Большевики позволили 25 ноября 1917 года пройти выборам в Учредительное собрание, позволили созвать его на первое заседание, чтобы оно продемонстрировало народу свою полную политическую неадекватность.
Накануне созыва Учредительного собрания 3 января 1918 года ВЦИК принял постановление «О признании контрреволюционными действиями всех попыток присвоить себе функции государственной власти», которое фактически квалифицировало как контрреволюцию, выполнения собрания его учредительных функций.
Заседание Учредительного собрания открылось 5 (18) января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде. На нём присутствовало 410 депутатов; большинство принадлежало эсерам-центристам, большевики и левые эсеры имели 155 мандатов (38,5 %). Открыл заседание по поручению ВЦИК его председатель Яков Свердлов выразил надежду на «полное признание Учредительным Собранием всех декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров» и предложил принять написанный В. И. Лениным проект «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», 1-й пункт которой объявлял Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов»[6]. После отказа правых эсеров обсуждать этот вопрос, большевики, левые эсеры и некоторые делегаты национальных партий покинули заседание. Оставшиеся депутаты под председательством лидера эсеров Виктора Чернова продолжили работу и приняли следующие постановления:
· первые 10 пунктов аграрного закона, провозглашавшего землю общенародной собственностью;
· обращение к воюющим державам с призывом начать мирные переговоры;
· декларацию, провозглашавшую создание Российской демократической федеративной республики[6].
Ленин распорядился не разгонять собрание сразу, а дождаться прекращения заседания и тогда закрыть Таврический дворец и на следующий день уже никого туда не пускать. Заседание однако, затянулось до поздней ночи, а затем и до утра. В 5-м часу утра 6 (19) января, сообщив, что «караул устал», начальник охраны анархист А. Железняков закрыл заседание, предложив депутатам разойтись[6]. Вечером того же дня ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.18 (31) января III Всероссийский Съезд Советов одобрил декрет о роспуске Учредительного Собрания и принял решение об устранении из законодательства указаний на его временный характер («впредь до созыва Учредительного собрания»).
Заключение.Вывод.
Разгон Учредительного собрания имел далеко идущие последствия для судьбы страны в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В 1918 году он стимулировал процесс развёртывания массовой Гражданской войны, ибо враждебные стороны приступили к решению оружием того, что не удалось осуществить политическими средствами. Антибольшевистские силы выступили под флагом защиты Учредительного собрания и смогли привлечь в свои ряды значительную часть населения, в том числе рабочих и крестьян.
С роспуском Учредительного собрания во многом была исчерпана возможность политического компромисса между большевиками и их соперниками среди социалистических партий – эсерами и меньшевиками, – хотя такая возможность и до того казалась весьма слабой, и был открыт путь к установлению однопартийной диктатуры. Это резко сузило социальную базу большевистского режима и побудило его всё активнее прибегать к террористическим методам управления.
К весне 1918 года Советская власть установилась на основной части территории России. месяцы, которые В.И.Ленин называл периодом "триумфального шествия советской власти", оказались прологом Граждансокой войны. И хотя в целом до конца 20-х годов советскую государственную систему скорее можно охарактеризовать как авторитарную, первое большевистское правительство предприняло ряд шагов, косвенно способствоваших зарождению элементов тоталитаризма.Это нашло выражение ,в частности,в разгоне Учредительного собрания.
18 января СНК принял декрет, в соответствии с которым предписывалось устранить из принятых законов все ссылки на Учредительное собрание.
50. Проследите становление советской государственной системы (начальный период).
После разгона Учредительного собрания высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Помимо него существовала система Советов крестьянских депутатов.
Решение об объединении Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих и солдатских депутатов было принято на Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, прошедшем в ноябре 1917 г Окончательное слияние Советов произошло в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов.
Высшим органом власти в стране в период между сессиями Всероссийского съезда Советов был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).
Его структура и порядок работы утверждены в ноябре 1917 г. В структуру ВЦИК входили президиум, отделы и комиссии.
В президиум входили представители партийных фракций. К его компетенции относились подготовка материалов к заседаниям ВЦИК, осуществление контроля за работой комиссий и отделов и др. Заседания президиума проходили несколько раз в неделю.
