Покажите роль государственного аппарата и права в годы Гражданской войны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. В годы гражданской войны продолжали созываться Все­российские съезды Советов. Состоялись VI, VII и VIII съезды в ноябре 1918 г., в декабре 1919 г. и в декабре 1920 г. соответ­ственно. В перерывах между съездами Советов высшим орга­ном власти являлся ВЦИК.

В декабре 1919 г. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. Каждые два месяца созывались плановые сессии. По мере необходимости по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК могли созываться чрезвычайные сессии.

С сессионным порядком работы ВЦИК изменился и ха­рактер деятельности его Президиума: он был наделен правом руководить заседаниями ВЦИК, наблюдать за выполнением его постановлений, назначать наркомов, инструктировать центральные и местные органы, отменять постановления СНК и др. В декабре 1920 г. Президиум ВЦИК был наделен законо­дательными полномочиями.

2. Совет рабоче-крестьянской обороны. Другим высшим органом государственного управления стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), сосредото­чивший в своих руках всю полноту власти в области обороны.

Состав СРКО включал: председателя Революционного во­енного совета республики, председателя ВЦИК, наркома пу­тей сообщения, председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместителя наркома продо­вольствия. В своей деятельности СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных.

Перед СРКО ставились следующие задачи: мобилизация, вооружение, продовольственное снабжение и оперативное ру-, ководство армией.

В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (СТО), действовавший на правах комиссии при СНК. Возглавлял Совет председатель Правительства РСФСР.

3. Рабоче-крестьянская инспекция. 9 апреля 1919 г. ВЦИК было принято Положение о го­сударственном контроле. В соответствии с декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ выполняла следующие функции: наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяй­ственных органах и др. РКИ основывалась на принципах вы­борности ее членов и на местах опиралась на ячейки содейст­вия РКИ.

В 1923 г. была произведена реорганизация РКИ'. ее органы были объединены с органами Центральной контрольной комис­сии (ЦКК) партии. Таким образом, партийная контрольная ко­миссия получила возможность осуществлять через РКИ прямой контроль за деятельностью государственной администрации.

4. Местные Советы. Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны Коммунистической партии.

Резолюцией «О советском строительстве», принятой VIII съездом Советов, определялась организационная структу­ра губернских и уездных исполкомов, при которых создавались отделы: управления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, фи­нансов, земледелия, продовольствия и др.

В 1920 г. ВЦИК принял Положения о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав тем са­мым низовое звено советской системы.

5. Революционные комитеты. Наряду с конституционными органами власти на местах возникали чрезвычайные органы — революционные комитеты (ревкомы). Ревкомы образовывались для организации обороны и поддержания «революционного порядка». В соответствии с положением «О революционных комитетах», принятым ВЦИК 24 октября 1919 г., они могли создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу. Им принадлежала вся полнота власти на местах.

В задачи ревкомов входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизации. Ревкомы наделялись правами реквизиций иму­щества, принудительного выселения, расквартирования воин­ских частей, а также другими чрезвычайными правами.

6. Армия. Вооруженные силы были главным органом государства в его защите от внешних и внутренних врагов.

Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии. В декабре 1917 г. СНК были приняты декреты «О выборном начале организации власти в армии» и «Об урав­нении всех военнослужащих в правах». В соответствии с ними отменялись воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Командиры стали избираться на общих собраниях час­тей, а командиры выше полкового уровня — на съездах соеди­нений или совещаниях комитетов соединений.

Рабоче-Крестьянская Красная Армия была создана декретом СНК в январе 1918 г. Новая армия формировалась на основе принципа добровольности и рекомендаций от войсковых коми­тетов, партийных и профсоюзных организаций.

Постановление ВЦИК «О порядке замещения должностей в Рабоче-Крестьянской Красной Армии», изданное в апреле 1918г., изменило порядок формирования армии. Принцип до­бровольности сменил принцип всеобщей воинской повинности, от выборов командиров перешли к их назначению. В мае 1918г. ВЦИК принял Декрет о введении всеобщей воинской повин­ности, впоследствии это положение было закреплено в Конс­титуции.

2 сентября 1918г. для осуществления руководства всеми вооруженными силами страны постановлением ВЦИК был образован Революционный военный совет республики — Рев­военсовет.

ПРАВО

К началу гражданской войны были созданы основы советского права, однако на этом его развитие не остановилось.

