Основы вожатского мастерства
Рабочая тетрадь
Год
Уважаемый коллега!
Перед тобой не совсем обычный учебник. Работа в детском лагере резко отличается от
всех других видов практики. Это заставляет нас, авторов, постоянно думать, что и как
нужно сделать, чтобы с одной стороны раскрыть секреты мастерства вожатого и тем самым
облегчить Вашу работу, с другой стороны, сделать так, чтобы Вы полюбили эту
деятельность и смогли найти выход из самых безвыходных ситуаций. Поэтому мы
предлагаем Вам для осмысления:
• самые настоящие события из жизни лагеря,
• маршруты поиска необходимых сведений для их разрешения,
• полезную информацию, которая поможет избежать ошибок и конфликтов в
работе.
Тетрадь разработана для:
— начинающих вожатых, у которых могут отсутствовать представления о лагере. Они
получат информацию о том, какие ситуации, проблемы ожидают в лагере и как
можно их разрешить
— Опытных вожатых. Представленная информация расширит представление о способах
разрешения различных ситуаций.
— Директоров лагерей. Если они заинтересованы в том, чтобы вожатые приезжали к
ним снова и снова, то эта тетрадь и для них
А так же эта работа будет полезна преподавателям вузов, зани- : мающимся
подготовкой студентов к работе в летних лагерях; работникам системы дополнительного
образования, которых интересует проблемы организации детского отдыха.
Как пользоваться тетрадью?
1. Внимательно читайте вопросы.
2. Изучите литературу по названной проблеме.
3. Не бойтесь высказывать собственное мнение.
4. Постоянно записывайте свои мысли и возникающие вопросы по изучаемой
проблеме.
5. Рассматривайте разнообразие вариантов решения проблемы как помощь, а не
как помеху в принятии решения.
6. Постоянно накапливайте информацию, которая сможет пригодиться в Вашей
работе вожатого.
Надеемся, что наша тетрадь станет Вашим спутником в конкретной деятельности,
поможет в возникающих ситуациях.
Нам бы хотелось услышать от Вас предложения, пожелания и конструктивные
замечания по совершенствованию рабочей тетради.
Учебный блок 1. Ценности лагерной жизни
1. Дайте определение понятию «ценность».
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Прочитайте перечень ценностей лагерной жизни. Добавьте к предложенному перечню,
важные на Ваш взгляд, но не указанные ценности. Пронумеруйте их в тетради в порядке
убывания значимости. Прокомментируйте свое решение.
Перечень ценностей лагерной жизни Ранжирование
Опыт самостоятельности
Развлечение и отдых
Опыт демократии
Детская самодеятельность
Дружба со взрослыми
Индивидуальное взросление и развитие
Опыт здоровьесбережения
Развитие новых навыков и интересов
Развитие духовных ценностей
Развитие навыков межличностного общения
ВАШИ КОММЕНТАРИИ _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. С помощью каких вопросов можно выявить ожидания детей от лагеря?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. В отряде есть неформальный лидер, с асоциальными установка. Предложите линию
поведения вожатого. ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5 Случайно вожатый услышал, как дети обсуждают вожатого: «Он вообще выжил из ума, его
давно пора уволить…» Как реагировать на подобные реплики? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6 Дети иногда играют в опасные игры, например, в «усыпление» - путем сильного
надавливания на солнечное сплетение. Это провоцирует последующие головные боли,
недомогания. Иногда – обмороки. Как избежать этого? _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Ребята в старшем отряде «по секрету» рассказывают друг о друге своему вожатому. Как ты
к этому отнесешься? _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Составьте летний календарь интересных дат и выпишите их.
Дата Интересные события Дата Интересные события
P.S. Постойте логическую цепочку основных понятий по данной теме
Какие интересные на Ваш взгляд вопросы оставлены без внимание?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебный блок 2. Нормативные документы.
Наши права Наши обязанности
2. Предложите перечень прав и обязанностей для детей Вашего отряда
Анкета родителей
Эти данные помогут лучше понять Вашего ребенка и сделать его работу в детском лагере
интереснее и безопаснее.
