ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическая защита - ситуативные действия и приемы, снижающие душевное напряжение, защищающие от душевной боли или других неприятных переживаний. Нередко сюда включают и внутренние действия, действия, защищающие личность не в конкретной ситуации, а от самого трудного и больного процесса жизни, защищающие личностное ядро, хотя тут точнее было бы говорить не о психологической, а личностной защите.

Психологические защиты очень разнообразны. Они могут быть межличностными и внутриличностными, осознанными и бессознательными, оперативными и привычными, управляемыми и механическими, здоровыми и невротическими. Они могут осуществляться как внутренние действия (например, в форме искаженного восприятия), так и в действия внешние, защитное поведение (например, предупреждающее повышение голоса или разрядка агрессивных импульсов на окружающих). Это может быть как мгновенный способ мысли (например, отрицание происходящего), так и длящийся годами способ жизни (например, гиперкомпенсация по Адлеру).

Три основные разновидности психологических защит - это защиты разумные, проблемные и невротические. Разумные защиты используются здоровыми людьми в разумных целях, их можно рекомендовать и им стоит обучаться. Они настолько естественны и понятны, что их и к защитам обычно не относят.

Если вы поняли, что этот человек - грубиян или немного психически нездоров, вы, скорее, чтобы не напрягать себе психику, прекратите с ним общение. Это психологическая защита и, одновременно, просто разумное поведение.

Проблемные защиты - это гораздо интереснее. Это способы, которые используют и взрослые, и дети, и взрослые люди-дети, когда облегчают себе жизнь за счет окружающих, да и то, как правило, лишь на время и с последующим нарастанием собственных неприятностей. Самые элементарные защиты, которыми быстро учатся практически все дети - достойны того, чтобы мы их назвали. В первую очередь это игра в Несчастную Жертву, игры в Дурика, разыгрывание Маленького Ребенка и тренировка роли Ловчилы.

Однако в психологической (точнее, психотерапевтической) среде основное внимание уделяется невротическим защитам. Список подобных защит включает много десятков названий и у каждого исследователя разные:

· Возмещение - искупление и таким образом нейтрализация аморальных желаний и поступков.

· Вытеснение - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - становятся бессознательными.

· Дефлексия (отклонение) - неосознаваемый механизм ухода, направленный на прекращение контакта и усиление изоляции человека как от других, так и от его собственного опыта. Человек абстрагируется от ситуации, отпускает реплики не по существу.

· Замещение (смещение) - удовлетворение или подавление неудовлетворенных (часто сексуальных) желаний при помощи другого объекта. Например, половое влечение к «недоступному» человеку может быть удовлетворено человеком более доступным.

· Идентификация - повышение чувства собственной значимости путем идентификации себя с выдающимися личностями.

· Интроекция - включение в структуру эго внешних ценностей и стандартов с тем, чтобы они перестали действовать как внешняя угроза. Наделение себя качествами других людей. Этот механизм противоположен механизму проекции.

· Интеллектуализация - пресечение переживаний, вызванных неприятной ситуацией, или упорядочение несовместимых установок при помощи логических манипуляций. Приверженность определенным ценностям и установкам даже при наличии явных доказательств в пользу противоположных установок.

· Компенсация - прикрытие собственных слабостей подчеркиванием желаемых черт или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах. Например, человек, который не может играть в футбол, становится выдающимся шахматистом.

· Отрицание - не вижу то, что видят все. Обычно речь идет о личных особенностях себя или значимых людей.

· Смещение - разрядка подавляемых чувств, как правило чувства враждебности, направленная на объект менее опасный, чем тот, который вызвал отрицательные эмоции. Если начальник поссорился с женой, то он весь день вымещает злость на своих подчиненных.

· Подавление - отказ отдавать себе отчет в уже проникших в сознание неприятных и опасных мыслях и формулировать их.

· Проекция - проекция собственных характеристик на других. Возложение ответственности за трудности на других лиц или приписывание другим своих моральных​ качеств и побуждений. Механизм проекции наиболее часто используется психологами и лежит в основе теста Роршаха, теста ТАТ и других проективных тестов, позволяющих исследовать подсознание.

· Разрядка - снижение тревожности, вызванной запретными желаниями, путем ее внешнего выражения. Такое поведение часто проявляется в преступности или делинквентности.

