Предисловие
Учебная практика –для студентов по направлению бакалавриата образовательной прграммы является основным компонентом.
Место прохождения практики: средние школы, школы- лицеи, школы-гимназии.
Учебно-производственная практика носит активный характер. За этот период должен показать принципиальную готовность к педагогической деятельности. Принимая активное участие в различных формах педагогической деятельности студент-практикант обеспечивает себя профессиональными компетенциями и моральной готовностью к новой социальной роли - педагога общеобразовательного заведения.
Таким образом, студент приходит на учебно-производственную практику с целью формирования таких базовых умений как методические, организационные, исследовательские, предметные, коммуникативные, и именно в этих аспектах должна быть оценена компетентность студента – будущего педагога. Дальнейшая конкретизация цели выстраивается в комплекс целого ряда задач.
1. ЦЕЛИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью прохождения практики является достижение следующих результатов образования:
знания:
· системы внутришкольного управления;
· основ исследовательско-диагностической деятельности;
Умения:
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:
- Уровень предметно-методической подготовки
- Уровень общедидактической подготовки
- Уровень организационно-воспитательной подготовки
- Исследовательская культура
- Обобщенный профессионально-личностный портрет практиканта
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
№ модуля образовательной программы | № раздела | вид практики | Методические задания |
Производственная (педагогическая) практика
Содержание практики
1) Разработка и проведение цикла учебных занятий по своей специальности с использованием ранее полученных теоретических знаний и опыта предыдущих ознакомительно-адаптационных практик;
2) Анализ деятельности основных структурных подразделений, общественных и творческих объединений базы практики, их предметно-методической, воспитательной и развивающей роли в целостном педагогическом процессе;
3) Анализ качества учебных занятий и воспитательных мероприятий других студентов-практикантов с целью взаимообмена первичным профессиональным опытом.
4) Выполнение целостной функции помощника классного руководителя на протяжении всей практики с разделением некоторых полномочий и ответственности;
5) Целенаправленное психологическое исследование одного из аспектов личности школьника или жизнедеятельности ученического коллектива в целом.
6) Формирование умений самоанализа и самооценки по критерию профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы методистом практики в следующих формах:
· Отчетно-консультационное взаимодействие;
· Анализ выполненной документации;
Промежуточный контроль по окончании практики производится в следующей форме:
Фонды оценочных средств
Задания и формы отчетности, представленные в приложениях.
Критерии оценивания
- Коммуникативное взаимодействие с учащимися;
- Комплексное изучение школьников;
- Анализ профессионально-личностных качеств педагога;
- Анализ и взаимоанализ уроков;
- Планы-конспекты учебных занятий;
- Анализ классного часа или воспитательного мероприятия;
- Разработки классных часов и воспитательных мероприятий;
- Культура исследовательской деятельности;
- Отчет студента о результатах практики;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
1. Дүсенбаев А. К. Педагогикалық практиканы өткізуге арналған әдістемелік нұсқау. – Ақтөбе, 2007. – 48 бет
2. Елеусінова Г. Е. Педагогикалық практикаға арналған оқу-әдістемелік нұсқау. – Ақөтбе, 2008. – 140 бет
3. Абылкасымова А. Е. Современный урок. – Алматы, 2003
4. Айзенк Г. Проверьте свои способности. –М: «Мир»,1972.–177 с.
5. Дереклеева Н. И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум-М, 2001. – 64 с.
ГРАФИК КОНТРОЛЯ ПРАКТИКИ
Сроки | Содержание контроля | Субъекты контроля | Формы и методы контроля |
1-ая неделя | - Соблюдение режима и правил внутреннего распорядка учебного заведения; - Изучение базы практики; - Коммуник. взаимодействие с учащимися; - Комплексное изучение школьников; - Анализ проф.-личностных качеств педагога; - Анализ и взаимоанализ уроков; - Анализ классного часа или воспит. мероприятия; | Методист практики, куратор студ. группы, руководитель практики от школы, школьные педагоги-наставники | Отчетно-консультационное взаимодействие; |
2-ая неделя | - Комплексное изучение школьников; - Анализ проф-личностных качеств педагога; - Анализ и взаимоанализ уроков; - Планы-конспекты учебных занятий; - Анализ классного часа или воспит. мероприятия; - Разработки классных часов и воспит. мероприятий; - Культура исследов. деятельности. | Методист практики, куратор студ. группы, руководитель практики от школы, школьные педагоги-наставники | Отчетно-консультационное взаимодействие; Анализ выполненной документации; Наблюдение за осуществляемыми учебными занятиями и организационно-воспитат. мероприятиями |
3-я неделя | - Коммуник. взаимодействие с учащимися; - Комплексное изучение школьников; - Анализ проф-личностных качеств педагога; - Анализ и взаимоанализ уроков; - Планы-конспекты учебных занятий; - Анализ классного часа или воспит. мероприятия; - Разработки классных часов и воспит. мероприятий; - Культура исследов. деятельности; | Методист практики, куратор студ. группы, руководитель практики от школы, школьные педагоги-наставники | Отчетно-консультационное взаимодействие; Анализ выполненной документации; Наблюдение за осуществляемыми учебными занятиями и организационно-воспитат. мероприятиями |
4-я неделя | - Коммуник. взаимодействие с учащимися; - Комплексное изучение школьников; - Анализ проф.-личностных качеств педагога; - Анализ и взаимоанализ уроков; - Планы-конспекты учебных занятий; - Анализ классного часа или воспит. мероприятия; - Разработки классных часов и воспит.мероприятий; - Культура исследов. деятельности; - Отчет студента о результатах практики; | Методист практики, куратор студ. группы, руководитель практики от школы, школьные педагоги-наставники | Отчетно-консультационное взаимодействие; Анализ выполненной документации; Наблюдение за осуществляемыми учебными занятиями и организационно-воспитат.мероприятиями |
Приложения
Исследовательская работа: Диагностика уровня воспитанности учащихся.
