Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается. Расстояние между заголовком главы и текстом – 2 строки.
Не допускается размещать заголовок в нижней части страницы, если после заголовка расположена только одна строка текста.
Нумерация страниц и глав, таблиц и формул дается арабскими цифрами без значка №. Обратите внимание, что такие структурные части, как введение, заключение, содержание, список использованных источников, аннотация и приложение не имеют порядкового номера.
Например, недопустимо писать: 1. Содержание, 2. Введение.
Страницы работы нумеруют, начиная с введения и заканчивая страницей со словом «Приложения», придерживаясь сквозной нумерации. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу страницы без точки в конце. Не проставляются, но учитываются номера страниц титульного листа, задания на работу и содержания.
Цитаты
Особой формой подачи фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст отчета, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой обучающемуся в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления.
Общие требования к цитированию следующие:
1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
2. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием, которое ставится в любом месте цитаты по решению обучающегося, исходя из цели цитирования.
3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, который помещается в квадратных скобках, например: [6, С. 3-5].
4. При косвенном цитировании (при пересказе мыслей других авторов своими словами) следует быть предельно точным в изложении мыслей автора, корректным при оценке излагаемого.
5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как первое создает впечатление о компилятивности работы, а второе – снижает ценность излагаемого в работе материала.
6. Если автор исследования, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен специально это оговорить, то есть после поясняющего текста ставится дефис, затем указываются инициалы автора работы, а весь текст заключается в круглые скобки.
Таблицы
Важным вопросом сопровождения текста отчета является логически целесообразный подбор и размещение иллюстративного и табличного материала, содействующего более полному наглядному восприятию содержания и достоверности результатов работы, повышению ее информативности. Подбор иллюстраций и таблиц следует проводить с целью выбора действительно характерных и необходимых для логического объединения с положениями текста.
Базы данных и другой сведенный цифровой материал в отчете подают в табличной форме. При этом всегда целесообразным является рассмотрение вопроса, нужна ли именно табличная форма представления данных или имеет смысл заменить ее в основной части работы графиком либо диаграммой, построенными по табличным данным, а последние разместить в приложении.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицу располагают по всей ширине страницы с соблюдением левых и правых полей.
Таблицы в работах размещают сразу после абзаца текста, где о них есть первое упоминание, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут сокращенно, например, в табл. 1.3.
В повторных ссылках на таблицы необходимо указывать сокращенное слово «смотри», например: (см. табл. 1.3).
Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждой главы. Над таблицей с абзацного отступа помещают надпись «Таблица ...» с указанием номера главы и порядкового номера таблицы без значка № перед цифрой и точки в конце, затем ставят тире и размещают тематический заголовок таблицы (их должна содержать каждая таблица) с заглавной буквы.
Заголовок и слово «Таблица» не подчеркивают.
Например :
Таблица 2.4 - Анализ динамики показателей ликвидности ОАО «Юнона» за 2018 год
Текст таблицы печатается с одинарным междустрочным интервалом шрифтом Times New Roman размером не большее 12 pt и не меньшее 10 pt, что определяется детальностью и объемом конкретных таблиц. Заголовок каждой графы в шапке таблицы должен быть по возможности кратким. Следует избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф, единицы измерения, по возможности, необходимо указывать в тематическом заголовке.
Заголовки граф должны начинаться с заглавных букв, подзаголовки – с прописных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с заглавных, если они являются самостоятельными. Не следует включать в таблицу графу «№ п/п».
Везде в таблицах допускается перенос слов, как в автоматическом режиме, так и ручным способом.
Текст, который повторяется в графе таблицы и состоит из одного слова, можно заменять кавычкой (одинарный символ), из двух или более слов – словами «То же» при первом повторении и кавычкой при следующих.
Если цифровые или другие данные в определенной ячейке таблицы не представляют, там обязательно ставят прочерк. В отдельных случаях целесообразным является объяснение в тексте, примечаниях или сносках только что указанного непредставления данных (например, из-за их отсутствия или по другим причинам).
При переносе таблицы на следующую страницу, чего в целом следует избегать, шапку таблицы следует повторить и над ней в правом верхнем углу поместить слова «Продолжение таблицы 2.4» (без кавычек). Заголовок таблицы не повторяют.
Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки. Не допускается помещать в текст отета без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже опубликованы в печати. Ссылка на источник помещается в квадратных скобках, например: Источник: [3].
