Методы обучения и преподавания: Контроль знаний, лабораторная работа, написание и защита протокола анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объекты изучения:

Вода дистиллированная – ГФ РК, т. 2, стр. 168

Вода для инъекций – ГФ РК, т. 2, стр. 165

Раствор перекиси водорода 3%– ГФ РК, т. 2, стр. 171

Иод – ГФ РК, т. II, стр. 248

Калия иодид – ГФ РК, т. II, стр. 253

Натрия иодид – ГФ РК, т. II, стр. 360

Кислота хлороводородная – ГФ РК, т. II, стр. 535

Калия хлорид – ГФ РК, т. II, стр. 255

Натрия хлорид – ГФ РК, т. II, стр. 377

Натрия бромид – ГФ РК, т. II, стр. 356

Калия бромид – ГФ РК, т. II, стр. 250

 

На проведение лабораторного занятия отводится 200 минут, которые распределены следующим образом:

 

№ п/п Этапы занятия Время, мин
1 исходный контроль знаний по теме лабораторного занятия (устно) 15
2 проверка готовности к выполнению лабораторной работы, согласно рабочих мест 15
3 выполнение лабораторной работы 110
4 написание протокола 20
5 защита протокола 15
6 контроль знаний по теме лабораторного занятия (тестирование) 15
7 подведение итогов (выставление оценок) 10

 

Содержание занятия:

Рабочее место № 1

Провести оценку качества препарата по разделам:

а) описание

б) растворимость

Данные исследования оформить в виде таблицы 1 и 2.

Результаты исследования препарата по описанию внешнего вида

Т а б л и ц а 1

Русское, латинское название,

химическая формула

Описание внешнего вида

Заключение. В соответствии с требованиями НД

Требования НД Собственные наблюдения
       

 

Результаты исследования препарата по изучению растворимости

Т а б л и ц а 2

 

русс. , латин. назв лек. препарата

Объем растворителя необходимый для растворения 1г препарата

заключ. в соотв. с требов. НД

требов НД результ. требов.НД результ. требов. НД результ. треб НД рез
               

 

В графах 1,2,3,4 указывать соответствующий растворитель.

Рабочее место № 2

Провести испытание на подлинность исследуемых лекарственных препаратов в соответствии с частными статьями НД.

Результаты анализа оформить в следующем порядке:

-русское, латинское название, химическая формула.

-методика определения подлинности

-уравнение химической реакции

-заключение о соответствии с требованиями НД

Литература

Основная:                                      

на русском языке:

1. Арыстанова Т.А. Фармацевтическая химия, учебник, том I: - Алматы: «Эверо», 2015.-572 с.

2. Арыстанова Т.А. Фармацевтическая химия, учебник, том II:- Алматы: «Эверо», 2015.-640 с.

3.  Государственная фармакопея Республики Казахстан.-Алматы:«Жибек жолы», 2008.-Том 1.- 592 с.

4.  Государственная фармакопея Республики Казахстан.- Алматы:«Жибек жолы», 2009.-Том 2.- 804 с.

5.  Государственная фармакопея Республики Казахстан.-Алматы:«Жибек жолы», 2014.-Том 3.-729 с.

6. Контроль качества и стандартизация лекарственных средств: методическое пособие / под ред. Раменской Г. В., Ордабаевой С. К.-М: I МГМУ; - Шымкент: ЮКГФА, 2015. - 285 с.

7. Ордабаева С.К. Анализ лекарственных препаратов, производных ароматических соединений: учебное пособие.-Шымкент: «Әлем», 2012.-250 с.

8. Раменская Г.В. Фармацевтическая химия: учебник.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-467 с.

9. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии под редакцией Г.В. Раменской.-М.: Пилот, 2016.-352 с.

10. Халиуллин, Ф. А. Инфракрасная спектроскопия в фармацевтическом анализе: учебное пособие / - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 160 с.

11. Method validation in pharmaceutical analisis: a guide to best practice / editors dr. Joachim Ermer. - 2nd ed. - Germany: Wiley-VCH, 2015. - 418 p.

12. Watson, David G. Pharmaceutical analysis: a textboor for pharmacy students and pharmaceutical chemists / David G. Watson. - 4th ed. - Philadelphia: Elsevier, 2017. - 459 p.

 

7. Контроль:

 

1. Раздел НД “Описание”-это характеристика:

  а) физических свойств

  б) химических свойств

в) фармакологических свойств

г) физических и химических свойств

д) технологических свойств

2. Определение цвета в лекарственных препаратах проводится:

а) визуально

б) органолептически

в) в сравнении с эталонами цветности

г) физико-химическими методами

 д) в сравнении с эталонами мутности

3. Какие факторы приводят к нарушению дозировки (увеличению количества основного вещества в навеске) лекарственных средств, имеющих структуру кристаллогидратов:

а) выветривание

б) свет, влага

в) контакт с тяжелыми металлами

г) химические реакции различных типов

д) перепады температуры

4. Изменение растворимости лекарственного вещества указывает:

  а) на присутствие примесей

  б) на отсутствие примесей

в) на изменение физических свойств

г) ни о чем не говорит

д) на изменение химических свойств

5. Бесцветное пламя горелки окрашивает в фиолетовый цвет ион:

а) натрия

б) кальция

в) калия

г) лития

д) магния

6. Соль кальция окрашивает бесцветное пламя горелки в:

а) кирпично-красный цвет

б) карминно-красный цвет

в) зеленый цвет

г) желтый цвет

д) оранжевый цвет

7. По посинению красной лакмусовой бумаги обнаруживают:

