Тренинга по формированию гармоничных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отношений в детско-родительских отношениях.

 

Тема: «Много любви не бывает».

Цель: гармонизировать взаимоотношения «родитель—ребенок», в семье с приемными детьми, семьях находящиеся в трудной жизненной ситуации и в социально-опасном положении.

Задачи: актуализировать позитивный эмоциональный опыт; снизить уровень психоэмоционального напряжения; увеличить степень взаимной открытости; сформировать способности конструктивного взаимодействия в системе «родитель - ребенок»; помочь осознать семейные роли и отношения.

Условия проведения

Предложенный тренинг может быть использован в целях сопровождения семей, имеющих трудности в детско-родительских отношениях, коррекционно-развивающей работы с родителями и детьми (6–11 лет) в центрах поддержки и коррекции семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации и в социально-опасном положении (1–2 раза в месяц). Продолжительность одного занятия составляет от 60 минут до 90 минут, в зависимости от темы и целей, а также от количества участников и их работоспособности. Оптимальное число участников в группе не должно превышать 6 детско-родительских пар (до 12 человек), в целях удержания внимания участников тренинга и облегчения взаимодействия с каждой отдельной парой «родитель - ребенок».

Тренинговую работу рекомендуется проводить в помещении, оборудованном тремя зонами: зона для Арт-терапевтических занятий; зона для подвижных игр; зона с хорошим ковровым покрытием для телесно-ориентированных упражнений.

Материалы и оборудование

Кулер с горячей и холодной водой, бокальчики на всех участников, чайные пакетики, домашняя выпечка от участников тренинга.

Бумага форматов А4, А3, А2, рулон бумаги, ленты шириной 30 – 40 см, цветные карандаши, фломастеры, краски (акварель и гуашь), восковые мелки; метафорические карты «Роботы»; ножницы, клей ПВА.

Планируемый результат

Участвуя в совместных детско-родительских тренингах, родители смогут усвоить новый навык конструктивного взаимодействия с детьми, посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, увидят модели взаимодействия в других семьях. У родителей появится возможность изменить неэффективные стереотипы взаимодействия с детьми в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствующей более глубоким и стойким изменениям.

Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения.

Формирование групп

Группа формируются на добровольной основе. К совместной работе приглашаются родители, обратившиеся за помощью в психологическую службу с различными трудностями в воспитании детей, родители с приемными детьми, родители, находящиеся в социально опасном положении, все категории семей, находящиеся на обслуживании в Центре социальной помощи населению, со своими детьми, посещающими коррекционно-развивающие занятия (в нашем случае это были дети с повышенным уровнем тревожности и/или заниженной самооценкой, испытывающие трудности в адаптации и т.д..). Информация тренинге и его высокой эффективности коррекции детско-родительских отношений родителям предоставлена специалистами центра социального обслуживания населения и психологами Центра, во время планируемых занятий с детьми; сообщалось о целях, задачах, времени проведения тренинга.

Предварительная работа

После того как группы сформированы, с родителями проводится вводное занятие, в рамках которого психолог читает небольшую лекцию о трудностях, возникающих в детско–родительских отношениях, отвечает на вопросы, дает рекомендации, объясняет основные принципы групповой работы и некоторые дополнительные условия, если необходимо раздает брошюры. В целях подкрепления заинтересованности родителей в дальнейшей совместной работе проводятся ресурсные упражнения.

Предварительная процедура знакомства позволяет активизировать родителей, а иногда и задает общий ритм дальнейшей работе. Не следует недооценивать важность данного этапа. Чрезмерное форсирование работы может привести к тому, что участники “закроются”.

Необходимо дать им время освоиться. Внимание, развитая социальная перцептивность — это то, что необходимо ведущему тренинга.

На данном этапе, кроме сведений о себе, можно предложить участникам рассказать о своих ожиданиях от тренинга. Работа с ожиданиями во многом определяет эффективность тренинга, ведь получение и закрепление нового опыта зависит от совпадения целей и ожиданий. Возможно, родителям понадобится помощь в формулировании своих ожиданий, в том, чтобы сделать их более реальными и адекватными. Данная процедура сформирует у родителей понимание предстоящего взаимодействия, а ведущему, если возникнет необходимость подкорректировать содержание тренинга.

Правила работы в группе

Обязательно обговариваются правила группы отдельно с родителями и в общей группе.

1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает на занятия.

2. Информация о происходящем в группе не выноситься за ее пределы. В случае, нестандартных проявлений в поведении детей необходимо терпимо относиться к ним.

3. Каждый участник группы стараться быть активным во всех предлагаемых играх, упражнениях и заданиях.

4. Каждый участник говорит от своего имени. Избегает безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности.

5. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.

Данные правила обсуждаются с группой родителей, дополняются, корректируются.

Обсуждение

Очень важно в процессе тренинговой работы уделять внимание обсуждению выполненных упражнений или заданий. Такие вопросы, как “Что вы думаете по поводу данного упражнения?”, “Что оказалось сложным?”, “Что вы чувствуете?”, “Как вы можете это использовать в своей жизни?” и др., позволяют осмыслить происходящее, связать получаемый опыт с реальным миром. Однако присутствие детей не позволяет уделять этому процессу достаточно времени, ограничивая рассуждения и размышления до минимума. Очень важно, если есть возможность проанализировать занятие без детей или на индивидуальных консультациях, где происходит уточнение целей, задач занятия и отдельных игр и упражнений, провести работу на осознание чувств, потребностей, приобретенного опыта, дать необходимые рекомендации.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 415.