Уголовное право в период Гражданской войны характеризовалось наличием ряда уголовно-правовых актов, издаваемых органами советской власти, в которых содержались нормы об отдельных составах преступлений и мерах наказания. Данные акты применяли в своей деятельности революционные трибуналы, наделенные чрезвычайными судебными и карательными полномочиями. Уголовные дела разрешались не на основании закона, а в соответствии с «революционным правосознанием», что вело к произволу и, по сути, представляло собой узаконенный террор по отношению к неугодным власти элементам. Наркомюст в 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР.Преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника. Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот). Высшей мерой наказания был расстрел.Уголовная ответственность наступала с 14 лет.Широко применялось условное осуждение как имеющее воспитательное значение. Специфика Особенной частиуголовного права состояла в наличии условного деления преступлений на «обычные», характерные для любой исторической обстановки, и «государственные, контрреволюционные преступления», направленные против правящего режима (вооруженные мятежи, шпионаж, теракты). Последние подлежали жестокому подавлению с применением крайних мер. Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революции и было спецификой отдельной страны.

Гражданское право. В декретах Советской власти центральное место занимает институт права собственности. Законодательство знает две формы собственности: государственную и частную. Продолжается национализация различных объектов собственности. В августе 1918 г. был издан Декрет об отмене права частной собственности на недвижимости в городах, в ноябре 1918 г. национализированы торговые оптовые и розничные предприятия и страховые компании, а в 1920 г. - средние и мелкие промышленные предприятия. По декретам, принятым 26 ноября 1918 г. и 30 июня 1919 г., могли объявляться достоянием республики произведения творческого труда (научные, литературные, музыкальные, художественные), а также изобретения. Статус частной собственности также менялся. Из "священной и неприкосновенной" она превратилась в наименее защищенную законом. Распространенными в годы войны были «реквизиция» и "контрибуция", ограничивалось право распоряжения имуществом.

Семейное право. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) был утвержден ВЦИК в 1918 г. Признание государством лишь гражданского брака. Устранялись препятствия для вступления в брак: разноверие, монашество, обет безбрачия. Единый возраст для вступления в брак - 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Расширен круг лиц, между которыми могли заключаться браки (снимался запрет вступать в брак со свойственниками и с дальними родственниками). Брак мог заключаться любое число раз. В Кодексе оговаривалось, что перемена гражданства могла последовать только по специально выраженному желанию жениха или невесты. Жена не обязана была следовать за мужем в случае перемены им места жительства. Принцип раздельной собственности мужа и жены. Внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке. Отмена института усыновления.

Трудовое право. Важнейшим нормативным актом этого периода стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.). Впервые было провозглашено право гражданРСФСР на труд. Закреплены основные положения, регулирующие порядок найма на работу и увольнения с нее, рабочее время и время отдыха, организацию охраны труда. Действие Кодекса распространялось не только на государственные предприятия, но и на частные. Конечно, многое из провозглашенного Кодексом не могло быть проведено в жизнь в обстановке гражданской войны и интервенции. Всеобщая трудовая повинность, т.е. устанавливалась обязательность труда для всех трудоспособных. Всем трудящимся гражданам выдавали трудовые книжки, которые со временем должны были стать единственным удостоверением личности. Согласно Декрету СНК РСФСР 1918 г. "О трудовых книжках для нетрудящихся" выдача продовольственных карточек обусловливалась наличием трудовой книжки и соответствующих отметок в ней об отбывании трудовой повинности. Условия гражданской войны наложили определенный отпечаток на методы привлечения к трудовой повинности. Руководствуясь Декретом СНК РСФСР 1918 г. "Об отделах распределения рабочей силы", государство сосредоточило в своих руках все сведения о наличии рабочих мест и безработных. Устройство на работу осуществлялось только через государственные органы учета и распределения рабочей силы. При этом свобода заключения и расторжения трудовых договоров была в определенной мере ограничена. Было издано Постановление СНК РСФСР 1918 г. "О воспрещении безработным отказываться от работы". Гражданская война заставила увеличить в ряде случаев рабочий день и отменить отпуска. Детский труд запрещался, однако из-за увеличения детской безнадзорности практика пошла по допущению детского труда, за исключением подземных и вредных для здоровья работ. Социальное страхование в связи с проведением политики военного коммунизма не действовало. Взамен социального страхования было введено социальное обеспечение из государственного бюджета для нетрудоспособных и безработных.

Земельное право в годы гражданской войны развивало принципы первых декретов о земле. Положение ВЦИК "О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию" 1919 г., на основе национализации земли вводило понятие "единый государственный земельный фонд". Главное внимание в законодательстве во время гражданской войны уделялось развитию коллективного землепользования – коммуны, артели, товарищества и пр.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 764.