Основные направления исследований психики живых организмов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История зоопсихологии связана с такими именами как Аристотель, Декарт, Ламарк, Дарвин, Сеченов. Представление людей о психике формировалось по мере становления человечества, по мере развития знаний человека о себе и окружающего его мира.

Античность Под античностью мы понимаем историю Древней Греции и Древнего Рима.  (7-6 в. До н.э. – 5 в н.э.). Для большинства философов античности (Пифагор, Эпикур, Гераклид) поведение человека и животных определяется душой, не делали различий между душами жив. и человека. Аристотель считал, что человек – единственное животное, способное размышлять. Подразделял душу на 3 категории (Растительная, животная и разумная).

Средневековье (5-13 в н.э.). В христианское средневековье началось отторжение животных от человека. Теологи вознесли человека над природой, обожествили его. Он- создание Божье, сущность человека – бестелесная душа (Аквински).

Возрождение (14-15 в). Возникновение движения гуманизма, признание человека как естественного природного существа со своими слабостями и достоинствами (Данте, Боккаччо). Бурное развитие науки (Бруно, Коперник, Галилей, Леонардо да Винчи). Душа рассматривается как субстанция не внутренняя, замкнутая в себе, а направленная во внешний мир и активно с ним взаимодействующая. Внешний мир становится источником душевной (психической) жизни.

Новое время (16-18 вв). Открытия в науке, технике, анатомии. Начало механистического подхода.

Декарт – объяснение поведения человека как машинообразное, поведение – результат действия механизма телесной машины. Но чтобы этот механизм работал, нужен внешний толчок. Первый дал определение рефлекторного действия и признал влияние внешних факторов на организм.

Бьюффон – в отличие от Декарта признавал за животными и чувства, и память, и психику и впечатления. Однако, по его мнению, не могли сопоставить впечатления, составить их в понятия. Итогом исследований нового времени является формирование представлений о влиянии окружающей среды: о различении ума и инстинкта.

Век просвещения (19 в.). процветает натурализм, главной задачей которого было определение различий в поведении животных разных видов. Поведение рассматривается как приспособление к окр.среде.

Жан Батист Ламарк заложил эволюционную концепцию, в кот. человек рассматривается как закономерный этап прогрессивного усложнения эволюционной природы. Человек – часть животного мира и отличается разумностью. Ламарк – предвестник эволюционной теории Дарвина. 

Последующий всплеск интереса к психической деятельности человека в сравнении с психической активностью животных был связан с развитием эволюционного учения Ч.Дарвина.

Ч.Дарвин (1809 г.) Книги «Происхождение видов» (1859 г.) и через 12 лет «Происхождение человека» (1871) появилась концепция о непрерывной единой закономерности развития в живой природе, о непрерывности органического мира. Это не просто сравнение животного с человеком, а доказательство следствия одного из другого. Человек был включен в природу как закономерный этап развития жизни. Главным док-вом происхождения человека и животного был факт наличия общего свойства Н.С., инстинктивного поведения и врожденных автоматических реакций. Полезные, выгодные виду изменения в поведении путем естественного отбора накапливаются, закрепляются генетически в виде новых эффективных форм инстинктивного поведения.

Сам Дарвин уделял большое внимание вопросам эволюции психической деятельности животных и человека. Им был написан фундаментальный труд «Выражение эмоций у человека и животных», изучил репертуар выразительных движений (невербальных) у животных и человека, доказал. Что определенные эмоции схожи (волосы, оскал). Дарвин использовал сопоставление инстинктов у животных и человека, пытаясь на базе этого доказать общность их происхождения.

Дарвин воздерживался давать развернутое определение инстинкта, но все же указывал, что имеет при этом в виду такой акт животного, который выполняется им «без предварительного опыта или одинаково многими особями, без знания с их стороны цели, с которой он производится.