Образец
Таблица 1.1 - Характеристика основных подходов к сущности понятия «кадровый резерв»
Автор определения | Определение |
Кибанов А. Я, Каштанова Е. В. | «кадровый резерв – это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности, а также часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации» [20, С.33]. |
Веснин В. Р. | «кадровый резерв – специально отобранная целевая группа руководителей, специалистов (а на предприятии – даже рабочих), достигших положительных результатов в профессиональной деятельности, проявляющих склонность и интерес к управлению и удовлетворяющих определенным требованиям» [9, С.138]. |
Дундарь М. А. | «кадровый резерв - это система, направленная на работу с сотрудниками, потенциально способными выполнять более квалифицированную или связанную с управленческими функциями деятельность, указывая при этом, что кадровый резерв — это не только обучение, но и эффективная ротация, мотивация персонала и многое другое» [16]. |
Полетаева Ю. А., Тихонова И. М | «кадровый резерв – это многоэтапная программа внутреннего рекрутинга, включающая информирование сотрудников о вакансиях; проведение внутреннего конкурса; составление рекомендаций по кадровым перемещениям, дополнительному обучению и включению кандидатов на повышение в базу данных» [34, С.109-116]. |
Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. | «кадровый резерв — это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку» [5, С.265]. |
Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. | «кадровый резерв – сотрудники, представляющие особую ценность благодаря наличию высокого потенциала, лояльности к компании, а также способностей и возможностей передачи опыта, знаний и навыков другим сотрудникам» [40, С.257]. |
Егоршин А. П. | «кадровый резерв – часть персонала, проходящая планомерную подготовку для того, чтобы занять места рабочих, специалистов и руководителей более высокой квалификации» [17, С.45]. |
Источник: составлено автором на основе [5, 9, 16, 17, 20, 34, 40]
Рисунки
Для наглядности подаваемого в отчете материала рекомендуется использовать иллюстрации: схемы, графики, диаграммы и т. п. При этом каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации.
Все иллюстрации в отчете обозначаются словом «рисунок», которое на письме сокращается и приводится вместе с порядковым номером иллюстрации (например, Рис. 1.2. – второй рисунок первой главы). Все иллюстрации в отчете должны быть пронумерованы в пределах глав, за исключением представленных в приложениях. Точка ставится после каждого номера. Рисунки в работах размещают сразу после абзаца текста, где о них есть первое упоминание, или на следующей странице.
Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации. Номер иллюстрации, ее название, а также пояснительные надписи размещают последовательно под иллюстрацией.
Например :
Рисунок 2.1. Динамика прибыли ОАО «Юнона» за 2015-2017 гг.
В том месте, где излагается вопрос, связанный с иллюстрацией и где следует указать на нее, размещают ссылки в виде выражения в круглых скобках (рис. 2.1.) или обращения типа «как видно на рис. 2.1.» или «как показано на рис. 2.1.».
Если иллюстрации выполнены не обучающимся, необходимо в тексте давать ссылку на соответствующие литературные источники.
Формулы
Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Это касается и всех нумерованных формул.
Для экономии пространства листа несколько коротких однотипных формул, отделенных от текста, можно представить в одной строке, а не одну под другой. Короткие формулы, которые не имеют самостоятельного значения, вписывают в середине строк текста.
Пояснения значения символов и числовых коэффициентов необходимо указывать непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле. Значения каждого символа и числового коэффициента необходимо указывать с новой строки. Первая строка пояснения начинается со слова «где» без двоеточия.
Уравнения и формулы необходимо выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы следует оставлять не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то его следует перенести после знака равенства (=) либо знаков плюс (+), минус (–), умножить (×), разделить (:).
Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами, в круглых скобках, у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Номер, который не вмещается в строку с формулой, переносят ниже. Номер формулы при ее перенесении помещают на уровне последней строки.
Общее правило пунктуации в тексте с формулами такое: формула входит в предложение как его равноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними разделительные знаки ставят в соответствии с правилами пунктуации.
Например : «… модель товарного баланса представлена формулой. [23, С. 15]
, (2.5)
где – реализация,
– запасы на начало периода,
– поступление товара,
– запасы на конец периода,
– другие выбытия товаров».
Двоеточие перед формулами ставят в случаях, предусмотренных правилами пунктуации:
1) в тексте перед формулой есть обобщающее слово;
2) этого требует построение текста, что предшествует формуле.
Разделительными знаками между формулами, которые идут одна за другой и не отделены текстом, могут быть запятая или точка с запятой непосредственно за формулой до ее номера.
