В психологии всегда был актуальным вопрос о том, влияет ли темперамент человека на ее жизненный успех: во-первых, на личную жизнь; во-вторых, на трудовую деятельность.
Во время общения с людьми следует помнить, что темперамент - это стойкая индивидуально – психологическая особенность человека и потому изменить его практически невозможно.
Под влиянием окружения, в основном, только обостряются или ослабляются отдельные черты темперамента, не изменяя при этом самого типа. Потому, зная слабые и сильные стороны и качества своего темперамента, можно научиться не показывать отдельные его проявления, например, чрезмерную мимику и жестикуляцию, стеснительность, обидчивость и т.д. Этому может научиться человек с любым темпераментом. В основном, это зависит от морально – волевых качеств человека.
Только в отдельных случаях, в основном, в раннем детстве, под влиянием сильных физических и психических травм, тяжелых инфекционных заболеваний и других факторов в результате изменений возникших в высшей нервной деятельности наблюдают и смену типа темперамента.
К людям с разными типами темперамента, соответственно, нужно и разное отношение. Да, наказание, плохая оценка, выговор может позитивно повлиять на холериков, которые имеют сильную нервную систему. В этом случае негативное подкрепление может стимулировать их к исправлению.
Однако на меланхоликов это может влиять противоположно: они становятся угнетенными, снижается их работоспособность, может возникнуть депрессия. Указанный выше тип реагирования на негативное подкрепление есть самый вероятный, но не обязательный. Поступит человек именно так или по-другому, в конечном результате, зависит именно от нее и от ее характера.
С практического взгляда актуальным является вопрос о том, накладывает ли темперамент ограничения на виды деятельности. В общем, можно утверждать, что такого ограничения нет, и человек с любым темпераментом может достичь значительных успехов в жизни, а может и не реализовать своих потенциальных возможностей.
Однако, если профессии накладывают жестокие требования к скорости, темпу и ритму работы, такие ограничения возникают.
Например, диспетчер аэропорта или атомной электростанции, пилот – испытатель нуждаются в сильном и подвижном типе нервной системы, которые характерны холерикам и сангвиникам.
Наоборот, актерам, музыкантам необходима эмоциональная чувствительность, что более характерно для меланхоликов.
Хотя для большинства профессий черты темперамента не отыгрывают итоговой роли, и их недостатки можно компенсировать индивидуальным стилем деятельности человека.
Следует помнить, что в условиях совместной деятельности черты темперамента сильнее влияют на конечный результат, чем когда человек работает наедине.
Следовательно, отличия за темпераментом – это, прежде всего, отличия за своеобразным динамичным проявлением психики, а не за уровнем ее возможностей. Особенности темперамента объясняют и создают пути и конкретные способы работы, а не уровень достижений. Потому темперамент не определяет социальной ценности и морально – волевых качеств человека. Они будут зависеть от характера.
40.Характер. Биологические и социальные основы характера. Структура характера. Свойства характера.
· Характер – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющееся в его поведении, его поступках (это определение с лекций Габдреевой, в учебнике Маклакова оно же).
· Характер – целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в манерах, привычках, стиле и свойственном круге эмоциональной жизни (это нам давал Менделевич).
Биологической основой для формирования характера служит темперамент. С ним непосредственно связаны такие черты как: экстра- и интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность.
Характером является прижизненным образованием, его фундамент закладывается ещё в раннем детстве. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь, способ обращения с ним матери.
Раньше других закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. Характер меняется в течение всей жизни и после определенного возраста целенаправленное его изменение происходит путем самовоспитания.
В отечественной психологической литературе чаще встречаются два подхода к классификации черт характера. В одном случае все черты связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе.
Абзац выше вроде про структуру, а свойства характера это примерно то же, что и свойства личности.
41. Способности. Исторический обзор проблемы. Общие способности (интеллект, обучаемость, креативность). Евгеника и её критика.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности можно классифицировать на:
I. природные (или естественные) способности,в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
II. специфические человеческие способности,имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. В свою очередь подразделяются на:
ü общие,которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные,определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);
ü теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические,лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
ü учебные,которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие,связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью,а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
ü способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия— это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общений, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.
Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.
Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Выделяют следующие уровни способностей:
I. репродуктивный,который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения;
II. творческий,обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Евгеника.
Евгеника— форма социальной философии, учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека. В связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.
Различают позитивную и негативную евгенику.
Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда — высокий интеллект).
Цель негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными. Негативная евгеника практиковалась в нацистской Германии.
Дискуссия вокруг евгеники
Доводы «Против»
Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны стал «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов[источник?].
Доводы «За»
В развитых странах на практике растет т. н. генетический груз, как результат сохранения маложизнеспособных особей за счет сокращения числа спонтанных абортов (отсеивающих при естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений), в том числе путем перевода беременных в режим «на сохранение» (обычно подразумевается сохранение каждой имеющейся беременности).
Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям. В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человека сегодня более актуальна, нежели 100 лет назад.
Способом сокращения генетического груза, помимо аборта, основанного на результатах анализов, в том числе амниотической жидкости, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах. Евгенические принципы сегодня частично реализуется в рекомендациях по желательной / нежелательной беременности — пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, являются методы искусственного оплодотворения, а также институт усыновления.
Пренатальная диагностика
Ещё одной проблемой является изменение половой структуры общества, как например в странах Юго-Восточной Азии, что уже сегодня вызывает искусственную коррекцию соотношения полов до рождения (искусственный аборт). Тем самым нарушается естественное соотношение мальчиков и девочек, что приводит к негативным последствиям для общества. Это явление можно назвать негативной евгеникой — искусственным устранением из популяции людей, которые в данном социуме воспринимаются, как нежелательные.
В настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная (т.е дородовая) диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток около 10). Определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее не рисковавшим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски. Тем не менее эти методы разработаны не для улучшения генофонда человека, а для помощи отдельным парам в осуществлении их желания иметь ребенка.
42. Общепсихологический и дифференцированный подходы к способностям. Общая и специальная одаренность. Гениальность .
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б.М. Теплов
Выделяют следующие виды способностей: учебные и творческие ; умственные и специальные ;математические ;конструктивно-технические ;музыкальные ;литературные ;художественно-изобразительные ;физические способности .
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Конкретный пример: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества.
Музыкальные способности можно разделится на две группы: технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение) и слуховые (музыкальный слух).
Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.
В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.
Существуют различные подходы в использовании понятия способностей — общепсихологический и дифференциально-психологический. В общепсихологическом подходе в качестве способностей рассматривается любое проявление возможностей человека. Проблема способностей приобретает психолого-педагогическую направленность. С позиций общепсихологического подхода все люди способные и все могут всё.
В противовес этому в индивидуально-психологическом (дифференцированном) подходе подчеркиваются различия между людьми по способностям. При этом Б. М. Теплов, будучи сторонником второго подхода, не включал в способности знания и умения. И для этого действительно есть веские основания, которые можно видеть в биографиях многих талантливых людей, таких как И.Репин, В.Суриков и т.д. - сообразительность, способность к умственным преобразованиям и креативность - вот что присуще способным людям. Именно индивидуально-психологический подход, разрабатываемый в дифференциальной психологии, в полной мере обосновал суть феномена способностей.
Результаты исследований специалистов на протяжении всего XX века убедительно свидетельствуют о том, что об одаренности скорее следует говорить как об интегральном, суммарном личностном свойстве. В психике выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью.
Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Френсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости.
Специальная одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность – это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).
Гениальность — предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
В современный период при умалении фактора универсализма атрибутом гениальности признаётся способность исключительной личности воспринимать, отслеживать и обрабатывать огромное количество информации. Повсеместно обязательным рабочим навыком современного гения обнаруживается способность отличать полезное сообщение от информационного мусора. Несмотря на имеющийся прогресс в педагогике и генетике современная наука не владеет методами воспроизводства гениальности как трудового навыка или воспроизводимой характеристики субъекта.
43. Личностно-деятельностная и функционально-генетическая концепции способностей.
Концепции способностей:
В психологии сложились три концепции способностей.
1. Одна из них утверждает, что способности — биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда. Таких взглядов придерживаются не только некоторые профессиональные буржуазные психологи, но и представители различных областей науки и искусства (математики, писатели, художники). Первые пытаются обосновать свои взгляды данными конкретных исследований. Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в XX веке, Котс определял степень одаренности по количеству места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям. Гальтон и Котс пришли к выводу, что талант наследуется, что богатой наследственностью обладают исключительно представители привилегированных сословий.
Следует сказать, что применявшаяся ими методика исследования не выдерживает научной критики, а выводы являются классово тенденциозными.
