«ТЕХНИЧЕСКИЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»
Занятие 1
Тема. Гигиенические нормы и т ребования безопасности при работе с техническими и аудиовизуальными средствами обучения в образовательных учреждениях
Цели занятия:
— знать гигиенические нормы и требования безопасности при работе с техническими аудиовизуальными средствами обучения в образовательных учреждениях;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшим от действия электрического тока;
— уметь при возникновении пожара в помещении применять средства пожаротушения
Организация занятия
Таблица к занятию 1
Вопросы для обсуждения | Деятельность студентов на занятии |
1. Меры безопасности при работе с ТАВСО 2. Пожарная опасность при использовании аудиовизуальных средств обучения в учебной аудитории. Наиболее вероятные причины возгорания при работе с учебной аппаратурой 3. Первичные средства тушения пожара 4. Действия учителя при возникновении пожара в классе | 1. На основе анализа дидактического материала (Приложение №1), рекомендованной литературы выделить и кратко записать в тетрадь основные меры безопасности при работе с ТАВСО 2. На основе анализа дидактического материала (Приложение №1), рекомендованной литературы выделить и кратко охарактеризовать наиболее вероятные причины возгорания при работе с учебной аппаратурой 3. На основе анализа дидактического материала (Приложение №1), рекомендованной литературы выявить и описать первичные средства тушения пожара 4. На основе анализа дидактического материала (Приложение №1), рекомендованной литературы выделить действия учителя при возникновении пожара в классе, перечислить их в порядке первоочередности выполнения. Практически воспроизвести действия учителя при возникновении пожара с использованием средств пожаротушения |
5. Оказание первой помощи при поражении электрическим током 6. Санитарно-гигиенические нормы при использовании ТАВСО | 5. На основе анализа дидактического материала (Приложение №1), рекомендованной литературы выявить и кратко охарактеризовать порядок действий оказания первой помощи при поражении электрическим током. Письменно выполнить упражнения 11,12 приведенные ниже 6. Используя дидактический материал (Приложение №1) и рекомендованную литературу, заполнить таблицу к заданию 6 «Гигиенические требования при использовании ТАВСО» |
Упражнения к занятию
1. Назовите опасные факторы пожара и охарактеризуйте их.
2. Назовите известные вам виды огнетушителей и область их применения.
3. Назовите требования пожарной безопасности при демонстрации кинофильмов в учебном кабинете и в других школьных помещениях.
4. Назовите первичные средства пожаротушения и объясните область их применения.
5. Человек, стоящий на хорошо изолирующем основании (например, на сухом деревянном полу), одновременно прикоснулся к двум оголенным проводникам, находящимся под напряжением. Как в данном случае через тело человека пойдет ток и к нарушению деятельности каких органов это приведет? При каком напряжении между проводами поражение током будет смертельным?
6. Человек, стоящий на хорошо изолирующем полу, одновременно коснулся оголенного провода, находящегося под напряжением, и металлического предмета, соединенного с землей, например, батареи водяного отопления или водопроводного крана. Как в данном случае через тело человека пойдет ток и к нарушению деятельности, каких органов это приведет? При каком напряжении в сети поражение током будет смертельным?
7. Человек, держащий в руках электрический прибор, внутри которого питающий его провод или обмотка прибора касается корпуса, одновременно коснулся заземленного предмета. Как в данном случае через тело человека пойдет ток и к нарушению деятельности, каких органов это приведет?
8. Человек, стоящий на хорошо проводящем основании, например, на бетонном полу, коснулся оголенного провода, находящегося под напряжением. Как в данном случае через тело человека пойдет ток и к нарушению деятельности, каких органов это приведет? При каком напряжении в сети поражение током будет смертельным?
9.
|
10. Объясните причины короткого замыкания в случаях, изображенных на (рис. 2)
11.
|
12.
|
Самостоятельная работа по теме занятия
До занятия:
I. Фронтальные задания:
1. Устно подготовьтесь к беседе по 1,2, 3 вопросам.
