Предмет макроэкономики
Макроэкономика – вторая крупная часть экономической теории.
Макроэкономика представляет собой науку о функционировании национальной экономики в целом.
Макроэкономика – наука об агрегированном (общем) поведении в экономике.
Выделяют 2 разновидности макроэкономической теории:
1) позитивная. Рассматривает реальные макроэкономические явления в их взаимосвязи
2) нормативная. Определяет условия или аспекты, желательные или нежелательные для национальной экономики.
Между микро- и макроэкономикой существует взаимосвязь. Общее: используют одинаковый категорийно-понятийный аппарат.
Возникла макроэкономическая наука в 30-е г. 20 в. Основоположник: Дж. Кейнс. Главная работа: «Общая теория занятости, процента и денег». В своей работе он доказал 1) возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и недоиспользуемых производственных мощностей; 2) показал, что правильное налогообложение и кредитная политика государства может воздействовать на производство, сокращая тем самым безработицу и уменьшая продолжительность экономических кризисов. Отсюда сделал вывод о необходимости регулирования государственной экономики как единого целого.
Цели макроэкономики
Цели макроэкономики:
1. обеспечение высокого и растущего уровня национального производства, т. е. обеспечение высокого уровня реального ВВП
2. обеспечение высокой занятости при небольшой вынужденной безработице
3. обеспечение стабильного или плавно растущего уровня цен в сочетании с определением цен и зарплаты посредствам взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках
4. внешнеэкономический баланс: экспортно-импортное соответствие, стабилизация обменного курса национальной валюты
Соотношение основных макроэкономических целей определяют главную макроэкономическую цель, которая отражает основную задачу макроэкономической политики государства, которая реализуется в 2 формах: 1) в виде промежуточной макроэкономической цели (регулирует значение ключевых макроэкономических переменных); 2) в виде тактической макроэкономической цели (осуществляет преобразование национальной экономики в целом).
Инструменты макроэкономики
Инструменты макроэкономической политики государства:
1) бюджетно-налоговая (фискальная) политика, которая означает использование налогов и государственных расходов с целью воздействия на экономику. Главный инструмент – налогообложение, которое воздействует на экономическую ситуацию двумя способами: или сокращая располагаемый расходуемый доход домашнего хозяйства или оказывая влияние на цены благ и факторов производства
2) кредитно-денежная политика, которая осуществляется государством посредствам денежной, кредитной и банковской систем страны
3) внешнеэкономическая политика. Важным является показатель внешней торговли как чистый экспорт = стоимость экспорта - стоимость импорта. Важную роль играет валютная политика – управление валютным рынком.
Основные макроэкономические показатели
Для измерения результатов функционирования национальной экономики в теории и хозяйственной практике используются различного рода макроэкономические показатели. Ряд таких показателей предназначен для оценки величины суммарного объема национального производства.
К макроэкономическим показателям относятся:
1) валовой внутренний продукт (ВВП)
2) национальный доход (НД)
3) личный доход (ЛД)
4) промежуточный продукт (ПП)
Содержание экономического роста и его показатели
Экономический рост – важнейшая цель экономики общества.
Экономический рост – важнейший макроэкономический показатель, характеризующий состояние национальной экономики. Проблема экономический рост – основная проблема всех стран мира.
Экономический рост представляет собой систему взаимодействия и воспроизводства элементов и факторов экономического роста.
Западные ученые определяют экономический рост как:
Выделяют экономический рост:
1) формальный. Наращивание объемов производства без качественного изменения совокупных затрат применяемых ресурсов на единицу конечного продукта
2) реальный. Увеличение объемов производства при снижении совокупных затрат применяемых ресурсов на единицу этого продукта. Реальный экономический рост тем ниже, чем выше затраты применяемых ресурсов
В отечественной литературе при определении экономического роста понимается реальный экономический рост, так как он определяется как количественное и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства. Это предполагает, что экономический рост по своей сути определяет снижение совокупных затрат (использованных ресурсов) на единицу конечного результата.
