Научно-исследовательская деятельность:
способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20).
Различаются следующие основные уровни освоения компетенций:
а) минимальный, свидетельствующий о понимании значения профессиональных проблем, их содержания, готовности участвовать в их разрешении под квалифицированным руководством (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины);
б) базовый, добавляющий к минимальному уровню способность самостоятельно анализировать содержание и использовать существующие способы решения типичных проблем (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины);
в) продвинутый, добавляющий к базовому способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные проблемы, проявлять конструктивное творчество (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины).
Формирование профессиональных компетенций включает в себя приобретение обучаемыми осведомленности и опытности в сфере предполагаемой деятельности:
- знаний, определенного объема информации в предполагаемой сфере профессиональной деятельности (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины);
- умений, способности уверенно оперировать имеющимися знаниями для выполнения задач профессиональной деятельности (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины);
- навыков, устойчивого опыта применения имеющихся знаний и умений в профессиональной деятельности (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины).
Примерная характеристика компетенций, приобретаемых студентами, в результате изучения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран»:
Общекультурные компетенции
Код компетенции | Общие требования компетенции | |||
Общекультурная компетенция ОК-3 | способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах | |||
Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины | ||||
Качества обучаемого | Применяемые формы обучения | Средства и методы Контроля | ||
Знания: теоретических основ профессии юриста; профессиональных обязанностей; норм профессиональной этики | Лекция; практические занятия; самостоятельная работа | Выступление на практическом занятии; тестирование; подготовка презентаций | ||
Умения: анализировать ситуации профессиональной деятельности; осознавать нравственный смысл процессов профессиональной деятельности; формулировать и отстаивать личные убеждения, гражданскую позицию | Письменная работа; самостоятельная работа
| Диалоги на практических занятиях; подготовка рефератов; написание статей | ||
Навыки: реальное участие в поведенческих процессах профессиональной деятельности; социально-активное правомерное поведение в процессе реализации норм права | НИРС; «Мозговой штурм»; Работа в малых группах | диалоговая форма опроса и оценка правильности презентации рефератов и письменных работ | ||
Характеристики уровней освоения компетенции в аспекте учебной дисциплины | ||||
Уровни | Содержание | Проявления | ||
Минимальный | Понимание значения политических, экономических и социальных аспектов возникающих профессиональных проблем, готовность участвовать в их разрешении под квалифицированным руководством | Выступления с докладами; участие в обсуждениях на практическом занятии, выполнение письменных работ | ||
Базовый | Минимальный уровень плюс способность самостоятельно анализировать содержание и разрешать типичные политические, экономические и социальные проблемы профессиональной деятельности | Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков | ||
Продвинутый | Базовый уровень плюс способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные политические, экономические и социальные проблемы профессиональной деятельности, проявлять инициативу и творчество | Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах | ||
Очной формы обучения
№ п/п | Модули, разделы, темы учебной дисциплины | Всего | Виды учебной деятельности (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | |||||
Лекции | Практические занятия | СРС |
| |||||||
4-й семестр | ||||||||||
Модуль 1.
Тема 1. Предмет, метод и источники конституционного права зарубежных стран
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
Презентация лекционного материала
Тестирование, персональные задания, выборочный опрос
Тема 3. Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 4. Формы государства в зарубежных странах. Конституционно-правовой статус муниципальных образований
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 5. Конституционные институты непосредственной демократии
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 6. Конституционно-правовой статус представительных органов государственной власти
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 7. Конституционно-правовой статус главы государства
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 8. Конституционно-правовой статус правительства
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 9. Конституционные основы судебной системы
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Модуль 2
Тема 10. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 11. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 12. Основы конституционного права Федеративной Республики Германии
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 13. Основы конституционного права Французской Республики
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 14. Основы конституционного права Японии и Испании
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 15. Основы конституционного права Итальянской Республики и Государства Города Ватикана
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 16. Основы конституционного права Швейцарии и Польши
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 17. Основы конституционного права Республики Индия
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 18. Основы конституционного права Канады
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 19. Основы конституционного права Китайской Народной Республики и Республики Куба
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 20. Основы конституционного права Исламской Республики Иран
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 21. Основы конституционного права Федеративной Республики Бразилия
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Зачёт
Итого за семестр
Итого по дисциплине
Тематический план для студентов
Заочной формы обучения
№ п/п | Модули, разделы, темы учебной дисциплины | Всего | Виды учебной деятельности (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | |||||
Лекции | Практические занятия | СРС |
| |||||||
6-й семестр | ||||||||||
Модуль 1.
