Классификация психических состояний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Трудность в классификации: часто ПС пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния.

 

32 вопрос. Функциональные структуры психических состояний. Взаимосвязь психических состояний с психическими процессами и свойствами.

 

Функциональная структура- это функция какой-либо структуры (структура-нечто неизменное) в динамической (изменяющейся) системе.

Концепция функциональных структур психических состояний (ПС). Эта концепция дает возможность выделить и описать основные структуры, обеспечивающие функции состояний в психическом целом. При многократном повторении деятельности в течение длительного времени и ее цикличности происходит развитие психических процессов, выделение типичных состояний, формирование свойств личности. Основными временными интервалами, в которых осуществляются данные изменения, являются временные периоды, длящиеся час-день. Возникающие вследствие этого психические состояния служат основным механизмом в преобразовании психологических свойств и изменении психических процессов, а также в организации качественно новой психологической структуры личности, необходимой для эффективного функционирования субъекта.

Данные изменения становятся возможными благодаря интегрирующей функции психических состояний, которая в пространственно-временной и информационно-энергетических координатах связывает, с одной стороны, особенности внешней среды, а с другой - психические процессы и психологические свойства, образуя соответствующие функциональные структуры.

Если упорядочить функции психических состояний по пространственно-временной и информационно-энергетическим координатам, будут получены следующие структуры.В отрезке реального времени (секунд – минут), связанном с ситуацией, психические состояния служат связующим звеном между процессами и свойствами личности, обуславливают адекватную реакцию на ситуацию. В этом случае состояние выступает как реакция личности. В диапазоне текущего времени (час-день), связанном с деятельностью и социальной функцией, психические состояния обеспечивают интегрирующую функцию, формируя «психологический строй» личности, овладение способами и приемами саморегуляции, участвуют в формировании и закреплении психологической структуры личности. В этом случае в состоянии отражается его качественные характеристики. В границах длительного времени (месяц и более), связанного с жизнедеятельностью и образом жизни, психические состояния обеспечивают регуляцию психических процессов и проявлений свойств, организацию деятельности и поведения, отражают сформированные свойства, трансформации и акцентуации характера. В данной функциональной структуре состояние проявляет себя как состояние –свойство.

 В пространственно-временной и информационно- энергетических координатах возможно построение следующей трехуровневой структурно-функциональной модели психических состояний личности. Для первого уровня характерны оперативные (реактивные) психические состояния. Основная функция - связывание психических процессов и свойств для обеспечения адекватной реакции.

Второй уровень. Основные функции - формирование и закрепление психологической структуры личности через повторение психических состояний, образование,структурирования и закрепления комплексов из отдельных элементов структуры личности; овладение саморегуляцией и самоорганизации деятельности.

Третий уровень - функция регуляции психических процессов и психических свойств, организация деятельности и поведения. ПС отражаютсформированные и трансформированные в жизнедеятельности черты характера, свойства, акцентуации и др.

От уровня к уровню происходит последовательное повышение сложности всех составляющих функциональной структуры психических состояний со стороны структурного содержания и состава, а также функций. Например, ситуация - относительно простой элемент деятельности, а повторяющиеся деятельности входят в основное содержание понятия образа жизни.

Функциональные структуру отличаются между собой по выполняемым функциям (простите за тавтологию),по взаимодействующим составляющим психики, а также по специфике общего, особенного и единичного.Объяснение того, что является общим, особенными единичным: изучение психических состояний с позиции общего, с одной стороны, связано с исследованием взаимоотношений, особенностей внешней среды и временных характеристик, а с другой - с психическими процессами и свойствами, образующими соответствующие функциональные структуры. Рассмотрение функциональных структур психических состояний с позиций особенного связано с выделением типичных деятельностных, временных и возрастных особенностей психических состояний, включенных в типичные функциональные структуры и характеризующиеся специфической картиной взаимодействия с подсистемами целостного организма (например, свойствами темперамента, чертами характера).Такая типология психических состояний, ходящих в функциональные структуры, связана с часто повторяющейся и длительной деятельностью, благодаря чему происходит центрирование необходимого набора психических состояний в функциональной системе и образование относительно устойчивых функциональных структур.

Единичное представлено отдельными состояниями, входящими в типичные функциональные структуры.

· Взаимоотношение психических состояний психическими процессами и свойствами. Во взаимоотношениях процессов и состояний существуют следующие закономерности. Психические процессы по-разному «включены» во взаимодействие с состояниями. Своеобразие связи психических процессов с состояниями обусловлено деятельностным и возрастными факторами. Например, существует специфика взаимодействия процессов и состояний группах школьников и студентов: в функциональной структуре состояний школьников по сравнению со студентами в большей степени представлены кратковременная память, самостоятельность соображения, логичность мышления. В свою очередь, для студентов характерна большая включенность в функциональную структуру состояний оперативной памяти, интеллектуальной активности и так далее. Эти результаты отражают специфику деятельности обеих групп.

· Закономерности взаимоотношений психических процессов и состояний выявляются через их интеграцию, дезинтеграцию и дифференциацию.

· Процессы интеграции связаны с конвергенцией психических процессов к отдельным состояниям,дезинтеграции – с распадом предшествующих структур, а дифференциация – с образованием структурно-функциональных блоков из разных процессов и состояний в ходе деятельности. Эти проявления интегрирующей функции состояний обеспечивают адаптационное поведение личности в ситуациях деятельности; возникновение и закрепление новых образований в ее структуре.

· При повышении сложности и трудности деятельности усиливается включенность психических процессов во взаимодействие с состояниями: увеличивается интенсивность взаимодействия. Это является проявлением общей закономерности увеличения связанности системы при усложнении функционирования.

Одной из характерных особенностей взаимодействия психических процессов и состояний является влияние психических состояний на динамические характеристики психических процессов. Одни состояния являются «сквозными», оказывающими воздействие на протяжении всего процесса, обеспечивают фон, на котором происходят изменения.Другие состояния влияют на «начало» развертывания психического процесса, являясь «пусковыми», третьи «обеспечивают» основной ход процесса, четвертая влияет на его завершение.

Взаимоотношения психических состояний и психологических свойств характеризуются рядом закономерностей. Выявлена специфика взаимоотношений в зависимости от иерархической организации свойств личности, где свойства нижележащего уровня в меньшей степени связаны с текущими состояниями по сравнению со свойствами более высокого уровня организации.Психологические свойства личности в значительно большей степени по сравнению с психическими процессами включены в функциональную структуру психических состояний. Это связано с тем, что совокупность свойств личности, определяющих ее профиль, представляет собой тот рельеф, который обуславливает своеобразие состояний субъекта, то есть выступает как развернутое во времени проявление психологических свойств личности, их психологического бытия.

Существуют различия в величине включенности психологических свойств в функциональную структуру состояний, связанные с разными внешними и внутренними факторами, обуславливающими больший или меньший«вклад» личностных свойств.

Существует тенденция возрастания связанности свойств личности более высокого уровня иерархии(например, характер) по сравнению со свойствами относительно низкого уровня (типологические свойства нервной системы). Это свидетельствует о доминировании психологических свойств более высокого порядка в функциональной структуре состояний. С другой стороны, результаты наблюдений свидетельствуют о том, что состояния в большей степени отражают черты характера субъекта как совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, как единства личности.

