Направления в исследовании поведения животных в 20 в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ХХ в. проблемы, связанные с поведением животных, привлекли к себе внимание ученых самых разных специальностей. Это привело к тому, что фактически одновременно сформировалось несколько самостоятельных направлений, а точнее, даже отдельных наук о поведении.

1. Этология (греч. – этос – характер, нрав; логос - учение) - наука о поведении животных в естественной среде обитания. Этологов поведение животных интересует как фактор приспособления животных к условиям среды.

Предмет этологии -  непосредственные акты внешней активности – законченные координированные действия животных, связанные некой целесообразностью.

       Этологические исследования основываются прежде всего на наблюдении за поведением животных в естественных, природных условиях обитания, а также в ходе экспериментов и опытов в лабораторных условиях. Груминг - перебирание волос обезьянами (показ предпочтения перед высшей особью).

основоположники - австрийский ученый К. Лоренц (1903-1989) и голландский исследователь Н.Тинберген(1907-1988)..

2. Экспериментальная психология. Первым из психологов, применившим экспериментальный подход к изучению поведения животных, был американский ученый Э. Торндайк, разработавший так называемый "метод проблемных клеток". Большой вклад в развитие зоопсихологии внесли и российские исследователи: В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, Н.Ф. Левыкина, К.Э. Фабри и др. Вскоре в экспериментальной психологии сформировалось несколько направлений, претендующих на самостоятельность. Такими направлениями были:

  • зоопсихология, целью которой является экспериментальное изучение психики животных;
  • сравнительная психология, занимающаяся сравнительным изучением психики разных таксономических групп животных и развитием психики в эволюции. Кроме этого, поведение животных стали изучать и приверженцы таких направлений психологии, как
  • бихевиоризм  Его создателем считается американский ученый Джон Уотсон. Он открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии, а именно душевных явлений, (объявив их принципиально непознаваемыми при помощи естественно-научных методов,) на поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно.
  • гештальтпсихология. В противоположность ассоциативной психологии первичными элементами психической деятельности гештальтпсихология считала не отдельные ощущения, а целостные образы - гештальты (gestalt), которые характеризуются константностью и устойчивостью. Центральным тезисом гештальтпсихологии является принцип целостности при анализе сложных психических явлений. Гештальтпсихология сформировалась на основе изучения механизмов восприятия зрительных образов, которые были перенесены на весь феномен мышления. По мнению ее сторонников, в мозге при контакте с внешним миром возникает некая структура "видения", или "мышления", которая называется "гештальтом". Затем, при сравнении различных "гештальтов" со структурой проблемной ситуации, может возникнуть совпадение между "образом" (гештальтом) и решением реальной задачи. Это совпадение в гештальтпсихологии называют озарением, или инсайтом. Инсайт, по мнению гештальтпсихологов, и является механизмом решения конкретной задачи.
  • Практически одновременно с разработкой в США Торндайком основ экспериментальной психологии, в России И.П. Павловым было создано новое направление в физиологии - учение о высшей нервной деятельности, Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) - изучают нервные процессы в головном мозге, спинном мозге при поведении животных. В отличие от зоопсихолога физиолог изучает не само психическое отражение, а обусловливающие его процессы в организме. Физиологическое исследование осуществляется также (как и зоопсихологическое) путем анализа поведения, но под другим углом зрения, с другой целевой установкой. При этом физиолог, естественно, обращает главное внимание на функции нервной системы, головного мозга. Его первейшая задача – изучение деятельности систем и органов, непосредственно или опосредствованно участвующих в поведении животного как целостного организма. Павлов – теория научения животных, кот.построена на концепции рефлексов. Безусловные рефлексы – врожденные реакции организма на внешние раздражители (пища – слюна как стимул-реакция). В условном рефлексе безусловный стимул заменялся условным сигналом (условный сигнал: звонок как стимул – слюна как реакция). Этот принцип лег в основу идеи Скиннера об оперативном действии.

3. Сравнительная психология по Ярошевскому - направление исследований, в которых сопоставляются способности к обучению животных различных эволюционных ступеней развития. Это наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека. Об общем и различном в их психической деятельности. Причем (Праворотов) сравнительным эталоном является человек.

К 80-м гг. ХХ столетия стремление к обособлению наук стало постепенно ослабевать. Ученые всех специальностей стали активно применять методы смежных наук.

Таким образом, круг замыкается, и фактически все направления изучения поведения животных в настоящее время сливаются в единую науку о поведении, пока еще не имеющую определенного названия.

В настоящее время убедительно показано, что каких-либо принципиальных различий в закономерностях формирования поведения животных и человека фактически не существует. Следовательно, психологу, и особенно тому, который занимается детьми и подростками, знание биологических основ формирования поведения совершенно необходимо. Поэтому предмет "Зоопсихология и сравнительная психология" включен в число обязательных курсов всех высших учебных заведений, имеющих специализацию по психологии.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 311.