Анкета для учащихся 5-9 классов.
Качества личности |
| |||
Оценка родителей | Оценка кл. руководителя | Самооценка | Общий балл | |
1. Поведение в семье: - проявление интереса к делам, проблемам семьи; - вежливое обращение в общении со всеми членами семьи; - положительная реакция на замечания в семье; - проявление уважения к старшим; - забота о младших членах семьи; - выполнение поручений, обязанностей в семье. 2. Поведение в школе: - внимательность на уроках; - старательность в выполнении домашних заданий; - трудолюбие и аккуратность в учебе; - проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений; - бережное отношение к школьному имуществу; - разумное отношение к успехам и неудачам в учении; - дисциплинированное поведение на переменах. 3. Отношение к старшим: - вежливое общение со старшими; - выполнение поручений, просьб старших; - оказание помощи нуждающимся в ней; - уважение по отношению к старшим. 4.Отношение к сверстникам: - активное участие в совместной деятельности; - готовность бескорыстно помогать другу; - стремление не подвести своих одноклассников и друзей; - стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами. 5. Поведение на улице и в общественных местах: - соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице; - бережное отношение к экологии. 6. Отношение к самому себе: - соблюдение правил личной гигиены; - аккуратность и бережливость в одежде; - самокритичность в оценке своего поведения и поступков; - выполнение режима дня и утренней зарядки; - правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках. |
Анкета для учащихся 10-11 классов.
Качества личности |
| |||
Оценка родителей | Оценка кл. руководителя | Самооценка | Общий балл | |
1. Поведение в семье: - проявление интереса к делам, проблемам семьи; - вежливое обращение в общении со всеми членами семьи; - положительная реакция на замечания в семье; - проявление уважения к старшим; - забота о младших членах семьи; - выполнение поручений, обязанностей в семье. 2. Поведение в школе: - внимательность на уроках; - старательность в выполнении домашних заданий; - трудолюбие и аккуратность в учебе; - проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений; - бережное отношение к школьному имуществу; - разумное отношение к успехам и неудачам в учении; - дисциплинированное поведение на переменах. 3. Отношение к старшим: - вежливое общение со старшими; - выполнение поручений, просьб старших; - оказание помощи нуждающимся в ней; - уважение по отношению к старшим. 4.Отношение к сверстникам: - активное участие в совместной деятельности; - готовность бескорыстно помогать другу; - стремление не подвести своих одноклассников и друзей; - стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами. 5. Поведение на улице и в общественных местах: - соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице; - бережное отношение к экологии. 6. Отношение к самому себе: - соблюдение правил личной гигиены; - аккуратность и бережливость в одежде; - самокритичность в оценке своего поведения и поступков; - выполнение режима дня и утренней зарядки; - правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках. |
Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.
Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:
- самооценки обучающихся;
- оценки классного руководителя;
- оценки родителя.
Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.
Примерная схема изучения классного коллектива
VI. Актив класса.
Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. Содействуют ли общешкольные активисты гармонизации отношений каждого школьника и коллектива.
Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
I . Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
1.Тема, цели и задачи урока.
2.Структура урока и его психологическая целесообразность.
II . Психологическая оценка содержания урока
1.Каково качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстрактности и обобщенности)?
2.Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этой учебной информации (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какие эмоции он может вызвать?
3.Соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности учеников, их жизненному опыту и уровню знаний?
4.Как учитель делает сложную учебную информацию доступной восприятию школьников данного возраста, понятной и интересной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью)?
