Социометрический метод изучения взаимоотношений в группе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социометрическая техника, разработанная американским психологом Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных отношений в группе.

Учащимся класса сообщается о цели исследования (цель детям говорят следующим образом: «Мы хотим узнать вас поближе, как вы дружите и общаетесь между собой в классе, и сейчас поиграем с вами»), дается гарантия анонимности и конфиденциальности («О своем личном результате будет знать только каждый лично») и предлагается ответить на вопросы, написанные на карточках:

 

Фамилия, имя отвечающего ________________________________________________

 

1. Представь, что можешь пригласить только трех человек из класса к себе на день рождения. Кого ты позовешь и почему?

1. _______________________________Почему__________________________

2. _______________________________Почему__________________________

3. _______________________________Почему__________________________

2. Кого ты не при каких обстоятельствах не пригласил(а) бы на день рождения? Почему?

1. _______________________________Почему__________________________

2. _______________________________Почему__________________________

3. _______________________________Почему__________________________

 

ВАЖНО: обратить внимание детей, что листочек должен быть подписан, и в ответах обязательно нужно писать фамилию и имя всех выбранных детей (чтобы избежать путаницы в случае одинаковых имен).

После этого проводится процедура обработки социометрии. Данные заносятся в таблицу (социоматрицу):

 

Протокол

Социометрического исследования

Класс, школа __________________                         Дата проведения _________    

                            

Кто

Выбирает

Кого выбирают

Петя В. Вася К. Коля М. Женя Ч. Аня Л. Таня Б. Тимур У. Света Ч. Саша Х. 1

Петя В.

    + – + –   + – 2

Вася К.

    –   + – + + – 3

Коля М.

+ –   + + –   –   4

Женя Ч.

+ –     + –   – + 5

Аня Л.

– +   –   – + +   6

Таня Б.

– + + –     + –   7

Тимур У.

  – + – +     – + 8

Света Ч.

+ –   –   + –   + 9

Саша Х.

+ – –   + +   –  

Получено выборов

+ 4 2 3 1 6 2 3 3 3 – 2 5 2 5 0 5 1 5 2                        

 

После подсчета положительных и отрицательных выборов в матрице отмечаются (обводятся в кружок) взаимные выборы:

ВАЖНО: в целях соблюдения этики исследования таблице имена пишутся указанным в образце образом.

Затем определяется статус каждого члена группы:

- «звезды» – члены группы, которые получают 6 и более положительных выборов;

- «предпочитаемые» – 4 положительных выбора;

- «принятые» – 3 положительных выбора;

- «пренебрегаемые» – 2 положительных выбора;

- «изолированные» – 0-1 положительный выбор;

- «отвергаемые» – только отрицательные выборы (возможно 1-2 положительных выбора).

Анализируется социально-психологический климат в классе, составляется характеристика класса, даются психолого-педагогические рекомендации.

ВАЖНО: не рекомендуется сообщать о результатах обследования педагогам школы (за исключением в отдельных случаях по запросу педагога-психолога).



Приложение 3

Методика «Десять слов» (автор А.Р. Лурия)

 

Методика используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. При проведении необходима тишина. В эксперименте важно соблюдать точность произнесения и неизменность инструкции. Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен (на) повторить их — и те, которые уже назвал (а), и те, которые в первый раз пропустил (а),— все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Вне зависимости от результата, проводится 5 серий.

Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае, если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их в специальной графе, а если слова эти повторяются, ставит 2 крестик в одной ячейке.

В случае, если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

В результате протокол опыта принимает примерно следующий вид:

Протокол

обследования по методике «10 слов» (ПРИМЕР!!)

Имя ребенка __________________                            Дата проведения _________  

 

№ серии лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед Ошибки (лишние слова)
1 + + ++ + + +
2 + + + + + + + + стол
3 + + + + + + + + +
4 + + + + + + ++ + + +
5 + + + + + + + + + +

 

По данным таблицы составляется «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера проб, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов.

Кол-во правильно воспроиз.слов  
         № пробы

 

 

Затем следует анализ данных.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относитель­но особенностей запоминания.

Анализ графика:

1.

Соответствует норме. В норме «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10.

2.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Когда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит пре­ходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях (награфике обозначена кривой             )

3. 

Умственно отсталые дети воспроизводят не более 3-х слов. Кроме того, для них характерно привнесение лишних слов и в дальнейшем при повторении, «застревание» на этой ошибке.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Вывод: в ходе исследования памяти ребенка (имя) мы выяснили, что уровень ее развития …. (соответствует возрастной норме / ниже возрастной нормы / выше возрастной нормы)



Приложение 4

Функции обучения

1. Образовательная функция 2. Воспитательная функция

3. Развивающая функция

Обучение – профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу обучающимся знаний, умений и навыков.

Воспитание – это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, передача социальных ценностей, социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений личности.

Протокол наблюдения урока

Дата: _____

Класс: ______

Ф.И.О. учителя:_______________________

Вид урока: _____________________________

Цель наблюдения: _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ !!

Содержание этапа урока Реализация образовательной функции Реализация воспитательной функции Реализация развивающей функции
  ………………………..     ……………………….     ……………………..   …………………..    

Вывод: в ходе наблюдения за реализацией функций обучения на уроке мы выяснили, что преимущественно были реализованы следующие функции: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение 5

Формы организации обучения

 

Типы уроков:

- урок овладения новыми знаниями,

- урок формирования и совершенствования умений и навыков, - урок обобщения и систематизации знаний,

- урок повторения, закрепления знаний,

 - контрольно-проверочные уроки,

- комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач.

 

Типичная структура комбинированного урока:

- организационный момент, постановка цели

- закрепление полученных знаний, проверка домашнего задания

- изучение нового материала

- первичное закрепление нового материала

- задание на дом

- окончание урока

 

Протокол наблюдения урока

Дата: _____

Класс: ______

Ф.И.О. учителя:_______________________

Вид урока: _____________________________

Цель наблюдения: _______________________________________________________

ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ !!

 

Время Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учеников
    ……………….       …………………………..       ……………………………….  

Вывод: наблюдаемый урок относится к следующему типу …..



Приложение 6

Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.