Тема 1. Предмет, метод и источники конституционного права зарубежных стран
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 3. Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 4. Формы государства в зарубежных странах. Конституционно-правовой статус муниципальных образований
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 5. Конституционные институты непосредственной демократии
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 6. Конституционно-правовой статус представительных органов государственной власти
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 7. Конституционно-правовой статус главы государства
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 8. Конституционно-правовой статус правительства
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 9. Конституционные основы судебной системы
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Модуль 2
Тема 10. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 11. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 12. Основы конституционного права Федеративной Республики Германии
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 13. Основы конституционного права Французской Республики
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 14. Основы конституционного права Японии и Испании
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 15. Основы конституционного права Итальянской Республики и Государства Города Ватикана
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 16. Основы конституционного права Швейцарии и Польши
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 17. Основы конституционного права Республики Индия
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 18. Основы конституционного права Канады
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 19. Основы конституционного права Китайской Народной Республики и Республики Куба
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 20. Основы конституционного права Исламской Республики Иран
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Тема 21. Основы конституционного права Федеративной Республики Бразилия
Презентация лекционного материала
Выборочный опрос, тестирование, персональные задания
Зачёт
Итого за семестр
Итого по дисциплине
Содержание модуля 1. «Общая часть»
После освоения Модуля 1 «Общая часть» студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие компетенциям ООП.
Знать
· основные теоретические положения конституционного права зарубежных стран, включая специальный понятийно-категориальный аппарат;
· основные институты конституционного права зарубежных стран;
· вопросы регулирования общественных отношений, связанные с основными правами человека и гражданина;
· организацию публичной власти;
· формы правления;
· территориально-государственное устройство;
· политический (государственный) режим
Уметь
· использовать знания по конституционному праву зарубежных стран в своей профессиональной деятельности;
· отличать общественные отношения в зарубежных странах, регулируемые нормами конституционного права от других, сходных с ними общественных отношений в сфере публичного права;
· свободно оперировать юридическими понятиями и категориями в области конституционного права зарубежных стран;
самостоятельно разбирать практические ситуации, возникающие на практике в сфере конкретных правоотношении в странах мира;
· выявлять типичные черты, характерные для многих стран, в области государственного строительства
Владеть навыками
· работы с конституционно-правовыми актами в сфере обеспечения конституционного порядка;
· квалификации противоправных деяний органов государственной власти , общественных организаций совершаемых ими в сфере властных правоотношений;
· формулировки правовой позиции в интересах соответствующей стороны при возникновении разногласий в сфере конституционных правоотношений при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ситуаций) в зарубежных государствах , её обоснования и защиты;
· целеустремлённого ознакомления с первоисточниками – основой освоения конституционного права, с наиболее яркими трудами выдающихся конституционалистов, а также классиков политико-правовой мысли – как отечественных, так и зарубежных
Лекции
Содержание Модуля 2 « Особенная часть»
После освоения модуля 2 «Особенная часть» студент должен приобрести следующие знания, умения и владения, соответствующие компетенциям ООП.
Знать:
· в соответствии с программой учебной дисциплины (перечнем конкретных стран):
- основные теоретические положения конституционного права ;
- основные институты конституционного права;
- вопросы регулирования общественных отношений, связанные с основными правами человека и гражданина;
- организацию публичной власти;
- форы правления и территориального устройства;
особенности конституционного устройства, присущие конкретному государству
Уметь:
· использовать знания по конституционному праву зарубежных стран в сфере своей профессиональной специализации;
· свободно оперировать юридическими понятиями и категориями конституционного права зарубежных стран в сфере их конституционного обустройства;
· использовать знания в области конституционно-правового регулирования общественных отношений в зарубежных странах для защиты основ конституционного строя РФ;
· давать правовую характеристику отношений государственной власти и общества в различных сферах жизнедеятельности;
выявлять как типичные черты конституционного развития, характерные для многих стран, так и специфику, присущую их содержанию в отдельных государствах
Владеть навыками:
· работы с конституционно - правовыми актами в сфере конституционного строительства;
· использования конкретных положений конституционного права зарубежных государств при научных изысканиях;
· толкования различных правовых актов в области конституционно-правового регулирования общественных отношений с учётом зарубежного опыта;
целеустремлённого ознакомления с первоисточниками, прежде всего с конституциями конкретных государств, изучаемых в соответствии с программой учебной дисциплины – основой освоения конституционного права зарубежных стран.