В новейшее время приверженцы концепции о наследственной предопределенности способностей стремятся подкрепить свои взгляды изучением однояйцовых близнецов. Жизнь опровергает взгляды о наследственной предопределенности способностей. Кроме того, объективный анализ биографий выдающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве случаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых дарований, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся дарований не проявляли. Исключение составляют несколько семей музыкантов и ученых.
2. В противоположность первой концепции способностей вторая находит, что способности всецело определяются средой и воспитанием. Гак, в XVIII веке Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность.
В новейшее время видный американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого — только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби считает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной.
Буржуазные идеологи и из этой концепции делают реакционные выводы. Они рассуждают при этом так: раз способности зависят от среды, то дети рабочих, развивающиеся в тяжелой социальной среде с низким культурным и интеллектуальным уровнем окружающих людей, не могут развить и проявить свои способности. На первый взгляд кажется, что вторая концепция не устанавливает границу развития человеческой личности и выражает веру в человеческие возможности. Однако она встречала и встречает научные возражения. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде специальных деятельностей они имеют особо важное значение. Вот почему в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной. И наоборот, при равных социальных условиях, в каких находятся, например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях, в темпе их развития. Ученые отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга, что не может не сказаться на его функциях. И, наконец, физиологи обнаружили врожденные типологические особенности нервной деятельности, которые сказываются и на становлении способностей.
3. Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов. К. Маркс указывал, что "человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечении".
Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями
44.Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Высшие психические функции: строение, свойства, генезис. Понятия интериоризации и экстериоризации.
Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.).
В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.
Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической.
В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация - вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.
Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.
Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.
Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.
Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".
Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" - это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность "не врожденна, но возникает в результате культурного развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций".
Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.
И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого - воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.
45 вопрос: Объяснительные принципы психологии: принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, поведения и др.
Принцип детерминизма объясняет причины развития психики, ее истоки. Здесь важно видеть и уяснить два обстоятельства.
Первое - психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия многих факторов и обстоятельств биологического, природного, технического и социального характера. При этом ведущую роль в формировании и развитии человеческой психики, как у отдельных индивидов, так и у различных форм общностей людей, играют социальные условия их жизни и деятельности. Содержание психики человека определяется образом и уровнем жизни и деятельности людей и изменяется с изменением жизненных обстоятельств. Ее происхождение, формирование и развитие решающим образом зависят от способа производства, распределения и потребления материальных и духовных средств, общественного, группового и индивидуального бытия человека. Своеобразие в первую очередь этих обстоятельств, а также доминирующих в обществе нравственных, эстетических, политических, правовых, религиозных и других социальных норм, правил, ценностей и обусловливает то или иное содержание, уровень функционирования и направленность психики людей.
Вместе с тем психика человека не простой продукт обстоятельств. Через деятельность людей она может изменять эти обстоятельства (К. Маркс).
Второе обстоятельство состоит в том, что психика человека не просто продукт, результат взаимодействия человека и социальных, биологических, техногенных и природных факторов, обстоятельств. С. Л. Рубинштейн отмечал, что "психические явления выступают в жизни человека не только как обусловленные, но вместе с тем и как обусловливающие; определяемые условиями жизни человека, психические явления обусловливают его поведение, его деятельность"1, посредством которых человек видоизменяет окружающий его социальный и природный мир и самого себя.
Психика человека, таким образом, обладает способностью изменять, развивать себя.
Принцип развития психики, сознания человека в деятельности, во взаимодействии со средой объясняет, что психика, сознание человека развиваются в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми. В процессе взаимодействия индивида с социальной, технической и природной средой раскрываются истоки человеческой психики. Психика человека, его сознание могут быть правильно поняты и объяснены при условии, если рассматриваются как результат, как правило, социального взаимодействия человека с окружающей социальной, техногенной и природной средой, деятельности и общения с другими людьми, его обучения и воспитания.
В качестве специфической для человека формы психического развития выступает его социализация как процесс усвоения им общественного опыта. Именно через социализацию формируется и развивается сознание и самосознание личности, складывается система ее ценностей. А потому каковы социальные обстоятельства жизни и деятельности людей, таковы и люди: их сознание, интересы и потребности, устремления, способности и т.п. Изменение жизненных обстоятельств, и прежде всего характера и условий деятельности, отношений между людьми ведет к изменениям их психики, сознания. С. Л. Рубинштейн отмечал, что, проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется.
Принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и деятельности, поведения показывает, что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется только в процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодействия человека с другими людьми. Единство (но не тождество) сознания, психического и деятельности, поведения человека состоит в следующем: сознание, психическое побуждают человека к действию, образуют внутренний план деятельности, поведения, их программу, модель, с помощью которых и происходит ориентация человека в окружающей среде. Этот принцип ориентирует специалиста, практика при изучении и анализе поведения, деятельности людей не только учитывать внешнюю картину, рисунок поведения, внешние обстоятельства, но и выяснять те внутренние психологические механизмы (цели, мотивы, ценностные ориентации, знания, умения, навыки и т.п.) личности, которые обеспечили соответствующее поведение, действие, поступок, а также и их результаты.
46. Методология и методы научного исследования в психологии. Абстрактно-аналитическая и целостная стратегии в работе психолога.
(Попов) Методология – учение о структуре, логической организации, способах и стратегиях исследования предмета.
Метод– это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности. Другими словами, это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.
Методология психологического исследования представлена несколькими уровнями:
Уровень философской методологии. Этот уровень является базовым, создающим основу для всех последующих уровней, и представлен наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками.
Уровень методологии общенаучных принципов исследования (общая методология научных исследований). Этот уровень представлен универсальными принципами, средствами и формами научного познания, соотносимыми не с какой-либо конкретной наукой, а применимыми к широкому кругу наук.
Уровень конкретно-научной методологии (специальная методология научных исследований). Этот уровень представлен совокупностью методологических принципов, применяемых именно в данной конкретной области знаний (например, в психологии).
Уровень методик и техник исследования (частная методология научных исследований). Этот уровень представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных для решения исследовательских задач определенного типа.
Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:
Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений.
Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем.
Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений.
Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия.
Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:
Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.
В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:
1. Организационные методы включают:
а) сравнительногенетический метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям);
б) метод поперечных срезов (сравнение выбранных одних и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых);
в) лонгитюдный метод — метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
г) комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.
2. Эмпирические методы. Они включают в себя:
а) наблюдение и самонаблюдение;
б) экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);
в) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
г) анализ продуктов деятельности;
д) биографические методы.
3. Методы коррекции:
а) аутотренинг;
б) групповой тренинг;
в) способы психотерапевтического воздействия;
г) обучение.
4. Методы обработки данных, включающие в себя:
а) количественный метод (статистический);
б) качественный метод (дифференциация материала по группам, анализ).
(Попов) Основные стратегии в исследовательской деятельности: стратегию абстрактно-
аналитического и стратегию целостного подхода. В первой из названных стратегий объектом исследования чаще всего является какая-то сторона, функция психики человека, а также его свойства, психологические механизмы, состояния. Одним словом, это – абстрактно выделенная и реально не существующая сторона психологической организации человека, личности, субъекта.
Вторая стратегия представлена в двух вариантах: системно-структурном и типологическом. В системно-структурном варианте объектом исследования является психологическая организация человека с ее когнитивным, регулятивным и коммуникативным компонентами или один из названных компонентов. В типологическом варианте стратегии, который наиболее близок идеологии практической психологии, объектом исследования является человек как психологический тип. При этом типология базируется на понимании человека как единства определенных качеств, у которого другие люди выделяют какую-то доминирующую черту, свойство личности внешнего или внутреннего плана.
Назначение (идея) абстрактно-аналитической стратегии – провести углубленное изучение какой-либо стороны психики человека и дать ее модельно-теоретическое отображение.
Назначение целостного подхода – сформировать целостное представление о психологической организации человека, а также показать реальные пути воздействия на него, скорректировать, благодаря специальным технологиям, поведение человека, добиться его личностного роста.
47. Феноменологический, структурный, системный, генетический, комплексный подходы в психологии.
Феноменологический подход.
Чаще всего "феноменологическим" называют чисто описательный, не претендующий на установление причинно-следственной связи метод. Именно это имеет в виду К. Г. Юнг, рассуждающий об "отнюдь не всегда понятной феноменологической точке зрения современной психологии": "Задача, которая каждый раз встает в первую очередь, - это описывание и упорядочивание событий, а затем следует более точное исследование закономерностей их поведения в действительности. Вопрос о субстанции наблюдения возможен в естественных науках только там, где некая архимедова точка лежит вне его. Для психики такой внешней отправной точки не существует, потому что ведь только душа может наблюдать душу. Вследствие этого познание психической субстанции невозможно, по крайней мере с нашими теперешними средствами наблюдения" (Юнг К. Г. Дух Меркурий. М.: Канон, 1996. С. 200). Такой подход бессмысленно противопоставлять сциентистскому (позитивистскому), поскольку и в отношении (метафизической) причинности, и в отношении функциональной связи элементов наблюдения их позиции совпадают.