Установлено, что определенное отношение субъекта к деятельности приводят к актуализации соответствующих черт характера, последние, в свою очередь, ведут к изменению психического состояния, т.е. в зависимости от деятельности и отношение к ней образуется комплекс взаимосвязанных черт характера, обуславливающий психическое состояние. От выраженности черт характера, входящих в данный комплекс, зависит интенсивность психического состояния, а также интенсивность протекания психических процессов, физиологических реакций,переживаний и поведения, входящих в структуру состояния. Эти изменения носят качественный и количественный характер. Могут быть положительными или отрицательными, в зависимости от отношения к деятельности.

Уровень интенсивности значимого отношения личности определяет также степень обусловленности психического состояния чертами характера. При высокой интенсивности значимого отношения состояние обусловлено преимущественно чертами характера входящими в симптомокомплекс данного отношения. При среднем и низком уровне отношения состояние связано с чертами характера входящие в другие симптомокомплекс, то есть в этом случае ПС обуславливается иными значимыми отношениями и чертами характера.

На устойчивость взаимодействия накладывает отпечаток иерархическая организация психологических свойств личности: более высокий уровень организации личности реализуется в большей устойчивости связи с состояниями.Благодаря высокой устойчивости достигается больший«вклад» личностных свойств в актуализацию психических состояний, становится возможным осуществление саморегуляции, самоуправления и самоорганизации состояний, то есть их личностная регуляция.

Соотношение устойчивости - неустойчивости взаимодействияпредставляет возможность функциональным структурам состояний, входящим в целостную систему психического, сохранять качественное своеобразие, устойчивость основных характеристик состояний и образованных ими структур. С другой стороны, наличие относительно неустойчивых связей позволяет функциональной структуре состояний оставаться в достаточной мере адаптивнойподсистемой, обеспечивающей приспособительный эффект в целом.

Связи психических состояний и психологических свойств более устойчивы по сравнению с аналогичными связями состояний и процессов. Психологические свойства личности более высокого уровня организации характеризуется большей устойчивостью по сравнению со свойствами, находящимися на иерархически более низком уровне личностной организации. Кроме того, высокая устойчивость структурообразующих связей лежит в основе формирования и развития новых черт и качеств личности через структурирование и закрепление комплексов из отдельных элементов функциональной структуры.

Характерной закономерностью взаимодействия психологических свойств и психических состояний является наличие множественных связей между ними. В следствие этого достигается участие всех сторон личности в актуализации психических состояний и их регуляции.

Существует ведущиесвойства со стороны характеристик личности, взаимоотношения с которыми оказывают наибольшее влияние на актуализацию, длительность и устойчивость ПС субъектов в процессе деятельности.Доминирующие связи ведущих связи свойств личности обуславливают специфику психических состояний, их модальность, качество и др.

Один и тот же процесс находится под влиянием множества разных состояний одно и то же состояние влияет на разные психические процессы состояния и свойства личности.

 

Целостная модель функциональной структуры психических состояний представляет уровневую организацию, состоящую из взаимосвязанных между собой системных характеристик: состава, структуры, функций и параметров среды. Отношения между уровнями - отношения включения. Такая сложная организация функциональной структуры состояний, изменяя«психологической строй личности» обеспечивает уравновешивание психологических особенностей субъекта в соответствии с требованиями предметно-профессионального характера деятельности, внешней среды. Вследствие этого формируются адекватные свойства личности, развиваются психические процессы, осваиваетсясаморегуляция, обеспечивается достижение цели деятельности.

В функциональном аспекте повышение сложности выполняемых функций сочетается с изменением состава структурной организации состояний, а также усложнением взаимоотношений со средой.Этот процесс в отрезке текущего времени представляет композицию (агрегирование) состояний- от пространства отдельных состояний(функциональное единичное), к промежуточному уровню (функциональным комплексам). Особенностью последнего является структурирование состояний в комплексы( блоки), появление новых свойств, выполнение специфических функций в целостном психическом и более сложное взаимодействие со средой (ситуациями жизнедеятельности)

Дальнейшее повышение сложности в ходе агрегирования приводит к качественно новому уровню - целостной функциональной структуре состояний (функциональное целое). Этот уровень характеризуется взаимоотношениями с более крупными образованиями внешней среды, спецификой проявления общих и возникновением новых функций в целостном психическом.

Более высокие уровни включает в себя более низкие и функциональная структура психических состояний характеризуется организованностью в основе которой лежит определенный порядок взаимоотношений внутри структуры, а также дифференцированность от других систем. Функциональной структуре присуще относительно фиксированное число связей с конкретными состояниями, образующими эшелоны разного уровня взаимодействия. Вследствие этого осуществляется влияние одного состояния на другое. Связи между состояниями в функциональной структуре являются основаниями для управления последними в процессах само- и гетерорегуляции. Определённое соотношение устойчивости-пластичностисвязей внутри структурпредставляет возможность для перестройки функциональной структуры в процессе адаптации субъектов к требованию предметной и социальной среды.

Ккаждый уровень организации функциональной структуры направлен на обеспечение адаптационного эффекта- уравновешивание субъекта со средой.Поэтому и функции психических состояний, с одной стороны, связаны с социальным функционированиемсубъектов и внешней деятельностью, а с другой- с психическим целым и его составляющими,обеспечивая психологический строй личности.

 Отдельные состояния рассматриваются как функциональные единицы целостной структуры. Их функции: интеграция психических процессов и психологических свойств; отражение характерных особенностей предметной, социальной среды и внутренних факторов; энергетическая- ее проявления во влиянии на состояния на активность психической деятельности, продуктивность. Функции эти реализуется посредством связывания психических процессов и их закрепления за определенным психическим состоянием.

Более высокий уровень состоит из блоков состояний.Они реализуют требования оптимального выполнения постоянных социальных функций.

Уровень целостной функциональной структуры психических состояний. На этом уровне происходит взаимодействие с крупными единицами среды- деятельностью, общением группами и коллективами. В результате этих взаимоотношений происходят изменения обеих систем.Функции этого уровня – отражение, интеграция, энергетическая функция, формирования, развития - предстают в новом обобщенном виде,объединяющим функции других уровней.Они изменяют целостную психическую деятельность и связаны с внешней, предметной и социальной средой.

 

33.Характеристика неравновесных психических состояний, их функции и динамика. Роль ситуации в возникновении неравновесного состояния.

 

Любое психическое состояние неравновесно, однако есть более неравноовновесные и относительно равновесные.

Н.С. – это состояние, отклоняющееся от нормы (связаны с повышенной (ярость, страсть, аффект) или пониженной (депрессия, грезы, апатия) психической активностью).

Виды Н.С. с высоким и низким уровнем психич.активности:

· Положительные (радость, восторг, релаксация, блаженство, гордость);

· Отрицательные (ярость, гнев, депрессия, страх, стыд, вина, отчаяние)

по структуре различают:

· Моносостояния – включают 1 компонент, например, ярость

· Полисостояния – несколько компонентов, например, состояние мобилизации.

 

Н.С, м.б: Обратимые(кратковременные- в основе конфликты, обиды; субъект всегда может вернуться к разрешению ситуации; изменить поведение; состояния- испуг, страх, растерянность,) и необратимые- долговременные; действие завершено и событие невозможно изменить (потеря близкого); реакция на ситуацию острая; состояние интенсивное шоковое.

 

Свойства Н.С.:

1) Неустойчивость во времени. состояния пониженной активности длятся дольше, но все равно стремятся к стабильности, равновесию. Чем интенсивнее состояние, тем оно короче.

2) Энергоемкость. Состояние содержит в себе некоторую энергию. Чем выше интенсивность состояния, тем больше энергии оно содержит.

3) Развитие. Неравновесные ПС обусловливают возникновение новообразований в структуре психических свойств личности (появление новых черт характера, установок, смыслов и т.д).