· Рационализация - попытки доказать (с целью самоутверждения), что поведение является рациональным и оправданным, а потому социально одобряемым. Это механизм подыскания убедительных доводов для недостаточно одобряемых действий и желаний.

· Реактивные образования - предотвращение выражения неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия. Похоже на гиперконпенсацию.

· Регрессия - возвращение на более низкий уровень развития, что предполагает менее развитые реакции и, как правило, уменьшение притязаний.

· Репрессия - недопущение проникновения в сознание неприятных и опасных мыслей.

· Ретрофлексия - проекция наоборот. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде: бъет себя по руке или пинает стул, вместо того, чтобы ударить кого-то. Высшая форма ретрофлексии - самоубийство.

· Слияние (конфлюэнция) - избегание соприкосновения с окружающей средой. Человек полностью растворяется в окружающей среде, отказывается от какой-либо жизни вообще, от собственной индивидуальности, лишь бы не возникало конфликтов. В речи - устойчивое употребление местоимения «мы».

· Сочувствие - стремление завоевать симпатии других людей и таким образом поддержать чувство собственного достоинства, невзирая на неудачи.

· Сублимация - удовлетворение или подавление неудовлетворенных желаний, часто носящих сексуальный характер, при помощи другой деятельности. Обычно это относится к изменению способа удовлетворения, а не его объекта. Например, человек, испытывающий сильное половое влечение к другому человеку и не имеющий возможности это влечение удовлетворить, может найти частичную разрядку в допустимых действиях, например в танцах.

· Фантазия - удовлетворение несбывшихся желаний в своем воображении.

· Формирование реакций - предупреждение опасных стремлений путем усиления противостоящих им установок и типов поведения, чтобы использовать их в качестве «барьеров». Например, человек может стать борцом против алкоголизма, потому что его отец или другой член семьи был алкоголиком.

· Эмоциональная изоляция - замыкание в себе и пассивность для защиты от боли и обиды.

Похоже, что составлять подробные списки психологических защит можно так же бесконечно и бессмысленно, как составлять список всех способов детского вранья.

Видите ли, дети и невротики - творческие существа, и каждый день они могут изобретать новые способы...

К сожалению, четких границ, отделяющих психологическую защиту от просто невоспитанности и дурных привычек - похоже, нет. Те, кто видят в не вполне адекватном поведении невоспитанность - ищут возможности человека научить более адекватному поведению. Те, кто видят в том же поведении психологическую защиту, ищут возможность его полечить. Думается, что правы оба подхода, но первым действием должны быть обучающие, воспитательные воздействия - они обычно проще, эффективнее и не подсаживают человека на психотерапию.

8 вопрос.Психофизиологическая проблема в психологии.

Суть проблемы выражается вопросом: как соотносятся физиологические и психические процессы? Первый ответ на этот вопрос в наивной форме был изложен Р. Декартом, считавшим, что в головном мозге имеется шишковидная железа, через которую душа воздействует на животных духов, а животные духи на душу. Или, другими словами, психическое и физиологическое находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга. Подобный подход получил название принципа психофизиологического взаимодействия.

Второе решение известно как принцип психофизиологического параллелизма. Суть его состоит в утверждении невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами. По мере развития теории психофизического параллелизма были выдвинуты еще несколько способов решения психофизиологической проблемы. Один из них предложил Т. Гоббс, считавший, что существует только одна субстанция — телесная, или материальная, которая также является и мыслящей субстанцией. Т. Гоббс полагал, что мышление — производная от телесных процессов, и должно изучаться посредством наблюдения разнообразных движений тела и в теле. Он обосновывал это тем, что мысль — субъективное явление, а телесные движения — объективное, так как они имеют своим истоком какое-либо внешнее воздействие объекта на органы чувств. Г. Лейбниц, пытаясь опровергнуть теорию Р. Декарта, выдвинул свой способ взаимодействия души и тела. По Г. Лейбницу душа и тело следуют своим собственным законам: душа действует по закону конечных причин (например, в соответствии с целью), а тело — по законам действующих причин. Они не могут влиять друг на друга, но взаимодействуют в гармонии, так как являются сутью одного и того же универсума. Тем не менее, в этой гармонии духовное в определенном смысле главенствует над телом, а тело является производной от души.