В подтверждение того, что происхождение даже весьма сложных форм инстинктивного поведения животных можно объяснить действием естественного отбора, Дарвин подвергает, в частности, обстоятельному анализу гнездовой паразитизм кукушки, «рабовладельческий инстинкт» некоторых видов муравьев и «самый удивительный из всех известных инстинктов – строительный инстинкт пчелы.

Дарвин много внимания уделил проблеме инстинкта. Инстинкт – акт животного, который выполняется им без предварительного опыта или одинаково многими особями, без знания с их стороны цели, с которой он производится. Происхождение инстинктов Дарвин объяснял естественным отбором. Прогресс умственных способностей Дарвин объясняет тем, что отдельные части мозга мало-помалу утратили способность отвечать на ощущения инстинктивным способом.

Действие «одного общего закона, обусловливающего развитие всех органических существ, именно размножения, изменения, переживания наиболее сильных и гибели слабых»,* Дарвин показывает и на многих других примерах поведения диких и домашних животных. Роль наследственности в процессе эволюции инстинктивного поведения он иллюстрирует такими фактами, как, например, обмазывание гнезда глиной у южноамериканских и британских дроздов или замуровывание самок в дуплах у птиц-носорогов Африки и Индии.

«-» концепции Дарвина:

- односторонне подчеркивал сходство и родство всех психических явлений, начиная с низших организмов до человека (отрицал качественные различия между психикой человека и психикой животных, приближая человека к последним, приписывал животным человеческие мысли, чувства). Такое одностороннее понимание генетического родства психики животного и человека было подвергнуто В.А.Вагнером (см. подробнее Ступина с.148)

- Уделял мало внимания индивидуальному научению (не признавал его значение для исторического процесса инстинктивного поведения).

- разделение психической деятельности на однообразные и изменчивые компоненты весьма условно, поскольку в более сложных формах поведения любые элементы поведения выступают в комплексе.

«+» концепции Дарвина

- Впервые выделил три основные категории поведения животных: инстинкт, способность к обучению и способность к рассуждению:

- впервые применил принцип объективного анализа к таким психическим явлениям (выражение эмоций), которые до того момента считались наиболее субъективными

- впервые отделил разумные действия, связанные с опытом отдельных особей, от инстинктивных, передаваемых по наследству (врожденное и приобретенное)

- дал обоснованное естественнонаучное объяснение целесообразности инстинктов животных и классифицировал их;

- показал, что психическая деятельность животных подчиняется тем же естественноисторическим закономерностям, что и все другие проявления их жизнедеятельности. С победой эволюционного учения Ч. Дарвина в естествознании прочно утверждается мысль о единой закономерности развития в живой природе, о непрерывности органического мира как единого целого.

Джон Роменс - ученик Дарвина. “ Ум животных”. Доказывает, что животные во многих ситуациях осуществляют разумные действия. Его материал был неоднороден (анекдотические материалы).

Учитывая Главный вопрос зоопсихологии: взаимоотношение врожденного и приобретенного. Отсюда после Дарвина 2 направления исследования:

· изучение врожденного поведения в онто- и филогенезе (Эти работы привели к созданию классической этологии)

· исследование приобретенного поведения -  экспериментальное изучение приобретенных форм поведения (научения). Появляются концепции, где элементами поведения являются: тропизмы (Леб), пробы и ошибки (Торндайк), Рефлексы (Иванов, Бехтерев)

Механицизм. Жак Леб, Дж. Уотсон, Павлов. Главный постулат в изучении поведения животных: “ любым выводам должно предшествовать наблюдение”. При изучении животного необходимо отказаться от попыток узнать то, что нам знать не дано. Против антропоморфных тенденций. Ж. Леб: теория тропизмов.

Теория тропизмов. Тропизмы - это генетически фиксированные механизмы пространственной ориентации и двигательной активности, животных в сторону благоприятных или от неблагоприятных условий среды (атомы поведения животных).

Теория проб и ошибок – сторонники пытались свести все сложное поведение к простейшим элементам – совокупности рефлексов и навыков, кот. получены в результате научения экспериментальным путем. (Торндайк)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 332.