Механизм обеспечения безопасности бюджетной сферы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджетная безопасность как важный фактор социально-экономического развития государства является своеобразным индикатором и критерием эффективности ее бюджетной политики и организации бюджетного процесса. С экономической точки зрения бюджетная безопасность выражает способность государства с помощью бюджета выполнять присущие ей функции и задачи, а также удовлетворять потребности налогоплательщиков и получателей бюджетных средств с учетом общественных интересов.

К факторам формирования бюджетной безопасности государства следует отнести:

организационно-правовые: действующая правовая база, уровень профессионализма и тщательность разработки бюджета, степень детализации и прозрачности бюджета при формировании; предоставление приоритетности определенной бюджетной классификации, степень совершенства системы бухгалтерского учета исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений; своевременность принятия решений по бюджетно-налогового регулирования; характер кассового исполнения бюджета; степень согласования финансово-экономических интересов различных слоев населения;

финансово-экономические: объем бюджета и степень его сбалансированности; масштабы бюджетного финансирования; наличие или отсутствие бюджетных резервов; численность налоговых льгот, влияющие на формирование доходов бюджета; предоставление отсрочек по платежам в государственный и местный бюджеты.

Главными тенденциями и факторами нарастающей угрозы экономической безопасности России в сфере бюджетной политики являются:

а) сжатие бюджетного потенциала и сокращение его материальной базы;

б) превращение бюджета всего народного хозяйства в обычный потребительский бюджет (коллективный фонд потребления);

в) отрыв бюджета и бюджетного финансирования от реальных экономических процессов и усиление его зависимости от спекулятивного коммерческого банковского капитала;

г) отсутствие у Центра рычагов контроля за разбуханием расходов на содержание аппарата в регионах;

д) чрезмерная «федерализация» не только консолидированного, но и федерального бюджета, нарушение единства бюджетной системы и бюджетной политики, сохранение дефицитности региональных и местных бюджетов;

е) расточительное, малоэффективное и бесконтрольное использование части бюджетных ресурсов и их расхищение.

Формирование надежной системы защиты, обеспечения безопасности государства в сфере бюджетной политики и бюджетного процесса требует теоретического осмысления основных условий, критериев, ограничений, параметров и других факторов и элементов, которые должны быть включены в бюджетную политику, бюджетную систему и бюджетный процесс и отвечали бы общим критериям и задачам финансовой безопасности.

Место бюджетной политики в системе экономической безопасности обуславливается способностью:

- обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства и основных финансово-экономических параметров;

- нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов, теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;

- предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу;

- преодолевать разногласия между органами управления на разных уровнях по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

- предотвращать и пресекать финансовые нарушения.

Экономическая безопасность в бюджетной может быть условно разделена на две взаимосвязанные задачи:

1. Обеспечение безопасности при возникновении чрезвычайной угрозы жизненно важным интересам РФ.

2. Обеспечение безопасности при формировании доходов и осуществлении расходов, то есть защищенности интересов в ходе исполнения бюджета.

В первом случае государством принимаются достаточно активные меры по противодействию неправомерному использованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. В частности, созданы специальные органы контроля (например, Федеральное казначейство; активизируется деятельность Счетной палаты РФ и иных специальных органов контроля; создается система органов финансового контроля в субъектах Российской Федерации

Второму выделенному аспекту обеспечения финансовой безопасности государство, как кажется, не уделяет достаточного внимания на должном уровне. В бюджетной сфере государство устанавливает методы распределения и способы использования бюджетных средств. Следовательно, пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, то есть посредством бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 290.