Реорганизация юридического лица и ее формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Реорганизация – это процедура, опосредующая переход в порядке правопреемства (универсального или сингулярного) прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников.

 

Реорганизация имеет двойственное значение: и как способ прекращения юр. лица, и как способ создания нового. Но в любом случае она сопровождается универсальным правопреемством, в результате которого права и обязанности реорганизуемого юр. лица в полном объёме переходят к реорганизованному юр. лицу.

 

Формы реорганизации:

1. слияние

В результате слияния несколько юр. лиц прекращают свою деятельность, и на основе их активов создаётся одно новое юр. лицо.

2. разделение

Реорганизуемое юр. лицо прекращает свою деятельность (ликвидируется), и на основе его активов создаётся несколько юр. лиц.

3. выделение

Из состава действующего юр. лица выделяется обособленное структурное подразделение, и на базе части активов реорганизуемого юр. лица создаётся новое юр. лицо.

4. присоединение

Реорганизуемое юр. лицо прекращает свою деятельность, а все его активы, включая права и обязанности, переходят к присоединяющему юр. лицу.

5. преобразование

Это изменение организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица.

Этапы реорганизации

Первый этап. В соответствии с п.1 ст.57 ГК реорганизация юр. лица может осуществляться:

1. по решению самих участников;

2. по решению уполномоченного учредительного документами органа юр. лица (чаще всего, такие полномочия делегируются Совету директоров);

3. решение о реорганизации может принять арбитражный суд по иску антимонопольного органа (когда в суде будет установлено, что организация занимается монопольной деятельностью);

Приняв решение о проведении реорганизации, участники обязаны в срок не позднее трёх дней сообщить об этом решении в территориальный орган федеральной налоговой службы по месту нахождения. Налоговый орган вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр юр. лиц о том, что юр. лицо находится в процессе реорганизации.

Решение о реорганизации должно содержать следующие сведения:

1. избранная форма реорганизации;

2. сроки проведения;

3. назначение ответственных исполнителей;

4. порядок составления и утверждения разделительного баланса или передаточного акта.

Второй этап. Инвентаризация имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица и составление отчёта об оценке этого имущества и обязательств.

Инвентаризация имущества и обязательств носит обязательный характер. Инвентарной оценке подвергаются:

1. основные средства (объекты недвижимости: здания, сооружения; инвентарь и оборудование; коммуникации, включая подъездные пути);

2. нематериальные активы;

3. финансовые вложения;

4. сырьё, готовая продукция;

5. деньги и финансовые активы.

Инвентаризации подлежит как имущество, непосредственно принадлежащее юр. лицу, так и находящееся на ответственном хранении или в пользовании на основании договоров аренды.

По итогам инвентаризации оформляются акты инвентаризации не менее чем в двух экземпляров, в которых указываются сведения о фактическом наличии имущества и о действительности учтённых финансовых обязательств. Если выявлены расхождения между теми данными, которые отражены в акте инвентаризации, и данными баланса юр. лица, то в обязательном порядке составляются сличительные ведомости, которые отражают недостатки и излишки. Достоверность инвентарной описи, подтверждённая сличительными ведомостями, является доказательством достоверности данных, включённых в разделительный баланс или в передаточный акт.

После составления инвентарной описи производится оценка имущества, передаваемого в порядке правопреемства. Способы оценки:

I. по остаточной стоимости, т.е. в тех цифрах (показателях), которые приведены в предшествующей бухгалтерской отчётности;

II. по текущей рыночной стоимости, определённой экспертной оценкой;

Если оценка производится по остаточной стоимости, то отражение имущества в передаточном акте производится в той сумме, которая приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской отчётности, составленной в течение последнего финансового года.

Если оценка производится по рыночной стоимости, то такое имущество будет показано (отражено) только в балансе той организации, которая возникла в результате реорганизации.

Третий этап. Составление передаточного акта или разделительного баланса.

Согласно ст.58 ГК передаточный акт составляется в следующих случаях:

1. слияние юр. лиц;

2. присоединение юр. лиц;

3. преобразование юр. лиц.

Разделительный баланс составляется в следующих случаях:

1. разделение юр. лица;

2. выделение юр. лица.

Формы разделительного баланса и передаточного акта законом не регламентируются. ГК определяет только требования к содержанию этих документов. Согласно ст.59 ГК передаточный акт и разделительный баланс обязательно должны содержать Положение о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юр. лица в отношении всех его кредиторов и должников “текущее обязательство”, а также обязательство оспариваемое сторонами (обязательства к принудительному исполнению).\

Передаточный акт и разделительный баланс должны включать следующие приложения:

1. бухгалтерская отчётность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица, а также их оценка на последнюю отчётную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств;

2. акты инвентаризации имущества и обязательств;

3. первичные учётные документы по материальным ценностям как то акты передачи, перечни имущества;

Разделительный баланс представляет собой сводную таблицу, в которой показатели “материнского (основного) баланса” арифметически делятся на количество вновь создаваемых юридических лиц.

