Лекция 1: Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию – 6 ч
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1: Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию – 6 ч.

  1. Проблема происхождения психики (панпсихизм, антропопсихизм и др.). Критерий психики.
  2. Поведение, психика и психическая деятельность. Их характеристика и взаимосвязь.
  3. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Связь зоопсихологии с другими науками.

4. Основные направления исследований поведения животных. Этология как одно из направлений изучения психики животных.

  1. Методы зоопсихологических исследований.

Рефераты:

1. Представление о психике животных и человека в античной философии (Эпикур, Лукреций – животные и человек обладают душой; Сократ и Платон (душа как божественное явление), а поведение животных определяется влечениями; Аристотель – душа животных в отличие от человека смертна; стоики – понятие инстинкта;) –Фабри, Филиппова, Сотская

2. Представление о психике животных и человека в философии 17-19 вв (Декарт – душа и тело два разных начала; Спиноза – качество психики (мышления) зависит от качества тела; Гегель – использование понятие деятельность, продемонстрировал единство фило- и онтогенетических закономерностей развития психики) - Фабри, Филиппова, Сотская

3. Зоопсихология в 18-19 вв. (Ламметри, Кондильяк, Леруа, Бьюффон, Ламарк, Дарвин) - Фабри, Филиппова, Сотская

4. Эволюционное учение Ч.Дарвина (с презентацией)

5. Развитие зоопсихологии в России (Рулье, Вагнер, Орбели, Лукина, Северцов, Ладыгина-Котс, Промтов, Фабри)

6. Основные направления этологических исследований (Зорина, с.51)

7. Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания (Зорина, с.54)

8. И.П.Павлов – основоположник учения о высшей нервной деятельности (Зорина с.25)

9. Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка (Зорина с.26)

10. Бихевиоризм. Работы Дж.Уотсона, Б.Скиннера и др.

11. Изучение когнитивных процессов у животных в исследованиях Э.Толмена и И.С.Бериташвили

12. Описание «инсайта» в опытах В.Келера

13. Концепция Л.В.Крушинского о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности

14. Этология (Ступина, Зорина)

15. Дельфинотерапия (Статья)

16. Прикладное значение зоопсихологии. Использование знаний зоопсихологии и сравнительной психологии в деятельности человека и в психотерапии (Филиппова).

 

Имеющиеся видео, презентации

  1. Фильм «Планета животных» (методы зоопсихологических исследований, прикладной характер зоопсихологии) на DVD
  2. фильм «Думают ли животные (методы зоопсихологических исследований)»
  3. Презентация к книге Дарвина “Выражение эмоций у животных и человека»

 

Задание:

1. Презентация (А.Н.Леонтьев, методы зоопсихологии)

2. Кроссворд (см. глоссарий)

3. СОСТАВИТЬ ГЛОССАРИЙ ИЗ ПОНЯТИЙ: зоопсихология, сравнительная психология, этология, психика, поведение, психическая деятельность, раздражимость, чувствительность

 

 

НАПИСАТЬ КОНСПЕКТ СТАТЕЙ:

  1. Леонтьев А.Н. «Возникновение и эволюция психики»

 

Литература:

1. Филиппова Зоопсихология и сравнительная психология

2. Фабри Основы зоопсихологии

3. Сотская М. Н.. Курс зоопсихологии (html). Институт Международных Программ РУДН

Сравнительная психология:

· детская психология

· зоопсихология

· антропопсхология

ЗООПСИХОЛОГИЯ – наука, изучающая психическую деятельность животных во всех ее проявлениях.

Сравнительная психология – сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития

объект зоопсихологии и сравнительной психологии - поведение животных (совокупность двигательных проявлений, направленных реализацию жизненных функций).

Предмет зоопсихологии - происхождение и развитие в онто- и филогенезе психических процессов у животных, а также предпосылки и предыстория человеческого сознания.

Зоопсихолог изучает эволюцию психики, начиная с ее зачаточных форм до высших ее проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики.

 (Фабри Основы зоопсихологии) Фабри отмечает что Зоопсихолог изучает эволюцию психики начиная с ее зачаточных форм до высших ее проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики.

Таким образом, компетенция зоопсихолога находится в пределах двух граней – нижней и верхней, представляющих собой одновременно главные вехи эволюции психики вообще. Нижняя грань знаменует начало психического отражения, исходную ступень его развития, верхняя – смену животной психики человеческой. Нижняя грань означает проблему качественного различия отражения у растений и животных, верхняя – у животных и людей. В первом случае приходится решать вопросы происхождения психики из более элементарной формы отражения, во втором – зарождения человеческой психики из элементарной по отношению к ней психики животных.

(Филиппова зоопсихология и сравнительная психология) Задачи зоопсихологии

Теоретические:

Исследование возникновения, изменения в эволюции психики, происхождение и качественных особенностях психики человека (Что такое психика, как и когда она возникла в эволюции, как возникло человеческое сознание)

1. Исследование психики взрослых животных;

2. Исследование психики животного в процессе онтогенеза (в период роста и развития организма);

3. Исследование психики животного в процессе филогенеза (как в историческом развитии).