Экономический рост – очень сложное явление и как таковое имеет:
Экономический рост измеряется двумя способами:
1) годовыми темпами роста ВВП
2) годовыми темпами роста ВВП на душу населения
Считается, что второй способ измерения является более предпочтительными.
Основные показатели экономического роста:
Частные показатели экономического роста (осуществляют качественную характеристику экономического роста, отражают эффективность применяемых ресурсов):
выработка = Q/T, трудоемкость = T/Q, где Q – объем продукции; T – затраты труда
фондоотдача = Q/F, фондоемкость = F/Q, где Q – объем продукции; F – стоимость основных примененных ресурсов
M – стоимость израсходованных материалов
Выделяют экономический рост:
1) потенциальный – совокупный ЧНП (валовой продукт за вычетом той части произведенного продукта, которая необходима для замещения средств производства, потребленных в процессе производства – ЧНП = ВНП - амортизация), который может быть произведен при следующих условиях:
2) действительный – фактически достигнутый
Типы экономического роста
Различают 2 типа экономического роста:
1. экстенсивный – увеличение объемов производства за счет расширения «поля производства» (объем применяемых ресурсов), т. е. за счет увеличения объема применяемых ресурсов без качественного совершенствования применяемых факторов, а следовательно без уменьшения совокупных затрат на единицу продукта
2. интенсивный – процесс наращивания производства на основе качественного совершенствования применяемых ресурсов. Поэтому здесь и снижаются собственные затраты применяемых ресурсов
При интенсификации производства, который лежит в основе интенсивного типа, принимать во внимание прежде всего динамику в соотношении затрат ресурсов на единицу конечного продукта.
Могут возникать следующие варианты при производстве:
1. затраты материально-вещественных ресурсов возрастают, а затраты живого труда сокращаются при снижении их совокупности. Этот вариант особенно распространен при механизации ручного или маломеханизированного труда
2. затраты и живого труда и овеществленного (материально-технические ресурсы) труда снижаются. Это происходит обычно при замене старой техники новой, при появлении более совершенствованных машин
3. затраты живого труда снижаются, а овеществленный труд остаются неизменным. Это происходит при осуществлении безынвестиционных мероприятий, когда совершенствуется организация труда, менеджмента и т. д.
4. затраты овеществленного труда снижаются, а живого труда остаются неизменными
5. затраты живого труда возрастают, а овеществленного сокращаются
К собственно интенсивным методам экономического роста относятся 1, 2, 3. Это связано с тем, что интенсификация производства предполагает повышение производительности общественного труда или совокупной экономии наряду с экономией затрат живого труда на единицу конечного продукта.
Тип интенсификации – соотношение затрат живого и овеществленного труда (материально-технических ресурсов) и совокупных затрат труда на единицу конечной продукции.
Выделяют три типа интенсификации:
1. Ресурсоемкая интенсификация – такое развитие производства, при котором снижение затрат живого труда на единицу продукции сопровождается дополнительными затратами овеществленного труда (материально-технических ресурсов), совокупные же затраты труда на единицу продукции при этом снижаются.
2. Ресурсосберегающая интенсификация – это такое развитие производства, при котором повышение производительности общественного труда достается на основе снижения не только живого труда, но и овеществленного (материально-технических ресурсов) на единицу продукции.
3. Ресурсонеизменная интенсификация – это такой вариант развития производства, при котором затраты овеществленного труда (материально-технических ресурсов) на единицу продукции остаются неизменными, а снижение совокупных затрат труда достигается лишь на основе экономии живого труда.
Формы интенсификации показывают дополнительные затраты (или экономию) какой части производственно-технических ресурсов имеет место и экономия каких элементов производства преобладает.
Ресурсоемкий тип интенсификации производства может осуществляться в следующих формах: фондоемкая-трудосберегающая, материалоемкая-трудосберегающая, энергоемкая-трудосберегающая, энергоемкая-материалосберегающая, фондоемкая-материалосберегающая, фондоемкая-энергосберегающая, материалоемкая-энергосберегающая, энергоемкая-фондосберегающая.
