ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ КУРСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«ТЕХНИЧЕСКИЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

Технические и аудиовизуальные средства обучения входят в состав общей системы дидактических средств. Изучение их как самостоятельной дисциплины оправдано новизной и функциональной сложностью технической базы, а также непрерывно возрастающей ролью аудиовизуальной культуры в жизни общества  в образовательном процессе школы и вуза.

Современная школа немыслима без технических и аудиовизуальных средств обучения. Изучение большей части учебных дисциплин в средней общеобразовательной школе и в высшей школе предусматривает широкое использова­ние в образовательном процессе технических и аудиовизуальных средств обучения, а также применение  аудиовизуальных технологий обучения. Освоение студентами-будущими учителями аудиовизуальных технологий обучения позволит им в дальнейшем повысить эффективность образовательного процесса, а также качество обучения учащихся.

В содержание программы дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения» входят группы вопросов, касающиеся: теоретических основ функционирования технических и аудиовизуальных средств обучения; изучения аудиовизуальных технологий и аудиовизуальных технологий обучения; научно-педагогических и научно-физиоло-гических основ их применения. При изучении данной дисциплины студенты получают представление об информации, аудиовизуальной информации, аудиовизуальной культуре, выявляют их значимость в современном обществе и в современном образовании.

Программой данной дисциплины предусмотрено ознакомление студентов с техническими средствами звукозаписи, статической и динамической проекциями изображений, поскольку эти средства применяются в учебной работе как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного  инструментария на определенных технологических этапах изготовления учебных видеозаписей. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с понятием учебной видеозаписи, ее видами, техническими характеристиками, овладевают технологией видеозаписи. Это связано с тем, что учебная видеозапись отличается доступностью и надежностью аппаратных средств, простотой технологического цикла создания и применения учебных видеопособий. Владение технологией учебной видеозаписи впоследствии позволит существенно расширить арсенал средств творческой      деятельности педагогов по разработке и изготовлению учебных видеоматериалов собственными силами.

В процессе изучения дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения» будущие учителя получают представление о научно-педагогических и научно-физиологических основах применения аудиовизуальных технологий обучения. Студенты проводят анализ дидактических возможностей аудиовизуальных технологий обучения, знакомятся с дидактическими принципами построения аудио,- видео- и компьютерных учебных пособий, рассматривают возможные способы включения их в   образовательный процесс. 

Содержание дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения» обуславливает применение при его изучении различных видов занятий: лекционных, семинарско-практических и лабораторных занятий. Данная дисциплина является практико ориентированной, основой для     повышения эффективности подготовки сту­дентов по овладению техническими средствами обучения является рациональная организация лабораторного прак­тикума.

При изучении дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения» используются как традиционные, так и инновационные методы, формы и средства обучения. Студенты разрабатывают и создают учебный проект, результатом которого является изготовление учебного видеопособия; создают и наполняют электронный портфолио.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Целью курса «Технические и аудиовизуальные средства обучения» является обеспечение сознательного овладения студентами будущими чителями знаниями о технических и аудиовизуальных средствах и технологиях их применения.

 Задачи курса:

· ознакомление студентов с понятием информации как атрибута материи;

· рассмотрение концепции применения аудиовизуальной информации в современном обществе;

· ознакомление студентов с понятием, концепцией аудиовизуальной культуры, историей ее возникновения;

· ознакомление студентов с устройством и принципом работы аппаратуры для предъявления аудиовизуальной информации;

· выявление психофизиологических основ восприятия аудиовизуальной информации человеком;

· раскрытие дидактических возможностей аудиовизуальных и интерактивных технологий;

· ознакомление с научно-педагогическими основами применения  аудиовизуальных и интерактивных технологий обучения.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

студенты должны иметь представление:

· о современных концепциях, о возможностях применения аудиовизуальной информации в современном обществе;

· о психофизиологических закономерностях восприятия аудиовизуальной информации человеком;

· о роли аудиовизуальных средств обучения в педагогическом процессе.

студенты должны знать:

· понятие информации как атрибута материи;

· понятие аудиовизуальной культуры, ее структуру;

· функциональные возможности аппаратуры;

· правила ухода за аппаратурой;

· правила техники безопасности;

· дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий.

