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства.

       Финансы выполняют 2 функции:

1. распределительная. Связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. Центр перераспределения – государственный бюджет

2. контрольная. Связана с тем, что движение денежных средств отражается или фиксируется соответствующими показателями. Через эти показатели общество контролирует создание и движение денежных фондов.

Финансовые отношения реализуются соответствующие учреждениями, а именно: финансовыми органами (например, казначейство), подразделениями налоговой службы, банками и т. д.

Финансовая система – совокупность финансовых отношений и финансовых учреждений, которые их реализуют.

Принципы построения финансовой системы:

1. демократический централизм. Лежал в основе финансовой системы СССР. Основывается:

       а) значительная часть финансовых ресурсов находится в руках государства, оставшаяся часть – в собственности предприятий и учреждений;

       б) централизованное руководство финансами дополняется предоставлением определенных прав собственности республикам, регионам, предприятиям и т. д.;

       в) статьи доходов и расходов союзного, республиканского, местного бюджетов в основном совпадали;

2. фискальный федерализм. Связан с разделением полномочий между разными уровнями власти. Система России предполагает разделение полномочий, однако налоги: отдельные виды налогов идут в государственный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет.

       Принцип построения финансовой системы в значительной мере определяет ее структуру. В финансовую систему входят государственные и децентрализованные финансы. Децентрализованные финансы: финансы предприятий (учреждений, предприятий), являются исходным звеном финансовой системы, занимают определяющее положение в финансовой системе.

       Виды финансов:

1) в зависимости от формы собственности: финансы государственных предприятий, кооперативных, унитарных, акционерных и др.

2) по отраслевой структуре: финансы промышленные, строительные, транспортные, торговые и т. д.

       В финансовой системе выделяют государственный бюджет, внебюджетные фонды, которые функционируют на разных уровнях управления: общегосударственном, региональном, местном. Выделяют бюджет: федеральный, региональный, местный. Кроме этого, в общегосударственные финансы входят внебюджетные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются органами власти. К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионные фонды, фонды занятости населения, целевые фонды и т. д. они образуются за счет специальных целевых отчислений и иных источников и используются для финансирования целевых мероприятий. Исходя из целевого назначение фондов: экономические и социальные фонды; исходя из уровня управления: государственные и региональные фонды.

       Государственный кредит как особое звено финансовой системы возник в силу необходимости привлечения свободных денежных средств различных юридических и физических лиц для финансирования государственных расходов.

       Основные формы государственного кредита: государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды. Государство является заемщиком средств, а население, предприятия – кредиторами. Государство может выступать не только в роли заемщика, но и роли кредитора, оказывая финансовую помощь отдельным предприятиям в форме предоставления казначейских ссуд из бюджетных средств.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.