И составления его характеристики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

/ . Состав класса.

Возрастной состав класса. Познавательный уровень, развитие учащихся. Работоспособность и успеваемость учащихся. Общест­венное лицо класса (имеется ли актив в классе). Интерес к общест­венным делам. Выполнение общественных поручений. Гражданская направленность, сознательность учащихся.

//. Сплоченность класса

1. Есть ли группировки по деловым интересам или отрицатель­ного характера. Как учащиеся относятся друг к другу. Как они относятся к делам класса.

2. Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе или вне ее. Любят ли они вместе развлекаться или трудиться.

3. Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики де­вочек.

4. Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чем она вы­ражается.

5. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса! Болеют ли за свой коллектив.

6. При проведении общешкольных мероприятий стараются ли они держаться вместе или разобщено.

///. Организованность класса

1. Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять.

2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).

IV . Общественное мнение в классе

1.Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают.

2. Как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодоб­рение.

3. Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем, что они делают.

4. Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманисти­ческая направленность в отношениях школьников.

V . Характер товарищеских связей в коллективе

1.Что связывает школьников: место жительства, место за партой, интересы, общая работа.

2. Где дружат учащиеся (только в школе или вне ее). Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чем вы­ражается эта помощь.

3. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть их недостатки. Как класс откосится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим,

4. Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками.

VI. Актив класса.

Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. Содействуют ли общешкольные активисты гармонизации отношений каждого школьника и коллектива.

VII . Связь классного коллектива с общешкольным.

1.Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.

2.Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).

3.В чем проявляется гуманистическая направленность связей учащихся с другими классами.

VIII . Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармони­зации отношений учеников и классного коллектива

Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с целью сплочения и гармонизации отношений личности и коллектива.

Как использовать классный коллектив для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

I . Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами

1.Тема, цели и задачи урока.

2.Структура урока и его психологическая целесообразность.

II . Психологическая оценка содержания урока

1.Каково качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстракт­ности и обобщенности)?

2.Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этой учебной информации (образ­ной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какие эмоции он может вызвать?

3.Соответствует ли данный материал возрастным особеннос­тям познавательной деятельности учеников, их жизненному опыту и уровню знаний?

4.Как учитель делает сложную учебную информацию доступ­ной восприятию школьников данного возраста, понятной и инте­ресной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью)?

5.Каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое, атеистическое и т.д.)? Насколько оп­тимально учитель реализует его воспитательные возможности?

III . Проявления познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею

1.Организация внимания.

Пути организации внимания на всех этапах занятия (прось­ба к учащимся быть внимательными, подчеркивание значимости проводимой работы, постановка конкретной задачи, использова­ние принципа наглядности и обращение к непроизвольному вни­манию и т.д.).

Виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их прояв­ления у отдельных школьников.

Способы переключения внимания учеников с одной работы на другую.

В каких сложных видах деятельности, предложенных учите­лем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справились?

2. Организация восприятия и его характер.

Что является объектом восприятия учеников (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства) ? Качество ма­териала восприятия.

Использование наглядных средств, их функция на уроке.

Осмысленность восприятия учебной информации.

3. Активизация памяти и ее развитие.

Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах занятия?

Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная» преднамеренная, механическая, логическая)?

Какие приемы лучшего запоминания излагаемых сведений ис­пользовал учитель (постановка цели запомнить, логическая об­работка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)?

Как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы па­мяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?

4. Активизация мыслительной деятельности школьников.

Как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства?

Какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения вырабатывал?

Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учеников к усвоению тех или иных понятий и суждений?

Вызвал ли учитель у школьников потребность в усвоении дан­ных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал прак­тическую применимость, связал с жизнью и т.д.)?

Каковы уровни усвоения понятий, проявленные учащимися на уроке, и ошибки при определении понятий?

Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление школьников? Отличался ли урок проблемным построением? Какими путями создавались проблемные ситуации? Бы­ли ли ученики активны в поиске ответа?

Какие конкретные мыслительные действия самостоятельно, производили учащиеся, для того чтобы найти решение поставленной проблемы (проанализировать один пример)?

В какой степени, класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития; наличие необходимых знаний и умений; количество школьников, активно проявивших себя в поиске ответа на вопрос)?                              

Обучал ли учитель детей уже готовым приемам рациональ­ного мышления, давал ли предписания алгоритмического типа? Как он вводил их?

Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом?

Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки?

5.Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение школьников?

6.Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенно­стей учеников?

IV . Организация учителем обратной связи

1.На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школь­никам и с какой целью?

2.Какие уровни усвоения знаний учащимися можно выявить, на уроке?

3.Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?

4.Как воспринимали ученики полученные на уроке оценки?

5.Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие; действия и слова учителя, т.е. как он перестраивал свою дея­тельность в зависимости от обратной информации?

V . Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке

1.Воспитательное воздействие личности учителя: его внеш­ности, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение детей к нему. Эмоциональный климат урока.

2.Требования учителя и их значение для формирования цен­ных волевых и моральных качеств личности учеников (к отве­ту, поведению, речи, дисциплине и т.д.). Отношение ребят к этим требованиям.

3.Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке.

4.Как учитель обучал технике учебной работы (как слушать, объяснение, делать записи, моделировать условия задач, рабо­тать с книгой, находить способы решения, контролировать самого себя и т.д.), т.е. как он учил детей учиться?

VI . Результаты урока

Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций)? Что дал урок для общего развития учащихся?

Примерная схема психологического обоснования

Дата: 2019-03-05, просмотров: 194.