Объекты изучения:
Вода дистиллированная – ГФ РК, т. 2, стр. 168
Вода для инъекций – ГФ РК, т. 2, стр. 165
Раствор перекиси водорода 3%– ГФ РК, т. 2, стр. 171
Иод – ГФ РК, т. II, стр. 248
Калия иодид – ГФ РК, т. II, стр. 253
Натрия иодид – ГФ РК, т. II, стр. 360
Кислота хлороводородная – ГФ РК, т. II, стр. 535
Калия хлорид – ГФ РК, т. II, стр. 255
Натрия хлорид – ГФ РК, т. II, стр. 377
Натрия бромид – ГФ РК, т. II, стр. 356
Калия бромид – ГФ РК, т. II, стр. 250
На проведение лабораторного занятия отводится 200 минут, которые распределены следующим образом:
№ п/п | Этапы занятия | Время, мин |
1 | исходный контроль знаний по теме лабораторного занятия (устно) | 15 |
2 | проверка готовности к выполнению лабораторной работы, согласно рабочих мест | 15 |
3 | выполнение лабораторной работы | 110 |
4 | написание протокола | 20 |
5 | защита протокола | 15 |
6 | контроль знаний по теме лабораторного занятия (тестирование) | 15 |
7 | подведение итогов (выставление оценок) | 10 |
Содержание занятия:
Рабочее место № 1
Провести оценку качества препарата по разделам:
а) описание
б) растворимость
Данные исследования оформить в виде таблицы 1 и 2.
Результаты исследования препарата по описанию внешнего вида
Т а б л и ц а 1
Русское, латинское название, химическая формула | Описание внешнего вида | Заключение. В соответствии с требованиями НД | |
Требования НД | Собственные наблюдения | ||
Результаты исследования препарата по изучению растворимости
Т а б л и ц а 2
русс. , латин. назв лек. препарата | Объем растворителя необходимый для растворения 1г препарата | заключ. в соотв. с требов. НД | |||||||
требов НД | результ. | требов.НД | результ. | требов. НД | результ. | треб НД | рез | ||
В графах 1,2,3,4 указывать соответствующий растворитель.
Рабочее место № 2
Провести испытание на подлинность исследуемых лекарственных препаратов в соответствии с частными статьями НД.
Результаты анализа оформить в следующем порядке:
-русское, латинское название, химическая формула.
-методика определения подлинности
-уравнение химической реакции
-заключение о соответствии с требованиями НД
Литература
Основная:
на русском языке:
1. Арыстанова Т.А. Фармацевтическая химия, учебник, том I: - Алматы: «Эверо», 2015.-572 с.
2. Арыстанова Т.А. Фармацевтическая химия, учебник, том II:- Алматы: «Эверо», 2015.-640 с.
3. Государственная фармакопея Республики Казахстан.-Алматы:«Жибек жолы», 2008.-Том 1.- 592 с.
4. Государственная фармакопея Республики Казахстан.- Алматы:«Жибек жолы», 2009.-Том 2.- 804 с.
5. Государственная фармакопея Республики Казахстан.-Алматы:«Жибек жолы», 2014.-Том 3.-729 с.
6. Контроль качества и стандартизация лекарственных средств: методическое пособие / под ред. Раменской Г. В., Ордабаевой С. К.-М: I МГМУ; - Шымкент: ЮКГФА, 2015. - 285 с.
7. Ордабаева С.К. Анализ лекарственных препаратов, производных ароматических соединений: учебное пособие.-Шымкент: «Әлем», 2012.-250 с.
8. Раменская Г.В. Фармацевтическая химия: учебник.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-467 с.
9. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии под редакцией Г.В. Раменской.-М.: Пилот, 2016.-352 с.
10. Халиуллин, Ф. А. Инфракрасная спектроскопия в фармацевтическом анализе: учебное пособие / - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 160 с.
11. Method validation in pharmaceutical analisis: a guide to best practice / editors dr. Joachim Ermer. - 2nd ed. - Germany: Wiley-VCH, 2015. - 418 p.
12. Watson, David G. Pharmaceutical analysis: a textboor for pharmacy students and pharmaceutical chemists / David G. Watson. - 4th ed. - Philadelphia: Elsevier, 2017. - 459 p.
