Теория перцептивного цикла У. Найсера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Найсер предлагает для анализа процесса восприятия схему перцептивного цикла. Он пытался рассматривать как стимулы окружающей среды, так и внутренние когнитивные механизмы.

Схеме – это та часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается. Схеме принимает информацию, как только последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации. Схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря чему, открывается доступ к новой информации, вызывающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы.

С биологической точки зрения, схема – часть нервной системы. Это некоторое активное множество физиологических структур и процессов; не отдельный центр мозга, а целая система, включающая рецепторы, афференты, центральные прогнозирующие элементы и эфференты.

В каждый момент квалифицированная деятельность определяется наличной ситуацией, тем, что происходило ранее, а также планами и ожиданиями действующего. Схема – это план сбора информации об объектах и событиях, план получения новой информации. В случае зрения, схема – направление исследовательских движений головы и глаз. Восприятие по своей природе избирательно. Схема, не только план, но также и исполнитель плана. Это структура действия, равно как и структура для действия.

При восприятии, важнейшими когнитивными структурами являются предвосхищающие схемы, подготавливающие индивида к принятию информации строго определенного, а не любого вида и, таким образом, управляющих активностью. Восприятие – конструктивный процесс, в каждый момент воспринимающим конструируются предвосхищения некоторой информации, делающие возможным для него ее принятие, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать эту информацию доступной, нам часто приходится активно исследовать поток информации, например, двигая головой, глазами или всем телом. Эта исследовательская активность направляется все теми же предвосхищающими схемами, представляющими собой своего рода планы для перцептивных действий. Результат обследования окружения – выделенная информация – модифицирует исходную схему. Будучи таким образом модифицированной, она направляет дальнейшее обследование и оказывается готовой для дополнительной информации.

Сравнение с эталоном.

В процессе приобретения жизненного опыта у нас образуется огромное количество эталонов, каждый из которых связан с некоторым значением. Этот эталон находится в долговременной памяти и при восприятии объекта, мы ищем, какой эталон к нему лучше всего подходит. Распознание происходит путем сравнения внешнего сигнала с набором внутренних эталонов.

Подетальный анализ.

Восприятие – многоуровневая обработка информации, в которой сложному этапу предшествует этап идентификации входных стимулов по их более простым деталям. Хьюбл и Визель получили данные в пользу гипотезы о подетальном анализе. Они вживляли мелкие электроды в зрительную кору кошки и обезьяны, а потом изучали нервную активность, при предъявлении различных стимулов. Они обнаружили, что некоторые клетки реагируют только на горизонтальные фигуры, а некоторые только на вертикальные.

Механизм разложения паттерна на простые детали скорее всего этап, предшествующий анализу информации на высшем уровне.

Непосредственное отношение к подетальному анализу имеют наблюдения за движениями глаз и зрительными фиксациями. Чем дольше мы смотрим на деталь паттерна, тем больше информации мы из нее извлекаем. Ярбус предположил, что чем больше информации содержит деталь, тем дольше на ней задерживается взгляд. Таким образом, мы фиксируемся не на всех деталях, а на наиболее важных – на тех, которые несут наиболее значимые характеристики объектов. Распределение точек фиксации зависит также от целей наблюдателя. Таким образом, восприятие деталей сложного паттерна зависит не только от физических свойств стимула, но и от работы высокоуровневых когнитивных процессов, таких как внимание и мотивация.

Прототипное сравнение.

Альтернативная теория сравнения с эталоном.

Вполне вероятно, что в долговременной памяти хранятся не конкретные эталоны, а своеобразная абстракция паттернов, которая служит в качестве прототипа. Предполагается, что прототип – абстракция набора стимулов, воплощающая множество сходных форм одного и того же паттерна. Прототип позволяет нам распознавать образ, даже если он не идентичен прототипу, а только похож на него.

В эксперименте с формированием прототипа, Солсо и Маккарти, обнаружили, что испытуемые неверно опознают прототип, как ранее виденную фигуру и делают это с большей уверенностью, чем при опознании ранее виденных фигур. Это явление называется псевдопамятью. Они предположили, что прототип формируется на основе часто встречающихся признаков: как правило, чаще воспринимаемые признаки имеют больше шансов сохраниться в памяти, чем редко воспринимаемые. Таким образом, можно представить, что процесс приобретения знания в паттерне состоит из 2 этапов: получения информации о признаках паттерна и об отношениях между признаками.

Выделяют следующие общие характеристики прототипов:

1. Мы формируем прототипы на основе усредненных характеристик отдельных экземпляров.

2. Мы приобретаем определенные знания о прототипе даже когда имеем дело только с его видоизменениями.

3. Мы приобретаем некоторую обобщенную информацию об общих признаках прототипов, причем, хорошо известные прототипы содержат меньше включений, чем знакомые.

4. О модифицированных экземплярах мы судим по степени их близости к прототипу.

5. Формируем прототип путем абстрагирования отдельных образцов и затем оцениваем взаимосвязь между прототипическими формами, исходя из степени их отличия от этого прототипа, а также от других отдельных образцов.

Существуют 2 теоретические модели построения прототипов:

1. Модели пространственной тенденции – прототип из всех экземпляров.

2. Модель частоты признаков – прототип отражает наиболее часто встречающиеся сочетания признаков. Прототип – это паттерн встречающийся наиболее часто встречающихся признаков, свойственных некоторому набору экземпляров. Каждый раз, когда человек смотрит на паттерн, он регистрирует и признаки паттерна и взаимосвязи между ними.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 323.