Лекции
Образовательные технологии
- реализация личностно ориентированной технология образования, сочетающей два равноправных аспекта этого процесса: обучение и учение. С учетом этого учебные занятия предусматривают выступления студентов с информацией:
а) отражающей мировой, постоянно обновляющийся опыт в области изучаемой темы,
б) справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и естественно-научными и общепрофессиональными дисциплинами,
в) помогающей самообразованию (через анализ и решение учебных задач).
- использование следующих активных форм проведения занятий:
а) просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля;
б) работа в команде при подготовке аналитических обзоров и презентаций по полученным результатам;
в) активное обсуждение презентаций студентов по материалам рефератов на практических занятиях.
Раздел 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине [1]
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
В процессе освоения образовательной программы необходимые компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются на начальном этапе для очной формы обучения (2 курс – четвертый семестр) и на основном этапе для заочной формы обучения (4 курс – седьмой семестр) в ходе освоения обучающимися дисциплин, практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса[2]
Поэтапное формирование у обучающихся компетенций по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» ОК-3, ОПК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-2, ПК-20
Компетенции
Распределение по курсам/семестрам обучения, дисциплинам, модулям, практикам
Курс
Курс
Курс
Курс
Курс
Начальный
Основной
Заключительный
Компетенции
Показатели оценивания
Высокий
(верно и в полном объеме)
Оценка 5 (отлично)
Средний
(с незначительными замечаниями)
Оценка 4 (хорошо)
Низкий
(с ошибками)
Критерии оценки:
Оценки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности; справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «не зачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Процедура оценки: В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация по дисциплине проводиться в форме зачета. Зачет включает в себя выставление оценки по результатам ответа по содержанию билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы. Допуск к зачету – своевременное и успешное выполнение всех видов текущего контроля знаний студентов.
Процедура оценивания знаний, умений и навыков в ходе промежуточной аттестации является основной. Оценка выставляется на основе шкалы оценивания и установленных критериев. Основные уровни освоения компетенций коррелируют с соответствующими этапами контроля успеваемости студентов в рамках полного изучения дисциплины. Овладевшему показателями компетенции «знать», «уметь» и «владеть» присваивается продвинутый уровень. Овладевшему показателями компетенции «знать» и «уметь» присваивается базовый уровень. Овладевшему показателями компетенции «знать» – минимальный уровень. Соответственно оценка «отлично» свидетельствует о продвинутом уровне освоения студентом соответствующих компетенций, «хорошо» – о базовом уровне, «удовлетворительно» – о минимальном.
Не овладевшему ни одним из показателей компетенции уровень не присваивается, что соответствует оценки «неудовлетворительно». Выставление оценок завершает основной этап оценивания уровня компетенций в рамках промежуточной аттестации.
Критерии оценки:
«отлично» - 85-100 % правильных ответов
«хорошо» - 65-84 % правильных ответов
«удовлетворительно» - 50-64 % правильных ответов
«неудовлетворительно» - 49 % и меньше правильных ответов
6.3.3. Примерные вопросы для коллоквиума
1. Основные черты Конституции Японии.
2. Основы конституционного статуса человека в Японии.
3. Император Японии: статус, порядок престолонаследия, компетенция.
4. Исполнительная власть в Японии. Кабинет: формирование, полномочия, ответственность. Премьер-министр.
5. Палата представителей: формирование, компетенция, должностные лица, роспуск.
6. Палата советников: формирование, компетенция, должностные лица. Законодательный процесс, особенности принятия закона о бюджете.
7. Судебная система Японии. Верховный суд: формирование и компетенция.
8. Местное управление и самоуправление.
9. Конституция Испании 1978г.: характерные черты, структура, порядок внесения изменений и пересмотра.
10. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Испании.
11. Король Испании: статус, порядок престолонаследия, компетенция.
12. Правительство Испании: формирование, полномочия, ответственность.
13. Судебная система. Компетенция Конституционного суда.
14. Автономия, местное управление и самоуправление в Испании.