II. Групповые задания:
1. Подготовьте устное сообщение по ниже приведенным темам:
1 гр.: Первичные средства тушения пожара при возгорании твердых горючих веществ
2 гр.: Первичные средства тушения пожара при возгорании легковоспламеняющихся горючих жидкостей
3 гр.: Первичные средства тушения пожара при возгорании электроприборов, находящихся под напряжением
Гигиенические требования при использовании ТАВСО
Таблица к заданию 6
Класс | Длительность просмотра, мин. | Длительность прослушивания, мин. | ||||
диапозитивов, диафильмов, транспарантов | киноматериалов | телепередач | компьютерных программ | радиопередач | звукозаписей | |
I-IV V-VIII IX-XI |
После занятия:
I. Фронтальные задания:
1. Подберите в литературе или составьте инструкцию для учащихся по правилам техники безопасности при работе с электрическими приборами
II. Индивидуальные задания:
1. Составьте упражнения для учащихся (2-3 упражнения) по изучению гигиенических норм и требований безопасности при работе с техническими аудиовизуальными средствами обучения
Литература
1. Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
2. Карпов Г.В., Романин В.А. Технические средства обучения. -М.: Просвещение, 1979.
3. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. –М.: Изд. центр «Академия», 2001.
4. Ситникова Н.А. Дидактические проблемы использования аудиовизуальных технологий обучения. -М.: Московский исихолого-социальный институт; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
5. Шилов В.Ф. Вопросы безопасности труда в кабинете физики в профтехучилищах. –М.: Высш. шк., 1991.
Занятие 2
Тема. Проекционная техника, применение дидактических материалов (исторический аспект)
Цели занятия:
- знать основные этапы развития проекционной техники;
- знать строение и основные форматы кинопленок, используемых в кинематографии.
Организация занятия
Таблица к занятию 2
Вопросы для обсуждения | Деятельность студентов на занятии |
1. История развития аппаратуры для статической проекции 2. История изобретения кино 3. Строение кинопленки и кинофильма 4. История звукозаписи и воспроизведения звука. 5. Механический способ записи звука (грампластинка, моно и стерео запись) 6. Магнитный способ записи звука 7. Оптический способ записи звука (на кинопленке, запись переменной ширины и переменной плотности) | 1. На основе анализа дидактического материала (Приложение №2), рекомендованной литературы выделить и кратко записать в тетрадь основные этапы развития проекционной аппаратуры и дидактических материалов 2. На основе анализа дидактического материала (Приложение №3), рекомендованной литературы выделить и кратко записать в тетрадь основные этапы изобретения кино 3. На основе анализа дидактического материала (Приложение №3), рекомендованной литературы изучить и кратко записать в тетрадь название и назначение основных слоев кинопленки 4. На основе анализа рекомендованной литературы изучить и кратко записать в тетрадь вопросы из истории звукозаписи 5. Выступление с подготовленными докладами о различных способах звукозаписи |
Самостоятельная работа по теме занятия
До занятия:
I. Групповые задания:
1. Письменно подготовьте сообщения по 1 - 7 вопросам.
2. Сделайте устное сообщение по ниже приведенным вопросам:
1 гр.: История развития аппаратуры для статической проекции
2 гр.: История изобретения кино
3 гр.: Строение кинопленки и кинофильма
4 гр.: История звукозаписи и воспроизведения звука
5 гр.: Механический способ записи звука (грампластинка, монофоническая запись и стереофоническая запись)
6 гр.: Магнитный способ записи звука
7 гр.: Оптический способ записи звука (на кинопленке, запись переменной ширины и переменной плотности)
После занятия:
II. Фронтальные задания:
Подберите в литературе или в Интернет описание оптического способа записи информации на CD-ROM и DVD.
Литература
1. Боровик С.С, Бродский М.А.Ремонт и регулировка бытовой радиоэлектронной аппаратуры.— Мн.: Высш. шк., 1989.
2. Вартанов А.С. От фото до видео. - М.: Искусство, 1996.
3. Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985.
4. Карпов Г.В., Романин В.А. Технические средства обучения. -М.: Просвещение, 1979.
5. Картужанский А.Л., Красный-Адмони Л.В. Химия и физика фотографических процессов. - Изд.-Л.: Химия, 1987
6. Козюренко Ю. И. Покупателю о проигрывателях и грампластинках. -М.: Экономика, 1985
7. Самохин В.И. Прощай, пленка // Стерео и видео. - №113. - 2004, – С.42-49
Занятие 3
Тема. История развития форматов видеозаписи
Цели занятия:
— знать основные форматы видеозаписи в их историческом развитии;
— уметь сопоставлять возможности различных видов видеозаписи.