 

Для современной психологии тесная связь между психическими и физиологическими процессами является очевидной. Мозг понимается как материальный «субстрат», который обеспечивает возможность функционирования психических явлений и процессов. Поэтому психические и физиологические процессы взаимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека.

9 воспрос.  Деятельностный подход в психологии. Деятельность, её структура, механизмы регуляции.

Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы.

ДП начал формироваться в отечественной психологии в 20-е годы ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологииС.Л. Рубинштейном (сформулировал принцип единства сознания и деятельности) и А.Н. Леонтьевым (разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности), которые разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга, опираясь на труды Л.С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса(поэтому в их работах много общего).

Базовый тезис теории: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием.Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним». Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну). В этом подходе отрицается биологическое, а тем более, психологическое наследование личностных свойств. Главный источник развития личности – деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которых и формируются свойства личности.

Основные характеристики деятельности – субъектность и предметность.

I. Предметность - характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, соц. ролях, ценностях.Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности.

II. Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, в личностном смысле, т.е. значении деятельности для самого человека. Личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких "слоев", или уровней:

I. Уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности);

II. Уровень действий. Действие - это основная единица анализа деятельности. По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели - Это образ желаемого результата. Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели;

III. Уровень операций. Операцией называется способ выполнения действия;

IV. Уровень психофизиологических функций.Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др.

Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. Цель деятельности определяется потребностями личности или общества. Исходя их вида потребности различают материальную и духовную деятельность. Основными элементами деятельности являются:

I. осознание деятельности в виде мотива;

II. оценка наличной ситуации;

III. формулирование цели;

IV. выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию;

V. выбор средств деятельности;

VI. реализация решения.

Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта,следовательно, любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Побудительные причины деятельности – мотивы (совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направлениедеятельности). Мотив определяет направленность деятельности: цели и задачи.

Цель - осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлена деятельность.

Задача - заданная в определенных условиях цельдеятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Основные виды деятельности, в которых неизбежно включается каждый человек в процессе индивидуального развития: игра; учение; труд (+ можно добавить общение).

 

10 вопрос. Проблема типологии в психологии. Номотетический и идеографический подходы к описанию личности.

Вся история исследования человека с системно-классификационных позиций предстает ареной борьбы двух противоположных методологических направлений, цель которых:

1) «уловить» центральное организующее звено, своего рода мотор всей конструкции, и распределить людей, исходя из качественного своеобразия этих центральных звеньев;

«Типологический подход заключается в глобальном восприятии личности и последующем сведении многообразия индивидуальных форм к небольшому числу групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа».

2) разложить психику на составляющие части, понять работу частей и создать классификацию на основе разницы в составе и качестве частей.

«Надо свести все черты характера к простейшим психическим элементам и к простейшим формам основных психологических законов, выявляя при этом природу обнаруживаемых связей».

На сегодняшний день существует несколько тысяч самых разнообразных психологических классификаций, которые обозначают те или иные различия между людьми или психическими свойствами (качествами, характеристиками). Отсюда и самая глобальная проблема типологии – необходимость создать единую типологию.

Типология: typos - отпечаток, форма; logos – учение. ТИПОЛОГИЯ - учение о типах объектов, на которые они могут быть разделены, в соответствии с присущими им существенными свойствами, отношениями, связями, структурными признаками.

ТИПИЧНОСТЬ - близость объекта к прототипу (Кислицина Г.Г.) (степень типичности - степень близости).

ПРОТОТИП - усредненный опыт, относящихся к нему явлений (Розпег, Ке11е). Наиболее типичный представитель - это прототип, имеющий максимально средний ранг. Исследования типичности нач в 70-х гг. Кислицина: ссылки на многие модели типичности. Выготсткий в 31г. Говорит о необходимости создать типологию трудно воспитываемого ребенка. Гален предложил 1ю типологию темперамента!

За рубежом разрабатывали типологии характера и т.д. Эти работы в 30-х гг. критиковались отечественными психологами.

I. Леонтьев: типологический подход отпугнул психологов наклеиванием ярлыков.

II. Исторически сложилось, что идеи типологического анализа получили развитие в работе Павлова (в зависимости от особенностей НС).

Асмолов А.Г. : есть индивидуально-психологические свойства, связанные с природной организацией чел-ка. Нельзя их путать с индивидуальными.

