Поведение, психика и психическая деятельность . Их характеристика и взаимосвязь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для понимания предмета и задач зоопсихологии как науки необходимо определить 3 ключевых понятия – психика, поведение и психическая деятельность.

 (Моисеева Аспекты зоопсихологии и сравнительная психология). Психика необходима организму, чтобы ориентироваться в окружающей среде, приспособиться к ней. Именно для этого организм воспринимает воздействия и активно реагирует на них своим поведением, усложнением организации. Усложнение организма позволяет ему более тонко реагировать на изменения окружающей среды.

(Праворотов зоопсихология для гуманитариев) Попробуем рассмотреть в общем виде, что мы имеем в виду, когда говорим о чьем-либо поведении. Обычно имеются в виду наблюдаемые последовательности целостных акций, а именно совокупность чьих-то движений, действий («ОН что-то делает…»), которые 1) распознаются нами, 2) квалифицируются (Он замер, он прислушивается) и 3) интерпретируются (Он встревожен, и Готов к драке, нет… убежать).

Когда мы говорим ребенку (или своей собаке) «Ты себя неправильно ведешь, заранее предполагаем существование класса внутренних причин поведения. Такого рода внутренний механизм, порождающий внутренние причины действий а также изменяющий их в связи с учетом внешних обстоятельств (внешних стимулов) – можно назвать психикой. Кроме того, психика высших животных (к которым принадлежим и мы с вами) предполагает наличие внутреннего механизма выбора способов достижения цели.

Когда мы вербализум мысль, это тоже не сама психика, а только ее проявление.

Психика животных и их поведение образуют непосредственное единство. У человека внутренний план сознания отделен от поведения, так как люди в процессе освоения культурных знаков научились “сворачивать” действие. Животные такой способностью не обладают. Любой значимый сигнал из внешней Среды будет непременно отреагирован животным в виде двигательной реакции. Поэтому говорят, что зоопсихология изучает психическую деятельность животных, имея в виду изучение психики животных.           

 Поведение - совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой.

Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство и могут лишь условно расчленяться для научного анализа. Как показал еще И.М.Сеченов, психика зарождается и умирает с движением, поведением.

По Леонтьеву, поведение — источник знаний о психике.

Пример А: двигаясь вдоль преграды, крыса уподобляется в своих движениях объективной метрике среды. Через это и происходит отражение среды. Новое, незнакомое место (квадратное поле) имеет отрицательное значение. Животное “застывает” (фризинг). По степени его деятельности (уринация, дефекация) определяется его эмоциональность. По тому, как меняется поведение крысы в открытом поле, делают выводы о том, как она отражает среду. Крыса двигается медленно, ползком, ощупывая вибриссами стены. Одного обхода бывает достаточно, чтобы отразить поле.

Если в определенном месте (А) напугать животное, делающее первый круг, крыса вернется к началу круга.

Если она уже знакома с местностью, то побежит вперед вдоль стены (или, сократив путь, через середину). Можно сделать вывод о том, что именно отразило животное.

Пример В: в центр уже изученного крысой пола помещаются новые предметы. Животное ощупывает их вибриссами: касаясь поверхности, крыса определяет ее характер. Мягкие предметы она хватает зубами, твердые покусывает. Затем поворачивает предмет, грызет. По характеру действий можно определить, как она отражает предмет. Если это проволока, которая, упав, издает звук, крыса снова совершает действие, вызвавшее звук. Научившись перекатывать голыш, крыса показывает, что отразила его способность перекатываться.

Итак, первопричина психического отражения – поведение, посредством которого осуществляется взаимодействие с окружающей средой, без поведения нет психики. Но справедливо и обратное, ибо, являясь производной поведения, психика вторично сама корректирует и направляет внешнюю активность организма. В этом и состоит приспособительная роль психики: адекватно отражая окружающий мир, животное приобретает возможность ориентироваться в нем и в результате адекватно строить свои отношения с биологически значимыми компонентами среды.

Поведение первичнее психики, поведение – первопричина психики, а психическая функция – производная поведения, вторично направляет, корректирует внешнюю активность организма. Психика зарождается и умирает с движением и поведением (Сеченов)

Сущность диалектического единства поведения и психики лучше всего выражает понятие «психическая деятельность».

