Инновации в сфере социально-культурного сервиса и туризма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

классифицируются по следующим признакам:

а) источнику идеи, виду инновации, степени новизны, широте воздействия и

инвестиционному наполнению;

б) источнику идеи, виду инновации, степени новизны;

в) источнику идеи, степени новизны и инвестиционному наполнению;

г) виду инновации, степени новизны и широте воздействия.

Инновации различают по сфере приложения, масштабам распространения и по характеру.

По сфере приложения инновации делятся на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые.

По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные инновации.

По характеру инновации бывают эволюционные и радикальные.

Эволюционные нововведения происходят непрерывно и, как правило, являются следствием идей и предложений, поступающих из сферы производства, сбыта, потребления. Они являются реакцией на потребности рынка и формируются под воздействием спроса, опираясь на накопленный эмпирический опыт и знания. Внедрение таких нововведений повышают возможности компании по получению и анализу информации о предпочтениях потребителей, восприятию сигналов рынка и совершенствованию продуктов и технологий. Эволюционные инновации классифицируются также по предмету приложения, воздействию на процесс производства и деятельность компаний и по характеру удовлетворяемых потребностей.

По предмету приложения различают инновации-продукты и инновации-процессы.

Инновация-продукт – новшество в виде принципиально нового или усовершенствованного продукта, которое продвигается на рынок в форме товара. Внедрение нового продукта часто бывает связано с освоением или созданием новых рынков.

Инновация-процесс – техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее затраты на производство продукта. Выделяют также инновацию-сервис, связанную с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (программное обеспечение компьютеров).

Компании могут прибегать к помощи адаптивных инноваций как к способу выживания на рынке в условиях конкурентной борьбы с целью приспособления к ситуации, связанной с внедрением нововведений конкурентами. Особое место занимают псевдоинновации, не приводящие к изменению потребительских характеристик продуктов, а имитирующих их.

Радикальные нововведения связаны с более фундаментальными основами научно-технического прогресса, т.е. с научными открытиями и изобретениями, не зависящими от потребностей рынка напрямую. Такие нововведения являются основой для формирования нового технологического уклада, а их внедрение требует крупных инвестиций в развитие новых отраслей и направлений развития. Здесь требуется государственная поддержка, тем более, что велика доля риска.

В своем формировании инновация проходит несколько стадий, образующих инновационный цикл , куда входят период создания новации и жизненный цикл инновации. Первый период включает в себя стадии зарождения идеи, ее становления и освоения. Второй период включает фазы внедрения на рынок, коммерциализации и диффузии, рутинизации и

превращения в традиционный продукт.

В туристском бизнесе инновационный цикл начинается с момента возникновения идеи об открытии нового направления поездок, создания нового продукта или трансформации существующего, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя, примерное наполнение туристского продукта.

После формирования идеи изучаются возможности ее реализации, идет поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная экономическая и ценовая проработка. Затем производится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробная продажа, оценка возможного спроса и конкурентоспособности. Это и есть первый период инновационного цикла.

Следующий этап – меры по продвижению турпродукта на рынок, реализация и коммерциализация, а также формирование системы управления сбытом.

Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты рынка начинают активно применять инновацию в своей деятельности.

Основные функции инноваций:

- вовлекая в производство новые производительные силы, они способствуют повышению производительности труда и эффективности производства, сокращают затраты;

- повышают уровень жизни за счет разнообразия и качества продукции и услуг, удовлетворения все возрастающих потребностей;

- помогают сбалансировать структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;

- являются стимулом для дальнейшей творческой деятельности человека.

На внедрение инноваций в туризме влияют следующие факторы: экономическая ситуация в стране, социальное положение населения, национальное законодательство, международные соглашения. Тем не менее для любой страны имеется несколько характерных черт:

- растущие культурные потребности населения, в том числе в познании новых стран, в знакомстве с другими культурами;

- насыщение традиционных направлений путешествий;

- опасность потери квоты рынка во въездном туризме;

- обострение конкуренции, рост предложений стандартизированных продуктов;

- необходимость в развитии въездного туризма;

- гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий;

- технологическая революция и экспансия услуг в экономике;

- переход от экономики предложения к экономике спроса.

На основе положений Генерального соглашения по торговым услугам (ГАТС) развитие инновационной деятельности происходит системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение по трем направлениям:

1. Внедрение нововведений, связанных с развитием предприятия и турбизнеса в конкурентов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики; рациональной экономической и финансовой деятельности.

2. Маркетинговые инновации, позволяющие расширить клиентскую базу.

3. Периодические нововведения, направленные на изменение потребительских  свойств  турпродукта  и  повышение  его конкурентоспособности.

 

3.К основным принципам инноваций в туризме не относится:

а) принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций, соответствующих потребностям туристов;

б) принцип возможности, при котором предлагаются те новшества, которые может произвести и внедрить туристская организация, независимо от потребности в них туристов;

в) принцип позитивности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, не продуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия; в

-третьих, для биосферы и общества в целом;

г) принцип связности, когда процесс нововведения заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.

К основным принципам инноваций в туризме относят:

1. Принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций, соответствующих потребностям туристов.

2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы туризма в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

3. Принцип соответствия инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества, которые действительно нужны клиенту, а не те, которые может произвести и внедрить туристская организация.

4. Принцип позитивности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, не продуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.

5. Принцип имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации инноваций используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью нововведений.

6. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества.

7. Принцип связности. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.

8. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для человека и окружающей его среды

Дата: 2019-03-05, просмотров: 295.