Передаточный акт представляет собой форму акта приёмки-передачи с указанием реорганизуемого юр. лица правопредшественника, и соответственно того юр. лица, которое возникает при реорганизации – правопреемника, либо юр. лица, которое присоединяет к себе другое юр. лицо.

Разделительный баланс и передаточный акт со всеми сопутствующими документами, а также учредительными документами вновь создаваемых юр. лиц предоставляются в регистрирующий орган. Эти документы являются основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юр. лиц.

 

Изменения в ГК РФ

 

Статья 57. Реорганизация юридического лица


1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то уставом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных форм реорганизации, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, а также реорганизация с участием более двух юридических лиц, в том числе относящихся к различным организационно-правовым формам. При этом реорганизация, в которой участвуют юридические лица двух и более организационно-правовых форм, допускается, если настоящим Кодексом или законом разрешается преобразование юридического лица одной формы в другую.

Не допускается преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и некоммерческих организаций в коммерческие, за исключением случаев реорганизации унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих корпораций, кроме общественных организаций, а также иных случаев, предусмотренных законом. Другие ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных организаций определяются законами о кредитных организациях.

(п. 1 в ред. Проекта Федерального закона от 27.04.2012 N 47538-6)

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его уставом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с уставами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

(в ред. Проекта Федерального закона от 27.04.2012 N 47538-6)

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения наименьшего из сроков, предусмотренных законами об отдельных видах юридических лиц для обжалования решения о реорганизации.

(абзац введен Проектом Федерального закона от 27.04.2012 N 47538-6)


Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц


1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

(в ред. Проекта Федерального закона от 27.04.2012 N 47538-6)

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

(в ред. Проекта Федерального закона от 27.04.2012 N 47538-6)

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

(в ред. Проекта Федерального закона от 27.04.2012 N 47538-6)

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

(в ред. Проекта Федерального закона от 27.04.2012 N 47538-6)

5. При преобразовании юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении третьих лиц не изменяются.

К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.

(п. 5 в ред. Проекта Федерального закона от 27.04.2012 N 47538-6)

 

22.  Ликвидация юридического лица: основания, условия и порядок. Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица.

 

Ликвидация юридических лиц. Если реорганизация связана с правопреемством, то при ликвидации юридическое лицо прекращает свое существование без правопреемства. Ликвидация может проводиться добровольно и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация может проводиться по различным основаниям (достигнута цель ЮЛ и т.п.). Принудительная ликвидация осуществляется по инициативе органа государственной власти и в судебном порядке:

· при грубых и неустранимых нарушениях закона, допущенных при создании общества.

· при осуществлении деятельности с неоднократными грубыми нарушениями закона.

· для некоммерческих организаций – при систематическом осуществлении внеуставной деятельности.

 

Судом обязанности по ликвидации могут быть наложены на учредителя либо на любой другой орган, предусмотренный в учредительных документах. Особое основание ликвидации – признание ЮЛ несостоятельным. Применяется порядок, который отличается от общего. Общий порядок вкратце сводится к следующим стадиям:

 

· После принятия решения о ликвидации ЮЛ, необходимо уведомить регистрирующий орган, чтобы была внесена запись о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации. Назначается ликвидационная комиссия, обозначаются сроки и порядок ликвидации. К этой комиссии переходят все полномочия по руководству делами ЮЛ.

 

· Ликвидационной комиссии необходимо выявить состояние дел ликвидируемого ЮЛ. Для этого нужно, прежде всего, уведомить всех кредиторов. Для этого необходимо разместить в СМИ информацию о том, что ЮЛ ликвидируется и сообщить порядок, сроки ликвидации, порядок заявления кредиторами своих требований. Срок, который предоставляется кредиторам, не может составлять менее 2 месяцев с момента публикации. Помимо кредиторов, ликвидационная комиссия должна установить дебиторов ЮЛ, то есть его должников. После того, как истечет срок предъявления требований кредиторов, необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс, который покажет финансовое состояние ЮЛ. Он подлежит утверждению лицами, принявшими решение о ликвидации.

 

· Далее необходимо производить расчеты с кредиторами в порядке очереди, установленном в ГК.

o Причинение вреда – в первую очередь, подлежат удовлетворению требования граждан за причинение вреда жизни и здоровью, а также о компенсации морального вреда. Как правило, все эти требования удовлетворяются повременными платежами, т.е. платежами, которые выплачиваются частями во времени. Но после ликвидации некому будет выплачивать. Тогда находится решение – капитализация этих платежей.

o Трудовые отношения – во вторую очередь выплачиваются выходные пособия, вознаграждение труда и выплаты авторам

o Обязательные платежи – в третью очередь выплачиваются обязательные платежи в бюджетные и небюджетные фонды

o Четвертая очередь – для всех иных кредиторов. Особый случай – залог имущества ЮЛ. При ликвидации преимущество перед залогодержателями имеют кредиторы 1ой и 2ой очереди, если их требования возникли раньше, чем возникло право залога. При недостаточности средств от реализации предмета залога, залогодержатель становится в 4ую очередь. Внутри каждой очереди по общему правилу соблюдается принцип пропорциональности. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, подлежат удовлетворению после удовлетворения требований, заявленных в срок. Кроме того, есть субъекты, которые не несут ответственность всем своим имуществом. Если средств не хватает в таком случае, то кредитор вправе обратиться в суд с требованием применить к собственнику имущества субсидиарный порядке ответственности.

