Слушающий, разумеется, тоже прикладывает определенные усилия для понимания того, что ему говорят. Интересно, что когда мы слушаем, то повторяем про себя слова говорящего. Слова и фразы говорящего еще какое-то время "циркулируют" в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной.
Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь - спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма - повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим).
У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.
И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди - наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.
Письменная речь
Понятно, что основное отличие письменной речи от устной заключается в материальном носителе речи. В первом случае это бумага (монитор компьютера, иное), во втором - воздух (а точнее воздушные волны). Существуют однако существенные психологические отличия в таких способах общения.
В устной речи слова строго следуют одно за другим. Когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Устная речь представлена в восприятии слушающего лишь весьма коротким своим участком. В письменной же речи вся она целиком представлена в восприятии или же может быть представлена в ней сравнительно малыми усилиями.
Если представить, что роман какого-нибудь писателя это одно устное сообщение, то мы в любой момент можем вернуться в начало романа, чтобы посмотреть, например, как зовут того или иного героя, можем даже заглянуть в конец этого "сообщения", чтобы посмотреть чем оно закончилось. Исключением, быть может, лишь то, когда читаем роман в нескольких частях, а на руках имеем лишь одну из частей.
Эта особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя.
Письменная речь удобна и для пишущего: можно откорректировать написанное, четко структурировать текст, не боясь забыть того, что было уже сказано, можно подумать над эстетикой письменного сообщения и тем, как слово будет понять читающим, какой след оно оставит в его сердце.
С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности.
Колоссальную разницу между устной и письменной речи можно увидеть в следующем простом эксперименте. Возьмите диктофон и запишите свою речь и речь своих знакомых в повседневной деятельности. Потом изложите запись на бумаге. Мелкие огрехи, простительные и незаметные в устной речи, на бумаге выглядят как "большие и ужасные". Скорее всего, вам бросится в глаза, что вы сами и ваши знакомые говорят короткими, отрывочными фразами, постоянно сбиваются, меняют направление мысли, часто повторяются, используют слова-паразиты, ошибаются в лексике и т.п.
Интересно, что подавляющее большинство киногероев разговаривает значительно более складно, чем обычные люди в реальной жизни. Они говорят "как по-писаному", потому что их устная речь и есть на самом деле повторение письменной речи сценариста. При этом следует учесть, конечно, что вербальный интеллект большинства сценаристов выше среднего.
Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику). Для многих людей, имеющих маленький опыт письменной речи, это сущая проблема - как передать свои чувства, свое отношение к тому, о чем говорится, как "голым словом" склонить читающего к нужному действию.
Кинетическая речь
Речь движениями сохранилась у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции, в настоящее время он используется в основном в качестве эмоционально-выразительного сопровождения, то есть в виде жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность, ими можно настроить слушающего на тот или иной лад.
Существует однако довольно большая социальная группа, для которой кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Глухонемые люди - родившиеся такими или потерявшие возможность слышать в результате болезни, несчастного случая - активно используют язык жестов в своей повседневной жизнедеятельности. При этом следует учесть, что в данном случае кинетическая речь существенно более развита в сравнении с кинетической речью древнего человека за счет более продвинутой системы знаковых сигналов.
Внутренняя и внешняя речь
Внешняя речь связана с процессом коммуникации. Внутренняя речь является стержнем нашего мышления и всей сознательной деятельности. И мышление, и зачатки сознания присутствуют у животных, но именно внутренняя речь является мощным катализатором и того, и другого, что наделяет человека - в сравнении со всеми другими животными - просто сверхъестественными способностями.
Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика - услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью. Реверберации способны быстро "перетечь" в чисто внутреннюю речь.
Предположим, человек думал о чем-то своем, например о проблемах на работе. Кто-то рядом воскликнул: "Это ужасно!" В голове у первого человека может возникнуть цепочка примерно следующего вида: "Это ужасно... Ужасно... А ведь и на самом деле ужасно, что скоро придет новый начальник..."
Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.
ПОРОЖДЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
Порождение речи — 1) в психолингвистике и психологии речи — совокупность процессов перехода от речевого намерения к звучащему (или письменному) тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания).
Порождение речи — процесс последовательной реализации семантических, грамматических и прагматических правил, формирующихся у носителя языка на базе врожденных когнитивных структур. В традиции отечественной психолингвистики процессы порождение речи связываются с деятельностным характером речи. Это означает, что 1) последовательные этапы порождения речи соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т. е. предполагают ориентировку, планирование, реализацию плана и сопоставление результата с целью (контроль); 2) порождение речи осуществляется как иерархическая система процессов, включающая уровень акта деятельности, уровень действий и уровень операций; 3) процесс порождения речи предполагает обязательную мотивированность и целенаправленность; 4) порождение речи носит эвристический характер, т. е. при поставленной сознательной цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик порождения речи).