а) аммиак

б) диоксид углерода

в) сульфиды

г) кислород

д) мышьяк

8. Реакцию образования берлинской лазури используют для обнаружения:

а) растворов солей железа (111)

б) растворов солей железа (11)

в) растворов солей магния

г) растворов солей ртути

д) растворов тетрайодомеркуриата калия

9. Для обнаружения нитратов и нитритов используют реакцию с:

а) дифениламином

б) раствором калия перманганата

в) гексацианоферрат-ионом

г) цинкуранилацетатом

д) с раствором хлорида бария

10.С раствором серебра нитрата желтый творожистый осадок, нерастворимый в азотной кислоте и в растворе аммиака образуют:

а) йодиды

б) хлориды

в) бромиды

г) сульфиды

д) сульфаты

11.Отличить карбонаты от гидрокарбонатов можно по реакции:

а) с фенолфталеином

б) с кислотой хлороводородной

в) с гексанитрокобальтом натрия

г) с гидрофосфатом натрия

д) с кислотой серной

12. Белый осадок с сульфид-ионом образуют:

а) цинк

б) медь

в) висмут

г) железо

д) мышьяк

13. С оксалат – ионом образуют белый осадок растворы солей:

а) кальция   

б) калия

в) магния

г) аммония

д) лития

14.При действии щелочей на водные растворы солей образуется желтый осадок оксида:

а) ртути

б) серебра

в) цинка

г) меди

   д) железа

15. Дайте название реакции, механизм которой приведен ниже:

а) с реактивом Несслера

б) с реактивом Марки

в) с реактивом Фелинга

г) с реактивом Драгендорфа

д) с реактивом Розенхейма

 16. Лекарственные препараты, процесс растворения которых длится более 10 минут относятся:

а) к медленно растворимым

б) к легко растворимым

в) к растворимым

г) к не растворимым

д) к практически нерастворимым

 17. Запах лекарственного вещества определяют на расстоянии:

а) 4-6 см

б) 10-15 см

в) 10-12 см

г) 20-25 см

д) 30 см

18. С раствором хлорида бария определяют:

а) сульфат-ион

б) хлорид-ион

в) карбонат-ион

г) бромид-ион

д) гидрокарбонат - ион

19. С тиоцианат-ионом окрашиваются в красный цвет растворы солей:

а) железа(111)

б) натрия

в) калия

г) кальция

д) магния

20. Амины ароматические первичные дают реакцию образования:

а) азокрасителя

б) серебряного зеркала

    в) берлинской лазури

г) кровавой соли

д) турнбулиевой сини

 

Тема 2 : Фармакопейные испытания рН среды , кислотности или щелочности, прозрачности и цветности раствора на примере лекарственных средств, производных VIII-V групп периодической системы Д.И.Менделеева.

2. Цель: Научиться проводить оценку качества изучаемых лекарственных средств на основе общих и частных свойств препаратов в соответствии с требованиями нормативной документации. При оценке качества лекарственных средств использовать государственные принципы и положения, регламентирующие качество лекарственных средств.

 

3. Задачи обучения:

· дать обучающимся методологию проведения фармацевтического анализа изучаемых лекарственных средств на этапах получения, хранения и применения;

· научить обучающихся применять общие фармакопейные методы исследования к анализу изучаемых лекарственных средств;

· сформировать у обучающихся умения и навыки проведения фармацевтического анализа в соответствии с требованиями нормативно-технических документов по контролю за качеством и безопасностью изучаемых лекарственных средств.

· научить обучающихся определять качество лекарственных препаратов по разделам частных статей ГФ РК или другой НД НД «Кислотность или/щелочность», рН, «Испытания на предельное содержание примесей», «Определение прозрачности и степени опалесценции жидкостей», «Определение степени окраски жидкостей».

4. Основные вопросы темы:

1. Фармацевтический анализ, специфические особенности в связи с целевым названием лекарственных средств и профессиональная ответственность провизора.

2. Фармакопейный анализ, его особенности, требования, предъявляемые к фармакопейному анализу.

3. Унификация и стандартизация однотипных испытаний в группах лекарственных средств.

4. Определение прозрачности и степени опалесценции жидкостей в соответствии с требованиями ГФ РК.

5. Значение показателей “прозрачность и степень опалесценции” для оценки качественных изменений лекарственных средств, как критерий чистоты лекарственных препаратов

6. Унификация испытаний. Общие и частные методы обнаружения примесей.

7. Общий характер определения содержания примесей по показателям «прозрачность и степень опалесценции жидкостей» и «определение степени окраски жидкостей» и др.

8. Значение физических констант в анализе лекарственных веществ и определении их относительной чистоты (величина рН раствора).

9. Способы установления рН среды.

10. Определение наличия примесей свободных кислот и щелочей в лекарственных препаратах.

11. рН среды, «кислотность», «щелочность» как параметры чистоты лекарственных веществ.

12. Определение степени окраски жидкостей в соответствии с требованиями ГФ РК.

13. Какая жидкость по требованиям ГФ РК считается прозрачной и бесцветной?

14. Приготовление исходных растворов и растворов сравнения для определения степени окраски жидкостей.

15. Определение степени окраски жидкостей по статье ГФ РК в ряду цветов ко­ричневый- желтый – красный.

16. Приготовление исходного красного, голубого, желтого раствора по ГФ РК для определения степени окраски жидкостей.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.