Ресурсосберегающий тип интенсификации может быть представлен следующими формами: преимущественно трудосберегающей, преимущественно фондосберегающей, преимущественно энергосберегающей.
Ресурсонеизменный тип интенсификации выступает в одной форме – трудосберегающей.
Инфляция: сущность и виды
Инфляция – важнейшая макроэкономическая проблема.
Инфляция (от лат. – вздутие, взбухание цен) – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен и выражает долговременный процесс снижения покупательной способности денег.
В определение инфляции входит уровень инфляции = (Р1-Р0)/Р0, где Р1 – уровень цен текущего года, Р0 – уровень цен базисного года.
Средний уровень цен измеряется индексами цен. Уровень цен при открытой и скрытой инфляции измеряется по-разному. При открытой: темпом прироста индекса цен; при скрытой: соотношением государственных цен с ценами свободного рынка и объемом вынужденных сбережений.
Выделяют дефляцию – обратный процесс инфляции, когда цены снижаются. Дезинфляция – замедление темпов инфляции.
Виды инфляции в зависимости от основных критериев:
1) с точки зрения размеров государственного регулирования:
а) открытая. Действует в условиях свободных цен, свободного рынка;
б) скрытая. Наблюдается в условиях жесткого государственного регулирования и проявляется в росте дефицита товаров и услуг. Следовательно, вырастают цены;
2) в зависимости от темпов роста:
а) умеренная – инфляция, годовой темп которой изменяется с одним знаком, т. е. до 10%. Здесь рост цен происходит медленно, предсказуемо, рост цены отражает рост зарплаты;
б) галопирующая – инфляция, при которой темпы ее роста измеряются 2-х- и 3-х-значным числом, от 20 до 200% в год. Наблюдаются серьезные нарушения кредитно-денежной политики в стране, деньги теряют всю ценность;
в) гиперинфляция – инфляция свыше 50% в месяц, годовой рост инфляции составляет 4-х-значную цифру, здесь происходит перераспределение богатства, резкое расслоение общества. Она вызывает недоверие деньгам, частичный возврат к бартеру, переход денежной зарплаты к натуральной;
3) по степени предвидения:
а) ожидаемая. Позволяет уменьшить потери от ее наступления;
б) неожиданная. Приводит к снижению всех видов фиксированных доходов, к перераспределению доходов между кредитором и заемщиком;
4) в зависимости от причин, порождающих инфляцию:
а) инфляция спроса – вид инфляции, вызванный избытком спроса, за которым не успевает производство, т. е. совокупное предложение. Совокупный спрос опережает совокупное предложение. Избыток спроса приведет к резкому росту цен. Она имеет место тогда, когда происходит автономное увеличение совокупного спроса. При инфляции спроса кривая совокупного спроса смещается вправо. Цены и выпуск продукции растут. Монетаристы считают, что главным фактором инфляции спроса является предложение денег, ибо увеличение предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса, а он вызывает рост цен;
б) инфляция предложения (издержек). Наступает вследствие увеличения издержек на единицу продукции. Инфляция предложения – инфляция со стороны предложения, когда предложение отстает от спроса, потому что возросли средние издержки, а значит при данной массе капитала будет производиться меньше, а следовательно, уменьшаться объем предложения. Инфляция издержек также ведет к росту цен. Эта инфляция означает рост издержек производства в связи со следующими причинами: 1 – повышение зарплаты; 2 – удорожание сырья и прочих материально-технических ресурсов; 3 – увеличение косвенных налогов и акцизов, 4 – действие закона убывающей отдачи ( доходности) ( см. Микроэкономика, Теория производства фирмы)
Причины инфляции
Выделяют причины:
1) внутренние:
а) деформация экономики, которая приводит к резким отраслевым сдвигам, при которых вырываются вперед одни новые отрасли и отстают ранее ведущие;
б) дефицит государственного бюджета и рост государственных расходов;
в) диспропорция на микро- и макроуровне, которая является проявлением циклического развития экономики;
г) монополия государства на внешнюю торговлю и монополия крупнейшей корпорации на установление цен на рынке;
2) внешние:
а) структурно-мировые кризисы (экологические, сырьевые, энергетические и т. д.); они сопровождаются ростом цен на сырье и энергоносители, это приводит к росту общих цен, и их импорт становится поводом для резкого повышения цен монополиями, производящими из них товары и услуги. Пересекая границы своей страны, они как бы осуществляются экспортом инфляции в других странах;
б) обмен банками национальной валюты на иностранную. Он вызывает потребность дополнительной эмиссии бумажных денег, это увеличивает денежное обращение и ведет к инфляции.