Условия возникновения Н.С.:

Ситуация – внешний или внутриличностный конфликт. Не любая ситуация, а ситуация, имеющая для человека большой личностный смысл. Возникают в особых условиях жизнедеятельности, в критические, напряженные, трудные периоды.Образование новой функциональной структуры (неравновесного состояния) возникает в виде внезапного скачкообразного ответа системы («катастрофы») на изменение внешних условий.

Н.С. проявляются в неадекватном, непредсказуемом поведении. Физиологически – учащение сердцебиения, дыхания, пульса, или наоборот (в зависимости от психич.активности).

Н.С. со стороны психич. процессов: отсутствие ощущений; отсутствие логики; нарушение речи- молчаливость; рассеянное внимание; сердечнососудистая сист- боль головокружение, бессонница, сонливость.

Динамикапротекания Н.С. определяется ситуацией. В зависимости от того, насколько ситуация напряженная, «особая».

2 типа динамики: 1 - возникновение Н.С. по мере разрешения при использовании саморегуляции, сила обратимости плавно переходит в равновесное состояние;2 - возникает острое неравновесное состояние высокой энергетич. уровня(амнезия, речь и мышление ухудшаются, эмоции заторможены).

Важная функция Н.С. – они обусловливают возникновение новообразований в структуре психологических свойств личности.Возникшее новообразование, например, в виде нового обобщения (новое по­нимание, смысл, новое значение и пр.), приводит к сглаживанию неравновесности и переходу системы (субъекта) в отно­сительно устойчивое (равновесное) состояние. Этим завершается цикл «равновесие—неравновесие—равновесие» до следующего нарушения равновесия — ситуации, приводящей субъекта в состояние неравновесности.

Формирование новообразований: 3 стадии:

1. Стадия зарождения. Формирование динамически оформленного ядра, состоящего из психических процессов, в которых данное новообразование (а в последующем и свойство) проявляется, и конкретной деятельности или ситуаций жизнедеятельности, на основе которой оно развивается.

2. Стадия развития. Повышение выраженности новообразования, его закрепленияв конкретной деятельности и поведении.

3. Устойчивое новообразование. В результате закрепления переходят в устойчивый характер и становятся свойствами. Приобретенное свойство может продуцировать то или иное состояние (то состояние, в котором возникло это свойство) и влиять на специфику протекания равновесного состояния.

 

34 вопрос. Семантические пространства психических состояний. Динамика, феноменология и возрастные особенности семантических пространств психических состояний.(Если не устроит, есть целая книга А.О Прохоров и диссертация его дочери Диночки (которые я ебала в рот, где НИХУЯШЕЧКИ не понятно))

С.П.-включает в себя изменчивые характеристики- 1) типичны, состояния распознаются субъектом;

2) связаны со спецификой состояний под воздействием факторов возрастного, полового.

3) субъективные семантические пространства рассмотреныкак модельная форма репрезентации содержания индивидуальное сознание.

Каждая группа состояний, выделенная на основании определенных классифицирующих признаков (по временидлительности, энерreтичeскомyфактoру и пр.), характеризуется спецификой семантических пространств. Можно полагать, что семантические пространства состояний включают в себя инвариантные и изменчивые характеристики. Инвариантность обеспечивает основные и специфические функции состояний. Вторые, вероятно, связаны со спецификой состояний в зависимости от воздействия различньх факторов возрастного, полового, деятельностного, культурного и пр. Эти вариативные составляющие, по-видимому, также являются основанием для динамических изменений состояний, обеспечивая переходы от одного состояния к другому в ходе гетеро- и саморегулиг и глубину переживания состояния. В свою очередь, корреляции между признаками и факторами семантического пространства в рамках иерархической организованной структуры состояния обеспечивает развертывание динамику) отдельного состояния во времени и величину его интенсивности.

 Семантическое пространство психического состояния представляет собой лексическое поле, имеющее ядро, формирующееся из наибольшего числа повторяющихся значений, семантические слои, имеющие меньшее число одинаковых высказываний и меньшую плотность, периферию,характеризующуюся одиночными определениями.

1. Семантические пространства неравновесных ПС отражают уровневые характеристики энергетической составляющей состояний: величину, состав, насыщенность слоев, выраженность психолог. составляющих, знак и др. Выявлены различия между семантическими слоями состояний высокого, среднего и низкого энергетического уровня, где для состояний каждого уровня характеры специфические семантические картины. Семан. Простр. состояний высокого энергетического уровня характеризует значительная насыщенностьсемант. ядер., а также высокая плотность околоядерных поясов. Плотность ядер и семантических поясов состояний низкого энергетического уровня ниже. Синонимы и антонимы являются как бы переходными звеньями между семантит. полями равных, но одноуровневых состояний, «включая» их друг в друга. Синонимы соединяют состояния одного уровня энергетики, а антонимы связывают одноуровневые состояния на другом энергетическом уровне (более высоком или низком}. Выявлено уменьшение числа ассоциаций, характерных для состояний высокого энергетического уровня и увеличение — для низкого, что связано с деформирующим влиянием «напряженности энергетической составляющей состояний. Обнаружено, что наибольшее число показателей в семантическом пространстве состояний высокого уровня энергетики, по сравнению с состояниями низкого энергетического уровня, имеют характеристики воображения, мышления, физиологической реактивности, переживаний и невербальных ассоциаций.

2.Динамика семантических пространств психиче­ских состояний в недельном цикле.

В течение недельного цикла (семь дней) ежедневно, с помо­щью ассоциативного эксперимента изучались семантические про­странства психических состояний группы лиц численностью 30 человек. Возраст 30-40 лет, образование высшее. При анализе от­ветов выяснилось, что 61% за семь дней может быть отнесен к психофизиологическим. Большинством назывались такие состоя­ния, как спокойствие, расслабленность, пассивность, сонливость, удовлетворенность, активность. Эти состояния превалировали по сравнению с другими группами состояний - мотивационными, во­левыми, эмоциональными и интеллектуальными. В динамике се­мидневного цикла было установлено, что они характеризуются определенной спецификой: в семантическом пространстве операн-ты психических процессов занимали больший объем по сравнению с оперантами физиологической реактивности. Операнты пережи­ваний и поведения были представлены единично (табл. 9).

Таблица 9. Обобщенная картина динамических изменений се­мантических пространств в семидневном цикле

Показатели 1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-й день
Психологические со­ставляющие 16-25 12-25 12-23 11-20 12-20 10-19 12-17
Физиологические со­ставляющие 3-10 5-11 5-11 4-9 3-9 4-10 3-8

Примечание. Первая цифра - минимальное значение в группе, вто­рая - максимальное.

Результаты показывают, что большинство из состояний явля­ются психофизиологическими, тогда как в семантическом про­странстве они представлены в большей степени определениями психологической лексики.

 

 Установлено, что с увеличением времени — длительности ПС увеличиваются величина и плотность семантического пространства состояния. Составсемантических пространств кратковременных состояний отражают преимущественно две-три психологические составляющие, тогда как для текущих и длительных состояний характерно наличие нескольких составляющих. Ядерные образования кратковременных состояний характеризуются наличием большого числа поведенческих проявлений. В группе длительных состояний доминирующее положение занимают переживания. Семантические пространства кратковременных состояний более однородны, по сравнению с длительными, — это моносостояния, тогда как длительные — полисостояния. Текущие состояния включают в свой состав значения, характерные как для оперативных, так и для длительных состояний.

3. Установлено, что по мере повышения сложности психических состояний происходят количественные и качественные изменения психологических составляющих и их соотношений в семантических пространствах. Общая тенденция — увеличение числа поведенческих, интеллектуальных и эмоциональных характеристик и повышение сложности лексических элементов от простых к генеративным.