Фазовая структура порождения речи, впервые проанализированная Л.С. Выготским, включает "дограмматический" этап (план, замысел) внутреннего программирования высказывания, задающий содержательный инвариант высказывания (текста). Программа на этом этапе есть иерархическая система операций предицирования над исходными элементами типа семантизированных образов (предметных значений). На следующем этапе происходит переход от этой формы существования содержания к его оформлению в единицах языка (словах и словосочетаниях), а также от симультанной (одновременной, не развернутой во времени) предикативной организации к сукцессивной (линейной) последовательности языковых элементов, организуемой функционально-синтаксически, формально-синтаксически и в плане порядка слов (линейного синтаксиса).
Механизм выбора и организации слов в порождении речи является, по экспериментальным данным, вероятностным и связан с классами операций: поиска семантических признаков слова, поиска их звуковых признаков и учета их субъективной вероятностной характеристики. Эти операции позволяют либо обнаружить в вербальной памяти соответствующую лексическую единицу, либо создать новую (окказиональную), либо, если оба варианта оказываются невозможными, выразить данное содержание последовательностью слов.
Механизм грамматического конструирования высказывания также включает несколько классов операций: механизм грамматикализации программы, т. е. переход от нее к опорным словам высказывания; механизм закрепления грамматических "обязательств", если они требуются структурой данного языка; механизм грамматического прогнозирования высказывания; механизм перебора возможных прогнозов и их сопоставления с программой и др. факторами.
Понимание речи обычно трактуют как преобразование акустического представления речи в смысловое. Понимание речи следует отличать от распознавания речи, где целью является сопоставить речевое высказывание с соответствующими словами в словаре.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Первичное овладение речью совершается в процессе жизненно мотивированной деятельности общения. Речь ребенка развивается не в монологе, в диалоге - во взаимодействии с речью взрослых. В раннем возрасте речь развивается наиболее интенсивно (сензитивный период развития речи 2-5 лет). Это связано с интенсивными процессами созревания ЦНС и с ее пластичностью в этот период. Если этот период пропустить, т.е. лишить ребенка речевой стимуляции вследствие сенсорной депривации (при нарушениях слуха) или социальной депривации, будут наблюдаться задержки в развитии речи или полное ее отсутствие.
В подготовительном периоде развития речи, т.е. до начала говорения ребенок приобретает пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих. Первыми звуками ребенка являются крики - рефлекторные реакции, не являющиеся продуктом подражания, т.к. крики издают и глухие дети. По фонетическому составу первые звуки приближаются к гласным «а», «е», «у». Затем к ним прибавляется в виде придыхания звук близкий к «х» и к гортанному «р». Из согласных первыми появляются губные «м», «п», «б», затем идут зубные «д», «т», затем шипящие. В начале третьего месяца у ребенка появляется лепет (игра звуком). Лепет от крика отличается большим разнообразием звуков, меньшей связностью и большей свободой. В лепете ребенок овладевает произнесением разнообразных свободных по отношению к инстинктивным реакциям звуков. Благодаря лепету в дальнейшем возможно овладение звуковым составом речи окружающих.
Можно выделять иные этапы в доречевом развитии: гуление (с 1,5 до 4 месяцев): а-аа, уу-у, г-у, ш-т, бу-у, зы. Затем свирель (с 4 до 7 месяцев): аль-ле-елы, ага-аы. Затем следует лепет (7-8,5 месяцев): ба-ба, да-да (слоги). И, наконец, модулированный лепет (8,5-9,5 месяцев): мама, папа, дада с разнообразной интонацией. При первых проявлениях гуления мать начинает разговаривать с младенцем; ребенок подхватывает эти звуки и повторяет их. Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию более сложных предречевых реакций. Предречевые реакции будут развиваться плохо, если, хотя с ребенком и занимаются, он не может слышать себя и взрослого из-за громкой музыки, разговаривающих между собой людей. В таких случаях ребенок быстро умолкает. Другое условие - ребенок должен видеть лицо и губы взрослого, разговаривающего с ним. Уже к 6 месяцам звуки, произносимые детьми, напоминают звуки их родного языка.
Понимание речи окружающих предшествует овладению речью. С 5 месяцев дети начинают определенным образом реагировать на слова: поворачивают голову по направлению к называемому предмету; но подлинного понимания, настоящей речи здесь еще нет - нет смысловой связи слова и его значения, хотя есть ассоциативная связь. Если с той же интонацией произнести иностранное слово, ребенок все равно повернется к данному предмету. Т.е. слово ассоциируется с ситуацией, в которой его употребляют.
Первые осмысленные слова, произносимые ребенком, появляются к концу первого - началу второго года. Они состоят преимущественно из губных и зубных согласных, соединенных с гласным в слог, обычно многократно повторяющийся (мама, папа, баба). Взрослые превратили эти первые звукосочетания в наименование родителей. По своему значению эти первые слова выражают преимущественно потребности, аффективные состояния. Девочки начинают говорить несколько раньше - на 8-9 месяце, мальчики - на 11-12 месяце.