студенты должны уметь:

· обращаться с аппаратурой аудиовидеозаписи и проекционной   техникой (работать с видеокамерой и видеомагнитофоном; записывать   телевизионные программы с помощью видеомагнитофона по аудиовидеоканалу, пользоваться встроенным тюнером и таймером; монтировать аудио- и видеофрагменты продолжением и вставкой; записывать звук на аудиомагнитофон с микрофона, с другого магнитофона, видеомагнитофона, проигрывателя компакт-дисков, компьютера и т.д.);

· оперировать информацией, касающейся тематики изучаемого курса (аннотировать, реферировать и анализировать профессиональные     видеопрограммы; оценивать аудиовидеотехнику и учебные аудиовидеоматериалы в техническом, экономическом и педагогическом плане; анализировать учебные аудиовидеопособия с точки зрения включения их в целостный педагогический процесс и т.д.);

· демонстрировать слайды с помощью диапроектора;

· демонстрировать с помощью киноаппарата звуковые учебные      кинофильмы;

· изготавливать и демонстрировать с помощью графопроектора транспаранты;

· разрабатывать и изготавливать учебные видеофрагменты.

Ниже приведены структура и вариант тематического планирования курса «Технические и аудиовизуальные средства обучения».

ПРОГРАММА КУРСА

«ТЕХНИЧЕСКИЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

Введение

Раздел 1. Информация. Аудиовизуальная информация

Понятие информации, аудиовизуальной информации. История развития вопроса об аудиовизуальной информации. Информация как атрибут материи. Природа происхождения информации, источники, виды, формы, свойства информации. Преобразование информации

Раздел 2. Аудиовизуальная культура

Понятие аудиовизуальной культуры. Структура, функции, свойства аудиовизуальной культуры. Концепции аудиовизуальной культуры, их применение в современном обществе

Раздел 3. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком

Особенности восприятия аудиовизуальных носителей информации. Основные положения теории деятельности: субъект и объект, активность, функциональная система, афферентный синтез, принятие решения, цель, действие, коррекция действия. Зрение и слух: пропускная и разрешающая способность. Строение зрительного анализатора, процессы восприятия зрительной информации. Строение слухового анализатора, процессы восприятия звуковой информации человеком. Психофизические эффекты: инерционный, бинокулярный, бинауральный, стробоскопический, киноэффект

Раздел 4. Аудиовизуальные технологии

История фотографии и процесс фотографирования. Технология фотографирования и обработки снятого материала. Оптическая проекция: объекты проекции, источники света, объективы, экраны. Статическая и динамическая проекция изображений. Технологии звукозаписи: аналоговая и цифровая, механическая, магнитная и оптическая. Основные технические характеристики: полоса воспроизводимых частот, динамический диапазон, нелинейные искажения, детонация, шумы, плотность записи. История развития телевидения. Телевидение: черно-белое и цветное, системы цветного телевидения, совместимость систем черно-белого и цветного телевидения. Передающие и приемные преобразователи изображения: видиконы и полупроводниковые матрицы, кинескопы и жидкокристаллические дисплеи. Параметры разложения изображения на элементы: частота строк, частота кадров. Типология аудиовидеокомпьютерных учебных пособий: кинофильмы, слайды, транспаранты, видеозаписи, мультимедийные программы.     Типология учебных видеозаписей: видеомодуль, видеофильм, видеофрагмент, видеослайд, видеоприложение к учебнику, учебный видеосериал, компьютерные материалы (CD-ROM). Банк аудиовидеокомпьютерных   материалов. Режиссура, монтаж и озвучивание учебно-телевизионного   сообщения (УТВС). Замысел, драматургия, режиссура, съемка, монтаж,  озвучание УТВС. Технология изготовления УТВС. Аннотация, монтажный лист УТВС. Тиражирование УТВС

Раздел 5. Научно-педагогические основы применения аудиовизуальных технологий обучения

Дидактические принципы построения учебного аудиовидеопособия: научность, систематичность, преемственность, доступность, наглядность, активность и сознательность, связь обучения с жизнью.