4. Семантические пространства психических состояний, дифференцированные по ведущей психологической составляющей, характеризует ряд особенностей: 1} ядерные образования, отражающие основное качество состояния — эмоциональное, волевое и т.д. Ядерные лексические образования состояний сложны по содержанию: в них отсутствует единая составляющая — представлены поведенческие, эмоциональные, мотивационные и др., характеристики. Плотность ядерных образований также различна; 2) состав семантического пространства состояния, который по общему числу каждой из своих психологических характеристик (операциональных лексических единиц) может не совпадать с доминированием тех или иных составляющих ядра, обеспечивающего качество состояния; 3) размерность — выделены семантические состояния разного числа лексических единиц.

Возрастные особенности.

1)Осознание состояний в дошкольном возрасте опосредуется предметами, сказочными образами, реальными образами взрослых и их поведением. В процессе идентификации и сопереживания осуществляется «научение» состоянию, которое в дальнейшем в онтогенезе проявляется в описании собственных действий, физиологических реакций и переживаний. Процесс осознания состояний опосредуется их интенсивностью; ранее осознаются состояния высокого энергетического уровня, связанные c высоким уровнем психической активности детей, в силу меньшей интенсивности. Осознание состояний среднего и низкого энергетического уровня начинается несколько позднее. Общая закономерность — те состояния, которые чаще актуализируются в процессе реальности ребенка и более интенсивно переживаются, они лучше осознаются. Семантические пространства психических состояний содержат в себе в качестве основного образования поведенческие характеристики, к которым на более ранних этапах присоединяются физиологические, эмоциональные, мотивационные и другие составляющие. Поступательно увеличивается объем пространств от возраста к возрасту.

2) Семантические пространства состояний младших школьников означают образования, отражающие особенности этой возрастной деятельности и ее ситуаций, произвольность, попытки саморегуляции состояний, осознанное изменение. Ситуаций, a также управление интеллектуальной и поведенческой сферами. другая особенность — контекстность ситуацией и семантических пространств: «вплетённость> ситуации в ядерные образования состояний, a также в секторы семантических пространств мышления, поведения, речи и др. Последнее является отражением недостаточной свободы. От ситуации детей этой возрастной группы. Выявлены различия между состояниями разного уровня энергетики: состояния c относительно низким уровнем (обида, печаль) имеют несколько более сложное семантическое пространство по сравнению c состояниями высокого энергетического уровня (страх, радость).

3) Подростковый и старший школьный возраст характеризуется как количественными, так и качественными изменениями семантических пространств психических состояний по сравнению c мл. школьниками. Эти изменения выражаются увеличении числа элементов, входящих в семантические пространства, a также увеличении интеллектуальной составляющей, устойчивой представленности значений, отражающих саморегуляцию переживаемых состояний. Выявлены по-ловые различия, выражающиеся в большей плотности и размерноcти семантических пространств девушек по сравнению c юношами. Установлены зависимости между семантическими пространствами и энергетическими уровнями состояний: большему энергетическому уровню соответствуют большие размеры семантических полей.

4) B процессе онтогенеза изменяются семантические пространства психических состояний. Эти изменения связаны c увеличением размера семантических пространств (числа лексических элементов) и усложнением ядерных, центральных образований. Последнее проявляется в повышении диффузности ядра — уменьшении величины совпадающих высказываний (зон, перекрытия) при одновременном увеличении их количества. Основная тенденция — интеллектуализация ядерных образований в онтогенезе. При этом качество состояний сохраняется. Такая «неизменность> качества состояния является свидетeльcтвoм тому, что состояния могут классифицироваться по ведущей психологической составляющей, в то же время есть основания считать, что такая классификация довольно упрощена, т.к. уже в подростковом возрасте ядерные образования состояний не однородны. Обнаружены состояния, семантические пространства которых не подчиняются закономерности: интенсивность ядерных образований, семантических пространств данных состояний снижается (например, состояние ярости) и, состояния, семантические пространства которых неизменны (например, состояние лености). Такие особенности, на наш взгляд, обусловлены факторами и спецификой индивидуального развития. В ряде случаев выявлены половые различия в возрастных изменениях семантических пространств.

5) При общей тенденции поступательного увеличения семантических пространств состояний наблюдается гетерохронность и неравномерность этого процесса, что связано c формированием рефлексии и осознанием понятия «состояние» в индивидуальном развитии.

Вопрос 35. Смысловая детерминация и регуляция психических состояний. (А.О. Прохоров)

Изучение взаимоотношений между категориями психических явлений является важнейшей методологической проблемой психологии. В этом контексте установление зависимостей между смысловой организацией сознания и психическими состояниями: изучение влияния личностного смысла, мотивов, смысловых диспозиций, конструктов, ценностей на актуализацию, трансформации, динамику, устойчивость, модальность психических состояний и пр., а также их регуляцию, позволило бы объяснить механизмы смыслового обусловливания состояний - возникновение состояний определенного качества, знака, длительности, интенсивности, их перестройку и динамику и др.

Мы исходим из следующих концептуальных представлений. На наш взгляд, актуализация психического состояния обусловлена взаимоотношениями ситуации (внешняя, предметная и социальная среда) и смысловой организации сознания. Ситуация как элемент психологического тезауруса представляет собой объективную совокупность элементов (событий, условий, обстоятельств и т.п.), оказывающих стимулирующее, обусловливающее и корректирующее воздействие на субъекта. Это достигается за счет энерго-информационной насыщенности ситуации, детерминирующей активность субъекта и одновременно задающей пространственные и временные границы ее реализации.

Важным аспектом понимания ситуации является рассмотрение ее как сложно организованного субъективного образа объективной действительности. В силу того, что ситуация отразилась нашей психикой, она стала явлением психологическим, субъективным. Подобная оценка ситуации предусматривает возможность ее репрезентации на самых различных уровнях психического отражения, в самых различных формах проявления психического, в деятельности и поведении субъекта. Можно говорить о представленности ситуации (точнее, образа) в функционировании психических функций. Изменение ситуации и ее составляющих приводит к преобразованию состояния.

Другая составляющая – смысловая организация сознания (личностный смысл, мотивы, ценности и пр.). В зависимости от нее задается" направление" действия: ситуации, воздействующие на субъекта, могут быть сходными или даже идентичными, но следствия (психические состояния) различны. В психологический механизм, обусловливающий детерминацию состояний входят изменения субъективного отношения к ситуации и ее содержанию, трансформация составляющих образа, актуализация переживаний и др. Это связано с тем, что ситуация есть сгусток, узел, в котором все отношения, все связи центрированы относительно сознания субъекта. Такое индивидуализированное (пристрастное) отражение отношения личности к определенным объектам, входящим в ситуацию, приводит к возникновению психических состояний разного качества, модальности, интенсивности и др. Отраженная психикой совокупность элементов ситуации (условий, обстоятельств и т.д.) становится значимой для субъекта, только приобретя для него определенный смысл. Благодаря смыслу в ситуации происходит выделение наиболее значимого фактора, обстоятельства, причины, ключевого элемента. Отображением этой значимости ситуации и ее составляющих является возникающее психическое состояние. Взаимодействие ситуации и смысловых структур приводит к формированию корреляционных образований (констелляций) из отдельных «ведущих» смысловых структур сознания и значимых составляющих (объектов) ситуации. Корреляции изменяют переживания, поведение, психические функции, вегетативные реакции и пр. субъекта, эти изменения актуализируются в виде психического состояния. Сохранению психического состояния способствуют те корреляционные связи, которые с одной стороны, соответствуют внешним, предметным и социальным условиям существования субъекта, а с другой, - смыслам жизнедеятельности. Изменения смысла и/или изменение ситуации приводит к изменению корреляционного образования и, соответственно, к изменению психического состояния: преобразованию в другое состояние, адекватное новым условиям жизнедеятельности.