К полутора годам выделяется обозначающая функция речи. Ребенок начинает интересоваться названиями предметов, требуя от окружающих ответа на вопросы «что это?». В результате этой активности начинается быстрый рост словаря, особенно существительных. При содействии взрослых ребенок практически овладевает способом обращаться с вещами посредством слова. Он узнает, что посредством слова можно указать на вещь, обратить на нее внимание взрослых, получить ее. Посредством речи ребенок теперь может вступать в сознательное общение с окружающими. Ребенок пользуется отношением слова к обозначаемым им предметам, теоретически никак его не осмысливая.
Первоначально слово представляется свойством вещи, ее неотъемлемой принадлежностью («камень потому называется камнем, что он выглядит именно так, как звучит это слово»). Иногда у детей наблюдается кратковременный этап автономной речи. Это речь, во многом отличная от речи взрослых. Особенно развита автономная речь у детей - однолеток, растущих вместе (близнецов). Слова автономной речи - исковерканные слова из речи взрослых, обломки слов с часто встречающимся удвоением слогов (вава, биби, ляля, бяка, пипи, кака). Флексии и синтаксические соединения в ней отсутствуют. Слова автономной речи ситуативны - смысл слова определяется единой ситуацией, в которой встретились предметы, аффективно однородной. Значение слов автономной речи меняется от ситуации к ситуации. Она многозначна: одним словом ребенок обозначает очень широкий круг разнообразных предметов, т.е. семантической функции у этих слов еще нет.
В развитии синтаксиса отправным пунктом является слово-предложение, т.е. слово выполняет функцию предложения - выражает целую мысль. Однословным предложением, как правило, является существительное. В одном слове в разных ситуациях могут быть выражены разные мысли. Например, предложение «Рана» может означать «Я поранила палец утром» или «Пожалейте меня, у меня болит ранка». В возрасте 1,5-2 лет дети начинают говорить двух - трехсловными предложениями. Они представляют собой цепь однословных предложений. К 3 годам ребенок строит сложные предложения.
Постепенно происходит рост словарного запаса. В активной речи ребенка до 1,5 лет в среднем присутствует от 3 до 50 слов и употребляет он их редко, при том, что пассивный запас больше. После 1,5 лет наступает резкий скачок в развитии речи: к концу второго года дети знают около 300 слов, а к трем годам - до 1500. Существительные составляют 63% всех слов, глаголы - 23%, другие части речи - 14%. Первые 50 слов включают вещи, на которые ребенок может воздействовать. К 6 годам ребенок владеет около 10 000 слов.
Развитие грамматики и морфологии. Около 2 лет слова становятся как в речи взрослых зависимыми составными частями предложения - ребенок переходит к флексийной речи. С помощью флексий открывается путь к отражению отношений. Первые флексии (склонения и спряжения, сравнительную и превосходную степень) ребенок приобретает у окружающих. А.Н. Гвоздев выявил такую последовательность усвоения ребенком грамматических форм: число существительных - уменьшительная форма существительных - категория повелительности - падежи - категория времени - лицо глагола (от конкретного - к абстрактному). Овладение морфологией (словообразованием) происходит на основе выделения суффиксов. Пользуясь ими, ребенок самостоятельно образует словоизменения. Теперь обогащение словаря идет не только за счет отдельных слов, но и за счет овладения конструированием слов. Сначала слова употребляются в женском роде, потом в мужском, потом происходит их смешение и, наконец, слова употребляются правильно. К трем годам ребенок правильно употребляет падежи.
В 2- 2,5 года речь - это простое рядоположение главных предложений; придаточные предложения отсутствуют. Главные предложения не связаны или связаны союзами «и», «и вот», «и вот еще». С 2,5 лет появляются придаточные предложения: в речи ребенка устанавливаются отношения подчинения (между придаточным и главным) и соподчинения (между придаточными). В структуре речи начинает преодолеваться синкретическое единство. В речи выделяются отдельные, относительно самостоятельные части, которые связываются между собой пространственными и временными отношениями (когда, где). Около трех лет выделяются причинные отношения (почему), затем логические отношения (итак, поэтому, следовательно, хотя, но, несмотря на то, что), хотя само логическое мышление еще отсутствует. Развитие грамматических форм речи опережает развитие соответствующих понятий, мышления и тем самым служит развитию мышления. Формулируясь в слове, мысль формируется.
