Гераклит: Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего - одно, из одного все.
Система (греч.) - целое, состоящее из частей.
Ганзен: системный подход - единство интеграции и дифференциации при доминировании тенденции объединения. Термин "системный подход" охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.
Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяются ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики, а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения. Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам или интегральным характеристикам объектов.
Границы применения системного подхода:
1) системный подход не самоцель, плоды его четкие теоретические и экспериментальные выводы;
2) системный подход применим только к тем объектам, которые обладают высокой степенью функциональной обособленности.
Типы системного подхода:
1. Комплексный (изучается только состав системы, нет отношений между элементами, элементами и целым);
2. Структурный (состав, отношения между элементами, нет отношения элементов и целого);
3. Целостный (рассматриваются все отношения).
Системный подход - применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.
Примеры применения системного подхода в психологии: выделение низших и высших психических функций, поведенческого и гностического компонентов интеллекта, различных сторон личности, тенденций и потенций, рассмотрение психики как подсистемы "человек-среда".
Одним из наиболее успешных является метод пентабазисовГанзена. Принципы гармоничного целого Ганзена: повторяемость, соподчиненность, уравновешенность, соразмерность. Пентабазис СПВЭИ: Субстрат состоит из Пространства, Времени, Энергии и Информации. Сознание = аффект (эмоции и чувства) + воля (мотив и действие) + перцепция (ощущения и восприятие) + мышление (речь и представление).
Генети́ческий подход — один из неофрейдистских теоретических взглядов на функционирование и принципы работы психики человека. Данный подход, наряду с адаптивным, был сформулирован английским психоаналитиком Эдвардом Гловеромв начале 1940-х в дополнение к оригинальным разработкам Зигмунда Фрейда в области метапсихологии.
Генетический подход направлен на изучение истоков любого психологического феномена; в соответствии с данной точкой зрения выдвигается основополагающее для психоанализа утверждение, согласно которому все стадии развития человека (с точки зрения биологии), а так же предпринятые в ходе развития действия и решения (воспоминания о которых могут быть даже вытесненными), остаются в психике индивидуума потенциально активными и их влияние на личность не прекращается; по сути, генетический подход обосновывает идею о психическом детерминизме и показывает, каким образом прошлое человека представлено в его настоящем.
Генетический подход постулирует влияние индивидуальной истории жизни человека на характер развития его психики, то есть берет во внимание биологические и конституционные факторы. Данный подход, согласно трактовке Борнесса Мура и Бернарда Файна, «обеспечивает возможность концептуализации регрессивных феноменов, а также оценку настоящего и будущих перспектив индивида». Примером «генетического» умозаключения служит утверждение, что любой невроз взрослого уходит корнями в существовавший у этого же человека в младенчестве инфантильный невроз.
Комплексный подход (комплексный подход к человеку) - систематическое изучение целостного индивидуально-психологического становления человека на всех этапах его пути жизненного.
Согласно принципам подхода комплексного к человеку, сформулированным Б. Г. Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех планах:
1. онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций - характеристика человека как индивида;
2. становление деятельности и истории развития человека как субъекта труда - характеристика человека как субъекта деятельности;
3. жизненный путь человека - характеристика человека как личности.
Результат объединения всех свойств индивида, личности и субъекта деятельности образует психологическую неповторимость человека, его индивидуальность.
Развитие человека рассматривается прежде всего с точки зрения формирования его как индивидуального целого, как конечный результат такого взаимодействия натурального и культурного рядов, онтогенеза и биографии, характер коего обусловлен в первую очередь конкретно-историческими условиями общественной жизни человека, когда структура социальных связей, реализующихся в совместной деятельности с другими людьми и в общении, переходит во внутреннюю структуру самой личности.
Комплексный подоход к человеку как целостному образованию, представленному в единстве его природных и социальных условий, позволяет исследовать его психологическое содержание по двум направлениям:
• субординационному или иерархическому, согласно коему более сложные и общие специальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
• координационному, согласно коему взаимодействие различных психических свойств и функций допускает относительную их автономию.
Показана сложная, но устойчивая взаимосвязь характеристик человека как индивида и как личности, выявлены закономерные стадии их возникновения и развития, определены возрастные и половые различия в их функционировании, установлена взаимосвязь между сенсорными, интеллектуальными, мнемическими и другими функциями и их зависимость от индивидуального жизненного пути человека.
Структурный подход.
Структурализм - течение в психологии, воплощающее тот же подход, что обеспечил успех химии и физики: расчленение на составляющие элементы.
Восходит к В. Вундту, который интересовался структурой сознания и считал главной задачей психологии изучение элементов сознания и выявление законов, по коим образуются связи между элементами.
Он и его сторонники попытались применить его в анализе осознаваемого внутреннего опыта, назвав его мыслительной материей и стараясь выявить и описать его простейшие структуры.
Сознание было разбито на психические элементы - своего рода атомы.
Приверженцы этой элементаристской (см. элементарная) доктрины были убеждены, что основной материал сознания - ощущения, образы и чувства.
Роль психологии они сводили к возможно более детальному описанию этих элементов.
Для достижения этого они применяли метод интроспекции экспериментальной - лучший, по их мнению, для психологии, отличающий ее от других наук.
Но в этом методе обнаружились серьезные недостатки, да и атомы сознания оказались мало похожи на физические атомы, ибо склонны постоянно меняться и развиваться.
Поэтому вскоре пришлось отказаться от взгляда на психологию как науку о структурах сознания, хотя в течение ряда лет он пользовался успехом.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 254.