7. Контроль:
1. Раздел НД “Описание”-это характеристика:
а) физических свойств
б) химических свойств
в) фармакологических свойств
г) физических и химических свойств
д) технологических свойств
2. Определение цвета в лекарственных препаратах проводится:
а) визуально
б) органолептически
в) в сравнении с эталонами цветности
г) физико-химическими методами
д) в сравнении с эталонами мутности
3. Какие факторы приводят к нарушению дозировки (увеличению количества основного вещества в навеске) лекарственных средств, имеющих структуру кристаллогидратов:
а) выветривание
б) свет, влага
в) контакт с тяжелыми металлами
г) химические реакции различных типов
д) перепады температуры
4. Изменение растворимости лекарственного вещества указывает:
а) на присутствие примесей
б) на отсутствие примесей
в) на изменение физических свойств
г) ни о чем не говорит
д) на изменение химических свойств
5. Бесцветное пламя горелки окрашивает в фиолетовый цвет ион:
а) натрия
б) кальция
в) калия
г) лития
д) магния
6. Соль кальция окрашивает бесцветное пламя горелки в:
а) кирпично-красный цвет
б) карминно-красный цвет
в) зеленый цвет
г) желтый цвет
д) оранжевый цвет
7. По посинению красной лакмусовой бумаги обнаруживают:
а) аммиак
б) диоксид углерода
в) сульфиды
г) кислород
д) мышьяк
8. Реакцию образования берлинской лазури используют для обнаружения:
а) растворов солей железа (111)
б) растворов солей железа (11)
в) растворов солей магния
г) растворов солей ртути
д) растворов тетрайодомеркуриата калия
9. Для обнаружения нитратов и нитритов используют реакцию с:
а) дифениламином
б) раствором калия перманганата
в) гексацианоферрат-ионом
г) цинкуранилацетатом
д) с раствором хлорида бария
10.С раствором серебра нитрата желтый творожистый осадок, нерастворимый в азотной кислоте и в растворе аммиака образуют:
а) йодиды
б) хлориды
в) бромиды
г) сульфиды
д) сульфаты
11.Отличить карбонаты от гидрокарбонатов можно по реакции:
а) с фенолфталеином
б) с кислотой хлороводородной
в) с гексанитрокобальтом натрия
г) с гидрофосфатом натрия
д) с кислотой серной
12. Белый осадок с сульфид-ионом образуют:
а) цинк
б) медь
в) висмут
г) железо
д) мышьяк
13. С оксалат – ионом образуют белый осадок растворы солей:
а) кальция
б) калия
в) магния
г) аммония
д) лития
14.При действии щелочей на водные растворы солей образуется желтый осадок оксида:
а) ртути
б) серебра
в) цинка
г) меди
д) железа
15. Дайте название реакции, механизм которой приведен ниже:
а) с реактивом Несслера
б) с реактивом Марки
в) с реактивом Фелинга
г) с реактивом Драгендорфа
д) с реактивом Розенхейма
16. Лекарственные препараты, процесс растворения которых длится более 10 минут относятся:
а) к медленно растворимым
б) к легко растворимым
в) к растворимым
г) к не растворимым
д) к практически нерастворимым
17. Запах лекарственного вещества определяют на расстоянии:
а) 4-6 см
б) 10-15 см
в) 10-12 см
г) 20-25 см
д) 30 см
18. С раствором хлорида бария определяют:
а) сульфат-ион
б) хлорид-ион
в) карбонат-ион
г) бромид-ион
д) гидрокарбонат - ион
19. С тиоцианат-ионом окрашиваются в красный цвет растворы солей:
а) железа(111)
б) натрия
в) калия
г) кальция
д) магния
20. Амины ароматические первичные дают реакцию образования:
а) азокрасителя
б) серебряного зеркала
в) берлинской лазури
г) кровавой соли
д) турнбулиевой сини
Тема 2 : Фармакопейные испытания рН среды , кислотности или щелочности, прозрачности и цветности раствора на примере лекарственных средств, производных VIII-V групп периодической системы Д.И.Менделеева.
2. Цель: Научиться проводить оценку качества изучаемых лекарственных средств на основе общих и частных свойств препаратов в соответствии с требованиями нормативной документации. При оценке качества лекарственных средств использовать государственные принципы и положения, регламентирующие качество лекарственных средств.
3. Задачи обучения:
· дать обучающимся методологию проведения фармацевтического анализа изучаемых лекарственных средств на этапах получения, хранения и применения;
· научить обучающихся применять общие фармакопейные методы исследования к анализу изучаемых лекарственных средств;
· сформировать у обучающихся умения и навыки проведения фармацевтического анализа в соответствии с требованиями нормативно-технических документов по контролю за качеством и безопасностью изучаемых лекарственных средств.
· научить обучающихся определять качество лекарственных препаратов по разделам частных статей ГФ РК или другой НД НД «Кислотность или/щелочность», рН, «Испытания на предельное содержание примесей», «Определение прозрачности и степени опалесценции жидкостей», «Определение степени окраски жидкостей».
4. Основные вопросы темы:
1. Фармацевтический анализ, специфические особенности в связи с целевым названием лекарственных средств и профессиональная ответственность провизора.
2. Фармакопейный анализ, его особенности, требования, предъявляемые к фармакопейному анализу.
3. Унификация и стандартизация однотипных испытаний в группах лекарственных средств.
4. Определение прозрачности и степени опалесценции жидкостей в соответствии с требованиями ГФ РК.
5. Значение показателей “прозрачность и степень опалесценции” для оценки качественных изменений лекарственных средств, как критерий чистоты лекарственных препаратов
6. Унификация испытаний. Общие и частные методы обнаружения примесей.
7. Общий характер определения содержания примесей по показателям «прозрачность и степень опалесценции жидкостей» и «определение степени окраски жидкостей» и др.
8. Значение физических констант в анализе лекарственных веществ и определении их относительной чистоты (величина рН раствора).
9. Способы установления рН среды.
10. Определение наличия примесей свободных кислот и щелочей в лекарственных препаратах.
11. рН среды, «кислотность», «щелочность» как параметры чистоты лекарственных веществ.
12. Определение степени окраски жидкостей в соответствии с требованиями ГФ РК.
13. Какая жидкость по требованиям ГФ РК считается прозрачной и бесцветной?
14. Приготовление исходных растворов и растворов сравнения для определения степени окраски жидкостей.
15. Определение степени окраски жидкостей по статье ГФ РК в ряду цветов коричневый- желтый – красный.
16. Приготовление исходного красного, голубого, желтого раствора по ГФ РК для определения степени окраски жидкостей.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.