Развитие связной речи. Сначала общение ребенка ограничивается его ближайшим окружением. Речь в виде отдельных высказываний, просьб, вопросов и ответов включена в диалог, непосредственный контакт. Лишь затем появляется потребность передать смысловое целое (описание, рассказ, объяснение), предназначенное и для постороннего слушателя и ему понятное. Связная речь - это контекстная речь, речь понятная слушателю без учета ситуации в которой она произносится. В ней все понятно из самого контекста речи. Речь маленького ребенка является ситуативной - смысл его речи понятен, лишь в наглядной ситуации, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. От господства только ситуативной речи (3 года) ребенок переходит к овладению и контекстной речью (старший дошкольник). Ситуативной речью пользуется и взрослый в разговоре с собеседником, находящимся с говорящим в одной ситуации. К контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы наличной ситуации, предназначенное для широкого круга слушателей (читателей).
Особенности ситуативной речи: подлежащее заменяется местоимениями (он, она, они), причем не указано, к кому эти местоимения относятся; одно и то же местоимение в одном и том же предложении относится к различным субъектам; изобилие наречий («там», без указания, где именно). В качестве характеристики предмета фигурирует слов «такой», причем его подразумеваемое содержание поясняется наглядным показом. Ситуативная речь больше выражает, чем означает; она широко сопровождается мимикой, пантомимикой, интонацией, повторами. Например: «Там было на улице далеко флаг. Там была вода. Там мокро. Мы шли там с мамой. Там было мокро. Они хотели домой идти, а дождик капает. Потому что он хочет кушать, гости. Еще расскажу. Он хотел вот записывать, а сам не нашел». Дальнейшее развитие связной речи относится к школьному возрасту и связано с овладением письменной речью.
Проблема эгоцентрической речи. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети склонны к монологизированию - говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту речь Ж. Пиаже назвал эгоцентрической. По его мнению, она не служит целям общения и сообщения: это речь не для другого, а для себя. Она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли ее. Это речь ребенка о себе; со своей точки зрения, не учитывающая точек зрения других, и не приспосабливающаяся к ним. Эгоцентрическая речь является аккомпанементом к действию. Ж. Пиаже противопоставляет эгоцентрическую речь речи социализированной, которая выполняет функцию сообщения (сообщения мыслей, критики, вопросов и ответов, просьб, приказаний). Эгоцентрическая речь генетически первична, социализированная речь развивается путем ее вытеснения. В действительности с самого начала своего возникновения речь социальна, а эгоцентрическая речь предполагает мысленное обращение к реальному или предполагаемому слушателю. Другие исследователи обнаружили в высказываниях дошкольников гораздо меньший процент эгоцентрической речи (4-33%), чем обнаруживал Ж. Пиаже (46%) и социальную речь, которую Ж. Пиаже вообще не находил. С точки зрения Ж. Пиаже речевое развитие ребенка, так же как и его умственное, совершается самотеком, изнутри, без влияния взрослых.
Л. С. Выготский считает эгоцентрическую речь переходной от внешней коммуникативной к речи внутренней. Она выполняет интеллектуальную функцию осмысливания и планирования действия.
С. Л. Рубинштейн критикует и Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Он считает, что эгоцентрическая речь социальна. Она не является только речью - мышлением, как считал Л.С. Выготский; с ее помощью, не общаясь с другими людьми, человек создает себе социальный резонанс. Эгоцентрическая речь, располагая всеми экспрессивными средствами, является средством выражения и эмоциональной разрядки. Это речь с собеседником, который всегда слушает и всегда соглашается. Средством мышления эгоцентрическая речь служит в тех случаях, когда субъекта интересует не столько доказательность (объективная истинность) мысли, сколько ее убедительность (сила воздействия). Эгоцентрическая речь чаще наблюдается в моменты сильного эмоционального напряжения.
Развитие письменной речи. Обучение чтению связано с рядом трудностей, поскольку чтение - это не механическая операция перевода письменных знаков в устную речь, а своеобразная мыслительная операция. При чтении ребенок не может опереться на интонацию, паузы и другие подобные выразительные средства, которые способствуют пониманию устной речи. При чтении, опираясь только на текст, нужно определить относительный удельный вес и правильное соотношение входящих в текст слов и дать ему самостоятельное истолкование. Задача заключается в том, чтобы по опорным точкам (словам текста) правильно реконструировать его содержание как смысловое целое. Ребенок учится по-новому связно строить свою речь. Самостоятельное чтение предполагает некоторый уровень умственного развития и ведет к дальнейшему умственному развитию.
В начале обучения ребенка письму письменная речь отстает от устной и доминирование устной речи определяет письменную речь ребенка: ребенок пишет, как говорит. Из письменной речи выпадают выразительные элементы устной, и если ребенок не восполняет их письменными средствами, письменная речь оказывается беднее устной. В дальнейшем письменная речь благодаря своей продуманности, логичности, связности оказывает влияние на развитие устной речи, необходимой для ответа учителю, для связного изложения учебного и научного материала. Письменная речь должна отвечать требованию связности - смысловое содержание речи должно образовывать контекст, понятный для другого. Письменная речь должна быть точной - такой, в которой слова являются терминами, а их значения - понятиями. Термин определяется только в контексте определенной системы знания (контекстное слово). Связная и точная речь развивается в средней (не начальной) школе. Для письменной речи подростка характерно: пользование лирическими и риторическими выразительными средствами, употребление метафорических выражений, усложнение структуры; передача чужой речи не в форме прямой, а в форме косвенной речи; цитаты.