При ссылках на какую-либо формулу ее номер ставят точно в такой же графической форме, что и после формулы, то есть арабскими цифрами в круглых скобках. Например, «в формуле (2.5)»; «из уравнения (3.8) следует …» и т.п.
Оформление ссылок и списка использованных источников
Библиографический список включает все использованные в исследовании источники, на которых базируется изложение темы, а также из которых обучающийся черпает факты, цифры, графический материал. В него должны входить текстовые или электронные произведения: законодательные и нормативные акты, документы, учебная, научная и справочная литература, статьи из специальных журналов и газет, сборников трудов, информация из Интернета и т.д. По всем приводимым источникам должна иметься ссылка на них в тексте работы. Не следует искусственно увеличивать список за счет тех источников, которые были только просмотрены, но непосредственно не использованы в работе, и тем более, за счет литературы, просто относящейся к данной теме.
Все использованные источники рекомендуется располагать в библиографическом списке в алфавитном порядке.
При написании отчета обучающийся обязан давать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты, которые используются в работе. Такие ссылки дают возможность отыскать документ и проверить достоверность цитирования документа.
Ссылки на источники фактической информации и литературу в тексте научной работы делают в соответствии с порядковым номером данного источника (в списке использованных источников), заключая данную информацию в квадратные скобки, например, [12]. Рекомендуется также указывать страницу, на которой находится используемая информация, например, [25, С. 48], что означает: источник 25, страница 48.
Например:
Цитата в тексте: «... часть информационной работы превышает 70 процентов» [36, С. 53].
Допускается давать ссылку в сносках, если ссылка носит характер пояснения к тексту.
Например:
«… амортизационные отчисления используются предприятием не только для реновации основных фондов 1».
Текст ссылки пишется через интервал 1,0 (основной текст – через интервал 1,5). Оформление ссылки имеет такой вид:
1 Реновация – экономический процесс обновления элементов основных производственных фондов, которые выбывают из-за физического и морального износа [15, С. 23].
Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№». При ссылках на главы, параграфы, пункты, иллюстрации, таблицы, формулы и приложения указывают их номера. При ссылках стоит писать: «... в главе 2», «… смотри 1.3…», «... на рисунке 1.3.», «… в таблице 2.1 ...», «… по формуле (3.1)», «… в приложении Б…».
Оформление приложений
Приложения размещаются после списка использованных источников в отчете, в порядке, в котором в тексте работы приведены на них ссылки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием слова «Приложение», располагаемого посередине строки, и иметь тематический заголовок. Заголовки приложений располагаются посередине строки, под словом «Приложение», начинаются с заглавной буквы.
При наличии в отчете более одного приложения они нумеруются прописными буквами русского алфавита (без знака №), например: «Приложение А», «Приложение Б» и т.д. При необходимости текст приложения может быть разделен на главы, в этом случае номер раздела приложения состоит из буквы приложения и текущего номера раздела приложения, разделенных точкой.
Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и не связана с нумерацией в основной части. Связь основного текста отчета с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки.
ПОДГОТОВКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Каждому обучающемуся необходимо разработать профессиограмму, профиль должности и модель компетенций по заданной структуре с указанием управленческих и профессиональных компетенций для нижеуказанных должностей. Номер должности в списке определяется исходя из порядкового номера студента в журнале посещаемости учебных занятий.
1. Коммерческий директор
2. Директор по продажам
3. Финансовый директор
4. Директор по маркетингу
5. Директор по закупкам
6. Директор по персоналу
7. Директор по логистике
8. ИТ-директор
9. Руководитель отдела продаж
10. Территориальный менеджер
11. Руководитель отдела закупок
12. Менеджер по развитии бизнеса
13. Руководитель отдела персонала
14. Менеджер по подбору персонала
15. Менеджер по оценке персонала
16. Менеджер по обучению персонала
17. Менеджер по рекламе и PR
18. Начальник службы внутренней безопасности
19. Менеджер по кадровому делопроизводству.
20. Экономист
Учебно-методический материал для выполнения индивидуального задания по учебной практике по получению первичных навыков научно-исследовательской работы
ПРОФЕССИОГРАММА. Система требований к сотруднику по отдельной профессии называется профессиограммой. Профессиограмма — это специальная карта, которая содержит развернутый перечень условий и характеристик трудовой деятельности по конкретной профессии, ее отдельных требований и профессионально важных качеств, которыми должен обладать работник.
Перечень требований профессии к психике человека и необходимых способностей составляет психограму профессии.