Инструкция. Прочитайте внимательно вопросы и ответьте на них
1. Фамилия, Имя ребенка __________________________________________________________
2. Число ___________, месяц ___________________, год рождения _______________________
3. В каких секциях, клубах, студиях занимался? _______________________________________
4. Чем увлекается: любит петь, танцевать, читать, рисовать, шить, заниматься спортом, _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Назовите характерные черты Вашего ребенка (робкий, застенчивый, спокойный,
подвижный, чрезмерно подвижный, другое)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие планы в семье на лето: отдых вместе с детьми, отдых – отдельно родители и дети,
другой вариант ___________________________________________________________________
7. Был ли Ваш ребенок в лагере ранее? _______________________________________________
8. Здоров ли ребенок, к каким болезням предрасположен, любую ли пищу может есть? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Встает ли ребенок по ночам, надо ли его будить? Если да, то как? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как переносит поездку в автобусе? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Ваши индивидуальные пожелания и предложения для директора лагеря Вашего ребенка __
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Домашний адрес и телефон ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Телефон и адрес работы ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Укажите дополнительные номера телефонов, по которым с Вами можно связаться ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Анкету заполнял (а)_____________________________________________________________
1. Составьте анкету, которую Вы бы предложили детям в день заезда. Какую информацию,
полезную для Вашей работы, Вы можете получить, анализируя их?
Вопросы анкеты Полезная информация
2. Предложите как можно больше (минимум 10) игр на знакомство и игр на выявление
лидерских качеств ребенка, используя материалы занятий, дополнительную литературу и
собственные знания
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Как научиться понимать детей?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Какие знания о детях могут пригодиться в Вашей работе в лагере?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Изучите внимательно возрастные особенности детей и подростов. Обратитесь за
дополнительной информацией к источникам по психологии и педагогике. Проанализируйте
их и дополните таблицы новой информацией.
Младший возраст (5-8 лет)
Средний возраст (9-11 лет)
Детей
Непослушание, действие наперекор, постоянные споры
Быстрая утомляемость
Упрямство, непоседливость, споры по поводу и без
Проявление чрезмерной самостоятельности
Впечатлительность, эмоциональная неуравновешенность
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, интерес к себе
Девочки опережают в своем физическом развитии мальчиков
Обыкновенные вопросы выводят из равновесия и кажутся посягательными на
независимость
Копирование привычек, манеры поведения и лексикона взрослых
2. Опишите свои действия в следующих ситуациях:
• Ребята выполняют ваше задание, у одной из девочек ничего не получается. Она
впадает в истерику. Что предпринять?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• На спортивном мероприятии девочка во всеуслышание заявляет о своих «критических
днях» - причине того, почему она не будет участвовать. Как реагировать вожатому?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• На занятии в кружке девочки, работая вместе, сделали прекрасную, яркую работу. А
после занятия девочки забеспокоились: «А кому она достанется?» Что ответить?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Как бороться с карточными играми на деньги?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Вожатый замечает у одного из мальчиков порнографический журнал. Что делать?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Вожатая вечером рассказывает ребятам историю, вдруг один из мальчиков громко
говорит: «Таня, я от твоего голоса просто тащусь!» Что ответит?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Вечером – слово за слово – дети разговорились, и вдруг одна из девочек спрашивает у
вожатого: «А ты в бога веришь?» Что ей ответить?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Маленькая девочка, привязавшись к вожатой, говорит: «Если бы вы были моей
мамой!» Как реагировать?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Вожатый застает одного из своих детей с сигаретой. Как поступить?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Проходя мимо группы детей, вожатый слышит нецензурную речь. Что делать?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Давайте обсудим!
• Случается, что у вожатого не складываются отношения с коллективом детей. Что в
такой ситуации делать?
• Как вы думаете, имеет ли вожатый право отказаться от ребенка, не понравившегося
ему (по разным причинам)?
P.S. Постройте логическую цепочку основных понятий по данной теме.
Какие интересные на Ваш взгляд вопросы оставлены без внимания?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Директор Педагог-
Организатор
Медицинский
Работник
Руководитель
Кружка
Музыкальный
Работник
Вожатый
Работник кухни
• В лагере – конфликт, в котором директор и старший вожатый занимают
диаметрально противоположные позиции. Каждый пытается сколотить себе
«группу поддержки». Как вести себя вожатому?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• У вожатого неприятности, придя к детям, он с ходу «набрасывается» на них с
упреками, а, разрядившись, понимает, что переборщил. Что делать дальше?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• В отряде есть ребенок – «слабак», остальные дети не упускают случая
поиздеваться над ним физически и психологически слабым мальчиком. Как
вожатому помочь такому ребенку?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• В отряде – больной ребенок (с нарушением дикции, прихрамывающий и т.д.).