Л.С. Выготский выделил следующие стадии развития речи (употребления знака) в онтогенезе:
1) Примитивная натуральная стадия. Знак применяется в своей естественной форме. На этой стадии речь является доинтеллектуальной, а мышление - доречевым. Доинтеллектуальная речь – это крик и лепет, выполняющие эмоциональные и социальные функции. Доречевое мышление - наглядно-действенное мышление.
2) Стадия «наивной психологии». Около двух лет линии развития мышления и речи перекрещиваются, рождая новую форму поведения, характерную только для человека. Речь становится интеллектуальной, а мышление - речевым. Критерии этого перелома: а) ребенок начинает активно расширять свой запас слов («Как называется эта вещь?»); б) происходит быстрое увеличение запаса слов; ребенок как бы открывает символическую функцию речи.
Происходит соотнесение операции и значения. Знаки употребляются, но они не являются знаками в полном смысле слова: слово является именем предмета и долгое время остается для ребенка скорее свойством, чем символом вещи. Овладение грамматическими структурами и формами (внешняя структура речи) идет впереди овладения логическими структурами (внутренняя структура речи). Ребенок овладевает придаточным предложением задолго до того, как овладеет причинными, временными отношениями. На этой стадии ребенок не понимает причинно-следственных отношений.
3) Стадия внешнего знака. Знак употребляется во внешней форме, но с его помощью ребенок решает какую-то внутреннюю психическую задачу. Это стадия эгоцентрической речи, счета с опорой на внешние предметы.
4) Стадия «вращивания» (интериоризации). Происходит развитие внутреннего знака, внешняя операция становится внутренней. Появляется внутренняя речь и логическое мышление.
24 вопрос.Воля и волевые процессы. Функции воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества и их развитие.
· Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевые процессы предполагают участие сознания и характеризуются определенными усилиями со стороны человека.
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в условиях трудностей. В качестве конкретизации главной функции выделяют две другие – активизирующую и тормозящую. Первая побудит сходить в магазин за тортиком в дождь и снег (с градом), а вторая не позволит его съесть, потому что вернулся после шести.
Иногда функции ещё более конкретизируют:
· Сознательная регуляция активности
· Функция выбора мотивов/цели (борьба мотивов)
· Побудительная, активизирующая функция (мотивирование самого себя)
· Тормозящая (тормозит нежелательные действия) - выдержка, самоконтроль
По структуре волевой акт делится на несколько этапов. Поскольку произвольные действия всегда целенаправленны, всё начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. После осознания мотива происходит осмысление цели действия, параллельно идёт борьба мотивов, взвешиваются «за» и «против». Далее человек принимает решение, совершает внутреннее волевое усилие, которое и переходит во внешнее исполнение волевого действия.
Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению цели. Также выделяют такие черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется сделать, но что представляется неразумным или неправильным. Также к волевым качествам относят целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, решительность, последовательность.
Воля формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Они быстро сменяют друг друга и часто носят неопределенный характер.
На развитие воли влияют родительский стиль воспитания, школа. Ребенок может неосознанно развивать волевые навыки в стремлении быть похожим на родителя или учителя. Формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда человек приступает к трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития.
25 вопрос. Эмоциональные явления: классификация, функции, формы проявления. Теории эмоций.
Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.
Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.
Свойства эмоций:
I. Субъективный характер эмоций. Одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции.
II. Полярность эмоций. Эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…
III. Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.
Функции эмоций :
I. Регуляторная: под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления.
II. Оценочная: выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря этому эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.
III. Побудительная или стимулирующая
IV. Коммуникативная: мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Характеристики эмоций как основания для классификации:
I. Модальность. В психологической литературе существуют различные подходы к тому, сколько и какие из эмоциональных модальностей являются базовыми. Разные авторы называют различное число базисных модальностей – от двух (удовольствие-неудовольствие) до десяти. В отечественной психологии В. Д. Небылицыным было предложено рассматривать три главных модальности: радость, гнев, страх. Остальные же эмоции являются их производными или сочетаниями. Дискуссионным остается вопрос о необходимости включения также эмоции печали в структуру исходных модальностей эмоциональной сферы. По мнению О. П. Санниковой, «эмоции таких паттернов как «радость» и «печаль» относятся к одному и тому же качественному континууму, занимая в нем полярные позиции». Другие же авторы считают, что эмоция печали обладает собственными отличительными особенностями (Л. М. Аболин, 1987; Н. М. Русалова, 1979 и др.). А. И. Макеева рассматривает как основные следующие эмоциональные модальности: радость, удивление, страх, страдание, гнев, презрение. Шесть базисных эмоций называет и А. Т. Злобин: страх, грусть, гнев, стыд, радость, бесстрашие.