Дидактические возможности аудиовизуальных технологий. Комплексное использование аудиовизуальных средств в учебном процессе школы. Анализ учебных программ, структура, содержание, обеспеченность информационными материалами и методическими разработками, потребность в аудиовизуальных учебных пособиях. Создание банка информационных материалов. Аудиовизуальные учебные пособия в структуре различных методов обучения.

Раздел 6. Научно-физиологические основы применения аудиовизуальных технологий обучения

Санитарно-гигиенические нормы и требования техники безопасности при использовании современных аудиовизуальных средств обучения в школе. Особенности применения аудиовизуальных средств обучения для различных возрастных групп учащихся. Новые информационные технологии как неотъемлемый компонент структуры образования. Технология Мультимедиа, виртуальная реальность, сетевая технология, case-технология,     электронный учебный курс.

Заключение

ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

(На 54 аудиторных часа)

№ п/п

Название

Раздела

Общее

количество часов

Число часов, отводимых на занятия

лекции семинарско-практические Лабораторные
1.     Информация. Аудиовизуальная информация 4     2       2    
2.   Аудиовизуальная культура 4   2       2  
3.   Психофизиологические основы восприятия аудиовизуаль­ной информации че­ловеком 8   2   2     4    
4.   Аудиовизуальные технологии 22   8   4 10  
5.     Научно-педагогические основы применения    аудиовизуальных технологий обучения 8     2       6    
6. Научно-физиологические основы применения       аудиовизуальных технологий обучения 8 2 2   4
  Итого 54 18 8 28

ТРЕБОВАНИЯ К АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА

Аттестация студентов при изучении курса «Технические и аудиовизуальные средства обучения» (ТАВСО) проводится в различных формах: текущей, итоговой.

В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения студентами содержания конкретных разделов. Для этого используются разнообразные формы текущей аттестации: фронтальные опросы на лекциях,    тестовые задания по узловым вопросам дисциплины, эссе, рефлексивные карты, анализ «продуктов» решения учебных задач. Текущая аттестация проводится во время защиты лабораторных работ или проверки индивидуальных заданий, предполагает организацию самоконтроля и взаимоконтроля выполняемых заданий.

Итоговая аттестация проводится в форме зачета с представлением каждым студентом электронного портфолио.

В ходе итоговой аттестации оценивается:

- качество освоения студентами знаний о сущности и роли ТАВСО как эффективного средства в будущей профессиональной деятельности педагога;

- умение разрабатывать носители информации (в том числе фрагменты электронных образовательных ресурсов) и проектировать образовательный процесс с их использованием в соответствии с логикой возрастного развития учащихся;

- умение проектировать разнообразные виды деятельности учащихся с использованием ТАВСО.

Электронный портфолио, создаваемый студентами  в ходе самостоятельной работы, включает следующие разделы:

1. «Резюме» - представление себя как будущего учителя, создающего информационную инфраструктуру школьного кабинета.

2. «Библиография» — библиография использованных источников по изучаемой дисциплине, включая нормативные документы.

3. «Справочник» - список Internet-адресов образовательных порталов.

4. «Цикада цитат» -  высказывания о ТАВСО и их значении для образования.

При сдаче зачёта каждый студент должен ответить на несколько  теоретических вопросов, приведенных ниже; предоставить созданный им электронный портфолио и продемонстрировать разработанный видеофрагмент по заданной теме.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие информации как атрибута материи, связь информации с аудиови­зуальной информацией.

2. Аудиовизуальная информация: понятие, виды, формы, свойства.

3. Концепции применения аудиовизуальной информации в современном об­ществе.

4. История развития вопроса об аудиовизуальной информации.

5. Аудиовизуальная культура: понятие, структура, функции, свойства.

6. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком.

7. Строение зрительного анализатора, бинокулярный эффект, процессы вос­приятия зрительной информации.

8. Строение слухового анализатора, бинауральный эффект, процессы восприятия звуковой информации человеком.

9. Типология ТАВСО (примеры различных классификаций).

10. Оптическая проекция (статическая и динамическая).

11. Аппараты статической проекции.

12. Устройство и принцип действия диапроекторов, эпипроекторов и  графопроекторов.

13. Строение кинопленки и кинофильма, хранение и эксплуатация 16-мм кинофильма.