Финансы и их сущность
Любая экономика предполагает наличие финансов, которые определяются двояко.
Финансы (лат. «доход», «платеж») – это система, сложившаяся в обществе, по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения СОП, ВНП и НД.
– это экономические отношения между субъектами хозяйствования и населением страны, которые возникают в процессе распределения и перераспределения национального продукта в стоимостном выражении, и создание и использование на этой основе денежных фондов, которые необходимы для удовлетворения потребностей общества.
Финансы как историческая категория возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства.
Финансы выполняют 2 функции:
1. распределительная. Связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. Центр перераспределения – государственный бюджет
2. контрольная. Связана с тем, что движение денежных средств отражается или фиксируется соответствующими показателями. Через эти показатели общество контролирует создание и движение денежных фондов.
Финансовые отношения реализуются соответствующие учреждениями, а именно: финансовыми органами (например, казначейство), подразделениями налоговой службы, банками и т. д.
Финансовая система – совокупность финансовых отношений и финансовых учреждений, которые их реализуют.
Принципы построения финансовой системы:
1. демократический централизм. Лежал в основе финансовой системы СССР. Основывается:
а) значительная часть финансовых ресурсов находится в руках государства, оставшаяся часть – в собственности предприятий и учреждений;
б) централизованное руководство финансами дополняется предоставлением определенных прав собственности республикам, регионам, предприятиям и т. д.;
в) статьи доходов и расходов союзного, республиканского, местного бюджетов в основном совпадали;
2. фискальный федерализм. Связан с разделением полномочий между разными уровнями власти. Система России предполагает разделение полномочий, однако налоги: отдельные виды налогов идут в государственный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет.
Принцип построения финансовой системы в значительной мере определяет ее структуру. В финансовую систему входят государственные и децентрализованные финансы. Децентрализованные финансы: финансы предприятий (учреждений, предприятий), являются исходным звеном финансовой системы, занимают определяющее положение в финансовой системе.
Виды финансов:
1) в зависимости от формы собственности: финансы государственных предприятий, кооперативных, унитарных, акционерных и др.
2) по отраслевой структуре: финансы промышленные, строительные, транспортные, торговые и т. д.
В финансовой системе выделяют государственный бюджет, внебюджетные фонды, которые функционируют на разных уровнях управления: общегосударственном, региональном, местном. Выделяют бюджет: федеральный, региональный, местный. Кроме этого, в общегосударственные финансы входят внебюджетные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются органами власти. К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионные фонды, фонды занятости населения, целевые фонды и т. д. они образуются за счет специальных целевых отчислений и иных источников и используются для финансирования целевых мероприятий. Исходя из целевого назначение фондов: экономические и социальные фонды; исходя из уровня управления: государственные и региональные фонды.
Государственный кредит как особое звено финансовой системы возник в силу необходимости привлечения свободных денежных средств различных юридических и физических лиц для финансирования государственных расходов.
Основные формы государственного кредита: государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды. Государство является заемщиком средств, а население, предприятия – кредиторами. Государство может выступать не только в роли заемщика, но и роли кредитора, оказывая финансовую помощь отдельным предприятиям в форме предоставления казначейских ссуд из бюджетных средств.
