Проблема происхождения психики ( панпсихизм , антропопсихизм и др .). Критерий психики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В наше время изучение психики животных занимается специальная наука – зоопсихология.

(Филиппова Зоопсихология и сравнительная психология) Проблема возникновения и развития психики в психологии всегда была связана с определением психики как явления и как предмета научного исследования.

В психологии нет единого определения психики. Существует несколько представлений о психике, о ее локализации и сущности:

(Леонтьев «Возникновение и эволюция психики»)

  • Антропопсихизм Возникновение психики связывается с появлением человека: психика существует только у человека (Р. Декарт). критерий – человек может дать отчет о своих психических состояниях (я расстроена. Я радуюсь). Психика – предмет сознательного восприятия

Тем самым вся предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой вовсе. Нельзя думать, что эта точка зрения в настоящее время уже не встречается, что она не нашла своего отражения в конкретных науках. Некоторые исследователи до сих пор стоят, как известно, именно на этой точке зрения, т. е. считают, что психика в собственном смысле является свойством, присущим только человеку.

Антропоморфизм (от греч. anthropos — человек и morphe — вид, форма) — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики.

от греч. anthropos – человек + morphe – вид, образ – приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является, – силам природы, растениям, животным, богам, машинам. Для анимистической картины мира см. Анимизм характерен А. в отношении сил природы, растений и животных, для античных религий характерно представление божеств в человеческом образе и наделение их психическими свойствами, чувствами и способностями человека напр., сомнение, гнев, самолюбие . Ф. Бэкон подводил А. под категорию идолы рода, считая, что в них выражается стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, т. е. убеждение, что природа делает то же самое, что и человек. С резкой критикой А. в понимании психики животных выступали представители бихевиоризма, рефлексологии и школы И. П. Павлова, которые при этом сами нередко впадали в др. крайности – механицизм и териоморфизм зооморфизм в понимании человека.

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится и т. п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевлённые объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др.

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа.

В эту группу войдут гипотезы, построенные на принципе единства психики человека и животных. Сторонники такого подхода считают, что сознание и мышление человека может быть перенесено на уровень животного мира без существенных изменений. Все, что свойственно психике человека, может быть найдено у животных. При этом не исключается возможность известной разумности и у низших одноклеточных организмов. Это направление носит название зоопсихологического антропоморфизма или «монизма сверху», от человека к животным.

Формальным началом антропоморфного подхода в зоопсихологии является эволюционная теория, предложенная Ч.Дарвином. Сторонники теории борьбы за существование, занимавшиеся проблемами зоопсихологии, считали, что психику животных можно познать, лишь используя методы познания человеческой психики. В этом особенно преуспел Вундт в известной книге «Лекции о душе человека и животных» (1863 г.). Смысл многочисленных примеров поведения из зоологического мира, которыми полон этот капитальный труд, состоит в постоянно повторяемой идее сходства психических процессов у человека, пауков, гусениц и других животных. Для большинства сторонников этой теории достаточным доказательством сходства психических способностей является сходство внешнего вида некоторых сооружений человека и построек, подземных ходов, гнезд или плотин животных.

  • Другое, противоположное этому решение дается учением о «панпсихизме», психикой наделены все предметы – одушевленные и неодушевленные (камень наделяется душой). Природа и язык одухотворяется (Вначале было Слово и слово было у Бога и Бог был слово) Представители - французские материалисты Робине, Г. Фехнер, Дзен-буддизм. критерия психики нет

 

Между обоими этими крайними взглядами, с одной стороны, допускающими существование психики только у человека, с другой — признающими психику свойством всякой вообще материи, существуют и взгляды промежуточные.

  • Биопсихизм – психикой обладает все живое, в том числе и растения. (фитопсихизм). В наше время исследования: музыка влияет на рост растений, что связано с изменением биохимии у растений. Взгляды Т. Гоббса, К. Бернара, Э. Геккеля, В. Вундт. критерий - психики нет, она сводится к биологии

· Нейропсихизм Психика есть у всех обладателей Н.С. -  Ч. Дарвин, Г. Спенсер.

 критерий - наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами). Проблемы: определение НС (она есть и у амебы); невозможность различить органы чувств от органов раздражимости.

 

  • Анималпсихизм – психика есть только у животных
  • Теопсихизмпсихика дана всему сущему сверху (религиозное воззрение)

 

В каждом случае исследователи придерживаются определенных взглядов на то, что такое психика, как она возникла и развивалась в эволюции, и как возникло человеческое сознание. И всегда центральным в проблеме возникновения и развития психики встает вопрос о соотношении того, что заложено в человеке эволюционно, и того, что возникает с появлением человеческого сознания, отличающее человека от животных (т.е. проблема биологического и социального в психике человека)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 663.