Текстовая задача — это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.
Любая текстовая задача состоит их двух частей: условия и требования.
В условии сообщаются сведения об объектах и их величинах, об отношениях между ними, задаются количественные характеристики величин (их численные значения).
Требование — это указание, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.
Решение текстовой задачи арифметическим способом — это сложная деятельность, содержание которой зависит как от конкретной задачи, так и от умений решающего. Тем не менее в ней можно выделить несколько этапов:
1. Восприятие и анализ содержания задачи.
2. Поиск и составление плана решения задачи.
3. Выполнение плана решения. Формулировка вывода о выполнении требования задачи (ответа на вопрос задачи).
4. Проверка решения и устранение ошибок, если они есть. Формулировка окончательного вывода о выполнении требования задачи или ответа на вопрос задачи.
Производя анализ задачи, вычленяя ее условия, мы должны соотносить этот анализ с требованиями задачи. Другими словами, анализ задачи всегда направлен на ее требования.
Известно несколько приемов, которые можно использовать при анализе задачи.
Приёмы анализа содержания задачи:
1. задать специальные вопросы и ответить на них:
Ø о чём задача?
Ø можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
Ø что требуется найти в задаче?
Ø что означают те или иные слова в тексте?
Ø что в задаче неизвестно?
Ø что является искомым?
Ø и т.д.
2. перефразировка текста задачи:
замена данного в задаче описания некоторой ситуации другим, сохраняющим все отношения, связи, качественные характеристики, но более явно их выражающим.
Это достигается в результате
– отбрасывания несущественной, излишней информации;
– замены описания некоторых понятий соответствующими терминами и, наоборот, замены некоторых терминов описанием содержания соответствующих понятий;
– преобразования текста задачи в форму, удобную для поиска плана решения.
Особенно эффективно использование данного приёма в сочетании с разбиением текста задачи на смысловые части.
Результатом перефразировки должно быть выделение основных ситуаций.
3. построение вспомогательной модели задачи:
Ø таблица
объекты | скорость | время | расстояние |
1-й м. 2-й м. собака | 4 км/ч 5 км/ч 8 км/ч | ? ч. ? ч. одинаковое ? ч. | ? км. ? км., на 2 км. больше 1-го м. ? км. |
Ø схематический чертёж
8 км/ч
5 км/ч 4 км/ч
2 км
После построения вспомогательной модели необходимо проверить:
1)все ли объекты задачи показаны на модели;
2)все ли отношения между объектами отражены;
3)все ли числовые данные приведены;
4)есть ли вопрос (требование) и правильно ли он указывает искомое?
4. разбор задачи по тексту проводится в виде цепочки рассуждений, которая может начинаться как от данных задачи, так и от её вопросов.
Ø при разборе задачи от данных к вопросу нужно выделить в тексте задачи два данных и на основе знания связи между ними (такие знания должны быть получены при выполнении первого этапа решения) определить, какое неизвестное может быть найдено по этим данным и с помощью какого арифметического действия.
Ø при разборе задачи от вопроса к данным нужно обратить внимание на вопрос задачи и установить (на основе информации, полученной при анализе текста задачи), что достаточно узнать для ответа на вопрос задачи. Для чего нужно обратиться к условиям и выяснить, есть ли для этого необходимые данные. Если таких данных нет или есть только одно данное, то установить, что нужно знать, чтобы найти недостающее данное (недостающие данные), и т.д.
5. разбор задачи по вспомогательной модели может быть проведён по-разному, – в результате получаются различные арифметические способы её решения.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1812.