Критерии оценки:
Коллоквиум оценивается «зачтено» - «незачтено»
Оценки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности; справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой.
Оценка «незачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Примерный перечень тем докладов
(рефератов, эссе, сообщений, презентаций)
1. Место и роль конституционного права в правовых системах.
2. Конституционно-правовые нормы и отношения.
3. Система источников конституционного права.
4. Порядок принятия, вступления в силу и изменения конституций.
5. Виды и характеристика современных политических систем в зарубежных странах
6. Общее и особенное в конституциях монархических государств
7. Общее и особенное в конституциях президентских и парламентских республик
8. Конституционный контроль и надзор в зарубежных конституциях
9. Конституционно-правовые основы социально-экономических отношений.
10. Гарантии прав и свобод.
11. Конституционно-правовые основы гражданства.
12. Статус иностранцев.
13. Конституционно-правовой статус политических партий.
14. Церковь и государство в современном мире.
15. Конституционно-правовое регулирование СМИ. СМИ и государство.
16. Референдум и плебисцит: понятие, виды, политическая роль, конституционно-правовое регулирование.
17. Статус субъекта федерации.
18. Особенности федеративного территориального устройства.
19. Виды и статус автономий в зарубежных странах.
20. Особенности унитарного территориального устройства.
21. Организация публичной власти на местах в конституциях унитарных и федеративных государств.
22. Республиканские формы правления.
23. Монархические формы правления.
24. Демократический политический режим.
25. Тоталитарный политический режим.
26. Система государственных органов и конституционные принципы их деятельности.
27. Разделение властей: понятие и конституционное оформление в различных странах.
28. Мажоритарная избирательная система.
29. Пропорциональная избирательная система.
30. Статус верхней палаты парламента (сравнительный анализ).
31. Статус нижней палаты парламента (сравнительный анализ).
32. Законодательный процесс.
33. Парламентский контроль.
34. Конституционный контроль (надзор): понятие и основные разновидности.
35. Свободный и императивный мандат депутата.
36. Конституционно-правовой статус омбудсмена.
37. Глава государства: особенности конституционного статуса при различных формах правления.
38. Президент (сравнительный анализ конституционного статуса).
39. Конституционные основы судебной власти.
40. Разновидности систем местного самоуправления.
41. Укрепление правопорядка, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе и государстве.
42. Повышение эффективности защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина (на примере конкретного государства).
43. Развитие системы обеспечения общественной безопасности в странах Европейского Союза.
44. Усиление роли государства как гаранта безопасности граждан (на примере конкретного государства).
45. Повышение эффективности деятельности сил обеспечения общественной безопасности по снижению уровня криминализации общественных отношений.
46. Повышение защищённости населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
47. Повышение защищённости населения от последствий проявления терроризма и экстремизма.
48. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений.
49. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере коррупции.
50. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере терроризма.
51. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере экстремизма.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он овладел показателями компетенции «знать», «уметь» и «владеть» (продвинутый уровень), проявил всесторонние и глубокие знания программного материала по дисциплине, изучил рекомендованную основную и дополнительную литературу, обнаружил творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, овладевшему показателями компетенции «знать» и «уметь» (базовый уровень), проявившему полное знание программного материала по дисциплине, изучившему основную рекомендованную литературу, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности;
- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, овладевшему показателями компетенции «знать» (минимальный уровень), т.е. проявившему знания основного программного материала по дисциплине в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знакомому с основной рекомендованной литературой, но допустившему неполные или слабо аргументированные ответы, испытывающему затруднения в выполнении практических заданий на зачете;
- оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, не овладевшему ни одним из показателей компетенции, т.е. обнаружившему значительные пробелы в знании программного материала по дисциплине, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической деятельности без дополнительной подготовки по данной дисциплине
Процедура оценивания: сбор и обобщение информации о результатах текущего контроля успеваемости студентов в ходе освоения дисциплины.
Раздел 7. Методические рекомендации преподавателю
При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и возможность конспектирования, дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного.
При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся недостатки (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения намеченных вопросов, оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.
В целях проверки степени усвоения материала, контроля уровня подготовки студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы (например, тестирование, письменные летучки).
Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов: знакомиться с их конспектами лекций, первоисточников; оценивать выполнение индивидуальных заданий; давать рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данного спецкурса.