На наш взгляд, большое разнообразие психических состояний субъекта обусловлено смысловой организацией сознания. Смысловая система является звеном, опосредующим влияние разнообразных факторов бытия субъекта. Она представляет собой «осознаваемую детерминанту» психического состояния (степень осознания субъектом смысловых структур различна), через которую преломляются любые воздействия на личность..Степень актуализации отдельных смысловых структур в тех или иных ситуациях бытия, их сочетания и взаимоотношения в смысловоой системе в процессе опосредствования ситуационных влияний находит отражение в разнообразии состояний. Смысловые структуры, образующие динамические смысловые системы, влияют на возникновение психических состояний разного качества, модальности, знака, интенсивности, длительности и др. Каждая группа состояний, выделенная на основании определенных классифицирующих признаков (времени – длительности, пространству, ведущему компоненту, неравновесности и пр.) характеризуется спецификой их обусловливания смысловыми образованиями. Этот процесс, в свою очередь, связан с возрастными, половыми, деятельностными, культуральными и др. опосредствованиями.

Можно полагать, что существуют инвариантные и изменчивые отношения между определенными ситуациями жизнедеятельности субъекта и ее компонентами, выделенными смысловыми структурами, с одной стороны и психическими состояниями, с другой. В первом случае такие отношения выражены в длительных и устойчивых состояниях определенного качества, знака, структуры, состава и пр., в других – менее устойчивых, имеющих иную организацию. Инваринтность и изменчивость отношений в системе «ситуация - смысл - состояние» обеспечивает разные проявления основных и специфических функций состояний в процессе адаптации субъекта к требованиям предметно-профессионального характера деятельности и социальной среды. Вследствие этого возникают новообразования в структуре личности и ментальности субъекта, изменяется смысловая регуляция психических состояний.

Смысловая регуляция психических состояний проявляется в скорости и динамике изменений состояний, в актуализации состояний определенного знака, качества, длительности, в обусловленности выбора операциональных способов и приемов саморегуляции, в специфике включенности в регуляторный процесс разных механизмов регуляции и др. Она различна в зависимости от инвариантности-изменчивости отношений в системе «ситуация-смысл-состояние», зависит от устойчивости смысла, степени ориентации субъекта на смысл своих действий, структурной организации смысловой системы, степени осознанности и др. Отражением этих зависимостей является формирование у субъекта определенной индивидуальной системы смысловой регуляции психических состояний.

Инваринтность и изменчивость отношений в системе «ситуация - смысл - состояние», детерминация и смысловая регуляция психических состояний, в свою очередь, опосредованы и зависят от влияния малых и больших социальных общностей, членом которых является субъект, профессиональной деятельности и сложившегося образа жизни. (Это из его статьи, которая вышла в свет в 2015 г., ничего не понятно, но лучше и не будет. Проверила по книге «Психические состояния под его редакцией, он оттуда целиком цитирует. И да, НЕ ВЗДУМАЙТЕ садиться к Прохорову отвечать вопросы по состояниям!)

 

36.  Концепции саморегуляции психических состояний. Управление состоянием.

Интересную концептуальную модель саморегуляции предлагает О.А. Конопкин. Саморегуляцию автор рассматривает как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию, управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей.

Концептуальная модель саморегуляции по О.А. Конопкину состоит из следующих функциональных звеньев:

— принятая субъектом цель деятельности, функция которой заключается в системообразовании;

— субъективная модель значимых условий выражается в комплексе внешних и внутренних условий активности, и при этом несет функцию источника информации;

— программа исполнительских действий включает в себя регуляторную функцию построения, и являясь информационным образованием, определяет характер, последовательность и способы действий;

— система субъективных критериев достижения цели отвечает за конкретизацию и уточнение исходной формы и содержания цели;

— контроль и оценка реальных наличных результатов, которые происходят относительно системы принятых субъектом критериев успеха;

— решение о коррекции системы саморегуляции заключается в том, что субъект может внести изменения по ходу деятельности в любое звено регуляторного процесса.

Определенная внутренняя структура саморегуляции при достаточной сформированности ее отдельных компонентов обеспечивает эффективность деятельности относительно ее цели. При этом компонентная структура саморегуляции инвариантна, постоянна для самых разных видов и форм произвольной активности человека. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления одни и те же по своим функциям структурные компоненты саморегуляции могут реализовываться разными психическими средствами.

В контексте изучения личностной саморегуляцииЮ.А. Миславский включает в состав структурно-функциональных компонентов системы саморегуляции ценности и цели, идеалы и образ «Я», а так же уровень притязаний и самооценку. Эти компоненты, по мнению автора, соотносимы с концептуальной моделью О.А. Конопкина и являются процессуальной динамической формой существования системы, детерминирующей активность личности.

Ю.А. Голикова и А.Н. Костин предложили обобщенную модель регуляции психической деятельности, которая сочетает в себе системный и межсистемный подходы. Данная модель, отражая целостность и неустойчивость процессов регуляции, включает в себя три самостоятельные системы: текущую, ситуативную и долгосрочную.

В каждой из этих систем выделяется по три уровня регуляции. Система текущей регуляции подразделяется на активационно-энергетическую стабилизацию, непосредственное взаимодействие и опосредованную координацию. В системе ситуативной регуляции выделяются уровни эмоционального овладения, ситуативного реагирования и чувственной устремленности.

Уровни долгосрочной регуляции – это уровни программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций.

Адаптация психофизиологических процессов ответственных за обеспечение жизнедеятельности организма протекает благодаря системе текущей регуляции.

Ситуативная регуляция выражается в эмоциональных реакциях на необычные, внезапные события и проявляется в форме моральных, интеллектуальных, эстетических чувств, связанных с необычностью, новизной, неожиданностью переживаний. Данный вид регуляции позволяет изменить поведение и деятельность, а также совершить некоторый поступок.

При исследовании индивидуально-типических форм произвольной активности В.И. Моросанова выделяет понятие индивидуального стиля саморегуляции личности. Индивидуальный стиль – это индивидуальное своеобразие саморегуляции и реализации произвольной активности человека.

В.И. Моросанова выделяет следующие стилевые особенности саморегуляции:

— индивидуальные особенности таких регуляторных процессов, как планирование, моделирование, программирование и оценка результатов. Индивидуальные различия заключаются в особенностях развития этих процессов. Так одни процессы более развиты, чем другие.

— особенности регуляторно-личностных свойств, например, самостоятельности, надежности, гибкости, инициативности. В силу их системного характера эти свойства могут выступать как предпосылками формирования того или иного стиля регуляции, так и новообразованиями в процессе его формирования.

Система саморегуляции по В.И. Моросановой рассматривается как целостная, замкнутая структура, открытая информационная система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев. В общем процессе регуляции функциональные звенья взаимодействуют системно, при этом основанием для обозначения определенных звеньев служат присущие им специфические регуляторные функции.

В модели осознанного саморегулирования выделяют следующие звенья: цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критерии успешности, оценки и коррекции результатов.

Каждое из звеньев реализуется определенным регуляторным процессом: планирование целей, моделирование условий, программирование реализации активности, оценивания и коррекции результатов активности.