III. Типология требует выделения адекватного основания.

IV. Сложность соотнесения понятий нормальное/типичное Бурменская Г.В.: Норма на примере «норма развития» - не точка оптимума, а достаточно широкий, емкий диапазон, вмещающий в себя множество качественно различных вариаций и форм развития, которые нуждаются в содержательном определении и соответствующем обозначении.

Предлагает говорить не о нормах развития, а о вариантах развития: нормативный, осложненный.

V. трудно провести границу между понятиями «типология» и «классификация». КЛАССИФИКАЦИЯ - перечень рода явлений, характеризующихся 1межвидовым признаком. Но при этом д/б соблюдены 2 момента:

1. разбиение на группы происходит без четкого выделения стуктурного основания;

2. обычно не преследует объединение людей в гр-пы с целью дальнейшего прогнозирования поведения.

Гулубева Э.А.: если основанием классификации является существенный, качественный признак, то она может считаться типологической.

VI. Важно различать ЧЕТРЫ и ТИПЫ.

(возможность разделить людей на группы) Понятие «черта личности» введено Олпортом Г.У. («архитектор психологии личности», построил теорию черт, ввел понятие «зрелая личность»). Акцентировал 2 подхода к личности:

1. номотетический - попытка подвести любое психич явление под общие закономерности; Н. психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов чел. поведения. Она исходит из нескольких основных допущений. Во-первых, она ищет причинные объяснения соц. явлений. Она использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода. Во-вторых, она стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов. В-третьих, она исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции. В-четвертых, сторонники Н. подхода пытаются (в типичных случаях) создать искусственные условия, в которых и собираются научные данные. В-пятых, в случае использования Н. науками результатов, полученных с помощью И. методов, они нередко признаются полезными только для объяснительной, описательной или иллюстративной целей (например, предварительного обследования). В-шестых, Н. теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают фунционалистские объяснения явлений. И. психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.

2. идеографический -  попытка  описания  ярко  выраженной. Психологи, стоящие на позициях И. подхода, изучают частности, а не универсалии. Поскольку признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия. Кроме того, имеет место попытка предоставить каждому испытуемому возможность говорить на его собственном языке, сохранить смыслы, которые поддерживают жизнь конкретных людей в этом мире, и зафиксировать эти смыслы и субъективные переживания с помощью относительно неструктурированных, неформальных (open-ended), проективных и интерпретативных методов. В сочетании с другими методами и подходами, в качестве незаметных и косвенных измерений личности используются также личные документы и биографии, что позволяет произвести своеобразную триангуляцию индивидуума. В И. психологии отдается предпочтение натуралистическим исслед., проводимым в повседневных ситуациях наблюдаемых людей.

Применение типологий возможно при решении целого ряда практических психологических задач, таких, как проблемы профессиональной ориентации, т. к. для каждого определенного типа людей существуют соответствующие, наиболее подходящие сферы деятельности; проблемы саморазвития, т. е. реализации потенциальных возможностей человека или, говоря в понятиях гуманистической психологии, возможность самоактуализации в конкретных условиях жизни; достижение гармонии — внутренней и с внешним миром. Это, наконец, и задачи психокоррекции — использование сильных и совершенствование слабых сторон человека того или иного типа, регулирование и установление оптимальных межличностных и внутригрупповых отношений.

11 вопрос. Ощущение и восприятие, как психические познавательные процессы, свойства, виды, особенности функционирования.

I. Ощущение - процесс отражения в сознании отдельных признаков и свойств предметов при их неоспоримом воздействии на органы чувств.

Главной характеристикой ощущения является чувствительность, определяемая минимальным раздражителем, способный в данный момент вызвать ощущения.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. А. Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).

Систематическая классификация ощущений. Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения.

1. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

2. Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

3. Экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

а. Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

б. Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но ' в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

Генетический подход, предложенный английским неврологом X. Хэдом. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.

Известный отечественный психолог Б. М. Теплов, рассматривая виды ощущений, разделял все рецепторы на две большие группы: экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные, на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутренних органов. Группу ощущений, названных нами «проприоцептивные ощущения», Б. М. Теплов рассматривал как внутренние ощущения.

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация раздражителя- анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

Абсолютные пороги — верхний и нижний — определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира.

