Социометрическая техника, разработанная американским психологом Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных отношений в группе.
Учащимся класса сообщается о цели исследования (цель детям говорят следующим образом: «Мы хотим узнать вас поближе, как вы дружите и общаетесь между собой в классе, и сейчас поиграем с вами»), дается гарантия анонимности и конфиденциальности («О своем личном результате будет знать только каждый лично») и предлагается ответить на вопросы, написанные на карточках:
Фамилия, имя отвечающего ________________________________________________
1. Представь, что можешь пригласить только трех человек из класса к себе на день рождения. Кого ты позовешь и почему?
1. _______________________________Почему__________________________
2. _______________________________Почему__________________________
3. _______________________________Почему__________________________
2. Кого ты не при каких обстоятельствах не пригласил(а) бы на день рождения? Почему?
1. _______________________________Почему__________________________
2. _______________________________Почему__________________________
3. _______________________________Почему__________________________
ВАЖНО: обратить внимание детей, что листочек должен быть подписан, и в ответах обязательно нужно писать фамилию и имя всех выбранных детей (чтобы избежать путаницы в случае одинаковых имен).
После этого проводится процедура обработки социометрии. Данные заносятся в таблицу (социоматрицу):
Протокол
Социометрического исследования
Класс, школа __________________ Дата проведения _________
№ |
Кто
Выбирает
Кого выбирают
Петя В.
Вася К.
Коля М.
Женя Ч.
Аня Л.
Таня Б.
Тимур У.
Света Ч.
Саша Х.
Получено выборов
После подсчета положительных и отрицательных выборов в матрице отмечаются (обводятся в кружок) взаимные выборы:
ВАЖНО: в целях соблюдения этики исследования таблице имена пишутся указанным в образце образом.
Затем определяется статус каждого члена группы:
- «звезды» – члены группы, которые получают 6 и более положительных выборов;
- «предпочитаемые» – 4 положительных выбора;
- «принятые» – 3 положительных выбора;
- «пренебрегаемые» – 2 положительных выбора;
- «изолированные» – 0-1 положительный выбор;
- «отвергаемые» – только отрицательные выборы (возможно 1-2 положительных выбора).
Анализируется социально-психологический климат в классе, составляется характеристика класса, даются психолого-педагогические рекомендации.
ВАЖНО: не рекомендуется сообщать о результатах обследования педагогам школы (за исключением в отдельных случаях по запросу педагога-психолога).
Приложение 3
Методика «Десять слов» (автор А.Р. Лурия)
Методика используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. При проведении необходима тишина. В эксперименте важно соблюдать точность произнесения и неизменность инструкции. Инструкция состоит из нескольких этапов.
Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).
Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен (на) повторить их — и те, которые уже назвал (а), и те, которые в первый раз пропустил (а),— все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.
Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Вне зависимости от результата, проводится 5 серий.
Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
В случае, если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их в специальной графе, а если слова эти повторяются, ставит 2 крестик в одной ячейке.
В случае, если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.
В результате протокол опыта принимает примерно следующий вид:
Протокол
обследования по методике «10 слов» (ПРИМЕР!!)
Имя ребенка __________________ Дата проведения _________
№ серии | лес | хлеб | окно | стул | вода | брат | конь | гриб | игла | мед | Ошибки (лишние слова) |
1 | + | + | ++ | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | + | + | + | + | + | стол | ||
3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
4 | + | + | + | + | + | + | ++ | + | + | + | |
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
По данным таблицы составляется «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера проб, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов.
|
Затем следует анализ данных.
По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания.
Анализ графика:
1.
Соответствует норме. В норме «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10.
2.
«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Когда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях (награфике обозначена кривой )
3.
Умственно отсталые дети воспроизводят не более 3-х слов. Кроме того, для них характерно привнесение лишних слов и в дальнейшем при повторении, «застревание» на этой ошибке.
В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.
Вывод: в ходе исследования памяти ребенка (имя) мы выяснили, что уровень ее развития …. (соответствует возрастной норме / ниже возрастной нормы / выше возрастной нормы)
Приложение 4
Функции обучения
1. Образовательная функция 2. Воспитательная функция3. Развивающая функция
Обучение – профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу обучающимся знаний, умений и навыков.
Воспитание – это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, передача социальных ценностей, социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений личности.
Протокол наблюдения урока
Дата: _____
Класс: ______
Ф.И.О. учителя:_______________________
Вид урока: _____________________________
Цель наблюдения: _______________________________________________________
____________________________________________________________________________
ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ !!
Содержание этапа урока | Реализация образовательной функции | Реализация воспитательной функции | Реализация развивающей функции |
……………………….. | ………………………. | …………………….. | ………………….. |
Вывод: в ходе наблюдения за реализацией функций обучения на уроке мы выяснили, что преимущественно были реализованы следующие функции: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 5
Формы организации обучения
Типы уроков:
- урок овладения новыми знаниями,
- урок формирования и совершенствования умений и навыков, - урок обобщения и систематизации знаний,
- урок повторения, закрепления знаний,
- контрольно-проверочные уроки,
- комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач.
Типичная структура комбинированного урока:
- организационный момент, постановка цели
- закрепление полученных знаний, проверка домашнего задания
- изучение нового материала
- первичное закрепление нового материала
- задание на дом
- окончание урока
Протокол наблюдения урока
Дата: _____
Класс: ______
Ф.И.О. учителя:_______________________
Вид урока: _____________________________
Цель наблюдения: _______________________________________________________
ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ !!
Время | Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учеников |
………………. | ………………………….. | ………………………………. |
Вывод: наблюдаемый урок относится к следующему типу …..
Приложение 6
Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.