Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.
К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:
· организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;
· контроль исполнения сметы доходов и расходов;
· переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
· выделение в учете кассовых и фактических расходов;
· отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).
Задачи бюджетного учета
К основным задачам бюджетного учета относят:
· формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
· формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;
· обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;
· обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нормативные документы
В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете и на основании Инструкции по бюджетному учету.
Инструкция по бюджетному учету включает в себя:
· план счетов бухгалтерского учета в организациях;
· форму ведения бухгалтерского учета;
· способ применения счетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов денежных средств, которые были получены за счет внебюджетных источников;
· формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
· методы оценки активов и обязательств;
· корреспонденцию счетов по основным бухгалтерским операциям.
Обязанности бухгалтерии
Бухгалтерия бюджетной организации, как правило, состоит из нескольких групп - финансовая, материальная, расчетов и др.
В группах могут выделяться подгруппы (оперативно-финансовая подгруппа, подгруппа по учету основных средств, подгруппа по учету расчетных операций и др.).
Обязанности бухгалтерии заключаются в следующем:
· организация бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ;
· контроль за правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
· контроль за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением в соответствии со сметами доходов и расходов;
· контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
· начисление и своевременная выплата заработной платы сотрудникам;
· учет доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
· проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
· составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;
· составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов;
· обеспечение хранения документации.
Требования к ведению бюджетного учета
Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению.
Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.
Основные требования к ведению бюджетного учета заключаются в следующем:
· любые действия, обязаны совершаться точно в срок.
· отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации;
· ведение учета должно осуществляться исключительно в государственной валюте.
Бюджетный учет и отчетность
Выделяют несколько основных вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции. К таким отчетам относятся:
· отчет об исполнении бюджета;
· отчет о результатах деятельности;
· отчет о движении средств.
Указанные отчеты позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее.
Обычно ко всем этим документам прилагается также и пояснительная записка, в которой уточняется та или иная не совсем понятная информация.
Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.
План счетов бюджетного учета.
План счетов бюджетного учета - это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.
План счетов, утвержденный Минфином России в составе Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина от 10 февраля 2006 года номер 25н, применяют бюджетные учреждения для бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам полученным за счет финансирования, а так же операций по централизованному снабжению.
План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов.
Первый раздел - «Нефинансовые активы» - представляют собой счета для учета основных средств, непроизводственных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути.
Второй раздел - «Финансовые активы» - состоит из счетов для учета денежных средств учреждения и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности.
В третьем разделе - «Обязательства» - представлены счета для учета кредиторской задолженности учреждений.
В четвертом разделе - «Финансовые результаты» - представленные счета для учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов.
В пятом разделе - «Санкционирование расходов бюджетов» - сосредоточены счета для отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях.
На забалансовых счетах учитывают ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно и пр.
Счета бюджетного учета имеют свою определенную структуру и в Инструкции номер 25н предусмотрены 26-разрядные счета бюджетного учета. Конкретно же они представляют собой код бюджетной классификации (20 знаков) плюс собственно коды счетов бюджетного учета (6 знаков). Номер счета Плана счетов бюджетного учета включает в себя 26 разрядов.
Все счета бухгалтерского учета сгруппированы в следующие разделы:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.