Налоги. Виды налогов
Важную роль в формировании государственного бюджета, как центра формирования государственных финансов, играет налогообложение – стержень фискальной политики государства. Экономическая сущность налогов проявляется в изъятии государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса.
Налог – обязательный платеж, который устанавливает государство, т.е. налоги – обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц с целью удовлетворения потребностей общества.
Выделяют прямые налоги и косвенные. Прямые – взимаются с конкретного физического или юридического лица. Косвенные – включаются в цену товара (НДС, акцизы).
Системы налогообложения – пропорциональная, прогрессивная, регрессивная.
Принципы налогообложения:
1. справедливость;
2. всеобщность;
3. равномерность распределения соразмерно с доходами;
4. ясность налоговой системы;
5. понимание налоговой системы;
6. четкость налоговой системы.
Выделяют 9 основных правил налогообложения, объединенных в 4 группы:
1. финансовые принципы организации налогообложения: достаточность налогообложения, эластичность налогообложения;
2. народно-хозяйственные принципы: надлежащий выбор источника налогообложения, правильная комбинация различных налогов (такая система, которая сочеталась бы с последствиями и условиями их переложения)
3. этические принципы (принципы справедливости): всеобщность налогообложения, равномерность налогообложения;
4. административно-технические правила налогового управления: определенность налогообложения, удобство уплаты налогов, максимальное уменьшение издержек взимания.
Элементы налога.
Налоговая система базируется на законодательных актах государства, где устанавливается конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определенные конкретные элементы налогов.
1) объект налогов – имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога.
2) субъект налогов – налогоплательщики, обязанные законодательством платить налог
3) источник – доход, из которого выплачивается налог
4) налоговая льгота
5) срок уплаты налога
6) правила начисления и порядок уплаты налога, штрафы
7) ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы налога
а) твердые: в абсолютной сумме на 1 единицу обложения не зависит от дохода
б) пропорциональные: действует в одинаковом % отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины
в) прогрессивные средние ставки налога по мере возрастания доходов налогоплательщик выплачивает большую долю налога
г) регрессивные средняя ставка понижается по мере роста доходов
Способы взимания налогов:
1. кадастровый. Объект налога разделен на группы по определенному признаку. Для каждой группы установлена определенная ставка налога. Этот метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходов объекта.
2. на основе Декларации. Характерно то, что выплата налога осуществляется после получения дохода и лицом, его получившим.
3. по источнику. Оплата налога происходит до получения дохода. Получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Предмет макроэкономики
Макроэкономика – вторая крупная часть экономической теории.
Макроэкономика представляет собой науку о функционировании национальной экономики в целом.
Макроэкономика – наука об агрегированном (общем) поведении в экономике.
Выделяют 2 разновидности макроэкономической теории:
1) позитивная. Рассматривает реальные макроэкономические явления в их взаимосвязи
2) нормативная. Определяет условия или аспекты, желательные или нежелательные для национальной экономики.
Между микро- и макроэкономикой существует взаимосвязь. Общее: используют одинаковый категорийно-понятийный аппарат.
Возникла макроэкономическая наука в 30-е г. 20 в. Основоположник: Дж. Кейнс. Главная работа: «Общая теория занятости, процента и денег». В своей работе он доказал 1) возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и недоиспользуемых производственных мощностей; 2) показал, что правильное налогообложение и кредитная политика государства может воздействовать на производство, сокращая тем самым безработицу и уменьшая продолжительность экономических кризисов. Отсюда сделал вывод о необходимости регулирования государственной экономики как единого целого.