В зарубежной психологии три основные модальности эмоций выделяли Дж. Уотсон (страх, ярость и любовь) и Дж. Грей (тревожность, радость-счастье и ужас-гнев). Р. Вудвортс при попытке классифицировать мимические эмоциональные проявления людей смог выделить следующие основные группы: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение. Р. Плутчик называет восемь первичных эмоций-модальностей, соответствующих основным прототипам адаптивного поведения: принятие, отвращение, гнев, радость, страх, горе, удивление, интерес.
Однако наиболее разработанной, сфокусированной на отдельных эмоциональных модальностях, является «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фундаментальных эмоций:
ü интерес – интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;
ü радость – эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;
ü удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;
ü печаль – переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;
ü гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;
ü отвращение – эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов;
ü презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;
ü страх – эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и/или психическому Я с выраженной тенденцией к бегству;
ü стыд – переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, способствующее как соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих;
ü вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.
II. В зависимости от степени осознанности эмоции подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознанности эмоций и разные формы ее искажения. Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действиями, к которым она побуждает, - с другой. Изменение осознания эмоциональных переживаний, по мнению Я. Рейковского, может проявляться в следующих формах: 1) неосознавание самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.); 2) неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, боязнь неуспеха — как отсутствие заинтересованности); 3) неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания); 4) неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызванным ею поступком (так, родитель считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).
III. Предметность. В зависимости от связи эмоциональных переживаний с конкретным объектом эмоции бывают предметные и беспредметные.В. К. Вилюнасом была предложена функциональная классификация эмоций (по их функциональным характеристикам и роли в регуляции деятельности). Рассматривая эмоции в качестве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их на:
ü ведущие – переживания, окрашивающие в образе среды предметы потребности и превращающие их тем самым в мотивы. Такие переживания являются непосредственным субъективным коррелятом потребности, объективизируя ее в предметной деятельности. Ведущие эмоции предшествуют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность;
ü производные – ситуативно значимые переживания, возникающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.
IV. Степень произвольности. В зависимости от возможности произвольной регуляции и контроля поведения эмоции бывают произвольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень выраженности.
V. По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирования, и приобретенные,формирующиеся под влиянием индивидуального и социального опыта.Согласно Г. А. Вартаняну и Е. С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными ижестко связанными с нарушением или восстановлением гомеостаза в организме. Такие переживания функционально неразрывно слиты со специализированными безусловнорефлекторными реакциями и являются безвероятностными (возникают в ответ на определенный внешний раздражитель с вероятностью, равной 1). Вторичные эмоции формируются на базе первичных в результате индивидуального опыта адаптации.
VI. По уровню развития эмоции подразделяются на низшие – связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека, и высшие – связанные с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций также различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т.д.).
VII. Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции появляются обычно при однократном воздействии и отличаются неустойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.
VIII. Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождаются выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.
Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристикам) существуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному содержанию). Примером такого различения эмоциональных явлений является классификация Б. И. Додонова, который подразделяет эмоции в зависимости от их субъективной ценности для человека:
I. альтруистические – возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (преданность, жалость, сочувствие и др.);
II. коммуникативные – возникающие на основе потребности в общении (симпатия, уважение, признательность, благодарность, обожание и др.);
III. глорические – связанные с потребностью в самоутверждении, в славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязвленного самолюбия и др.);
IV. праксические – вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);
V. пугнические – происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решительности, соперничества и др.);
VI. романтические – связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);
VII. гностические – связанные с потребностью в познавательной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия и др.);
VIII. эстетические – связанные с лирическими переживаниями, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство прекрасного и др.);
IX. акизитивные – возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию (чувство обладания и др.);
X. гедонистические – связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботности, веселья и др.).
Основным недостатком предложенной Додоновым классификации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, отсутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.
Классификация эмоций
В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.
Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).
Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.
Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.
Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:
I. Моральные (нравственно-этические).
II. Интеллектуальные, практические.
Психологические теории эмоций
В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)
I. «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.
II. «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.
III. Круг Папеса и теории активации. Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».
IV. Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют когнитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.
V. Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:
ü Эмоция = П х (Ин – Ис). П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.
Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций:
I. Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.
II. Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.
III. Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).
IV. Когнитивная психология – есть нормальная экспериментальная база.
ü Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.
ü Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.
V. Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».
VI. Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.
26 вопрос.Теории мотивации в зарубежной психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, школа К. Левина, когнитивная психология и др.).