 

· После того, как расчеты с кредиторами произведены, составляется ликвидационный баланс (условно – конечный). Составляется он ликвидационной комиссией, подписывается лицами, принявшими решение о ликвидации. В редких случаях после расчета остается еще имущество. Тогда это имущество передается учредителям, обладающими вещными правами на это имущество, либо это имущество передается лицам, имеющим имущественно-обязательственные отношения с обществом. Иное может быть предусмотрено законом, учредительными документами. Бывают случаи, что ликвидационный остаток не передается ни тем, ни другим. Такое возможно в случае с некоммерческими организациями: их имущество передается по общему правилу на те цели, для которых создавалось ЮЛ, либо на иные благотворительные цели.

 

· Внесение записи в ЕГРЮЛ. ГК в ст. 64 специально оговаривает, что требования кредиторов, которые остались неудовлетворенными после ликвидации ЮЛ, либо которые были не признаны судом, считаются погашенными. После ликвидации ЮЛ заявлять любые требования уже некому.

 

Специальный случай – признание юридического лица несостоятельным (банкротом). Такое признание происходит по решению суда. Причем эти споры подведомственны арбитражным судам. Как определяет ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Соответственно, признание банкротом ведет к ликвидации ЮЛ. Закон устанавливает ряд исключений для юридических лиц, которые не могут признаваться банкротами: казенные предприятия, учреждения, а также политические партии и религиозные организации. Также установлены особые правила для госкорпораций. В принципе не исключено признание их банкротом, если об этом есть прямое указание в законе, а по общему правилу – нет. Касаемо фондов также особые правила (напротив, по общему правилу может быть признан несостоятельным, однако по закону может быть установлено иное).

 

Основания признания ЮЛ несостоятельным и порядок установлены в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Во-первых, необходимо наличие признаков банкротства: неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев с даты, когда такие обязательства должны быть исполнены. Вообще банкротом может быть признан и гражданин. Немного различаются признаки, которые касаются банкротства ЮЛ и граждан. Но для юридических лиц не учитывается общая стоимость имущества при определении признаков банкротства, а для граждан – учитывается. При наличии такого признака, руководство должника должно направить сведения, а лица заинтересованные (учредители и т.п.) могут предпринять меры, например, представить финансовую помощь ЮЛ. Если же признаки банкротства не устранены, то арбитражным судом может быть возбуждено дело о признании банкротства, но для этого помимо признаков необходимы основания: тот факт, что эти требования составляют не менее 100 тыс. Р. Возбуждение дела происходит по заявлению при наличии основания и признаков. Закон о банкротстве устанавливает определенную процедуру. Сначала суд в течение 5 дней разрешает вопрос о принятии заявления. Затем принимается решение об обоснованности заявления в судебном порядке (в течении 15 дней) и вводится первая стадия банкротства – наблюдение. Далее начинает исчисляться срок на рассмотрение дела о банкротства. По общему правилу, он не может превышать 7 месяцев с даты поступления заявления. В процессе стадии наблюдения рассматривается вопрос о банкротстве. Если банкротство признано, то возбуждается конкурсное производство, в рамках происходит ликвидация ЮЛ, расчеты с кредиторами, но очередность не совпадает с закрепленной в ГК общей очередностью. Здесь уже 3 очереди, первые 2 совпадают. Третья – все иные, т.е. Закон о банкротстве не выделяет отдельно платежи в бюджетные и небюджетные фонды. Но в самую последнюю очередь Закон о банкротстве ставит требования кредиторов по признанию ничтожными сделок в рамках производства дела о банкротстве. То есть, скорее всего, им ничего не достанется.

 

Помимо наблюдения и конкурсного производства Закон о банкротстве предусматривает и иные процедуры, но они носят более антикризисный характер – финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение.

 

Ликвидация ЮЛ в упрощенном порядке. Применяется этот способ только в отношении недействующих ЮЛ и производится такая ликвидация путем исключения из реестра в связи со специальным решением уполномоченного органа. Ранее государственные органы должны были подать иск в суд и т.п. – процедура была долгая и громоздкая. Сейчас же порядок более простой и закреплен он в ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП». Ст. 21.1 указанного закона устанавливает условия применения упрощенного порядка:

· Непредставление налоговой отчетности в течение 12 месяцев.

· Неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.

 

Если эти условия налицо, то считается, что ЮЛ прекратило свою деятельность. Тогда регистрирующий орган принимает решение о ликвидации и издает в «Вестнике государственной регистрации» публикацию. Лица, чьи интересы затрагиваются ликвидацией ЮЛ, могут направить в регистрирующий орган свои возражения о проведении ликвидации в упрощенном порядке. Если в течение 3 месяцев со дня публикации таких заявлений не поступило, то ЮЛ автоматически исключается из реестра. Если такие заявления поступили, то ЮЛ может быть ликвидировано только в общем порядке.

 




Дата: 2019-03-05, просмотров: 209.