4. Сравнение психической деятельности животного и человека (сравнение языка, мышления, сообществ).

Прикладные:

  1. Использование знаний о психике животных в хозяйственной и бытовой деятельности человека:

Сельское хозяйство:

· структура сообщества крупного рогатого скота (существование в стаде эмпатии (симпатия, антипатия)); - на удои молока влияет классическая музыка

· проблема общения человека с животными;

· пушной промысел, рыболовство и рыбоводство (ихтиопсихология), акклиматизация и доместихоция (одомашнивание) полезных животных, урбанизация диких животных (перевоз в город диких животных).

  1. Использование знаний о психике животных в природоохранной деятельности человека (сохранение редких видов в заповедниках, зоопарках - медведи облысели)
  2. Использование знаний о психике животных в психотерапевтических целях

Медицина:

· для лечения расстройств у людей с помощью изучения расстройств психической деятельности животных (дельфинотерапия – ДЦП, аутизм)

· на животных проводят эксперименты в том случае, когда они не возможны на человеке (лекарство от рака, СПИД).

 

Задачи зоопсихологии приблизительно = задачам сравнительной психологии, направление исследований которой – сопоставление способностей к обучению животных, стоящих на различных ступенях эволюционного развития. В иностранной литературе это изучение способностей к обучению и рассудочной деятельности животных в лабораторных условиях. 

Проблемы зоопсихологии:

1. Огромное количество видов животных;

2. Различия в экологических средах обитания животных;

3. Сложность количественной оценки;

4. Проблема изучения разума (нет критерия для оценки разума животных) - т. к. в поведении животных переплетены инстинкты, навыки и разумное поведение.

Методы: (Фабри)

1. Важную роль играют в зоопсихологических исследованиях метод наблюдения за поведением животного в естественных условиях

2. Метод лабиринта:    задача животного - найти путь к непосредственно не воспринимаемой цели (приманка), при отклонении от пути могут быть применимы наказания животного. Фиксируется скорость достижения цели и количество допущенных ошибок.

Подопытному животному ставится задача нахождения пути к определенной, непосредственно не воспринимаемой им «цели», которой является чаще всего пищевая приманка, но может быть и убежище («дом») или другие благоприятные условия. При отклонении от правильного пути в отдельных случаях может применяться наказание животного. В простейшем виде лабиринт имеет вид Т-образного коридора или трубки. В этом случае при повороте в одну сторону животное получает награду, при повороте в другую его оставляют без награды или даже наказывают. Более сложные лабиринты слагаются из разных комбинаций Т-образных (или им подобных) элементов и тупиков, заход в которые расценивается как ошибки животного (рис, 1). Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения «цели» и по количеству допущенных ошибок.

Награда: еда, убежище. Изобрёл Смолл. Изучение научения, пространственной ориентации, формирования обобщений.

 

3. “ Метод обходного пути” :    задача животного - достижение цели при преодолении одной либо нескольких преград. В отличие от метода «лабиринта» животное в данном случае непосредственно воспринимает объект (приманку), на который направлены его действия уже в начале опыта.

Результаты: в этот момент фиксируется скорость и траектория передвижения животного при поиске приманки. Фишер – преграда для собаки

Крушинский: изменил метод обходного пути для изучения способности животных к экстраполяции. Его методика основывается на поиске исчезающей приманки. Изучал, что будет делать животное при исчезновении приманки. (см. Зорина, ПОлетаева)

4. Дифференцированная дрессировка:

  цель: выявить способность подопытного животного к различению одновременно либо последовательно предъявляемых объектов и их признаков. Выбор животным одного из попарно (или в большем числе) предъявляемых объектов вознаграждается (положительная дрессировка), в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора наказывается неправильный (положительно-отрицательная дрессировка

Этим же методом изучаются процессы формирования навыков (в частности, на различные сочетания раздражителей), память животных (путем проверки сохранения результатов дрессировки спустя определенный промежуток времени), способность к обобщению. В последнем случае, как правило, постепенно увеличивают несходство последовательно предъявляемых объектов (фигур), выявляя способность животного ориентироваться по отдельным общим признакам этих объектов.

Пример: метод выбора по образцу: Животному предлагается произвести выбор среди ряда объектов, которые ему показывают. Правильный выбор подкрепляется.

Пример: Ладыгина-Котс. Зрит.восприятие у шимпанзе. Вывод: различают все цвета спектра и тонкие оттенки цветов (см. Зорина, ПОлетаева)

Выбор объектов вознаграждается либо наказывается. Уменьшая различия между объектами, можно выявить пределы различения. Изучение формирования навыков, памяти, способности к обобщению.

 

3. Метод проблемной клетки (ящика): - Эдуард Торндайк (клетка), Скиннер (ящик),

Проблемный ящик был усовершенствован и снабжен автоматическими устройствами американским психологом Б.Ф. Скиннером.