Феноменологический подход в науке
Феноменологический подход в науке - это подход, по которому создается теория для наблюдаемых явлений, в которой не обращают внимание на действительно происходящие процессы более "низкого" уровня (эти процессы могут быть просто неизвестны). И такая теория вполне может быть полезной, если, конечно, она дает правильное описание явлений.
Типичный пример - термодинамика в физике. Детальная теория, объясняющая, что же происходит "на самом деле", в данном случае - это физическая кинетика, описывающая термодинамические явления на основе атомно-молекулярной теории. И появилась она относительно недавно. При том что термодинамика возникла еще до того, как атомарная теория строения вещества стала общепризнанной. Термодинамика давала правильное описание тепловых процессов и удачно использовалась на практике, в технике, в частности, при проектировании тепловых двигателей. Часть параметров при этом брали из опыта, термодинамика не могла их рассчитать (теплоемкости, скажем), но это не вызывало затруднений, они просто оставались "свойствами вещества".
При этом в естественно научном подходе исследователи стремятся выйти за пределы феноменологического описания и найти причинные, каузальные объяснения видимых феноменов.
Феноменологическая парадигма в практической психологии
Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Изначально феноменологический подход родился в недрах философии, его создатели - Ф.Брентано и Э.Гуссерль, но настоящий расцвет феноменологический подход получил в поле практической психологии. Развивая феноменологический подход, сами философы все больше и больше перемещаются на поле психологии (Иван Шкуратов. Феномен настроения: пути к осмыслению. http://phenomen.ru/public/journal.php?article=23), известное эссе философа Ж.-П.Сартра "Очерк теории эмоций" более всего интересно именно феноменологическим подходом при анализе эмоций.
В практической психологии под "феноменологическим" подразумевают исследование, ориентирующееся не на объективный факт, а на его уникальное субъективное переживание конкретным человеком.
"Дескриптивный подход, предложенный феноменологическим методом, сознательно отказывается от заранее сформулированных гипотез и концепций, которые для каждого исследователя в естественных науках являются неотъемлемым вспомогательным средством для охватывания действительности. Главная задача феноменологического исследовательского подхода в психотерапии заключается в обоюдном, субъективном восприятии значения переживаний и пережитого, языковом взаимопонимании между терапевтом и пациентом (Вольфрам Э.-М. Феноменологическое исследование психотерапии: метод получения знания из опыта. В кн.: Психотерапия: новая наука о человеке.Москва-Екатеринбург. 1999. С. 359-360).
"Основная идея ... состоит в том, чтобы предложить психотерапевтам такую точку зрения, которая даст им возможность видеть человека без рамок, уже заранее определяющих, чем бы мог страдать этот человек, чтобы со временем применить соответствующую технику. ... каждый человек и каждая вещь имеет свойственную им природу, суть, которая раскрывается сама по себе в соответствии с своими собственными естественными закономерностями. Мы можем их постичь только благодаря опыту, который приходит из наблюдения и интуиции" (Вольфрам Э.-М. Феноменологическое исследование психотерапии: метод получения знания из опыта. В кн.: Психотерапия: новая наука о человеке.Москва -Екатеринбург. 1999. С. 361) - пишет Э.-М. Вольфрам
Феноменологический подход в практической психологии - противоположность и дополнение поведенческого подхода. Учитывая их базисный характер, и чтобы не путать с другими многочисленными, более мелкими, но тоже подходами (гештальт-подход, НЛП-подход), представляется более точным и удобным говорить о феноменологической парадигме в практической психологии
В настоящее время феноменологический подход получил настоящий расцвет в практической психологии: в гуманистическом подхода Карла Роджерса, в гештальт-терапии, НЛП, психосинтезе и многих других популярных подходах.
Феноменологическая парадигма в центр внимания ставит нашу внутреннюю жизнь: видение, ощущение, переживание, и все это именно как живо переживаемое, непосредственно ощущаемое, а не через объективно анализирующую голову, как чего-то причина и чего-то следствие. Важно, как все это проживается, о чем говорит и что напоминает...
Дата: 2019-03-05, просмотров: 255.