Ребята сторонятся или осмеивают его. Как __________быть?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Вожатые напарники не могут поделить между собой обязанности. Дети явились
свидетелями их конфликта. Как выйти из ситуации?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• В отряде завязалась драка. Что делать вожатому?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Как сделать замечание старшему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. На каких стадиях развития коллектива вожатые используют методы приказания,
стимулирования, передачу полномочий. Заполни таблицу:
Правила Комментарии
2. Постарайтесь ответить на следующие вопросы.
• Почему важны эти правила?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Справедливы ли они?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Кто их может составлять и изменять и почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Если кто-то из детей нарушит правила, какими могут быть последствия?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В зависимости от предложенных Вами названий отрядов, составьте перечень
поручений для детей Вашего отряда.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Предложите модель самоуправления в Вашем отряде на основе разработанных
поручений.
Давайте обсудим!
• Как воспитывать дружеские чувства у детей?
P.S. Постройте логическую цепочку основных понятий по данной теме.
Какие интересные на Ваш взгляд вопросы оставлены без внимания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Учебный блок 9. Подготовка коллективных творческих дел.
1. Предложите алгоритм работы вожатого по подготовке коллективного творческого
дела и впишите его в предложенную таблицу.
Разработанный алгоритм
(выполняется самостоятельно)
Корректировка алгоритма
(заполняется на занятии)
2. Предложите алгоритм работы вожатого по организации и проведению коллективного
творческого дела с детьми и впишите его в предложенную таблицу.
Разработанный алгоритм
(выполняется самостоятельно)
Корректировка алгоритма
(заполняется на занятии)
3. Как подключить детей к разработке содержания следующих видов деятельности?
Виды деятельности Содержание
«Разведка» интересных дел
Конкурс самое-самое
Коллективное придумывание дела
Приглашение к участию в деле
Продолжи!
4. Каким требованиям должно соответствовать досуговое дело?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Давайте обсудим!
• Часто у вожатых появляется ощущение, что детям ничего не интересно. Что мы можем
посоветовать такому вожатому?
P.S. Постройте логическую цепочку основных понятий по данной теме.
Какие интересные на Ваш взгляд вопросы оставлены без внимания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Направленность КТД Названия
Интеллектуальные
Нравственные
Творческие
Спортивные
Занимательные
Экологические
По правам детей
Развлекательные
Познавательные
2. Предложите и запишите различные способы деления отряда на команды
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Подготовьте рубрикатор для отрядного уголка
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Нарисуйте макет отрядного уголка (на формате А4)
5. В зависимости от целей деятельности предложите разнообразные формы дел в
отряде
Учебный блок 11. Планирование работы
1. Проанализируйте тему, посвященную принципам и методам планирования.
Постройте алгоритм планирования вожатым смены в отряде.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
5. Организовать продуктивную деятельность детей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Сочетать организацию индивидуальной и
коллективной деятельности детей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Стимулировать интерес, инициативу и
творчество
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Перестраивать свою детальность в случае
непредвиденных обстоятельствах
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Добиваться послушания детей и дисциплины в
отряде
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
10. Установить контакт с ребятами, управлять
собой в ситуациях педагогического общения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Вести беседу, дискуссию 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12. Наладить отношения с родителями детей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
99
ГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ
13. Определить интересы, способности детей, их
положительные качества
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14. Выявить неформального лидера в коллективе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
15. Дать характеристику детского коллектива 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ
16. Работать с литературой по возникшей
проблеме
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
17. Применять методы педагогического
исследования (анкетирование, тестирование и др.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
18. Анализировать и обобщать как свой
педагогический опыт, так и опыт своих коллег
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Проанализируйте, какие умения получили оценку ниже 5 баллов и совершенствуйтесь!
7. Представьте, что Вы являетесь автором Программы детского лагеря с
неограниченными ресурсами. Предлагаем Вам разработать программу деятельности в
Вашем будущем лагере.