Перед животным ставится задача или открыть для себя выход из клетки, приводя в действие различные приспособления (рычаги, педали, затворы и т.п.), или же, наоборот, проникнуть в клетку, где находится подкорм, отмыкая запирающие устройства.

С помощью этого метода исследуются сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Чаще всего он используется при изучении поведения животных с развитыми хватательными конечностями, например крыс, обезьян, енотов. Эксперименты служат в первую очередь для выявления высших психических способностей животных

В ряде экспериментов с человекообразными обезьянами используются ящики и другие предметы, из которых они должны соорудить «пирамиды», чтобы достать высоко подвешенный плод. И в этом случае наибольшее значение имеет анализ структуры предметной деятельности животного в ходе решения задачи.

Надо выйти из клетки или проникнуть в неё. Изучение сложных форм научения и моторных элементов интеллектуального поведения животных. Изучение использования орудий.

Глоссарий:

Раздражимость - свойство реагировать на биологически значимые изменения Среды, которые непосредственно влияют на обмен веществ. 

Чувствительность - способность активно реагировать на воздействия окружающей или внутренней Среды, сами по себе биологически нейтральные, но несущие информацию о биологически значимых явлениях. Простейшие обладают раздражимостью, черви - чувствительностью.

Психика - это форма отражения объективной реальности, позволяющая животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды.

История написания и издания «Происхождения видов»

С 1837 года Дарвин начал вести дневник, в который вносил данные о породах домашних животных и сортах растений, а также соображения о естественном отборе. В 1842 году написал первый очерк о происхождении видов. Начиная с 1855 года, Дарвин переписывался с американским ботаником А. Греем, которому через два года и изложил свои идеи. Под влиянием английского геолога и естествоиспытателя Ч. Лайеля Дарвин в 1856 начал готовить третий, расширенный вариант книги. В июне 1858 года, когда работа была выполнена наполовину, получил письмо от английского натуралиста А. Р. Уоллеса с рукописью статьи последнего. В этой статье Дарвин обнаружил сокращённое изложение своей собственной теории естественного отбора. Два натуралиста независимо и одновременно разработали идентичные теории. На обоих оказала влияние работа Т. Р. Мальтуса о народонаселении; обоим были известны взгляды Лайеля, оба изучали фауну, флору и геологические формации групп островов и обнаружили значительные различия между населяющими их видами. Дарвин отослал Лайелю рукопись Уоллеса вместе со своим собственным очерком, а также набросками его второго варианта (1844) и копией своего письма к А. Грею (1857). Лайель обратился за советом к английскому ботанику Джозефу Гукеру, и 1 июля 1858 года они вместе представили Линнеевскому обществу в Лондоне обе работы. В 1859 году Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь где показал изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов.

Лекция 1: Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию – 6 ч.

  1. Проблема происхождения психики (панпсихизм, антропопсихизм и др.). Критерий психики.
  2. Поведение, психика и психическая деятельность. Их характеристика и взаимосвязь.
  3. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Связь зоопсихологии с другими науками.

4. Основные направления исследований поведения животных. Этология как одно из направлений изучения психики животных.

  1. Методы зоопсихологических исследований.

Рефераты:

1. Представление о психике животных и человека в античной философии (Эпикур, Лукреций – животные и человек обладают душой; Сократ и Платон (душа как божественное явление), а поведение животных определяется влечениями; Аристотель – душа животных в отличие от человека смертна; стоики – понятие инстинкта;) –Фабри, Филиппова, Сотская

2. Представление о психике животных и человека в философии 17-19 вв (Декарт – душа и тело два разных начала; Спиноза – качество психики (мышления) зависит от качества тела; Гегель – использование понятие деятельность, продемонстрировал единство фило- и онтогенетических закономерностей развития психики) - Фабри, Филиппова, Сотская

3. Зоопсихология в 18-19 вв. (Ламметри, Кондильяк, Леруа, Бьюффон, Ламарк, Дарвин) - Фабри, Филиппова, Сотская

4. Эволюционное учение Ч.Дарвина (с презентацией)

5. Развитие зоопсихологии в России (Рулье, Вагнер, Орбели, Лукина, Северцов, Ладыгина-Котс, Промтов, Фабри)

6. Основные направления этологических исследований (Зорина, с.51)

7. Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания (Зорина, с.54)

8. И.П.Павлов – основоположник учения о высшей нервной деятельности (Зорина с.25)

9. Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка (Зорина с.26)

10. Бихевиоризм. Работы Дж.Уотсона, Б.Скиннера и др.

11. Изучение когнитивных процессов у животных в исследованиях Э.Толмена и И.С.Бериташвили

12. Описание «инсайта» в опытах В.Келера

13. Концепция Л.В.Крушинского о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности

14. Этология (Ступина, Зорина)

15. Дельфинотерапия (Статья)

16. Прикладное значение зоопсихологии. Использование знаний зоопсихологии и сравнительной психологии в деятельности человека и в психотерапии (Филиппова).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 625.