Понятие “психическая деятельность животных” ввел в зоопсихологию Алексей Николаевич Леонтьев. В настоящее время, когда необходимость экологического подхода к изучению психики животных уже ни у кого не вызывает сомнения, в отечественной литературе стали употреблять понятие “поведение животных” вместо понятия “психическая деятельность животных”. Отечественные зоопсихологи называли предметом своего исследования “психическую деятельность животных” ещё и для того, чтобы отделиться от бихевиористов и от этологов, которые тоже изучали поведение животных. Бихевиористы вкладывали в понятие “поведение животных” иное, чем современные зоопсихологи значение. Этологи изучали поведение животных другими, чем зоопсихологи, методами.

Психическая деятельность животных - весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного.

 

 

3. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Связь зоопсихологии с другими науками.

Сравнительная психология:

· детская психология

· зоопсихология

· антропопсхология

ЗООПСИХОЛОГИЯ – наука, изучающая психическую деятельность животных во всех ее проявлениях.

Сравнительная психология – сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития

объект зоопсихологии и сравнительной психологии - поведение животных (совокупность двигательных проявлений, направленных реализацию жизненных функций).

Предмет зоопсихологии - происхождение и развитие в онто- и филогенезе психических процессов у животных, а также предпосылки и предыстория человеческого сознания.

Зоопсихолог изучает эволюцию психики, начиная с ее зачаточных форм до высших ее проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики.

 (Фабри Основы зоопсихологии) Фабри отмечает что Зоопсихолог изучает эволюцию психики начиная с ее зачаточных форм до высших ее проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики.

Таким образом, компетенция зоопсихолога находится в пределах двух граней – нижней и верхней, представляющих собой одновременно главные вехи эволюции психики вообще. Нижняя грань знаменует начало психического отражения, исходную ступень его развития, верхняя – смену животной психики человеческой. Нижняя грань означает проблему качественного различия отражения у растений и животных, верхняя – у животных и людей. В первом случае приходится решать вопросы происхождения психики из более элементарной формы отражения, во втором – зарождения человеческой психики из элементарной по отношению к ней психики животных.

(Филиппова зоопсихология и сравнительная психология) Задачи зоопсихологии

Теоретические:

Исследование возникновения, изменения в эволюции психики, происхождение и качественных особенностях психики человека (Что такое психика, как и когда она возникла в эволюции, как возникло человеческое сознание)

1. Исследование психики взрослых животных;

2. Исследование психики животного в процессе онтогенеза (в период роста и развития организма);

3. Исследование психики животного в процессе филогенеза (как в историческом развитии).

4. Сравнение психической деятельности животного и человека (сравнение языка, мышления, сообществ).

Прикладные:

  1. Использование знаний о психике животных в хозяйственной и бытовой деятельности человека:

Сельское хозяйство:

· структура сообщества крупного рогатого скота (существование в стаде эмпатии (симпатия, антипатия)); - на удои молока влияет классическая музыка

· проблема общения человека с животными;

· пушной промысел, рыболовство и рыбоводство (ихтиопсихология), акклиматизация и доместихоция (одомашнивание) полезных животных, урбанизация диких животных (перевоз в город диких животных).

  1. Использование знаний о психике животных в природоохранной деятельности человека (сохранение редких видов в заповедниках, зоопарках - медведи облысели)
  2. Использование знаний о психике животных в психотерапевтических целях

Медицина:

· для лечения расстройств у людей с помощью изучения расстройств психической деятельности животных (дельфинотерапия – ДЦП, аутизм)

· на животных проводят эксперименты в том случае, когда они не возможны на человеке (лекарство от рака, СПИД).

 

Задачи зоопсихологии приблизительно = задачам сравнительной психологии, направление исследований которой – сопоставление способностей к обучению животных, стоящих на различных ступенях эволюционного развития. В иностранной литературе это изучение способностей к обучению и рассудочной деятельности животных в лабораторных условиях. 

Проблемы зоопсихологии:

1. Огромное количество видов животных;

2. Различия в экологических средах обитания животных;

3. Сложность количественной оценки;

4. Проблема изучения разума (нет критерия для оценки разума животных) - т. к. в поведении животных переплетены инстинкты, навыки и разумное поведение.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 386.