Необихевиоризм
Толмен:: молекулярное определние поведения - стимул -реакция, как набор физических и физиологических компонент (Уотсон). Молярное определения - поведение это не только сумма физических компонент, но наличие некоторых собственных черт (это целостный акт) (Толмен). Описательные свойства поведения как молярного феномена: 1. характеризуется направленностью на цель или исходит из целевого объекта или целевой ситуации; 2. Характеризуется специфической картиной обращения с вмешивающимися объектами, используемыми в качестве средств для достижения объекта; 3. Селективность, избирательность, выражающаяся в большей готовности выбирать средства, ведущие к цели более коротким путем. Скрытое (латентное) обучение - научение без подкрепления. Между стимулом и реакцией есть дополнительная промежуточная переменная, которая влияет на научение. Поведение животного определяется не только внешними условиями, но и представлениями о среде. Когнитивное научение: подкрепление - возможность проверить свои представления об окружающей среде. Поведение - как целое, оно имеет свой результат (конечную цель), а способы ее достижения различны. Реакция на условия в соответствии со своими представлениями. Толмен также критикует Уотсона за исключение из поведения его мотивационно-познавательных компонентов, откуда проистекает невозможность объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность.
Халл: Стимул-организм-реакция. Основная детерминанта поведения потребность. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного на разные потребности. Важное условие образование связи - смежность стимула, реакции и подкрепления, которые снижают потребность. (Торндайк: сила связи зависит от количества подкрепления и отсрочки подкрепления).
Торндайк: Модель связи стимула и реакции: 1. Исходный пункт - проблемная ситуация; 2. Организм противостоит ей как целое; 3. Он активно действует в поисках выбора; 4. Выучивается путем упражнения. Проблемная ситуация - такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее строить собственными усилиями. Интеллектуальный акт - решение проблемы, оно достигается активными действиями индивида, благодаря которым устанавливается наиболее выгодная координация со средой.
! Он включает в объяснение поведения мотивацию. Эксперименты на повышение активности крыс в условиях пищевой депривации.
Психоанализ
3. Фрейд: единый источник всех мотивационных проявлений личности - либидо. Динамика развития личности заключается в смене объектов, но кот направлена мотивация с помощью продуктивного механизма сублимации или ряда невротических механизмов.
Г. Мюррей: организм и среда - неразрывная целостность. В основе поведения потребность и давление (вместе). Давление - некоторое воздействие, оказываемое некоторой ситуацией на субъ-та. Давление актуализирует соответствующую ей потребность, потребность ищет соответствующее ей давление. 20 потребностей и 16 типов давлений. Давление + Потребность = Темы. Жизнь - сочетание разных тем.
Т.обр. психоанализ рассматривает мотивацию как в ситуации, так и а жизненной перспективе. На содержание потребностей влияет детский опыт субъ-та преде всего. Гештальт-психология
К. Левин: понимание поведения исходя из целостной психолгии ситуаций в кот включен субъ-т. Поведение как ф-я поля, сложившегося в данный момент. Поведение - ф-я от личностных факторов и факторов окружения. Подход Левина к мотивации можно отнести к гомеостатическому. Когда баланс между субъ-ом и системой нарушается, у чел-ка возникает состояние напряжения, кот чел-к пытается снять, предпринимая для этого определенные действия. Эта напряженность - квазипотребность - намерение совершить какое-либо целенаправленной действие.
Неудовлетворенные потребности м/б удовлетворены через замещающие действия, сходные с незавершенными.
Когнитивная психология
Когнитивные теории динами мотивации предполагают, что чел-к в своем поведении стремится к тому, чтобы достичь согласованности различных информативных потоков.
Теория когнитивного диссонанса Фестингера: основным постулатом теории явл наличие у человека потребности в гармонии (конгруэнтности) мира и себя самого. Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция — это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается как неприятное, дискомфортное состояние, кот побуждает активность, направленную на его устранение и восстановление согласованности содержаний сознания. Енденция к когнитивному согласованию мотивационных эффектов и представлений о характеристиках ситуаций, связанных с удовлетворением потребностей, порождает развертывание сложных процессов интерпретаций и переинтерпретаций, позволяющих снять имеющиеся противоречия. Состояние диссонанса между когнициями Х и У возникает тогда, когда из когниции Х следует не У. Состояние консонанса между Х и У, с другой стороны, существует тогда, когда из Х следует У. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция X), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция У). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: изменить одну из когниций (в данном случае — перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих в диссонантные отношения когниций (решить, что полнота — не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки веса); добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).
Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге — к изменению поведения.
27 вопрос. Сущность и структура мотива, стадии его формирования.
Потребности и мотивы.
МОТИВ - это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность.
Это причина, лежащая в основе выбора поступка или действия личности.
В рамках мотивационной теории личности (гуманистическая психология Маслоу) -иерархическая пирамида потребностей:
1) физиологические (голод, жажда, секс, сон);
2) безопасности (порядок, стабильность);
3) контактов и любви;
4) в признании, уважении и оценке;
5) в самоактуализации (это самая высшая).
Отечественная психология - общий механизм возникновения мотивов: поиск объектов для реализациипотребности - превращение найденных объектов в мотивы (опредмеченные потребности) (Леонтьев). => развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей действительность.