14. Устройство и правила эксплуатации кинопроектора «Радуга- 7».

15. Устройство и правила эксплуатации киноустановки «Украина-7».

16. История звукозаписи и воспроизведения звука, история создания звуковых средств.

17. Способы и виды (механическая аналоговая и цифровая) звукозаписи.

18. История развития телевидения. Механическое телевидение.

19. Телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая).

20. Особенности записи сигнала на видеоленту. Стандарты видеозаписи.

21. Особенности считывания видеосигнала. Блок видеосигнала. Блок видеоголовок.  

22. Виды фокусировки в видеокамере, возможности их использования.

23. Назначение регулятора цветового баланса.

24. Устройство и правила эксплуатации цифрового фотоаппарата.

25. Особенности цветопередачи при различном освещении.  

26. Назначение и виды монтажных переходов.  

27. Компьютер и мультимедийные средства обучения.

28. Интерактивные технологии обучения.

29. Научно-педагогические основы применения аудиовизуальных технологий обучения.

30. Дидактические возможности аудиовизуальных технологий.

31. Типология учебных видеозаписей, банк аудиовидео- компьютерных мате­риалов.

32. Санитарно-гигиенические нормы и требования техники безопасности при использовании современных аудиовизуальных средств обучения в школе.

33. Первичные средства пожаротушения.

34. Доврачебная помощь пострадавшему от электрического тока.

35. Защитное заземление электрооборудования.

36. Мультимедийные проекторы (устройство, принципы работы).

Для студентов заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Технические и аудиовизуальные средства обучения», предлагаются рефераты. Ниже приведены примерные темы рефератов.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Научно-педагогические основы современных ТАВСО.

2. Психолого-педагогические аспекты применения ТАВСО в совре­менном личностно ориентированном учебно-воспита­тельном процессе.

3. Компьютерная энциклопедия во внеклассной работе с детьми.

4. Психолого-педагогические основы компьютерного обуче­ния.

5. Компьютерные телекоммуникации в воспитательном про­цессе.

6. Новые информационные технологии при обучении конкретному учебному предмету (физика, математика, информатика, литера­тура, история, биология и т.д.).

7. Дистанционное обучение: проблемы, перспективы.

8. Информатизация педагогической деятельности.

9. Формирование информационной культуры у современных школьников.

10. Нетрадиционные формы обучения с использованием совре­менных ТАВСО.

11. Мультимедийная аппаратура в учебно-воспитательной ра­боте с детьми.

12. Видеофильмы в воспитательной работе с младшими школь­никами (подростками, старшеклассниками).

13. Фотоаппарат и видеокамера во внеклассной работе со школь­никами.

14. Новые информационные технологии в системе непрерыв­ного  образования.

15. Педагогические основы использования компьютерных техно­логий для самообразования школьников.

16. Компьютерные лабораторные работы в процессе изучения конкретного учебного предмета (физика, биология, химия и т. п.).

17. Текстовой редактор на уроках конкретного учебного предмета (русский язык, иностранный  язык и т.д.).

18. Графический редактор на уроках конкретного учебного предмета (физика, математика, информатика, литера­тура, история, биология и т.д.).

19. Компьютерные технологии при изучении конкретного учебного предмета (иностранный язык, физика, математика, литература и т. п.).

20. Комплексный подход к использованию технических средств обучения.

21. Экранно-звуковые средства обучения и их применение в средней школе.

22. Компьютерное обучение за рубежом.

23. Информационные технологии в образовательном процессе школы.

24. Технические средства и компьютер в обучении и воспитании детей с проблемами развития.

25. Медиатека в учебно-воспитательной деятельности образова­тельного учреждения.

26. Виртуальные конструкторы в учебной работе.

27. Электронные учебники и возможности их использования в     средней школе.

