Законодательство СССР периода перестройки можно подразделить на два этапа.
1) 1985—1989 гг., когда вновь принятые законы ограничивались совершенствованием действующей системы права, устранением пробелов, устаревших либо противоречивых норм.
2) 1990—1991 гг. - принимались акты, направленные на проведение мер по реформированию всех сфер общества. Значительная часть их была нацелена на проведение реформы законодательства, создание правового государства и рыночных отношений.
Можно выделить основные направления осуществления законодательной деятельности. Принимаются законы:
1) связанные с проведением экономической реформы и переходом к рыночным отношениям;
2) обеспечивающие реализацию политических прав и свобод граждан;
3) регулирующие деятельность высших органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
4) совершенствующие деятельность правоохранительных органов.
Первым шагом к рыночной экономике стал Закон от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР», который разрешал семьям и отдельным гражданам иметь в собственности жилые дома, хозяйственные постройки, машины, оборудование, сырье и другое имущество, необходимое для самостоятельного ведения хозяйства. 4 июня 1990 г. Верховный Совет принимает Закон «О предприятиях в СССР», нацеленный на обеспечение самостоятельности предприятий в рамках социалистических общественных отношений.
В личной собственности граждан могло находиться только семейное, малое предприятие, на котором не применяется наемный труд.
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые 28 февраля 1990 г., разрешили гражданам СССР вести крестьянские хозяйства, основанные преимущественно на личном труде и труде членов их семей. Земли для крестьянских хозяйств предоставлялись в аренду или пожизненное наследуемое владение в пределах норм, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик. Запрещая наемный труд, продажу земли, государство стремилось и в сельском хозяйстве сохранить социалистические общественные отношения.
В наивности своих намерений создать рынок и одновременно сохранить социалистические производственные отношения, не допустить эксплуатации наемного труда, руководство государства убедилось достаточно быстро. Закон «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», принятый Верховным Советом 2 апреля 1991г., уже разрешал предпринимательскую деятельность граждан, как без применения наемного труда, так и с его применением. Предпринимателям разрешалось осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, создавать любые виды предприятий, приобретать полностью или частично имущество государственных предприятий, устанавливать цены и тарифы, свободно распоряжаться полученной прибылью.
Государство отменяло и контроль над доходами предприятий. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом 31 мая 1991 г., сняли большую часть ограничений, сковывавших частную инициативу. Гражданам разрешалось иметь на правах частной собственности не только мелкие предприятия, но и любые иные предприятия, имущественные комплексы в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли и иной предпринимательской деятельности. Снимались ограничения не только с личных доходов предпринимателя, но и находящихся в его собственности средств производства, транспорта и иного имущества.
Значительным являлся блок законов, гарантирующих различные политические права и свободы. Так, Закон СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г. разрешал гражданам беспрепятственно, по своей инициативе, создавать любые партии, общественные организации, движения. Особо подчеркивалось, что участие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав, а также основанием для предоставления ему государством каких-либо льгот и преимуществ. Требование указывать в официальных документах членство в том или ином общественном объединении не допускалось.
Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятый Верховным Советом СССР 12 июня 1990 г., отменял монополию государства на средства массовой информации. Право на их учреждение предоставлялось не только государственным, кооперативным, религиозным и иным объединениям, но и гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Закон отменял всякую цензуру. Вся ответственность за распространяемые сведения возлагалась на руководителя средств массовой информации, давшего разрешение на их выход в свет или в эфир. Допуская плюрализм мнений и оценок, закон запрещал использовать средства массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, призывов к насильственному свержению или изменению существующего государственного или общественного строя.
Закон СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР внес существенные изменения в деятельность местных Советов, предоставив им полную свободу в решении всех региональных вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей и природной среды. Однако вся их хозяйственная деятельность должна была проводиться за счет местных средств.
Совершенствовалась и деятельность правоохранительных органов: милиции, прокуратуры, суда, государственной безопасности. Особое значение здесь имел Закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», которым разрешалось подавать в суд жалобы, как на действие отдельных должностных лиц, так и на органы управления и тем самым бороться за свои права.
Развитие права в середине 80-х – начале 90-х гг. характеризуется постепенными демократическими преобразованиями, попытками либерализовать социалистическую правовую систему.
Общие особенности периода:
• «война законов», начавшаяся с конца 80-х гг., – отказ государственных органов республик, объявивших о своем государственном суверенитете, применять те общесоюзные законы и иные акты высших органов государственной власти и управления, которые находились в противоречии с республиканскими декларациями;
• утверждение института указов президентов.
В развитии права этого периода (1985 – 1991 гг.) можно выделить 2-е основные тенденции:
1. возрастание роли и усиление самостоятельности республиканского законодательства, отход от принципа соответствия законодательства союзных и автономных республик федеральному законодательству;
Усиление самостоятельности республиканского законодательства само по себе негатива не содержало. Но многие республики принимали нормы о приоритете республиканского законодательства над союзным. 24 октября 1990 г. в РСФСР принимается закон «О действии актов органов СССР на территории РСФСР». Законом предусматривалось, что Верховный Совет РСФСР имеет право приостанавливать акты органов власти союза. Союзные акты, если они не подтверждены высшей властью РФ, на ее территории не действуют. Так начиналась война законов.
2. обновление законодательства.