Организация и ведение текущей работы возлагались на различные отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет, казачий, по национальному вопросу, иногородний, агитационный и др.
Согласно постановлению II Всероссийского съезда Советов для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания было образовано правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК).
Было создано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения.
К середине 1918г. число народных комиссариатов было увеличено — образованы наркомат государственного контроля, промышленности и торговли, Высший совет народного хозяйства и др.
Председатели всех народных комиссариатов входили в состав СНК.
В январе 1918 г. была образована постоянно действующая комиссия СНК, состоявшая из заместителей наркомов. Ее решения утверждались правительством без повторного рассмотрения.
Все три государственных органа — Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров — были наделены законодательными полномочиями.
Система власти на местах в целом сложилась в период с октября 1917г. по февраль 1918г. Уже II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе всей власти на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
К февралю 1918 г. Советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. Местные Советы были самостоятельны в решении местных вопросов, но должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов.
Местные Советы проводили в жизнь декреты центральной власти, создавали судебные органы, проводили реквизиции и конфискации, налагали штрафы, формировали вооруженные отряды и т. д. Они наделялись правом издавать местные нормативные акты, самостоятельно определять структуру своих исполнительных органов, наделять их различными полномочиями.
Городские и земские органы местного самоуправления ликвидировались или продолжали работу под контролем местных Советов.
24 ноября 1917г. СНК принял Декрет о праве отзыва, который вводил право избирателей отзывать своих выборных (главным образом меньшевиков и эсеров). 14 июня 1918г. ВЦИК принял постановление «Об исключении из состава ВЦИК и местных Советов представителей партий эсеров и меньшевиков.
10 января 1918г. начал свою работу III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, 13 января — III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. На этих съездах произошло объединение Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. В стране образовался единый высший орган власти.
Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания и принял отвергнутую им Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.Декларация определяла Россию как республику Советов.
Другим важным актом III съезда Советов было постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики», согласно которому РСФСР учреждалась на основе добровольного союза народов России как федерация советских республик этих народов. Им закреплялась также система органов федеральной власти: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК.
На III съезде Советов был переизбран состав ВЦИК; большинство получили представители большевиков.
51. Проследите процесс становления советской судебной системы и советской милиции (начальный период).
Параллельно с ликвидацией старых органов власти проходило формирование нового государственного аппарата.
На Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов была установлена следующая система органов государственной власти и управления:
Всероссийский съезд Советов – представительный орган советской власти;
Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) - действовал в перерывах между съездами;
Совет народных комиссаров (СНК) являлся правительством.
Законодательную власть осуществляли Съезды Советов и ВЦИК, исполнительную - СНК. Учредительное собрание, созванное 5 января 1918 г., отказалось признать преобразования большевиков и было разогнано.
В январе 1918 г. на III съезде Советов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в соответствии с которой Россия была объявлена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой - РСФСР. В качестве организации власти закреплялась система Советов, в качестве системы государственного устройства федерация национальных республик.
На Съезде были провозглашены социализация земли__ отмена частной собственности на землю, принципа уравнительного землепользования (Декрет о земле).
Для удержания власти в декабре 1917 г. большевиками был создан карательный орган – Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), обладавшая неограниченными правами (от ареста и следствия до вынесения приговора и приведения его в исполнение).
Рабоче-крестьянская милиция, созданная в октябре 1917 г., осуществляла охрану общественного порядка. С октября 1917 г. по февраль 1918 г. происходило утверждение системы Советов на местах - триумфальное шествие советской власти. Местные Советы проводили в жизнь декреты центральной власти, осуществляли реквизицию, создавали судебные органы и вооруженные отряды. В качестве чрезвычайных мер формировалисьрабочие продовольственные отряды и комитеты бедноты.
Экономическая политика характеризовалась:
ликвидацией частной собственности (экспроприация, введение трудовых единиц вместо денег);
национализацией промышленности, финансов и транспорта (под управлением Высшего Совета народного хозяйства - ВСНХ);
введением рабочего контроля на предприятиях (наблюдали за производством, устанавливали нормы выработки, себестоимость продукции, контролировали хозяйственную деятельность);
введением всеобщей трудовой повинности, продовольственной разверстки. В революционных условиях создавались и действовали характерные чрезвычайные судебные органы: суды народной совести, народные, мировые суды, руководствовавшиеся революционным сознанием и совестью.
