Основным источником права в этот период являлись законы Российской империи, трансформированные с учётом революционных требований и обещаний самого правительства. «Свод законов Российской империи» и многие другие правовые акты отменены не были. Но своими постановлениями правительство изменяло некоторые положения, нормы и вводило новые.
Кроме всего прочего, трудность заключалась в том, что само Временное правительство было не вполне легитимно: до 1 сентября формально сохранялась Российская империя и даже монархическая форма государственного строя.
Законодательная деятельность правительства противоречила принципу разделения властей. В возникшем виде новая власть очень напоминала диктатуру, что смущало либеральных правоведов, заполнивших в дни революции многие правительственные структуры.
На самом деле так оно и было: при всех изменениях состава кабинета он выражал и стремился реализовать интересы крупных капиталистов и помещиков с помощью различных методов, от пустых обещаний до арестов и военно-полевых судов. То есть, по существу, Временное правительство являлось своеобразной формой диктатуры крупной буржуазии и помещиков.
Тем не менее, сама революционная обстановка вынуждала правительство разрабатывать и принимать меры по решению наиболее актуальных вопросов жизни народов России. Эту работу выполняли отраслевые ведомства министерства, которые готовили и выносили на утверждение правительства различные акты, имевшие силу закона, хотя законами их стыдливо не называли. Можно отметить, роль Думского комитета, в котором иногда обсуждались все эти постановления, декларации, распоряжения.
Для координации законотворческой деятельности министерств Временное правительство в марте 1917 г. сформировало Юридическое совещание. Не являясь исполнительным или распорядительным органом, оно играло первостепенную роль в законотворчестве, проводило принципы буржуазной законности, устраняло противоречия между актами, обеспечивало их политическое и юридическое единство. В состав Совещания вошли крупнейшие юристы России, в основном, представители партии «кадетов», что обусловило классовый характер деятельности этого органа. Но всё же качество юридических актов, принимавшихся правительством, было довольно высоким.
В интересах помещиков решение аграрного вопрос было отложено до созыва Учредительного собрания. В законотворчестве этого периода позитивной оценки заслуживают «Правила об охране лесов и об использовании вод» единственные акты об охране природы, принятые Временным правительством.
Весной 1917 г. Временное правительство приняло ряд правовых актов, значительно расширявших права и свободы граждан и создаваемых ими организаций. В марте вышло постановление «О кооперативных товариществах и их союзах», по которому их создание не требовало санкций центральной власти. Затем приняли Положение «О регистрации товариществ, обществ и союзов», определившее значительно упрощенный порядок их регистрации.
В апреле было обнародовано постановление «О рабочих комитетах в промышленных заведениях». Фабрично-заводские комитеты должны были рассматривать споры рабочих с предпринимателями, представлять рабочих перед правительством, заниматься культурно-просветительной деятельностью. Тогда же принимаются акты о печати, отменявшие цензуру и административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром Временного правительства по печати.
Еще в марте была проведена амнистия и отменена смертная казнь. В самом начале августа принимается постановление «Об условиях досрочного освобождения» заключенных.
В области регулирования экономики правительство делало попытки охватить им все секторы народного хозяйства (промышленность, торговлю, сельское хозяйство и финансы), для чего и был издан ряд общих и специальных правовых актов.
Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства «Об обеспечении снабжением государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны металлами и топливом».
В связи с созданием общегосударственного Продовольственного комитета, было издано постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах», вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок продовольственная развёрстка.
Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, «за вычетом продовольственных нужд владельца», и разрешали отчуждение «излишков» только при посредстве государственных органов по твердым ценам.
Залог хлеба запрещался. Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. В марте было принято постановление «Об установлении принудительного порядка на перевозные средства», вводившее транспортную повинность для государственных и общественных нужд.
После июльских событий правительство ужесточило некоторые нормы уголовного права. Сразу после разгона рабочих демонстраций принимается постановление «О наказаниях за публичные призывы», определившее суровые наказания за подстрекательство к убийству, разбоям, грабежу и другим тяжким преступлениям.
12 июля принимается постановление «О введении смертной казни на фронте и учреждении Военно-революционных судов»: царским военно-полевым судам было присвоено новое «демократическое» название. Вносятся изменения в закон о печати. В специально изданном постановлении «О печати» устанавливается наказание «за призывы к гражданской войне», сделанные в средствах массовой информации.
Вместе с тем, проявляя некоторые колебания и желание скрыть истинное лицо военно-буржуазной диктатуры, правительство своим постановлением «О лицах, арестованных во внесудебном порядке», отказалось от некоторых чрезвычайных мер. Были запрещены аресты без суда и ограничено число областей, объявленных на военном положении.
Для законотворческой деятельности Временного правительства большое значение имело постановление «О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительствам постановлениями» (август 1917 г.), определившее критерии для использования в новых условиях законодательства, изданного в период монархии. Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. Это с ещё большей очевидностью подтвердило стремление Временного правительства к реставрации старых порядков и способствовало радикализации рабочих, солдат и крестьян.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 462.