Началась с началом «перестройки». До 1989 г. это обновление было связано с необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации социалистического общества, государства, экономики. После 1989 г. обновление законодательства было тем более необходимо, т.к. нужно было создавать правовую базу для перехода к многоукладной экономике, рынку и т.д. Развитие права шло под воздействием многочисленных изменений в Конституции СССР и республик, в него входивших. На основании этих изменений высшие органы власти, а также президенты (после учреждения их постов в СССР в 1990 г., в РСФСР в 1991 г.) принимали новые законы, издавали указы и другие подзаконный акты.
Гражданское право. До 1989 г. в гражданском праве происходили изменения, не порывавшие с социалистическими принципами. Принимались нормы, обеспечивавшие расширение хозяйственной инициативы предприятий и граждан. Так, были приняты: Закон об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперации, об аренде, о госпредприятии. После 1989 г. уже вносились изменения принципиального характера. В марте 1990 г. в Конституцию СССР было внесено изменение по вопросу об экономической основе СССР. Из нее было исключено положение о том, что экономическую основу составляет социалистическая собственность на средства производства. Вместо этого теперь было закреплено, что экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан (термин «частная собственность» еще не употреблялся!), коллективной и государственной собственности. Всем этим формам собственности гарантировалась одинаковая защита. Закон о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г. пошел дальше общесоюзного. В нем собственность делилась на: частную, государственную, муниципальную и собственность общественных объединений. Размер частной собственности неограничен. После принятия закона о собственности началась приватизация. (Закон от 3 июля 1991 г. «О приватизации»). В ходе ее собственниками государственных предприятий в результате различных способов махинаций стали в основном их бывшие руководители, а также дельцы, нажившие капиталы в это смутное время криминальным или другим незаконным путем.
15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР внес изменения в преамбулу Конституции, где теперь стало говориться не о социалистическом, а одемократическом, правовом государстве. С этих пор стало очевидным, что конечной целью реформаторов являлась реставрация капитализма в стране.
4 июня 1990 г. принят Закон СССР «О предприятиях в СССР». Устанавливаются самые различные формы предпринимательства: от индивидуальных и семейных до акционерных обществ и товариществ.
Была ликвидирована государственная монополия на банковскую деятельность. Появился целый блок законодательства, регулировавший деятельность коммерческих банков. В основе его в РСФСР лежал Закон «О банках и банковской деятельности», принятый в декабре 1990 г. Прекратилась монополия на внешнеэкономическую деятельность. Теперь любое лицо на основании получения соответствующей лицензии могло получить право осуществлять такую деятельность. Разрешались иностранные инвестиции. Указ Президента СССР от 26 октября 1990 г. давал право иностранным инвесторам (как юридическим, так и физическим лицам) создавать предприятия, а также вывозить прибыль.
Комплексом правовых актов была расширена свобода сделок с иностранной валютой. Начал формироваться валютный рынок, создавалась общесоюзная валютная биржа. Гражданам разрешалось открывать счета в иностранной валюте без предоставления документов об источнике ее приобретения. Определенным итогом развития гражданского права этого периода было принятие 31 мая 1991 г. «Основ гражданского законодательства СССР и республик». Это была первая кодификация гражданского права в условиях перехода к многоукладной рыночной экономике.
Трудовое право. Трудовое право, как и другие отрасли права, испытало влияние перемен. До 1989 г. они осуществлялись в рамках социалистических реалий. В феврале 1988 г. в «Основы законодательства СССР о труде» были внесены дополнения, которые предусматривали создание советов трудовых коллективов с широкими правами по контролю действий администрации. Вводилась выборность руководителей предприятий.
В условиях реставрации частной собственности создавались новые нормы регулирования трудовых отношений. В 1989 г. был принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). Закон разрешал забастовку, если примирительная комиссия не могла урегулировать спор между администрацией и трудовым коллективом.
В связи с усилившейся безработицей в апреле 1991 г. был принят закон «Озанятости населения в РСФСР». Он предусматривал комплекс мер по смягчению удара от надвигавшейся массовой безработицы.
Законодательство о порядке разрешения трудовых споров фиксирует право на забастовку. Введены дополнительные льготы и пособия по уходу за ребенком. В 1990 г. в СССР впервые вводится особая форма трудового договора – трудовой контракт.
Уголовное право. Вводятся новые составы преступлений:
• призывы к совершению преступлений против государства;
• повреждение трубопроводов;
• применение биологического оружия;
• воспрепятствование деятельности конституционных органов власти;
• выпуск в обращение неофициальных денежных знаков;
• организация или участие в незаконных вооруженных формированиях;
• похищение граждан, захват заложников, незаконное помещение в психиатрическую больницу;
• нарушение законодательства о референдуме, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов;
• присвоение вверенного имущества, хищение предметов, имеющих особую ценность, неправомерное завладение чужим недвижимым имуществом;
• терроризм;
• вовлечение несовершеннолетних в потребление наркотических веществ.
Из перечня государственных преступлений исключены: диверсия, преступления «против другого государства трудящихся», нарушение правил валютных операций. Из числа хозяйственных преступлений исключены: спекуляция, предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество.
После принятия в 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина в УК отменены статьи о нарушении правил паспортной системы.
Гражданское процессуальное право. Закон РСФСР «Об арбитражном суде» (1991 г.) расширяет круг участников арбитражного процесса: ими становятся не только юридические, но и физические лица.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1014.