Под профессиональными способностями понимают достаточно устойчивые свойства личности, которые меняются в процессе деятельности и обеспечивают ее успешность и совершенствования.
Профессиограмма содержит:
- общие сведения о профессии и ее динамику в связи с развитием науки и техники, социальное и экономическое значение;
- производственную характеристику профессии, описание трудового процесса (приводятся названия орудий труда, с помощью которых выполняется работа, указывается уровень физического и психологического напряжения (значительное, умеренное, незначительное), рабочая поза и т. п);
- санитарно-гигиенические условия труда с выделением профессиональных опасностей и перечнем физиологических условий и медицинских противопоказаний;
- перечень объема знаний и умений, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности, с выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство;
- характеристику видов и продолжительности профессионального обучения, возможности повышения квалификации;
- психограмму, то есть характеристику психологических требований профессии к человеку с выделением основных и желаемых психических особенностей, а также психофизиологических противопоказаний.
Среди психологических и психофизиологических требований основными являются следующие:
- типологические особенности (сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов);
- сенсорные качества (острота зрительной, слуховой, тактильной чувствительности);
- скорость распознавания сигналов;
- восприятие предметов в статике и динамике;
- внимание (концентрация, распределение, переключение, устойчивость);
- память (особенности, объем);
- мышление (анализ, синтез, абстракция);
- эмоционально-волевая сфера (эмоциональная устойчивость, способность к эффективной деятельности в экстремальных условиях и тому подобное);
- личностные качества (организованность, способность к сотрудничеству, коммуникативные качества, ответственность, инновационность и т. др.).
Каждая профессия выдвигает различные требования к физическим, психофизиологическим и психологическим свойствам человека.
Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.
Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:
1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;
2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.
В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.
Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.
Профессиограммы разрабатываются, как правило, на крупных промышленных предприятиях для массовых профессий (например, рабочий-сборщик главного конвейера автомобильного завода). Значительные трудовые и материальные затраты оправдываются повышением эффективности отбора персонала и сокращением текучести.
Подробное описание профессии используется в целях профориентации и консультирования людей при выборе ими направления работы или принятия решения о смене специальности, поскольку профессиограмма позволяет определить ключевые требования профессии к человеку. Вместе с тем, в ряде случаев профессиограмма может быть использована в качестве инструмента отбора специалистов на должность.
Пример профессиограммы
Структура профессиограммы включает несколько обязательных разделов.
1. Название профессии: маркетолог.
2. Классификация профессии. В данном разделе описывается класс профессии. В качестве примера используем наиболее известную отечественную классификацию, разработанную Е.А. Климовым: по объекту труда - в зависимости от специализации: менеджер по маркетингу относится к категории «человек-человек», маркетолог-аналитик -«человек-знак»; по цели - маркетолог может быть отнесен к двум профессиональным классам: гностическому (знание и познание причин и следствий и т.д.) и изыскательскому (поиск путей развития или изменения ситуации или объекта, определение способа формулировки и передачи информации); по используемым средствам труда - преобладают функциональные: мыслительные действия, образы, выразительные средства речи и т.д.; по условиям труда - работа в помещении с микроклиматом, близким к бытовым нормам.
3. Общая характеристика профессии и основные виды деятельности.
Цели профессии: изучение и анализ процессов, происходящих на рынке товаров и услуг; выявление тенденций спроса и предложения для определения закономерностей развития продукта и/или услуги; разработка идей для увеличения общей прибыльности предприятия.
В задачи маркетолога входят: организация и проведение маркетинговых исследований, или информационно-аналитическая деятельность; разработка и реализация стратегии сбыта; определение продуктовой или ассортиментной политики; позиционирование продукции на рынке и организация продвижения товаров и услуг и т.д.
К основным видам деятельности относятся: анализ потребительских предпочтений; сбор и анализ информации о ситуации на рынке и товарах, представленных на нем, о деятельности конкурентов; подготовка мероприятий по продвижению продукции; проведение рекламных акций и иных мероприятий по стимулированию сбыта; формирование имиджа компании на рынке и т.д.
Профессиональные знания.
Маркетолог должен знать: законодательные и нормативные правовые акты; методику оценки финансово-экономического состояния и емкости рынка; способы анализа спроса на выпускаемую продукцию; методы ценообразования; основные технологические и иные характеристики и потребительские свойства продукции предприятия, ее отличия от аналогов, преимущества и недостатки; методы и методики продвижения продукции; порядок рассмотрения рекламаций потребителей; правила оформления документации; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техник и безопасности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 240.