Становление Донбасса как нового экономического района во второй пол. XIX в., формирование рабочего класса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Земства в империи вводились постепенно. К концу 70-х гг. они были введены лишь в 30 губерниях Европейской России, в Екатеринославской губернии земство было введено в 1866 г. В этом же году было образовано Бахмутское уездное земство. Мариупольское уездное земство выделилось из Александровского в 1873 г. Земства сыграли большую роль в разных областях хозяйственной и культурной жизни региона. Велик их вклад в распространение грамотности среди крестьян. К концу XIX в. в Бахмутском и Мариупольском уездах было создано 108 земских школ, которые по праву считались лучшими.

Не менее заметно и значение земской деятельности для развития здравоохранения. Земские больницы были открыты для крестьян, до этого практически лишенных какой бы то ни было медицинской помощи. Так, к началу XX в. «вся площадь Бахмутского уезда была разделена на 8 врачебных участков... Стационарная помощь населению оказывалась: в 1 больнице и в сельских лечебницах... В Мариупольском уезде насчитывалось 5 земских больниц и 19 самостоятельных фельдшерских пунктов в греческих волостях. Медицинская помощь и выдача лекарств осуществлялись бесплатно.

 Земства оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревне. Например, при Бахмутской земской управе «состояли землемер, агроном, инструктор-садовод». В зданиях волостных управ и школ проводились чтения и беседы на сельскохозяйственные темы. Населению бесплатно раздавался посадочный материал. С целью улучшения ведения земледельческих работ создавались показательные поля (участки).

В пореформенный период в Украине завершился промышленный переворот, начавшийся в 30-е годы XIX в. Донбасс сделал большой шаг в своем экономическом развитии. Быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность. Важнейшими ее отраслями были черная металлургия и угледобывающая промышленность. В связи с быстрым развитием промышленности и ростом городов, а также более интенсивной работой транспорта заметно растет объем угледобычи в бассейне: с 295,6 млн. пудов в 1894 г. до 671,1 млн. в 1900 г., т.е. в 2,5 раза.

Характерной чертой развития угольной промышленности бассейна в рассматриваемый период было расширение и техническое переоснащение уже существующих рудников, а не строительство новых предприятий.

В конце XIX в. набирает размах акционерное предпринимательство на базе уже действующих рудников, которые принадлежали индивидуальным собственникам. О высоком удельном весе акционерных предприятий свидетельствует тот факт, что в 1900 г. на их долю приходилось 75% всего добытого в бассейне угля. Одновременно с развитием промышленности зарождается черная металлургия. в 1866 г. на очень выгодных условиях получил концессию князь Кочубей, намеревавшийся построить на Юге России завод для изготовления рельсов из местного чугуна на местном минеральном топливе. Однако даже этому сановному предпринимателю не удалось привлечь для строительства завода крупных капиталистов. В результате чего в конце 1868 г. князь уступил свои права (за солидное вознаграждение – 1 в 24 тыс. фунтов стерлингов) английскому заводчику Джону Юзу, который начал Юзовка. Коксовые печи завода переговоры С правительством о постройке в Донецком крае завода чугуноплавильного, железообрабатывающего и рельсового производства.

По условиям договора с царским правительством Джон Юз должен был начать выплавку чугуна в январе 1870 г., а прокат рельс  – в апреле 1871 г. В связи с техническим несовершенством проекта и другими причинами, первая плавка состоялась лишь 21 апреля 1871 г., но уже через три дня доменную печь вынуждены были поставить на ремонт. Лишь 24 января 1872 г. после продолжительного ремонта был проведен первый выпуск чугуна. С осени 1873 г. завод Новороссийского товарищества уже работал по законченному металлургическому циклу. С середины 70-х гг. он превратился в одно из наиболее крупных металлургических предприятий страны.

Настоящий расцвет южной металлургии приходится на последние 15 лет XIX в. За это время было основано 17 металлургических (доменных) заводов, из которых 12 находились в Донбассе. Строительство заводов происходило в большинстве своем за счет иностранных инвестиций – американских, английских, французских, бельгийских и германских. Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на второй план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс, в свою очередь, занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. За 15 лет доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна выросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36,1%. По производству чугуна Донбасс к началу XX в. опередил Урал.

Как и Юг в целом, Донбасс стал одним из основных районов сталепроволочного и рельсового производства На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горячего доменного дутья. Новая техника и технология – бессемеровские и томасовские конверторы, мартеновские печи – нашли с самого начала свое применение в сталелитейном производстве. И в дальнейшем продолжалась механизация и совершенствование металлургического производства, в котором участвовали выдающиеся инженеры тех лет М. А. Павлов, в. Е. Грум-Гржимайло, М. К. Курако и др.

Рост каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса хорошо оборудованными были Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический, Харцызский котельный. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке, Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство, среди заводов выделялись два больших цементных завода в Амвросиевке. Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х годах немецким капиталистом Гартманом.