Чувствительность к различию (ее еще называют относительной, или разностной),так как это чувствительность к изменению раздражителя. Для того чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия па определенную величину, а то минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.

II. Восприятие - отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств, предметов и явлений в целом.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

Структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение.

Активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

12 вопрос.Закономерности ощущений (пороги ощущений, адаптация, последовательные образы и др).

К закономерностям ощущений относятся:

· Пороги ощущений

Абсолютный нижний порог- минимальная интенсивность раздражителя, при кот возникает соответствующее ощущение

Абсолютный верхний порог- максимальная интенсивоность раздражителя, при котором ощущение теряет свою модальную специфичность (часто переходит в боль) который способно адекватно воспринимать анализатор.

Эти пороги разработаны для разных видов ощущений, м/б различны для разных людей в пределах одного вида ощущений. Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий.

Дифференциальный (разностный) порог - минимальное различие в интенсивности двух раздражителей, при кот возникают отличные друг от друга ощущения.

· Синестезия

Синестезия-феномен слияния свойств различных сенсорных систем «холодный звук», «крикливый цвет». времени;

Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные. Константность в восприятии цвета, величины и формы предметов.

Субъективность (апперцепция) - восприятие зависит и от самого субъ-та. В восприятии всегда сказываются особенности личности. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни.

Осмысленность - в процессе восприятия есть мышление и учет контекста.

Избирательность - преимущественное выделение одних объ-в по сравнению с другими. В любой момент времени человек воспринимает только 1 предмет, или конкретную группу предметов. В то время как остальное является фоном.

· Последовательные образы

Последовательные образы- зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя. Различаются положительный и отрицательный П. о. Первый окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным. Отрицательный П. о. сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый отрицательный П. о. При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько смен положительных и отрицательных П. о., которые продолжаются в течение десятков секунд или даже минут.(это продолжение ощущений после того, как действие раздражителя прекращено)

· Сенсибилизация

Сенсибилизация- повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений(например: потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптурой, у них хорошо развиты ощущение прикосновения, вибрационная чуткость.)

· Контраст

Явление контраста-это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя.В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

· Адаптация

Адаптация-понижение чувствительности (повышение порога) сенсорной системы в результате длительного воздействия раздражителя.

13 вопрос.Отечественные и зарубежные концепции восприятия. Сложные формы восприятия (восприятие времени, пространства, движения и др.).

 

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Суть процесса восприятие состоит в отражении реально существующего мира. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека. Ощущение – процесс физиологический, восприятие – процесс когнитивный. Говоря об ощущениях, мы употребляем термин стимул или сенсорный сигнал, говоря о восприятии мы используем слово паттерн. Паттерн – сложное сочетание сенсорных стимулов, которые мы относим к тому или иному классу объектов.

1. Классификация по основной модальности.

· Зрительное

· Слуховое

· Осязательное

· Обонятельное

· Вкусовое

2. Классификация по форме существования материи.

· Восприятие пространства

· Восприятие времени

· Восприятие движения

Теория Германа Гельмгольца.

Г. Гельмгольц (1821-1894) – ученый в области экспериментального изучения зрения. Он один из первых создал целостную теорию восприятия. Он утверждал, что восприятие может состоять из множества сведений, полученных опытным путем, которые не представлены непосредственно в стимуле. Наш мозг получает лишь набор нервных импульсов и на основе их мы делаем заключение.

Теория Гельмгольца называется теорией бессознательных умозаключений. Восприятие есть умозаключение, но на бессознательном уровне. Есть образ в представлении (наш прошлый опыт), первичный образ (стимул) и образ в восприятии, который формируется на основе первых двух. Прежний опыт и текущее чувственное ощущение взаимодействуют друг с другом, образуя перцептивный образ.

3 характеристики бессознательных умозаключений:

1) Бессознательные умозаключения обычно непредсказуемы. Обычно они проявляются как непреодолимые. Явления типа цветового контраста и единства бинокулярного зрения происходят непосредственно и всегда при данных условиях и их нельзя модифицировать подумав.

2) Бессознательные заключения формируются опытом. Эти заключения в начале являются сознательными (за исключением инстинктов) и становятся путем ассоциации и повторения бессознательным умозаключением.

3) Бессознательные заключения по своим результатам сходны с сознательными, и , поэтому, являются индуктивными

Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.