ВОПРОС 3. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Функции финансов реализуются посредством финансового механизма – совокупности форм и методов воздействия на экономику через формирование, распределение и использование денежных фондов. Функционирование финансового механизма подчинено воле государства и выражается в финансовой политикесовокупности мероприятий, разрабатываемых и проводимых органами государственной власти и государственного управления, направленных на регулирование финансовых отношений.

Содержание финансовой политики достаточно сложно, так как охватывает очень широкий круг мероприятий:

разработку общей концепции финансовой политики , ее целей, задач, основных мероприятий;

создание эффективного финансового механизма;

эффективное использование финансовых рычагов и т.д.

На основе финансовой политики строится финансовая деятельность, т.е. деятельность уполномоченных государство м органов и учреждений по мобилизации денежных средств в доход государства и распределению их в соответствии с функциями и задачами государства.

В процессе финансовой деятельности государству необходимо:

обеспечить образование государственных фондов денежных средств и их целевое использование в соответствии с поставленными целями и задачами;

обеспечить распределение и перераспределение общественного продукта на основе требований экономических закон ов;

осуществить государственный контроль за финансовыми потоками.

Основными элементами финансовой деятельности государства выступают:

мобилизация средств (формирование денежных фондов);

распределение и использование средств (фондов) для решения стоящих перед государство м задач и выполнения им своих функций.

Каждый элемент финансовой деятельности государства имеет свою цель, задачи и методы.

Мобилизация денежных средств имеет своей целью аккумулирование средств, создание ресурсной базы.

Задачи, которые необходимо решить в процессе мобилизации финансовых ресурсов, заключаются:

в определении размера средств, которые могут быть мобилизованы;

учете резерва денег;

учете налогоплательщиков и их возможностей;

увеличении объема поступления средств.

 

Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.

Содержание категории "финансовая деятельность государства" раскрывается в науке финансового права. Несмотря на некоторые отличия в определении финансовой деятельности государства, которые содержатся в юридической литературе. Финансовую деятельность государства можно определить, как особый вид государственной деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для финансового обеспечения деятельности органов государства, безопасности и обороны страны, социаль­но-экономического развития общества.

Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, которая включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб).

Таким образом, финансовая деятельность осуществляется органами государства всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного управления и самоуправления осуществляется органами местного управления и самоуправления в пределах их компетенции.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую.

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами. Основными из них являются:

1. Принцип законности, который заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип гласности, проявляющийся в процедуре доведения до граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

3. Принцип плановости, означающий, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления, основанная на ст. 121 Конституции Республики Беларусь[1], согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Вышеперечисленные принципы находят отражение и закрепление в законодательстве, регулирующем разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного управления и самоуправления.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 234.