Стиль саморегуляции вырабатывается у человека, благодаря его способности к аккумуляции наиболее типичных способов регуляции достижения целей. Индивидуальный стиль – это не только проявление приспособительной активности, но и активности, преобразующей окружающий мир человека и себя как субъекта этой активности.

Концептуальная модель регуляторного опыта человека, предложенная А.К. Осницким, основывается на осмыслении знаний и возможностей самоуправления в разработке стратегий жизнедеятельности и решении текущих задач. По мнению автора, опыт – это структурированная система знаний, умений и переживаний, влияющая на успешность регуляции деятельности и поведения. В систему саморегуляции входят следующие компоненты опыта: опыт рефлексии и ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничеств.

В сознании составляющие саморегуляции представлены в виде целей, освоенных умений саморегуляции и образов управляющих воздействий, привычных оценок переживания успеха и ошибочности действий. Формы репрезентации саморегуляции в сознании не ограничиваются вербальными формулировками, а также включают и результаты чувственного опыта. Данные этих двух видов восприятия, циркулируя в системе саморегуляции, обогащают друг друга. При этом механизмом, способствующим синтезу в сознании чувственных оценок и логических умозаключений, является рефлексия как проживание, преодоление и претерпевание ситуации. В большей степени переживание связано с сознанием составляющих саморегуляции, попытками оценки возможностей и результаты использования способов и приемов саморегуляции.

Г.Ш. Габдреева предложила многоуровневую систему регуляции жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью человека в данной модели понимаются все возможные проявления его активности.

В этой системе выделяется два блока:

1) внешний блок регуляции – это открытая часть функциональной системы, обеспечивающая выбор оптимальных межличностных отношений, поведения, деятельности и психического состояния;

2) внутренний блок определяет процессы, направленные на сохранение гомеостазиса в относительно закрытой части системы, отвечающей за приспособительную деятельность организма.

Первый и самый высокий уровень системы — социально-психологический. Наибольший интерес здесь представляет регуляция межличностных отношений.

Второй уровень в иерархической (т.е. построенной по принципу подчинения) системе — личностный; важнейшим объектом исследования на этом уровне является регуляция поведения личности.

Третий уровень — уровень психических процессов. На этом уровне изучению подлежат особенности управления и регуляции деятельности.

Четвертый уровень — уровень психических состояний. Объектом исследования являются управление и регуляция психических уровней реагирования, проявляющихся в виде переживаний.

Пятый уровень — уровень регуляции функциональных состояний, динамической стороной которых являются проявления периферической нервной системы (соматического отдела, иннервирующего мышцы, и вегетативного — иннервирующего внутренние органы).

Каждый из уровней в целостной системе регуляции жизнедеятельности связан со всеми остальными, зависит от них и системы в целом. Чем выше уровень, тем более интегрированы его свойства, тем больший вес он имеет в целостной системе. Близкие уровни тесно связаны прямыми нисходящими и восходящими влияниями. Связи между отдаленными уровнями могут быть как прямыми, так и опосредованными промежуточными уровнями системы.

Уровень психических состояний является своеобразной буферной прослойкой сложных взаимоотношений между биологическими и небиологическими факторами среды и личностью, осуществляющей функцию их координации.

Таким образом, большинство авторов в качестве основы саморегуляции рассматривают психические основополагающие. Различия же концепций состоит в том, что одни авторы раскрывают понятие саморегуляции через внутреннюю активность человека (О.А. Конопкин, М.Ю. Миславский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Г.Ш. Габдреева), другие − через его взаимодействие с окружающей средой (Ю.А. Голикова и А.Н. Костин).

Группа методов Примеры
Физические методы Холодный, теплый или контрастный душ, бассейн, сауна, русская парная баня, ультрафиолетовый свет, цветосветовое воздействие, функциональная музыка и пр.
Фармакологические методы Алкоголь, наркотические вещества (кокаин, героин, марихуана и пр.), лекарственные вещества (естественные растительные препараты — валериана, пустырник, элеутерококк, женьшень; транквилизаторы; нейролептики)
Физиологические методы Массаж, физкультура, акупунктура
Психологические методы Аутогенная тренировка, нейролингвистическое программирование (НЛП), рациональная психотерапия
Иррациональные методы Религиозные медитации, магические заклинания, обряды, ритуалы и пр.

Управление психическим состоянием может осуществляться пятью способами: с помощью физических, фармакологических, физиологических, психологических и иррациональных методов.

37. Психология стресса, посттравматические состояния, тревога и страх. Профилактика и регуляция.

Стресс.

Селье. Впервые как набор физиологических и биохимических изменений в организме в опасной ситуации. Первоначально часть общего адаптационного синдрома (адаптивного механизма) и в этом эффекте приспособления лежит различие понятий физиологического и психологического стресса. Стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Это адаптационный синдром: 1. Вначале трудности (если стрессор очень силен для организма, то адаптации не происходит и смерть); 2. Затем адаптация (организм нашел возможность нормально функционировать при действии стрессора); 3. Теряет силы и «смерть» (длительное влияние стрессора - стадия истощения). Синдром этот является генерализованной реакцией всего организма и тесно связан с адаптацией. Поскольку любой агент, требующий адаптации вызывает стресс, то и любая болезнь связана с некоторым проявлением стресса (болезнь влечет за собой некоторые адаптивные реакции). Для болезней, возникающих в основном вследствие дефектов адаптации (неправильное протекание синдрома стресса), Селье предложил называние «болезни адаптации», т.к. они вменьшей степени зависят от природы патогенного фактора, чем от адаптации реакций организма на неспецифические стрессорные эффекты.

Соотношение эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями. Некоторые авторы предлагают рассматривать проблему стресса в функциональном аспекте, как проблему влияния эмоции на прдуктивную деятельность субъекта. Стресс - особое психическое состояние, возникающее в сложных условиях деятельности. Стресс - возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности (Наенко). Состояние психической напряженности (стресса) возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность

Специфичность реагирования при стрессе: 1) высокая устойчивость к стрессу; 2) низкая, при этом у одних деятельность улучшается, у других ухудшается вплоть до срыва. Это зависит как от ситуации, так и от самого субъекта. Поэтому при оценке напряженности используются показатели деятельности: характер сдвигов в деятельности (ухудшение или улучшение). Напряженность характеризуется по двум признакам: 1. Характер нарушений в деятельности (тормозная форма - замедленное выполнение интеллектуальных операций, импульсивная - увеличение количества ошибочных действий, генерализованная - сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация и т.д., полный срыв деятельности). 2. Сила, стойкость этих нарушений (незначительная, быстро исчезает напряженность; длительная и заметно сказывающаяся на процессе деятельности; длительная, резко выраженная и практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры).

Физиологические сдвиги и показатели деятельности являются важными индикаторами психологической напряженности

Лазарус. Вредность или неблагоприятность стимула зависит от характера психологических структур. Вредность не обязательно в действительности. Значение стимула и отношение к нему определяются прошлым опытом. Характер и структура стрессовой реакции зависят от психологического защитного механизма, выступающего в качестве посредника.

Петухов. Психологический стресс тоже стали различать: эмоциональный стресс (тот предел напряженности за которым эмоции мешают обычной деятельности) и операциональный (такой уровень напряженности, который оптимален и даже необходим для выполнения деятельности).

Если с самого начала стресс был адаптационным механизмом, значит он в какой-то мере необходим.

Закон оптимальной эмоциональной напряженности (оптимум мотивации). Закон силы - закон успешного научения от силы подкрепления, чем больше сила, тем больше успеха. Торндайк - сила подкрепления определяет успешность обучения. Закон Иеркса-Додсона. Соотношение сложности деятельности и уровня эмоциональной напряженности.