Источником развития мотивов является процесс развития общества (ценности, интересы, идеалы), которые при их интериоризации становятся реально действующими мотивами.
Мотивы:
1. неосознанными (установки, влечения)
2. осознанными (большие жизненные цели).
Мотивационная сфера личности - вся имеющася у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, интересов.
Отличается:
• широтой - разнообразие мотивационных факторов;
• гибкостью - разнообразие средств удовлетворения потребностей;
• иерархичность - отражение в сознании человека значимости той или иной потребности.
Иерархия меняется с возрастом и развитием, в момент опасности, зависит от референтной группы, общества с его установками, ценностями, жизненным укладом, в процессе их освоения.
Мотив - материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя активность (деятельность).
Мотивы конкретизируются в целях. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Целью субъекта является представление о конечном результате, который является полезным и необходимым (с точки зрения личности).
Классификация потребностей:
1. Олпорт (низшие, высшие)
2. А. Маслоу (базовые, Пт безопастности, социальные, познание, самоактуализация).
Механизмы развития потребностей:
1. сдвига мотива на цель (Леонтьев);
2. идентификации (с конкр чел);
3. принятия соц ролей ( с обобщенным образом).
Функции мотива:
1. побуждающие
2. направляющая
3. стимулирующие
4. регулирующая.
Соотношение потребностей и мотивов:
1. Потребность дает толчок к возникновению мотива;
2. Потребность преобразуется в мотив после опредмечивания;
3. Потребность - часть мотива - В.А. Иванников;
4. Потребность = Мотив - Рубинштейн, Божович, Платонов;
5. А.М. Леонтьев: субъект желания не является мотивами, т.к. сами по себе не могут породить направленную деятельность; потребность может не побуждать деятельность, но детерминировать поведение опосредованно; потребность не' может объяснить причину действия. Мотив - не переживание потребности, а предмет, в кототором она конкретизируется.
28 вопрос.Мотивация и личность. Направленность личности.
Понятие мотивации, её структура в психике человека. Мотивационная сфера личности.
Термин "мотив" – в буквальном смысле слова обозначает "побуждение", или от латинского слова "moveo" – двигаю. Понятия мотива и мотивации включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения: 1) внешней мотивации и соответственно внешне мотивированного поведения и 2) внутренней мотивации и соответственно внутренне мотивированного поведения.
Внешняя мотивация — конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я (self) личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.
Внутренняя мотивация — конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.
Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название "потребность") организму (личности). Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудителъное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Мотивационная сфера личности динамична, мотивация тесно связана с эмоциями и влияет на них. И наоборот, эмоции могут обусловливать силу, длительность и устойчивость мотивации. Мотивационная сфера определяет волю человека, и взаимоформирует эмоционально-волевую сферу его личности.
Механизмы мотивационной сферы личности - осознание потребности, ее стимула, трансформирование потребности в мотив, осознание мотива.
Сила мотива - показатель непреодолимых стремлений личности. Она оценивается по глубине осознания потребностей и по интенсивности мотива.
Устойчивость мотива оценивается по наличии мотива во всех основных видах деятельности и сохранению ее влияния на поведение и деятельность человека в сложных (экстремальных, стрессовых) условиях.
К динамической стороне мотивов относятся свойства нервной системы, темперамента, сила ВНД и др. показатели, связанные с индивидуальной типологией и эмоционально-волевой сферой личности.
Содержательная сторона мотивов формируется на основе двух первичных полюсов:
1 - биологические потребности
2 - воспитываемые взрослыми специфически человеческие потребности (эмоциональные, познавательные, моторные и рецепторные потребности).
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.
Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением.
Направленность личности. Виды потребностей. Интересы и склонности.
В качестве ведущей характеристики личности выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Влечение – это наиболее примитивная биологическая форма направленности, это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность, является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.
Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент.
Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. При его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности. Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью.
Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные выше психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией. Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Сами мотивы формируются из потребностей человека.
Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.
Потребности по Маслоу: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации – образуют так называемую пирамиду, в основании которой лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, составляют ее вершину.
29 вопрос: Мотивация и деятельность.
Деятельность - активность человека, направленная на достижение сознательного выполнения поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов.
Поведение описывается как мотивированное либо "изнутри" (интринсивно), либо "извне" (экстринсивно).
Из учебника Маклакова "Общая психология" взяла инфу
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.
Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.
Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.
Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иврархизированностъ. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.
Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.
30. Психическое состояние: категориальные признаки и механизмы детерминации. Состав, структура, функции психических состояний.
Извините за многабукафф, но сокращала как могла.
По конспекту: «Психическое состояние – отражение личностью ситуации в виде целостного сочетания (синдрома) различных психологических характеристик человека, развертывающихся в континууме времени и выражающих единство поведения и переживания».
(из учебника Прохорова)↓
Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.