Для обучения студентов необходимо широко использовать активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, вузовские и межвузовские конференции, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью подготовки специалиста юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий
Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель должен фиксировать, выставлять текущие оценки в рабочий журнал.
Раздел 8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.
Содержание обучения в Университете по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности специалиста:
а) правотворческая (подготовка нормативных актов; участие в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности);
б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов);
в) экспертно-консультационная (оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных актов);
г) оперативно-служебная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; защита жизни и здоровья граждан, охрана общественного порядка; профилактика, предупреждение, выявление, пресечение уголовных преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений; производство дознания по уголовным делам; производство по делам об административных правонарушениях; обеспечение реализации актов применения права; обеспечение исполнения наказания; организация и осуществление розыска лиц; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов; сбор, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере правового обеспечения национальной безопасности);
д) организационно – управленческая (организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач);
е) научно – исследовательская деятельность (проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности);
ж) педагогическая (преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования; осуществление правового информирования и воспитания).
Предполагаются устойчивые знания базовых дисциплин: «Теория и история права и государства», «История учений о праве и государстве».
Требуется тесная координация с дисциплинами: «Конституционное право», «Конституционный судебный процесс», «Муниципальное право».
Дисциплина изучается в 4 семестре
Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» являются лекции и практические занятия. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету.
На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.
Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины практические занятия. Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по политико-правовой проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.
Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По желанию студент может подготовить рефераты по отдельным темам дисциплины, согласовав данный вопрос с преподавателем.
В процессе подготовки к практическому занятию студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.
Практические занятия могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным политико-правовым темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.
Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками. Необходимо помнить, что большинство вопросов по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» выносятся на зачёт.
Практические занятия могут проводиться в форме круглых столов, деловых игр, общественных слушаний, диспутов, решения практических задач, встреч с государственными и общественными деятелями, лидерами политических партий, учёными и т.д. Задача студентов – всесторонняя подготовка к данному виду занятий.
Важным звеном работы студента при изучении дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» в целом и подготовки к конкретным занятиям, в частности, является самостоятельная работа.
Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или практических занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.
В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.
Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом, данных в ходе установочных занятий.
Затем полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами известных учёных - юристов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.
Для приобретения навыков исследовательской деятельности по дисциплине рекомендуется подготовка (по желанию) студентами рефератов. Работа над ним активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем.
Вопросы для самоподготовки по модулю 1 «Общая часть»
1. Место и роль конституционного права в правовых системах.
2. Конституционно-правовые нормы и отношения.
3. Система источников конституционного права.
4. Порядок принятия, вступления в силу и изменения конституций.
5. Виды и характеристика современных политических систем в зарубежных странах
6. Общее и особенное в конституциях монархических государств
7. Общее и особенное в конституциях президентских и парламентских республик
8. Конституционный контроль и надзор в зарубежных конституциях
9. Конституционно-правовые основы социально-экономических отношений.
10. Гарантии прав и свобод.
11. Конституционно-правовые основы гражданства.
12. Статус иностранцев.
13. Конституционно-правовой статус политических партий.
14. Церковь и государство в современном мире.
15. Конституционно-правовое регулирование СМИ. СМИ и государство.
16. Референдум и плебисцит: понятие, виды, политическая роль, конституционно-правовое регулирование.
17. Статус субъекта федерации.
18. Особенности федеративного территориального устройства.
19. Виды и статус автономий в зарубежных странах.
20. Особенности унитарного территориального устройства.
21. Организация публичной власти на местах в конституциях унитарных и федеративных государств.
22. Республиканские формы правления.
23. Монархические формы правления.
24. Демократический политический режим.
25. Тоталитарный политический режим.
26. Система государственных органов и конституционные принципы их деятельности.
27. Разделение властей: понятие и конституционное оформление в различных странах.
28. Мажоритарная избирательная система.
29. Пропорциональная избирательная система.
30. Статус верхней палаты парламента (сравнительный анализ).
31. Статус нижней палаты парламента (сравнительный анализ).
32. Законодательный процесс.
33. Парламентский контроль.
34. Конституционный контроль (надзор): понятие и основные разновидности.
35. Свободный и императивный мандат депутата.
36. Конституционно-правовой статус омбудсмена.
37. Глава государства: особенности конституционного статуса при различных формах правления.