1. Цель
___________________________________________________________________________
2. Задачи
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Структура
4. Расписание должностных обязанностей и ответственности
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Формы взаимодействия
а) с коллегами
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
100
б) с администрацией
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
в) с детьми
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Интересные праздники, традиции
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Интересные дела
а) общелагерные
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
б) отрядные
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Давайте обсудим!
• Что делать вожатому, если нет общелагерных мероприятий, нет единой программы?
P.S. Постройте логическую цепочку основных понятий по данной теме.
Какие интересные на Ваш взгляд вопросы оставлены без внимания?
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
101
В лесу
На воде
На игровой
Площадке
В душе
В автобусе
3. Опишите свои действия в следующих ситуациях.
• В спортзале один из детей, неловко повернувшись, упал с каната и сломал руку.
Ребенка увезла «скорая». Дети напуганы, слушаться обвинения в адрес
вожатого. Как успокоить детей?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
• Вожатый обнаружил, что из отряда пропал ребенок
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Давайте обсудим!
• Если у вас в отряде стали пропадать вещи, что делать в такой ситуации?
P.S. Постройте логическую цепочку основных понятий по данной теме.
102
Какие интересные на Ваш взгляд вопросы оставлены без внимания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендуемая литература:
1. Коротаева, Е. Хочу, могу, умею [Текст] / Е. Коротаева. — М. : «КСП», 1997.
2. Позывные лета: Калейдоскоп летнео отдыха детей. – М. : Илекса, Ставрополь :
Сервисшкола, 2000. – 424 с.
3. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А.
Шайгерова, О. Д. Шарова. – М. : Генезис, 2001. – 112 с.
4. Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей [Текст] / М. Е. Сысоева. —
M. : Владос, 1999. — 176 с.
5. Трудовой кодекс РФ: официальный текст [Текст]. — М. : Норма, 2002. — 208 с.
6. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое
самоуправление» [Текст]. – Вып. 1. — Н. Новгород, 2000. — 96 с.
7. Шмаков, С. А. Дети на отдыхе [Текст] / С. А. Шмаков. — М., 2001. — 175 с__
Основы вожатского мастерства
Рабочая тетрадь
Год
Уважаемый коллега!
Перед тобой не совсем обычный учебник. Работа в детском лагере резко отличается от
всех других видов практики. Это заставляет нас, авторов, постоянно думать, что и как
нужно сделать, чтобы с одной стороны раскрыть секреты мастерства вожатого и тем самым
облегчить Вашу работу, с другой стороны, сделать так, чтобы Вы полюбили эту
деятельность и смогли найти выход из самых безвыходных ситуаций. Поэтому мы
предлагаем Вам для осмысления:
• самые настоящие события из жизни лагеря,
• маршруты поиска необходимых сведений для их разрешения,
• полезную информацию, которая поможет избежать ошибок и конфликтов в
работе.
Тетрадь разработана для:
— начинающих вожатых, у которых могут отсутствовать представления о лагере. Они
получат информацию о том, какие ситуации, проблемы ожидают в лагере и как
можно их разрешить
— Опытных вожатых. Представленная информация расширит представление о способах
разрешения различных ситуаций.
— Директоров лагерей. Если они заинтересованы в том, чтобы вожатые приезжали к
ним снова и снова, то эта тетрадь и для них
А так же эта работа будет полезна преподавателям вузов, зани- : мающимся
подготовкой студентов к работе в летних лагерях; работникам системы дополнительного
образования, которых интересует проблемы организации детского отдыха.
Как пользоваться тетрадью?
1. Внимательно читайте вопросы.
2. Изучите литературу по названной проблеме.
3. Не бойтесь высказывать собственное мнение.
4. Постоянно записывайте свои мысли и возникающие вопросы по изучаемой
проблеме.
5. Рассматривайте разнообразие вариантов решения проблемы как помощь, а не
как помеху в принятии решения.
6. Постоянно накапливайте информацию, которая сможет пригодиться в Вашей
работе вожатого.
Надеемся, что наша тетрадь станет Вашим спутником в конкретной деятельности,
поможет в возникающих ситуациях.
Нам бы хотелось услышать от Вас предложения, пожелания и конструктивные
замечания по совершенствованию рабочей тетради.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1817.