Первоначальные правовые основы новой судебной системы были заложены Декретом о суде № 1, принятым СНК в ноябре 1917 г.: ликвидировались старые судебные органы, прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.
Создавалась новая судебная система, состоящая из местных судов (состояли из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей, которые избирались местными Советами, рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела с участием обвинителей, защитников и поверенных, которыми могли быть любые лица, обладающие гражданскими правами; предварительное следствие велось единолично судьей),кассационных инстанций (ими являлись уездные и столичные съезды местных судей, которые рассматривали не вступившие в законную силу приговоры и решения местных судов).
Правовую базу для рассмотрения дел составляло законодательство Советов, политические программы правящей партии и не противоречащие им старые законы.
Декрет о суде N9 2 (февраль 1918 г.) санкционировал создание окружных судов (рассматривали дела, не входящие в подсудность местных судов), действующих в составе 3 постоянных членов, 4 народных заседателей (гражданские дела), 12 заседателей и председательствующего члена суда (уголовные дела), отменял апелляцию, возобновлял следственные комиссии.
Планировалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако они не были созданы.
Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил подсудность местных судов, наделил Советы местных народных судей, создаваемых из судей низших судов, правом рассматривать кассационные жалобы.
На основании Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) учреждался народный суд, состоящий из одного народного судьи (избирался Советами) и 2 или б заседателей (утверждались исполкомами Советов), который при решении дел должен был руководствоваться декретами и политическим правосознанием (было исключено применение старого законодательства). Параллельно с рассмотренными судебными органами для борьбы с противниками революции создавалась система революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий, обладавших широкими полномочиями для проведения внесудебной расправы над неугодными правящей партии элементами.
52. Укажите основы и пути формирования советского права (начальный период).
Формирование основ нового права началось с изданием первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавшего его принципы. Декрет о суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (Съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и даже местными советами. Приоритет «революционного правосознания» в качестве источника права, основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.
Советское гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.
Государство признавало и защищало такую частную собственность граждан, которая была основана на личном труде.
Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались административно-правовыми методами.
27 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального обеспечения.
Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб.
Произошло сокращение торгового оборота. Денежные отношения вытеснялись натуральным продуктообменом.
В декабре 1917г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом врачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.
16 сентября 1918г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.В кодексе получили развитие принципиальные положения декабрьских декретов. Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супругов, родителей и детей. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выполняли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.
В феврале 1919 г. ВЦИК было принято Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Согласно этому акту земля определялась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном ведении и распоряжении соответствующих наркоматов.
Все формы единоличного землепользования рассматривались как отживающие. Для совместной обработки земли стали создаваться совхозы, коммуны и общества.
В развитие Положения о совхозах был принят декрет, в соответствии с которым объединениям государственных предприятий, городским Советам, профсоюзам и кооперативам было предоставлено право получать земельные участки для организации на них совхозов.
Трудовое право стало формироваться как самостоятельная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регламентировались гражданским законодательством.
29 октября 1917г. было принято постановление правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов.
В декабре 1917г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Создавались биржи труда.
В декабре 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда.
Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму как на государственных, так и на частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.
12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.
Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.
Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.
Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.
При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также другие обстоятельства.
Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.
Конституция РСФСР 1918 г.
10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция вступила в действие. Конституция РСФСР состояла из шести разделов:
1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
II. Общие положения Конституции РСФСР.
III. Конструкция Советской власти.
IV. Активное и пассивное избирательное право.
V. Бюджетное право.
VI. О гербе и флаге РСФСР.
Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства — система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатови социальную основу — диктатура пролетариата в форме Республики Советов.
В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.
Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР(ст. 11), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.
Третий раздел Конституции закреплял систему органов власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).
ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, возглавляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями.
Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.
Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Таким образом, гражданских прав, в том числе и избирательных, были лишены около 5 млн человек: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии и др.
Конституция закрепила многоступенчатую и непрямую систему выборов в Советы. Исключение составляли прямые выборы, в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.
Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 534.