38. Президент (сравнительный анализ конституционного статуса).
39. Конституционные основы судебной власти.
40. Разновидности систем местного самоуправления.
41. Укрепление правопорядка, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе и государстве.
42. Повышение эффективности защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина (на примере конкретного государства).
43. Развитие системы обеспечения общественной безопасности в странах Европейского Союза.
44. Усиление роли государства как гаранта безопасности граждан (на примере конкретного государства).
45. Повышение эффективности деятельности сил обеспечения общественной безопасности по снижению уровня криминализации общественных отношений.
46. Повышение защищённости населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
47. Повышение защищённости населения от последствий проявления терроризма и экстремизма.
48. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений.
49. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере коррупции.
50. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере терроризма.
51. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере экстремизма.
Вопросы для самоподготовки по модулю 2 «Особенная часть»
1. Система конституционного права США.
2. Основные тенденции развития конституционного права ФРГ.
3. Правовая охрана конституций в конституционном праве зарубежных стран (на примере Польши).
4. Конституционализм и конституционный строй (на примере Франции).
5. Конституционный контроль и его виды в конституционном праве зарубежных стран (на примере конкретного государства).
6. Конституционно-правовые отношения: классификация, основания возникновения, изменения и прекращения (на примере конкретного государства).
7. Основы правового положения личности в конституционном праве зарубежных стран (на примере Украины).
8. Государственный режим в конституционном праве зарубежных стран.
9. Политические партии и партийные системы (сравнительный анализ на примере конкретных стран).
10. Избирательные системы в конституционном праве зарубежных стран (на примере конкретного государства).
11. Статус парламентария: свободный и императивный мандат, иммунитет, индемнитет (на примере Украины).
12. Место главы государства США в системе разделения властей, особенности его статуса и полномочия.
13. Правительство современной Украины: конституционно-правовая характеристика.
14. Особенности республиканской формы правления в США, ФРГ, Франции, Италии, Швейцарии.
15. Особенности монархической формы правления в Великобритании, Испании и Японии.
16. Конституционные основы судебной власти.
17. Местное самоуправление в зарубежных странах.
18. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки.
19. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
20. Основы конституционного права Федеративной Республики Германии.
21. Основы конституционного права Французской Республики.
22. Основы конституционного права Японии.
23. Основы конституционного права Итальянской Республики.
24. Основы конституционного права Ватикана.
25. Основы конституционного права Швейцарии.
26. Основы конституционного права Республики Индия.
27. Основы конституционного права Канады.
28. Основы конституционного права Китайской Народной Республики.
29. Основы конституционного права Исламской Республики Иран.
30. Основы конституционного права Федеративной Республики Бразилия.
31. Основы конституционного права Республики Куба.
32. Основы конституционного права Республики Польша.
33. Основы конституционного права Королевства Испания.
Раздел 9. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Нормативные правовые акты
1. Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. – М., 1989. С. 126-128.
2. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. – М., 1989. С. 280-292.
3. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принята Резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г.) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1999. С. 97-98.
4. Декларация о расе и расовых предрассудках (принята и провозглашена Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее XX сессии 27 ноября 1978 г.). // Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1999. С. 112-117.
5. Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне. (Провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН по вопросам образования, науки и культуры на её XX сессии 28 ноября 1978 г.) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1999. С. 139-141.
6. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 36/55 от 25 ноября 1981 г.). // Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1999. С. 136-138.
7. Декларация о праве народов на мир (Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 39/11 от 12 ноября 1984 г.). // Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1999. С. 102-103.
8. Декларация о праве на развитие (Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 41/128 от 4 декабря 1986 г.). // Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1999. С. 105-106.
9. Конвенция о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Принята Генеральной Конференцией Международной Организации Труда на её LXXVI сессии 7 июня 1989 г.). // Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1999. С. 118-129.
10. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам (Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 47/135) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1999. С. 107-111.
11. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций 2000 г. Нью-Йорк, 6-8 сентября 2000. – 15 с.
12. Резолюция 1235 ЭКОСОС «Вопрос о нарушении прав человека и основных свобод, включая политику расовой дискриминации и сегрегации и апартеида во всех странах, особенно в колониальных и других зависимых странах и территориях» 1967 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. – М., 1989. С. 459-460.
13. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1999. С. 634-640.
14. Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам 1994 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1999. С. 708-711.
15. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. / Сост.: Л.Н. Шестаков. – М., 1990. С. 166-179.
16. Всеобщая декларация прав народов (Алжирская декларация) 1974 г. // Советское государство и право. 1986. № 11. C. 110-111.
17. Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов 1988 г. // Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. – М., 1993. Вып. 2. С. 483-487.
18. Тунисская декларация о правах человека и народов 1988 г. //Советское государство и право. 1989. № 4. С. 123-124.
Основная литература
1. Конституционное право зарубежных стран [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / В.О. Лучин [и др.]. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 727 c. — 978-5-238-01625-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71248.html
2. Конституционное право зарубежных стран [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / В.А. Виноградов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 727 c. — 978-5-238-01625-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/53872.html
3. Кашенов А.Т. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть [Электронный ресурс] : курс лекций / А.Т. Кашенов. — Электрон. текстовые данные. — Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2017. — 188 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72113.html
Дополнительная литература
1. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / В.Е. Чиркин. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма : Инфра-М, 2012. – 606 с.
2. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата / Г.Н. Комкова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 415 с.
3. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран Учебник для вузов. – 17-е изд., испр. и доп. – М.: Статут, 2013. – 520 с.
4. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / Б.А. Страшун. – М.: Проспект, 2013. – 296 c.
Электронные ресурсы
1. В двух читальных залах библиотеки (традиционном и электронном) оборудованы 19 автоматизированных рабочих мест для пользователей с возможностью выхода в международные и российские информационные сети.
2. Читальные залы библиотеки укомплектованы:
а) Электронными ресурсами удаленного доступа на основании договоров с правообладателями:
- Университетская библиотека Онлайн;
- Электронная библиотека диссертаций;
- Официальные издания органов исполнительной власти;
- Наука Онлайн;
- Справочная правовая система «Консультант+»;
- Справочная правовая система «Кодекс»;
- Справочная система «Полпред».
б). Электронными ресурсами на машиночитаемых носителях:
- база данных «Электронный Сводный каталог русской книги 19 века (1826-1917 гг.)»;
- база данных «Свод законов Российской империи»;
- учебной, научной и справочной литературой на машиночитаемых носителях в количестве 449 экз.
3. В библиотеке с помощью автоматизированной информационно-библиотечной системы «МАРК-SQL» ведется электронный каталог поступающих в фонд документов. Электронный каталог доступен в помещении библиотеки и в сети Интернет.
4. Фонды библиотеки содержат основные российские реферативные и научные журналы по юридическим наукам, внесенные в «Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук», утвержденный ВАК Министерства образования и науки РФ
5. Доступ к полнотекстовым базам данных и ресурсам обеспечен из кампусной сети РПА МЮ РФ (сайт научной библиотеки РПА МЮ РФ, URL: http://rpa-mu.ru ):
1) Издания Российской правовой академии Минюста РФ
2) Полнотекстовая БД диссертаций РГБ
3) Научная электронная библиотека РФФИ (Elibrary)
4) "ПОЛПРЕД-Справочники"
5) БД издательства ELSEVIER
6) OxfordUniversityPress
7) Университетская библиотека ONLINE
8) Университетская информационная система Россия
9) Электронная публичная историческая библиотека BIBLIOPHIKA
6. В перечне используемых технических средств обучения и контроля:
- Программы пакета MicrosoftOffiсe;
- Сайт «Дистанционные образовательные технологии» РПА Минюста РФ – URL: http://distance.rpa-mu.ru/;
- Сайт научной библиотеки РПА МЮ РФ, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http://rpa-mu.ru/biblioteka.
Раздел 10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Образовательный процесс проводится с использованием следующих информационных и электронных ресурсов:
1. http://www.un.org/ru/index.html
2. https://www.whitehouse.gov/
3. https://www.bundesregierung.de/Webs/Breg/DE/Startseite/startseite_node.html
4. http://www.gouvernement.fr/
5. http://president.ir/en/cabinet
6. http://www.gov.cn/english/
7. https://india.gov.in/
8. http://www2.planalto.gov.br/
В процессе обучение используются: презентации лекционных занятий; презентации выступлений на практических занятиях; курсы лекций, размещенные в электронных носителях; работа с фондами электронных библиотек; просмотр видеоматериалов и наглядных материалов с использованием компьютера, интерактивной доски и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Раздел 11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
– IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru.
