Бюджетные правоотношения и субъекты бюджетного права
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления, принято называть бюджетными. Бюджетные правоотношения, будучи одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению, но имеют и свои особенности. Все бюджетные отношения делятся на две основные группы:
1-я группа — отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
2-я группа — отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Характерной особенностью бюджетного правоотношения является то, что оно, как правило, устанавливается и длится в течение финансового года или планового периода. Однако это не исключает возможность возникновения нового правоотношения по тем же, что и ранее, объектам и между теми же субъектами. В некоторых случаях правоотношения могут носить длительный характер, например в отношении капитальных расходов, включенных в бюджет развития, в отношении погашения государственных долговых обязательств и др. Специфика бюджетных правоотношений проявляется и в императивном методе их регулирования, поскольку государство уделяет особое внимание формированию, распределению и использованию бюджетных фондов, хотя в некоторых случаях используется и диспозитивный метод, например в системе отношений по формированию доходов и определению направлений расходов бюджета. В то же время данные правоотношения носят ярко выраженный материальный (1-я группа) и процессуальный (2-я группа) характер.
К бюджетным относятся также правоотношения, устанавливающие правовой статус участников бюджетного процесса, порядок и условия их привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Особым видом бюджетных правоотношений являются межбюджетные отношения, которые возникают между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права. В круг субъектов бюджетного права Российской Федерации входят:
1) государства, государственные и административно-территориальные образования:
- Российская Федерация;
-субъекты Российской Федерации — республики, края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт- Петербург;
- местные административно-территориальные образования —
города, районы, села, поселки;
2) государственные и местные органы власти:
- законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления;
-исполнительные органы власти и местного самоуправления;
3) государственные юридические лица и иные хозяйствующие
субъекты:
-бюджетные учреждения;
-государственные унитарные предприятия;
- муниципальные унитарные предприятия.
Субъект бюджетного правоотношения либо участвует в распределении доходов и расходов между бюджетами разных уровней, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме финансирования или кредитования.
48. Оценка эффективности бюджетных расходов.
Расходы бюджета можно считать эффективными, если они обеспечивают достаточно высокий уровень жизни населения, уровень развития производства в регионе и, кроме того, позволяют достичь запланированных темпов роста валового регионального продукта (ВРП).
Эффективность бюджетных расходов можно оценить различными методами и на основе различных показателей. Рассмотрим некоторые из них.
1. Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры.
Все расходы бюджета любого уровня в зависимости от их направленности можно разделить на пять групп:
I. Расходы на финансирование системы управления;
II. Расходы на финансирование систем жизнеобеспечения;
III. Расходы на улучшение условий жизни;
IV. Расходы на улучшение условий ведения бизнеса;
V. Расходы на погашение и обслуживание государственного и муниципального долга.
Однако при этом не учитывается, что средства по некоторым на правлениям могут расходоваться неэффективно - вкладываться в нерентабельные предприятия, в реализацию неэффективных социальных программ, т.е. значительные суммы расходов могут не говорить об их эффективности. Поэтому при анализе эффективности бюджетных расходов необходимо использовать и другие показатели.
2. Оценка эффективности бюджетных расходов на основе коэффициента бюджетной обеспеченности
Коэффициент бюджетной обеспеченности - это сумма расходов бюджета за определенный период в расчете на душу населения. Он рассчитывается по формуле:
Кбо = Р/Ч,
где Кбо - коэффициент бюджетной обеспеченности;
Р - расходы бюджета за период;
Ч - численность населения региона в данном периоде.
Преимуществом этого показателя является простота расчетов. Недостаток состоит в том, что даже при высоком коэффициенте бюджетной обеспеченности средства могут расходоваться неэффективно (например, если значительные суммы средств расходуются на финансирование действующих в регионе органов власти). Кроме того, этот показатель характеризует эффективность расходов в основном с социальной точки зрения.
3. Оценка эффективности бюджетных расходов на основе роста ВРП
Этот метод предполагает, что рост бюджетных расходов положительно влияет на экономику региона и вызывает рост ВРП. Он основан на расчете мультипликатора, который показывает, соотношение прироста ВРП к приросту бюджетных расходов и рассчитывается по формуле:
Мр = ВРП / Р,
где Мр - мультипликатор бюджетных расходов;
ВРП - изменение ВРП в рассматриваемом периоде;
Р - изменение бюджетных расходов в соответствующем периоде.
Чем больше этот показатель, тем эффективнее расходы, т.к. в этом случае небольшой прирост расходов обеспечивает значительно больший прирост ВРП.
Каждый из рассмотренных показателей характеризует эффективность бюджетных расходов с какой-либо одной точки зрения, поэтому их целесообразно рассматривать в комплексе.
Определение эффективности бюджетных расходов на основе коэффициента бюджетной обеспеченности
Существуют различные методы оценки эффективности расходов бюджета. В предыдущем подразделе эффективность бюджетных расходов была проанализирована на основе их структуры. Однако наиболее часто используется метод оценки эффективности расходов на основе расчетных показателей.
Один из самых известных показателей эффективности расходования бюджетных средств - коэффициент бюджетной обеспеченности. Он показывает сумму бюджетных расходов на душу населения и рассчитывается по формуле
Кбо = Р / Ч.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 240.