Химическая промышленность была представлена содовыми заводами в Лисичанске и близ Славянска. Первенцем химической промышленности в Донбассе и крупнейшим предприятием этой отрасли был хорошо оборудованный содовый завод, построенный в 90-е годы обществом «Любимов, Сольве и Ко» в селе Третья Рота близ Лисичанска. Донбасс давал стране также поваренную соль, добываемую рудничным способом в районе Бахмута и вывариваемую на небольших солеварнях в Славянске и Бахмуте, кислоты, стекло и стеклянные изделия.

Недалеко от Никитовки было расположено единственное в России предприятие А. А. Ауэрбаха по производству ртути из добывавшейся здесь же руды (киновари). Одновременно существовало множество мелких полукустарных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья: мельниц, крупорушек, винокуренных пивоваренных заводов и т.д.

Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности. Донбасс стал одним из основных центров тяжелой промышленности царской России, в котором к началу XX века переплетаются и мирно сосуществуют интересы как крупнейших российских, украинских, так и инocтpaнных капиталов, получавших здесь огромные прибыли и в свою очередь способствовавших развитию экономики региона, созданию первых в России монопольных объединений и организаций промышленников для защиты своих интересов.

Бурное железнодорожное строительство оказало большое влияние на развитие всех отраслей промышленности, перемещение рабочей силы, рост внутреннего рынка и городов и появление рабочих поселков. Линии железных дорог в России за 40 пореформенных лет выросли в 20 раз (к 1900 г. их протяженность составила 50 тыс. км).

В 1857 г. было учреждено Главное общество железных дорог и разработана широкая программа железнодорожного строительства. 60-70-е гг. XIX в. вошли в историю как время «железнодорожной горячки». Тогда не было более заманчивой возможности обогащения, чем участие в железнодорожных делах. В 1884 г. на казенные средства подрядным способом была построена Екатерининская железная дорога, соединяющая важные сырьевые районы Украины – Донецкий каменноугольный и Криворожский железнорудный бассейны. В 1904 г. была построена 2-ая Екатерининская железная дорога. Эксплуатационная длина всех линий и ветвей магистрали составила 2723 версты.

Параллельно с развитием донецкой рельсовой сети шла постройка ветвей местного пользования, строящихся на деньги предпринимателей. К началу века насчитывалось 102 ветви общей протяженностью 310 верст.

К началу XX в. юг Украины по густоте железнодорожной сети стал на первое место в России. Так, например, в Екатеринославской губернии на 1000 кв. км. пространств приходилось в 1904 г. 37,9 км. железнодорожной сети при 9,9 км. в среднем по России.

Иностранные капиталисты, опекаемые царским правительством, на льготных условиях строили металлургические и машиностроительные заводы, угольные шахты и другие предприятия. Только за 14 лет (с 1888 по 1902 гг.) в Донбассе возникло 112 иностранных акционерных компаний с основным капиталом в 316 млн. руб. Примечательно, что прибыль иностранных промышленников, обосновавшихся в бассейне, в 3-4 раза превышала доходы владельцев таких же предприятий в Западной Европе.

В направлении иностранных вложений происходили значительные изменения. В 60-80-е гг. иностранные предприниматели предпочитали помещать средства преимущественно в железнодорожные займы. Именно в это время в Донбассе были проложены основные железнодорожные линии. Затем иностранный капитал устремился в промышленность.

В 1869 г. возникает первое в Донбассе акционерное общество с иностранными капиталами. К 1900 году в Донбассе действовало уже 12 металлургических заводов, 11 из которых были построены в большинстве своем на средства иностранных предпринимателей. Это заводы Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий.

Донбасс также был основным промышленным районом приложения иностранных капиталов в каменноугольной промышленности. 74% всех иностранных капиталов, действовавших в угольной промышленности России (к 1900 г.), было вложено здесь. Так, в 1872 г. было образовано первое акционерное каменноугольное общество – «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности», в создании которого был заинтересован французский капитал. К 1900 году происходит концентрация угольной промышленности, уменьшение количества угольных предприятий. По степени концентрации производства и капитала буржуазию Донбасса можно разделить на крупную, среднюю и мелкую. Так же условно ее можно разделить на промышленную и торговую.

Развитие угольной промышленности в 60-х гг. XIX в. привело к расширению состава предпринимателей. Значительно возрастает количество углепромышленников из местных помещиков, большинство которых проводили разработку угля на собственных землях. Это и И. Г. Иловайский, В. П. Рутченко, П. А. Карпов и др. Однако многие предприниматели из местных помещиков не смогли справиться с различными трудностями, разорились и были вынуждены продавать или сдавать в аренду свои земли. С конца 60-х гг. начинается приток купеческих капиталов в угольную промышленность Донбасса. В основном преобладало мелкое и среднее купечество. Среди них можно назвать И. Л. Уманского, Самуила Полякова (одного из основателей клана банкиров и промышленников Поляковых), А. К. Алчевского и др. В восточной части Донбасса, расположенной на территории Войска Донского, значительно увеличивалось количество промышленников из казаков, что являлось особенностью этой части региона.