– Юрайт: http://www.biblio-online.ru.
– Book.ru: http://www.book.ru.
– Либэр: http://liber.rpa-mjust.ru.
– «КонсультантПлюс»: www.consultant.ru.
– «Гарант»: http://www.garant.ru.
Раздел 12. Описание материально-технической базы необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Методические материалы:
1. Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» / по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета). – М.: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2018.
2. Набор электронных презентаций для использования на лекционных занятиях.
3. Набор оценочных средств для контроля усвоения отдельных тем дисциплины.
Используемое оборудование:
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютерный класс.
Содержание
Раздел 1. Общая характеристика дисциплины…………………………………………………3
Раздел 2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………………………………………………………..3
Раздел 3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………………………………………………..………9
Раздел 4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………………………………………………..................................................10
Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………………………………………….……30
Раздел 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине............................................................................................….…31
Раздел 7. Методические рекомендации преподавателю……………………………………..45
Раздел 8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……………………………………………………………………………………..46
Раздел 9. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………………………………………………………………………………..50
Раздел 10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………………………………..…....53
Раздел 11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем……............................................................................53
Раздел 12. Описание материально-технической базы необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине………..…………………………………………53
[1] Более подробно фонд оценочных средств будет раскрыт в Приложении 1 к Рабочей программе.
[2] Описание этапов формирования у обучающихся компетенций в процессе освоения образовательной программы находятся в Основной образовательной программе Приложение X.
научно-исследовательская деятельность:
способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20).
Различаются следующие основные уровни освоения компетенций:
а) минимальный, свидетельствующий о понимании значения профессиональных проблем, их содержания, готовности участвовать в их разрешении под квалифицированным руководством (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины);
б) базовый, добавляющий к минимальному уровню способность самостоятельно анализировать содержание и использовать существующие способы решения типичных проблем (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины);
в) продвинутый, добавляющий к базовому способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные проблемы, проявлять конструктивное творчество (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины).
Формирование профессиональных компетенций включает в себя приобретение обучаемыми осведомленности и опытности в сфере предполагаемой деятельности:
- знаний, определенного объема информации в предполагаемой сфере профессиональной деятельности (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины);
- умений, способности уверенно оперировать имеющимися знаниями для выполнения задач профессиональной деятельности (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины);
- навыков, устойчивого опыта применения имеющихся знаний и умений в профессиональной деятельности (уточняется с учетом специфики учебной дисциплины).
Примерная характеристика компетенций, приобретаемых студентами, в результате изучения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран»:
Общекультурные компетенции
Код компетенции | Общие требования компетенции | |||
Общекультурная компетенция ОК-3 | способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах | |||
Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины | ||||
Качества обучаемого | Применяемые формы обучения | Средства и методы Контроля | ||
Знания: теоретических основ профессии юриста; профессиональных обязанностей; норм профессиональной этики | Лекция; практические занятия; самостоятельная работа | Выступление на практическом занятии; тестирование; подготовка презентаций | ||
Умения: анализировать ситуации профессиональной деятельности; осознавать нравственный смысл процессов профессиональной деятельности; формулировать и отстаивать личные убеждения, гражданскую позицию | Письменная работа; самостоятельная работа
| Диалоги на практических занятиях; подготовка рефератов; написание статей | ||
Навыки: реальное участие в поведенческих процессах профессиональной деятельности; социально-активное правомерное поведение в процессе реализации норм права | НИРС; «Мозговой штурм»; Работа в малых группах | диалоговая форма опроса и оценка правильности презентации рефератов и письменных работ | ||
Характеристики уровней освоения компетенции в аспекте учебной дисциплины | ||||
Уровни | Содержание | Проявления | ||
Минимальный | Понимание значения политических, экономических и социальных аспектов возникающих профессиональных проблем, готовность участвовать в их разрешении под квалифицированным руководством | Выступления с докладами; участие в обсуждениях на практическом занятии, выполнение письменных работ | ||
Базовый | Минимальный уровень плюс способность самостоятельно анализировать содержание и разрешать типичные политические, экономические и социальные проблемы профессиональной деятельности | Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков | ||
Продвинутый | Базовый уровень плюс способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные политические, экономические и социальные проблемы профессиональной деятельности, проявлять инициативу и творчество | Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах | ||
Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.