28. Метод проектов как инновационная технология.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

«ТЕХНИЧЕСКИЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

В таблице приведено краткое содержание лекций (перечень рассматриваемых вопросов), читаемых в разделах курса «Технические и аудиовизуальные средства обучения»

Краткое содержание лекций

 Таблица №1

№ п/п Название раздела Тема лекции Краткое содержание лекции
1. Информация. Аудиовизуальная информация Информация как атрибут материи. Аудиовизуальная информация Понятие информации, аудиовизуальной информации. История развития вопроса об    аудиовизуальной информации. Информация как атрибут материи. Природа происхождения информации, источники, виды, формы, свойства информации. Преобразование      информации
2. Аудиовизуальная культура Аудиовизуальная культура в современном обществе Понятие аудиовизуальной культуры. Структура, функции, свойства аудиовизуальной культуры. Концепции аудиовизуальной культуры, их применение в современном обществе
3. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации  человеком   Восприятие и переработка аудиовизуальной информации человеком Особенности восприятия аудиовизуальных носителей информации. Основные положения теории деятельности: субъект и объект, активность, функциональная система, афферентный синтез, принятие решения, цель, действие, коррекция действия. Зрение и слух: пропускная и разрешающая способность. Строение зрительного анализатора, процессы восприятия зрительной информации. Строение слухового анализатора, процессы восприятия звуковой информации человеком. Психофизические эффекты: инерционный, бинокулярный, бинауральный, синестетический, стробоскопический, киноэффект
4. Аудиовизуальные технологии 1. Аудиовизуальные технологии: технология фотографирования, технология  звукозаписи   1. История фотографии и процесс фотографирования. Технология фотографирования и обработки снятого материала. Оптическая проекция: объекты проекции, источники света, объективы, экраны. Статическая и динамическая проекция изображений. История звукозаписи, воспроизведения звука, история создания звуковых средств обучения и воспитания. Технологии звукозаписи: аналоговая и цифровая, механическая, магнитная и оптическая. Основные технические характеристики:        полоса воспроизводимых частот, динамический диапазон, нелинейные искажения, детонация, шумы, плотность записи
      2. Аудиовизуальные технологии: технология видеозаписи     3. Типология аудиовидеокомпьютерных учебных пособий     4. Технология создания аудиовизуальных     пособий 2. История развития телевидения. Телевидение: черно-белое и цветное, системы цветного телевидения, совместимость систем      черно-белого и цветного телевидения. Передающие и приемные преобразователи изображения: видиконы и полупроводниковые матрицы, кинескопы и жидкокристаллические дисплеи. Параметры разложения изображения на элементы: частота строк, частота кадров 3. Типология аудиовидеокомпьютерных учебных пособий: кинофильмы, слайды, транспаранты, видеозаписи, мультимедийные программы. Дидактические принципы построения учебного аудиовидеопособия: научность, систематичность, преемственность, доступность, наглядность, активность и сознательность, связь обучения с жизнью. Типология учебных видеозаписей: видеомодуль, видеофильм, видеофрагмент, видеослайд, видеоприложение к учебнику, учебный видеосериал, компьютерные     материалы (CD-ROM). Банк аудиовидеокомпьютерных материалов 4. Режиссура, монтаж и озвучивание учебно-телевизионного сообщения (УТВС).   Замысел, драматургия, режиссура, съемка, монтаж, озвучение УТВС. Технология     изготовления УТВС. Аннотация, монтажный лист УТВС. Тиражирование УТВС
5. Научно-педаго-гические основы применения аудиовизуальных технологий обучения   Дидактические особенности  применения     аудиовизуальных средств обучения, возможности их использования в образовательном процессе школы Дидактические возможности аудиовизуальных технологий. Комплексное использование аудиовизуальных средств в учебном процессе школы. Анализ учебных программ школы: структура, содержание, обеспеченность информационными материалами и методическими разработками, потребность в аудиовизуальных учебных пособиях. Создание банка информационных материалов: полиграфические материалы, телевизионные записи, копии учебных видеокассет, собственные съемки, компьютерные графические файлы, тексты, музыка, шумы
6. Научно-физиологические основы применения аудиовизуальных -технологий обучения Физиологические особенности применения аудиовизуальных средств обучения в образовательном процессе школы Аудиовизуальные учебные пособия в структуре различных методов обучения. Новые информационные технологии как неотъемлемый компонент структуры образования. Технология Мультимедиа, виртуальная реальность, сетевая технология, case-технология, электронный учебный курс.  Особенности применения аудиовизуальных средств обучения для различных возрастных групп учащихся

Дата: 2019-03-05, просмотров: 168.