Таким образом, в 60-70-х гг. XIX в. буржуазия Донбасса комплектовалась преимущественно за счет помещиков, купечества, крестьян и казаков. В 80-90-х гг. XIX в. происходит расширение состава буржуазии за счет притока таких социальных слоев, как купечество, интеллигенция и предприниматели-иностранцы. В 90-х гг. XIX в. начинается сращивание банков с промышленностью. Это привело к установлению тесных связей донецких капиталистов со столичной промышленной финансовой буржуазией, и, соответственно, к расширению состава буржуазии Донбасса. Здесь встречаются такие имена как А. Ю. Ротштейн, А. Ф. Кох, А. И. Мураний и др.

По темпам роста населения Екатеринославская губерния к концу XIX в. занимает первое место среди украинских губерний – 2 113674 чел. Из 8 уездов губернии Бахмутский уезд занимал второе место – 332 478 чел., Мариупольский пятое место – 254 056 чел. Рост населения происходил за счет естественного прироста, а также вследствие переселения в Донбасс большого числа рабочих из губерний европейской России.

В обоих уездах крестьянство составляло основную массу населения – около 80%, торгово-промышленное – 15%, непроизводительное – 5%. В уездных городах Бахмуте и Мариуполе проживало соответственно 19 316 и 31 116 человек.

Перепись не содержит сведений о национальном составе. Приблизительно его можно определить по родному языку. Всего было зарегистрировано 45 различных наречий. Наиболее многочисленную группу составляло население, родными языками считающее русский и украинский («малороссийский»). Причем в Бахмутском уезде жителей, говорящих на украинском языке, было около 58%, в Мариупольском – 39%.

Быстрое развитие промышленности в Донецком бассейне в пореформенный период сопровождалось интенсивным ростом рабочих. Главным источником пополнения рабочих были разорившиеся крестьяне, зачастую вместе с крестьянами шли на производство разорившиеся кустари и ремесленники. Этот источник давал для промышленности рабочих, имевших уже определенные производственные навыки, в 1871 году из вновь поступивших 82,5% были из российских губерний, 15,6% – из украинских.

По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г. в горнодобывающей промышленности русские составляли 74%, украинцы – 22,3%, а в металлургической и металлообрабатывающей – соответственно 69 и 20,2%. В небольшом количестве были представлены белорусы, молдаване, татары, поляки, евреи. На металлургических заводах работали и иностранные рабочие – англичане, французы, бельгийцы, немцы.

За 40 пореформенных лет количество рабочих увеличилось в 30 раз и составило в 1900 г. вместе с железнодорожными рабочими 170-175 тыс. человек, из которых 81% были горнорабочие и металлурги. В 80-е гг. средний месячный заработок рабочих составлял около 20 рублей, к концу XIX в. он увеличился до 30 рублей, суточный заработок большинства донецких рабочих не превышал в среднем 1 руб. – 1 руб.20 коп.

Высокооплачиваемые составляли лишь 7-8% от общего числа рабочих. Их зарплата с учетом вычетов колебалась от 60 до 100 рублей в месяц. Формирование рабочих протекало в обстановке обострения борьбы трудящихся с хозяевами рудников и заводов. Рабочее движение развивалось поступательно, приобретая с годами все больший размах и организованность.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины проведения реформ 60-70-х гг. XIX в.?

2. В чем заключался смысл земельной, земской, судебной, образовательной, военной реформы?

3. Почему мы можем говорить о второй половине XIX в. как период промышленного переворота?

4. Какая взаимосвязь можно выделить между реформами 60-70-х гг. и промышленным переворотом второй половины XIX в.?

5. Какие последствия промышленного переворота?

6. Какие факты свидетельствуют о развитии капиталистических отношений в сельском хозяйстве Украины?

7. Как можно охарактеризовать положение крестьян в Украине после земельной реформы 1861?

8. Назовите особенности развития промышленности нашего края. Сравните наш регион с другими регионами Украины.

9. Дайте оценку развития сельского хозяйства Донбасса в этот период.

10.  Какие виды торговли преобладали в нашем крае в первой половине XIX в.?

11.Назовите главный принцип формирования земских органов самоуправления. Какую роль играли земства в решении социальных проблем, в развитии народного хозяйства в нашем регионе?

12. Охарактеризуйте особенности промышленного развития нашего региона во 2-й половине XIX в.; объясните причины этих особенностей, их последствия.

13. Сравните экономическое развитие нашего региона с развитием других регионов Украины.

14. Какие факторы способствовали развитию торговли во 2-й половине XIX в. в нашем крае?

15. Каковы особенности формирования буржуазии и пролетариата Донбасса


 

Смысловой модуль II

История Отечества в новейшее время (XX – начало XXI вв.)

ТеМА 7. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭПОХУ ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА (начало XX в.)

План

7.1. Экономическая и общественно-политическая жизнь Донбасса в начале XX в.

7.2.  Первая российская революция 1905-1907 гг. Горловское вооруженное восстание 1905 г.

7.3. Аграрная реформа П.А. Столыпина: причины, суть, последствия.

7.4. Первая мировая война.

 

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 806.