 ПТСР (англ. posttraumaticstressdisorder) - нарушение психики у лиц, перенесших экстремальные ситуации и получивших психическую травму. ПТСР часто возникают у пострадавших от стихийных бедствий (землетрясения, наводнения), техногенных катастроф и социогенных экстремальных ситуаций (пожары, дорожно-транспортные происшествия, бомбардировки, перестрелки, пытки, нападения, изнасилования, похищение террористами, насилие над ребенком, концентрационный лагерь).

Тревога - отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Стресс - понятие , введенное Г.СЕЛЬЕ в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

Страх - (fear) Традиционно рассматриваемый в качестве одной из первичных эмоций наряду с радостью, гневом и печалью, С. яв-ся эмоцией избегания сознательно распознаваемой, обычно внешней, реальной опасности. В отличие от страха, тревога (anxiety) яв-ся эмоцией избегания воспринимаемых, но по большей части нераспознанных (unrecognized) опасностей, в то время как фобии (phobias) представляют собой иррациональные навязчивые идеи и характеризуются тщательным избеганием специфических объектов или ситуаций. Слова "страх", "тревога" и "фобии" иногда ошибочно используют в качестве взаимозаменяемых терминов. В определенных отношениях такое смешение можно понять, поскольку все три слова означают состояние возбуждения (arousal), возникающее в результате осознания человеком недостатка сил и способностей или отсутствия возможности справиться с некоторой угрожающей ситуацией, причем страху, тревоге и фобиям соответствуют сходные физиолог.состояния. Физиологические изменения. Сопутствующие С. аспекты представляют собой физиолог.изменения, вызываемые, в основном, биохимическим возбудителем, адреналином.

 

38. Психология утомления. Эмоциональное выгорание. Диагностика, способы и приёмы профилактики и психокоррекции утомления и эмоционального выгорания.

Утомление — временное нарушение ряда психических и физиологических функций в результате рабочей нагрузки.

Основной причиной утомления является интенсивная и длительная рабочая на­грузка. Для умственного утомления такая нагрузка обычно связана с интеллектуаль­ной деятельностью по преобразованию большого потока информации, работой при временных ограничениях, сложности и ответственности задания. Нагрузкой может быть и физическая работа по поддержанию вынужденной позы, перемещению орга­нов управлений и т. д.

К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, следует отнести:

- воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум, вибрация, гипоксия и т. д.);

- повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс;

- чрезмерную по интенсивности физическую и умственную нагрузку перед ос­новной работой (физкультура и спорт, домашняя работа и т. д.).

В качестве факторов, предрасполагающих к возникновению утомления, выступа­ют: нарушение рационального режима труда, отдыха и питания; длительные переры­вы между работой (профессиональнаядезадаптация); остаточные функциональные нарушения (снижение резервов организма) после болезни; недостаточное физическое развитие; наличие вредных привычек; недостаточный уровень физической подготов­ленности и т. д.

По видам утомление может быть физическим, умственным, эмоциональным и сме­шанным; общим и локальным; мышечным, зрительным, слуховым, интеллектуаль­ным (творческим).

По формам это состояние классифицируется на компенсируемое, острое, хрони­ческое утомление и переутомление. Современная классификация утомления (табл. 25.1) построена на основе учета трех групп показателей:

1. причины его возникновения;

2. симптомы проявления;

3. способы и продолжительность восстановления работоспособности.

 

Классификация утомления

Показатели

Утомление

Переутомление

компенсируемое острое хроническое Причины возникновения (рабочая на­грузка) Кратковременная, умеренной интен­сивности Кратковременная, интенсивная Многократная (длительная), интенсивная

Многократная, длительная,

чрез­мерной

интенсив­ности

Симптомы: 1) профессиональные (эффективность и качество работы) Без нарушений Без существенных нарушений Существенные нарушения

Существенные нарушения, ошибки, отказы

2) функциональные — субъективные Чувство усталости в конце работы Чувство усталости после нагрузки Постоянная уста­лость, общая сла­бость, нарушения сна, снижение ин­тереса к работе

Постоянная уста­лость, апатия, слабость, нару­шения сна,

бес­сонница, потеря интереса к работе, снижение бдительности

— объективные Незначительные вегетативные реакции Нарушение функ­ций анализаторов и вегетативных систем после на­грузки

Выраженные и стойкие нарушения функций анализаторов и вегетативных систем, ухудшение психических

процессов и биохимических показателей

 

Мероприятия по восстановлению

Кратковременный отдых

Продолжительный отдых

Лечение и реаби­литация            

 

Синдром эмоционального выгорания – термин, используемый в психологии с 1974 года, для обозначения процесса нарастания физического, умственного, морального истощения личности. По мере усиления выраженности расстройства присоединяются глобальные изменения в сфере межличностных коммуникаций вплоть до формирования стойких когнитивных дефектов.

Основной компонент синдрома эмоционального выгорания – истощение ресурсов личности в физическом, психологическом и когнитивном аспекте. Основные проявления развития патологического процесса: сниженные психические реакции, равнодушие, безразличие, душевная апатия.

Второй элемент – деперсонализация оказывает огромное влияние на ухудшение качества взаимоотношений индивида в обществе. Расстройство самовосприятия может проявляться двояко: либо усилением зависимости от других людей, либо сознательным проявлением крайне негативного отношения к определенной группе окружающих, циничности требований к ним, беспардонностью высказываний, бесстыжестью помыслов.

Третье звено подразумевает изменение человека личностной оценки: чрезмерной критики в свой адрес, в сознательном преуменьшении профессиональных навыков, умышленном ограничении реально существующих перспектив в карьерном росте.

Признаки синдрома эмоционального выгорания обнаруживают себя не все одновременно: для расстройства характерен длительный латентный период. Со временем проявления усиливают свою интенсивность, приводя без необходимых коррекционных и лечебных мероприятий к значительному ухудшению качества жизни индивида в различных сферах. Итогом запущенных состояний могут стать расстройства невротического характера и психосоматические патологии.

В числе соматических и вегетативных проявлений синдрома эмоционального выгорания:

1. быстрая утомляемость;

2. усталость после полноценного отдыха;

3. мышечная слабость;

4. частые приступы головной боли напряжения;

5. ухудшение функций иммунной системы и как следствие, частые вирусные и инфекционные заболевания;

6. суставные боли;

7. обильное потоотделение, внутренняя дрожь;

8. стойкие проблемы со сном;

9. частые головокружения.

Среди частых аффективно-когнитивных эффектов синдрома эмоционального выгорания:

1. истощение мотивации;

2. «душевная» апатия;

3. чувство одиночества и бесполезности;

4. деперсонализация;

5. разложение нравственной сферы:

6. отрицание норм морали;

7. нетерпимость и обвинение окружающих;

8. безучастие в происходящих событиях;

9. отсутствие заинтересованности в переменах уклада;

10. отрицание своих возможностей и неверие в потенциал;

11. крушение идеалов;

12. самообвинение, самокритика и обрисовка своих качеств в мрачных тонах;

13. раздражительность, вспыльчивость, нервозность, суетливость;

14. постоянное тоскливое настроение;

15. частые жалобы на «непреодолимые» трудности;

16. высказывание исключительно отрицательных прогнозов.