5.Каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое, атеистическое и т.д.)? Насколько оптимально учитель реализует его воспитательные возможности?
III . Проявления познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею
1.Организация внимания.
Пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к учащимся быть внимательными, подчеркивание значимости проводимой работы, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т.д.).
Виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных школьников.
Способы переключения внимания учеников с одной работы на другую.
В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справились?
2. Организация восприятия и его характер.
Что является объектом восприятия учеников (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства) ? Качество материала восприятия.
Использование наглядных средств, их функция на уроке.
Осмысленность восприятия учебной информации.
3. Активизация памяти и ее развитие.
Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах занятия?
Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная» преднамеренная, механическая, логическая)?
Какие приемы лучшего запоминания излагаемых сведений использовал учитель (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)?
Как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?
4. Активизация мыслительной деятельности школьников.
Как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства?
Какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения вырабатывал?
Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учеников к усвоению тех или иных понятий и суждений?
Вызвал ли учитель у школьников потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т.д.)?
Каковы уровни усвоения понятий, проявленные учащимися на уроке, и ошибки при определении понятий?
Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление школьников? Отличался ли урок проблемным построением? Какими путями создавались проблемные ситуации? Были ли ученики активны в поиске ответа?
Какие конкретные мыслительные действия самостоятельно, производили учащиеся, для того чтобы найти решение поставленной проблемы (проанализировать один пример)?
В какой степени, класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития; наличие необходимых знаний и умений; количество школьников, активно проявивших себя в поиске ответа на вопрос)?
Обучал ли учитель детей уже готовым приемам рационального мышления, давал ли предписания алгоритмического типа? Как он вводил их?
Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом?
Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки?
5.Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение школьников?
6.Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенностей учеников?
IV . Организация учителем обратной связи
1.На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью?
2.Какие уровни усвоения знаний учащимися можно выявить, на уроке?
3.Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?
4.Как воспринимали ученики полученные на уроке оценки?
5.Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие; действия и слова учителя, т.е. как он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации?
V . Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке
1.Воспитательное воздействие личности учителя: его внешности, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение детей к нему. Эмоциональный климат урока.
2.Требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (к ответу, поведению, речи, дисциплине и т.д.). Отношение ребят к этим требованиям.
3.Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке.
4.Как учитель обучал технике учебной работы (как слушать, объяснение, делать записи, моделировать условия задач, работать с книгой, находить способы решения, контролировать самого себя и т.д.), т.е. как он учил детей учиться?
VI . Результаты урока
Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций)? Что дал урок для общего развития учащихся?
Примерная схема психологического обоснования
Предисловие
Учебная практика –для студентов по направлению бакалавриата образовательной прграммы является основным компонентом.
Место прохождения практики: средние школы, школы- лицеи, школы-гимназии.
Учебно-производственная практика носит активный характер. За этот период должен показать принципиальную готовность к педагогической деятельности. Принимая активное участие в различных формах педагогической деятельности студент-практикант обеспечивает себя профессиональными компетенциями и моральной готовностью к новой социальной роли - педагога общеобразовательного заведения.
Таким образом, студент приходит на учебно-производственную практику с целью формирования таких базовых умений как методические, организационные, исследовательские, предметные, коммуникативные, и именно в этих аспектах должна быть оценена компетентность студента – будущего педагога. Дальнейшая конкретизация цели выстраивается в комплекс целого ряда задач.
1. ЦЕЛИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью прохождения практики является достижение следующих результатов образования:
знания:
· системы внутришкольного управления;
· основ исследовательско-диагностической деятельности;
Умения:
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:
- Уровень предметно-методической подготовки
- Уровень общедидактической подготовки
- Уровень организационно-воспитательной подготовки
- Исследовательская культура
- Обобщенный профессионально-личностный портрет практиканта
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ВПО
Содержание практики является логическим продолжением разделов ООП философия, история, социология, самопознание и служит основой для последующего изучения разделов ООП, прохождения учебно-производственной практики, а также формирования профессиональной компетентности в профессиональной области «Образование».
В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели прохождения практики»:
№ п / п | Наименование компетенции | Предшествующие разделы ООП | Последующие разделы ООП |
Общекультурные компетенции | |||
1 | Исследовательская культура | Философия, история, социология, самопознание и пр. |
|
Обобщенный профессионально-личностный портрет практиканта | |||
Профессиональные компетенции | |||
2 | Уровень предметно-методической подготовки | Введение в педагогическую специальность, психология и развитие человека, педагогика, этнопедагогика, этнопсихология, теория и методика воспитательной работы и пр. |
|
Уровень общедидактической подготовки | |||
Уровень организационно-воспитательной подготовки |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
№ модуля образовательной программы | № раздела | вид практики | Методические задания |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 216.