Цели макроэкономики
Цели макроэкономики:
1. обеспечение высокого и растущего уровня национального производства, т. е. обеспечение высокого уровня реального ВВП
2. обеспечение высокой занятости при небольшой вынужденной безработице
3. обеспечение стабильного или плавно растущего уровня цен в сочетании с определением цен и зарплаты посредствам взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках
4. внешнеэкономический баланс: экспортно-импортное соответствие, стабилизация обменного курса национальной валюты
Соотношение основных макроэкономических целей определяют главную макроэкономическую цель, которая отражает основную задачу макроэкономической политики государства, которая реализуется в 2 формах: 1) в виде промежуточной макроэкономической цели (регулирует значение ключевых макроэкономических переменных); 2) в виде тактической макроэкономической цели (осуществляет преобразование национальной экономики в целом).
Инструменты макроэкономики
Инструменты макроэкономической политики государства:
1) бюджетно-налоговая (фискальная) политика, которая означает использование налогов и государственных расходов с целью воздействия на экономику. Главный инструмент – налогообложение, которое воздействует на экономическую ситуацию двумя способами: или сокращая располагаемый расходуемый доход домашнего хозяйства или оказывая влияние на цены благ и факторов производства
2) кредитно-денежная политика, которая осуществляется государством посредствам денежной, кредитной и банковской систем страны
3) внешнеэкономическая политика. Важным является показатель внешней торговли как чистый экспорт = стоимость экспорта - стоимость импорта. Важную роль играет валютная политика – управление валютным рынком.
Методы макроэкономики. Усиление воздействия государства на развитие производства
Под методами понимается совокупность приемов, способов и форм изучения предметов данной науки. Метод – конкретный инструментарий научного исследования.
Общенаучные методы: метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, единство исторического и логического методов, системно-функциональный метод, экономико-математическое моделирование, сочетание нормативного и позитивного методов.
Специфические методы: макроэкономическое агрегирование, под которым понимается объединение явлений и процессов в единое целое. Агрегирование величины характеризует рыночную конъюнктуру и ее изменение (рыночную процентную ставку, ВВП, ВНП, общий уровень цен, уровень инфляции, уровень безработицы и т. д.). Макроэкономическое агрегирование распространяется на экономические субъекты, а именно: домашнее хозяйство, фирмы (предпринимательский сектор), государство, иностранный сектор и рынки (товаров и услуг, ценных бумаг, денег, реального капитала, международный, валютный).
В макроэкономике используются экономические модели – это формализованные описания различных экономических явлений и процессов. Они позволяют отвлечься от второстепенных элементов и сосредоточить внимание на главных элементах системы.
Используют следующие экономические модели:
1) по степени обобщения: абстрактно-теоретический, конкретно-экономический
2) по степени структуризации: малоразмерные, многоразмерные
3) с точки характера взаимосвязи элементов: линейный, нелинейный
4) по степени охвата: открытый (применяется для изучения международных связей), закрытый (применяется для изучения замкнутой национальной экономики)
5) по учету времени как фактора, определяющего явления и процессы: статический (без учета времени), динамический (с учетом времени)
Важную роль в развитии национальной экономики играет усиление государственного регулирования инвестиционной деятельности. Выделяют инструмент государственного регулирования инвестиционной деятельности, которые необходимо развивать, чтобы улучшить национальную экономику.
Выделяют следующие инструменты государственного регулирования:
1. прямые
а) административные (лицензирование, регистрация, согласительно разрешительная процедура, система санкций)
б) поддержка малого бизнеса (создание бизнес-центров, доступ к информационным сетям, организационная поддержка)
в) государственные инвестиции (целевые и адресные инвестиционные программы, государственный закон, проектное финансирование, бюджетное кредитование)
г) гарантии со стороны государства (инвестиционный проект частного и крупного капиталовложения, создание концессии)
2. косвенные
а) фискальные (налоговые льготы, амортизационные льготы, в том числе ускоренной амортизации, назначение и дифференциация налоговых ставок, система оптимальных сборов налогов и пошлин)
б) кредитно-финансовые (регулирование финансовой массы, ставка рефинансирования, обязательное изменение банковских ресурсов, установление предельных размеров банковских ставок, выпуск государственных ценных бумаг
Тема: Макроэкономические показатели. Структура национальной экономики
Дата: 2019-03-05, просмотров: 294.