Наиболее распространенными поведенческими реакциями при синдроме эмоционального выгорания являются:

1. полная или частичная дезадаптация – утрата навыков адаптации к требованиям социума;

2. дистанцирование от выполнения служебных обязанностей;

3. уклонение от ответственности за свои действия;

4. низкая продуктивность труда;

5. ограничение социальных контактов, стремление к одиночеству;

6. активное выражение в своих поступках неприязни, злобы, зависти коллегам;

7. попытки «убежать» от действительности за счет приема наркотиков или алкоголя, стремление «взбодриться» обильным чревоугодием.

Коррекция состояния человека, страдающего от истощения эмоций, осуществляется:

Изменением стиля жизни и питания: обязателен достаточный сон, занятия видами спорта, тренирующими выносливость (ходьба, бег, скакалка, плавание, велопрогулки), питанием без тяжёлых трансжиров, с достаточным содержанием витаминов, клетчатки, минералов, жидкости.

Психологической работой: аутогенными тренировками (самовнушением), занятиями йогой и медитацией, отказом от просмотра телевизора и фильмов со сценами насилия, чтобы снизить уровень стресса.

Кто больше всего подвержен синдрому эмоционального выгорания?

Скоплению эмоционального напряжения способствует рутинные каждодневные обязанности, плотный рабочий график. Эмоциональное выгорание зачастую возникает у врачей-психиатров, специалистов, работающих вмедицинских учреждениях для тяжелых больных (с онкологией, ВИЧ и т.д.). В результате выгорания люди испытывают хроническое истощение на эмоциональном и физическом уровне, что практически всегда приводит к ухудшению качества исполняемых ими обязанностей.

У педагогов так же, как и медицинских работников, имеется повышенный риск развития такого состояния, как синдром эмоционального выгорания. Хроническая усталость часто становится следствием постоянного контакта с учениками и их родителями. В результате длительного воздействия стресса хороший педагог может начать относиться к ученикам бесчувственно, провоцировать конфликтные ситуации из-за собственного раздражения, начать проявлять агрессию не только на работе, но и дома.

С повышенным риском эмоционального выгорания связна и профессия социального работника, деятельность которого всегда связана с высокой моральной ответственностью за других людей. Данная профессия требует высокой психологической нагрузки, при этом, критерии успешности в ней довольно размыты.

Постоянные стрессы, необходимость взаимодействия с «немотивированными» клиентами и даже экстремальные условия работы во многом способствуют развитию эмоционального выгорания.

Работоспособность – способность личности, группы людей заниматься определенной деятельностью на заданном уровне эффективности в определенном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физиологических, так и психических функций. Психический компонент работоспособности – дееспособность.

Под влиянием стрессогенных факторов, неблагополучной социальной среды, конфликтов с эмоционально-значимыми людьми работоспособность индивида снижается.

Под профессиональным здоровьем понимается свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всехусловиях деятельности. Профессиональное здоровье (соматическое и психическое) тесно связано с адаптированностью человека. Профессиональная адаптация традиционно рассматривается как процесс становления и поддержания динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда».

39. Темперамент. Теории темперамента. Свойства темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Влияние темперамента на деятельность.

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

ТЕОРИИ

Гуморальные (от лат.humor-влага, сок) - Гиппократ, Гален, Лесгафт и др. считают, что темперамент определяется соотношением между четырьмя жидкостями организма человека - кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Преобладание одной из жидкостей определяло разные типы темперамента - сангвинический (от лат. Sanguis - кровь), холерический (от греч.choll - желчь), флегматический (от греч. Phlegma - слизь), меланхолический (от греч. Melaine holl - черная желчь).

Конституциональные (морфологические) теории темперамента - Кречмер, Шелдон и др. считали, что конституция, строение человеческого тела (соматотип) определяет тип темперамента человека.

Описательные теории темперамента - Кант, Хейменс и Вирсме и др. считали, что это теории темперамента, которые должны характеризоваться различным набором качеств и свойств темперамента, а также своеобразием самой структуры темперамента. Например, Хейменс и Вирсне выделяли три основные биполярные характеристики темперамента: 1) Эмоциональность - неэмоциональность; 2) Активность - пассивность; 3) Первичная - вторичная функции (сила и слабость и продолжительность первоначальных реакций человека на внешний мир).

Эмоциональность Активность Функция Первичная или вторичная Темперамент
+ + П Сангвинический
+ + В Флегматический
- + П Холерический
-   В Страстный
+ - П Аморфный
+ - В Апатический
- - П Нервный
- - В Сентиментальный

Факторные теории темперамента - Борт, Гилфорд и др. - считали, что использование математической статистики с помощью факторного анализа позволяет выделять общие факторы, лежащие в основе интеркорреляции измеряемых свойств. Так, например, Гилфорд выявил следующие факторы, определяющие структуру темперамента: общая активность, доминантность, мужество, уверенность, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, беспристрастность, сдержанность, доброжелательность, терпимость.

Структурно - функциональные теории темперамента - Мерлин Б.М., Теплов В.Д., Небылицын, Крупнов А.И. и др. считали, что характеристика, определение темперамента связано с выявлением функций, свойств, компонентов темперамента.

Нейродинамические теории темперамента - Павлов И.П., Красногорский и др. считали, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы, которые во многом тождественны свойствам темперамента.

Физиологической основой темперамента являются свойства и типы нервной системы человека. К числу основных свойств нервной системы относятся сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность - неуровновешенность.

Сила нервной системы – это способность нервных клеток выдерживать длительные или концентрированные воздействия из внешней среды, не приходя при этом в запредельное охранительное торможение. Сильная нервная система отсюда характеризуется такими особенностями как высокая биологическая надежность, большая работоспособность, низкая утомляемость, низкая сензитивность.

Слабость нервной системы характеризуется такими полярными качествами как неспособность нервных клеток выдерживать длительные или концентрированные воздействия из внешней среды и как следствие высокая предрасположенность к запредельному, охранительному торможению. Отсюда слабая нервная система характеризуется такими особенностями как низкая биологическая надежность, малая работоспособность, большая утомляемость, высокая сензитивность.

Подвижность нервной системы – это способность нервных клеток легко и непроизвольно переходить от одного физиологического процесса (возбуждение или торможение) к другому и наоборот.

Инертность нервной системы – это неспособность или затрудненность нервных клеток легко и непроизвольно переходить от одного физиологического процесса (состояния) к другому и наоборот.

Уравновешенность нервной системы – это баланс равновесия между двумя основными физиологическими процессами (состояниями) возбуждением и торможением.

В зависимости от соотношения этих свойств Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

1. «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный; он соответствует темпераменту холерика);

2. «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный; соответствует темпераменту сангвиника);

3. «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный; темперамент флегматика);

4. «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный; обусловливает темперамент меланхолика).

СВОЙСТВА

В современных исследованиях принято описывать свойства темперамента, которые называются также формально-динамическими свойствами личности. Выделим основные свойства темперамента.

Сензитивность, или чувствительность, - свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.

Реактивность - это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, «заводятся с пол-оборота'», а о других – «не понятно, обрадовался он или огорчился»'.

Активность - свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.

Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних («захотелось») обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.

Темп реакций - свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.

Пластичность / ригидность - свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения.

Эстраверсия / интроверсия - свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли).

Темперамент как биологически обусловленное качество индивида не определяет содержания личности, ее характерологических свойств, а служит формой проявления черт характера. Он является базой для формирования этих свойств и определяет динамику их проявления. Среди свойств личности, на которые влияет темперамент, выделяют впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.

1. Впечатлительность - свойство личности, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, длительность сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.

2. Эмоциональность - свойство личности, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.

3. Импульсивность - свойство личности, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

4. Тревожность - свойство психики человека, проявляющееся в поведении как склонность испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и в ситуациях, не располагающих к этому.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 586.