Организация занятия
Таблица к занятию 3
Вопросы для обсуждения | Деятельность студентов на занятии |
1. История видеозаписи на магнитных носителях 2. Аналоговые форматы: формат VHS, VHS-C (VHS-Compact), S-VHS, S-VHC-C (Super-VHS-Compact), 3. Video 8, HI-8, Betacam 3. Цифровые форматы: Digital Betacam, DV, MiniDV, DIGITAL 8, DVCAM, DVCPRO, MicroMV, MPEG-2, MPEG-4, MPEG-7 | 1. На основе анализа дидактического материала (Приложение №5), рекомендованной литературы выделить и кратко записать в тетрадь основные этапы истории создания видеозаписи 2. На основе анализа дидактического материала (Приложение №5), рекомендованной литературы выделить и кратко охарактеризовать перечисленные форматы аналоговой видеозаписи 3. На основе анализа дидактического материала (Приложение №5), рекомендованной литературы выделить и кратко охарактеризовать перечисленные форматы цифровой видеозаписи |
Самостоятельная работа по теме занятия
До занятия:
I. Групповые задания:
1. Подготовьтесь к беседе по 1 - 3 вопросам.
2. Дайте сравнительную характеристику существующим форматам видеозаписи, которые могут быть использованы в учебном процессе
После занятия:
II. Фронтальные задания:
Подберите в литературе или в Internet описание программного обеспечения, которое может быть использовано для видеомонтажа.
Литература
1. Видеозапись в школе: Пособие для учителей и руководителей школ / Институт средств обучения РАО - М.: ЦИТП, 1993.
2. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М.: Воскресенье, 1999.
3. Резников М.Р. Радио и телевидение вчера, сегодня, завтра.- М.:Связь, 1977.
Занятие 4
Тема. Мультимедиа - проекторы, основные характеристики и возможности. Информационные технологии в образовании
Цели занятия:
- знать и уметь характеризовать особенности и возможности мультимедийных проекторов;
- знать технические характеристики современных мультимедийных проекторов.
Организация занятия
Таблица к занятию 4
Вопросы для обсуждения | Деятельность студентов на занятии |
1. Мультимедиа-проекторы перспективы развития и насыщение рынка 2. CRT - Cathode Ray Tube, CRT-технология, устройство CRT-проектора 3. LCD Liquid Crystal Display, LCD- технология, устройство LCD-проектора 4. DLP- (Digital Light Processing), DLP- технология, устройство DLP-проектора 5. D-ILA - Direct Drive Image Light Amplifier, D-ILA-технология, устройство D-ILA-проекторов 6. Технология мультимедиа, виртуальная реальность, сетевая технология, сase-технология, электронный учебный курс | 1. На основе анализа дидактического материала (Приложение №6), рекомендованной литературы выделить и кратко записать в тетрадь основные этапы в истории создания мультимедиа-проекторов 2. На основе анализа дидактического материала (Приложение №6), рекомендованной литературы выделить и кратко охарактеризовать проекторы CRT 3. На основе анализа дидактического материала (Приложение №6), рекомендованной литературы выделить и кратко охарактеризовать проекторы LCD 4. На основе анализа дидактического материала (Приложение №6), рекомендованной литературы выделить и кратко охарактеризовать проекторы DLP 5. На основе анализа дидактического материала (Приложение №6), рекомендованной литературы выделить и кратко охарактеризовать проекторы D-ILA 6. На основе анализа рекомендованной литературы выделить и кратко записать в тетрадь основные положения перечисленных технологий |
Самостоятельная работа по теме занятия
До занятия:
I. Групповые задания:
1. Подготовьтесь к беседе по 1 - 6 вопросам.
2. Дайте сравнительную характеристику существующим мультимедийным проекторам из тех, которые могут быть использованы в учебном процессе
После занятия:
II. Фронтальные задания:
1. Подберите в литературе или в Internet описание мультимедийных проекторов (устройство, принцип действия технические характеристики).
2. Рассмотрите возможности включения мультимедийных проекторов в учебно-воспитательный процесс.
Литература
1. Бирюков Ю., Еременко Д. Проектор в перспективе //Стерео и видео. -№109. – 2004, –С. 28-37
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. –М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Самохин В. И. В ожидании цифрового кино //Стерео и видео. - №114. – 2004, С. 40-47
6. Тесты видеопроекторы. Кино –всерьез //Стерео и видео. - №117. – 2004, С. 77-93
Дата: 2019-03-05, просмотров: 193.