Составляющие финансовой системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чтобы добавить ясности исследованиям, большинство экономистов предпочитает рассматривать некоторые конкретные финансовые отношения и институты, выделяя их в качестве организующих начал системы государственных финансов.

Главными и обязательными элементами финансовой системы называют:

• Финансы государства;

• Финансы организаций;

• Финансы домашних хозяйств и отдельных граждан.

Основная часть денег в стране постоянно переходит из категории государственных финансов во владение граждан, из личной собственности уходит к предприятиям, от предприятий снова государству, и так далее, подобно круговороту воды. Если рассматривать финансовую систему в таком ключе, то особенно важными становятся аспекты, регулирующие денежные потоки. Каждая из частей описанной структуры имеет разную степень организации и управляемости. Более всего централизованы и контролируемы финансы государства.

В состав государственных финансов включают:

• Бюджет;

• Внебюджетные фонды.

Все субъекты, имеющие отношение к государственным финансам, можно (в некоторой степени условно), разделить на четыре категории:

• Государственные организации, доход которых направляется в бюджет. Хороший пример – таможенные органы;

• Органы, собирающие средства для государственной финансовой системы. Главный из них – Министерство по налогам и сборам;

• Органы, непосредственно занятые распределением государственных финансов. Самый известный представитель этой категории – Фонд социальной защиты населения;

• Организации, пользующиеся бюджетным финансированием. Это все силовые ведомства, организации здравоохранения, образования, государственный управленческий аппарат всех уровней.

Главным регулятором финансовой системы страны обычно является финансовая политика. Если у государства нет этого инструмента, т.е. финансовой политики, то нельзя говорить и об организованном влиянии на финансовую систему. В Республике Беларусь финансовая политика есть и активно реализуется во всех сферах. Эту политику отличает особая социальная направленность, т.е. перераспределение средств нуждающимся. Чему объективно способствует значительное число пенсионеров, при отсутствии в стране других пенсионных программ, кроме государственной и чрезвычайно многочисленный бюджетный сектор.

Бюджет и внебюджетные фонды

Бюджет – это основное место сбора, хранения и распределения, находящихся в распоряжении государственной власти денежных средств. Бюджет наполняется налоговыми поступлениями от граждан и организаций, другим источником обычно бывают доходы от государственной собственности и предприятий, природных богатств, таможенных платежей и др. В странах с развитой рыночной экономикой налоги составляют 70-80% доходной части бюджета. Значительная часть налогов взимается не прямо с граждан, а в виде косвенных налогов с предприятий. Суть отношений от этого не меняется, т.к. конечными плательщиками вмененных налогов все равно оказывается население.

Расходная часть бюджета – это направление средств на финансирование государственных программ. Это могут быть и расходы на оборону, и социальные выплаты, и поддержка отраслей экономики.

Внебюджетные фонды выполняют схожие с бюджетом, но более узкоспециализированные функции. Так из Фонда социальной защиты населения выплачиваются пенсии, пособия, финансируется лечение и оздоровление, но выделить средства на науку или дотации сельскому хозяйству Фонд не может. Аналогичным образом организованы другие внебюджетные фонды.

Финансы предприятий Финансы предприятий – это тоже часть финансовой системы страны. Но они управляются государством в заметно меньшей степени. Часть собственных средств субъектов хозяйствования после уплаты налогов переходит в категорию государственных финансов. Те, что остаются в распоряжении предприятий, тоже могут быть направлены на указанные государством цели. Но управлять собственностью предприятий сложнее. Такое управление бывает директивным – вроде обязанности для банков кредитовать сельское хозяйство или строительство. Или стимулирующим – через систему льгот, субсидий и пр. Так обстоят дела в рыночной экономике. В Беларуси же большая часть крупных предприятий остается в государственной собственности. Из этого следует возможность направлять их средства по указаниям органов власти, что в значительной степени меняет объем и характер финансирования государственных программ. 

Личные финансы граждан

Самым трудным для государственного распределения финансовым ресурсом обычно оказываются личные финансы. Заставить рядового обывателя направить средства по желанию государства можно или забрав часть денег через налоги, или привлекая их в банковскую систему высокими процентами по вкладам, или стимулируя кредитование государственных программ другими способами. В Беларуси ситуация с изъятием финансов у граждан складывается именно так. Но многие жители Республики находятся (полностью или частично) на государственном финансировании. Это работающие в бюджетной сфере, пенсионеры и получатели пособий (в большинстве своем – по уходу за ребенком). Потому зависимость населения Беларуси от системы государственных финансов остается весьма высокой.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 373.